Психологический климат коллектива- как основное звено в сохранении психологического здоровья учеников.
методическая разработка по психологии на тему
Статья про психологическое здоровье обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskiy_klimat_kollektiva.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Ташантинская основная общеобразовательная школа»
Психологический климат коллектива- как основное звено в сохранении психологического здоровья учеников.
Педагог –психолог
Чокова Лиана Игоревна
Ташанта,2015
Психологический климат коллектива- как основное звено в сохранении психологического здоровья учеников.
Взаимоотношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особозначимой представляется их роль для старшеклассников, которые как раз в этом крайне сложном возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связей, постигают сущность собственного “Я” в соответствии с подмеченным еще К. Марксом “зеркальным” эффектом и одновременно удовлетворяют потребности в человеческих связях, в самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а также в системе ориентации и объекте поклонения.
Особая роль в жизни каждого человека принадлежит школьным годам, классу, эмоционально-психологическому климату класса. Учителям хорошо известно, что есть классы, куда идёшь с ощущением радости, работа в них вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений. Но есть и такие ученические группы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать.
Почти в каждой школе встречаются классы, куда учителя отправляются вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. В запущенных случаях дело может закончиться массовым отказом учителей вести занятия в конкретном классе. Причём ученики в нём могут быть «сильными», интеллектуально развитыми. Возникает вопрос: если дело не в успеваемости, то в чём? В учительской можно услышать: «в этом классе ужасный климат», «жуткая атмосфера», «агрессивная аура» и т.п.
Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, эмоциональное благополучие в классе — одно из важнейших условий развития личности школьника.
В современной психологической науке под социально-психологическим климатом (от греч. klima (klimatos) — наклон) понимается качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Оптимальное управление социально-психологическим климатом в любом (в том числе школьном)коллективе требует специальных знаний и умений от педагогического состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация преподавательского состава; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применениесоциально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.
Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становления личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в начальных классах.
Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного «Я».
Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих — психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.
Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищённость, мобильность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность, свобода «я». При неблагоприятном- незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала младшим школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций.
Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
К условиям, определяющим эффективность влияния учителя на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
· личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)
· профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).
· ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Наиболее эффективными способами формирования учителем психологического климата в классах начальной школы являются следующие:
· включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства.
· использование игры.
· формирование общих традиций.
· создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, Стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Наличие активной — позиции педагога по отношению к классному коллективу.
· привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.
Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.
Все эти компоненты в целом являются основной составляющей по психологическому здоровьесбережению обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»
Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...
Психологический климат коллектива- как основное звено в сохранении психологического здоровья учеников.
Статья про психологическое здоровье обучающихся...
Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, соответственно и здоровье детей. Он не является чем-то неизменным, данным ра...
Формирование эмоционально – психологических отношений обучающихся в коллективе класса (т.е. благоприятного социально-психологического климата в классе).
Доклад на МО классных руководителей...
«Психологический климат коллектива»
Выявить особенности развития психологического климата.https://www.youtube.com/watch?v=6V9vp6JSGAo...
Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...
Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу....