аналитическая справка по работе за 2019-2020гг
материал по психологии

Аналитический отчет о работе педагога-психолога

Кушнаревой Анны Алексеевны

за 2019-2020 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analitich_spravka_za_2019_kushnareva.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет о работе педагога-психолога

Кушнаревой Анны Алексеевны

за 2019-2020 учебный год.

1.Информационная справка об учреждении образования: МБОУ «Кыренская СОШ» - 968 детей.

 Количество классов (групп): среднее звено, старшее звено, 504человека, 22 класс комплекта

 Цель МБОУ «Кыренская СОШ»: создать условия для развития личности учащегося, умеющей быстро адаптироваться в информационном пространстве, обладающей инициативностью и самостоятельностью.

Задачи:

 1. Развивать физически здоровую личность, обладающую системой духовных ценностей;

2. Подготовить востребованного и конкурентоспособного во многих сферах выпускника;

3. Создать творчески работающий коллектив учителей;

4. Повысить качество образования.

2. Информационная справка о психологической службе образовательного учреждения:

 - Общий стаж 3года;

- МБОУ «Кыренская СОШ» с сентября 2019 года- 1год

- Цель деятельности: психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях ФГОС, создание оптимальных условий для реализации  прав каждого ребенка на полноценное познавательное и личностное развитие; сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Задачи:

  • создание психолого-педагогических условий для успешного прохождения       адаптационного периода в 5-х  классах;
  • Мониторинг личностных, интеллектуальных качеств учащихся, особенностей эмоционально – волевой и мотивационной сферы с целью обеспечения помощи педагогическому коллективу в создании образовательной среды, учитывающей психофизиологические особенности учащихся и с тем, чтобы отследить динамику изменений и вовремя оказать коррекционную помощь.
  • Разработка учебно-методических рекомендаций по созданию образовательной среды, учитывающей психофизиологические особенности учащихся.
  • Отслеживание и профилактика суицидальных наклонностей учащихся группы риска.
  • Оказание психологической помощи учащимся 9,11 класса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
  • Оказание коррекционно – развивающей помощи учащимся, нуждающимся в коррекции и развитии познавательных способностей, имеющих проблемы в установлении контактов с окружающими, повышенный уровень тревожности.
  • Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними.
  • Оказание психологической помощи учащимся группы риска.
  • Оказание психологической помощи одаренным учащимся.
  • Оказание содействия педагогическому коллективу в повышении профессиональной компетентности через просветительскую работу.
  • Совершенствование организации работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами и их родителями.

Консультативное направление

В течении 2019-2020г  учебного года было проведено 115 консультаций для учащихся, а также 174 – для педагогов школы, и 63 консультации для родителей учащихся.

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации.

В связи с тем, что основной контингент – это дети среднего и старшего школьного звена, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения, трудностями в обучении и поведении, страхи, депрессия, первая любовь. В целом все запросы можно разделить на:

  1. трудности в общении со сверстниками;
  2. проблемы в детско-родительских отношениях;
  3. трудности обучения;
  4. консультации по результатам групповой диагностики.
  5. страхи, депрессия, первая любовь

В процессе консультирования решались следующие задачи:

  1. прояснение и уточнение запроса;
  2. сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
  3. диагностика нарушений;
  4. рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;
  5. составление плана дальнейшей работы по запросу.

Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью клиентов на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до клиентов важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию клиентов на более глубокую работу. Также стоит обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны родителей. В будущем году необходимо по возможности усилить взаимодействие с родителями учащихся.

Диагностическое направление.

В течение 2019-2020гг диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций. В рамках проведения групповой диагностики проводилось следующее тестирование:

  1. Оценка психических состояний Айзенк
  2. Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лускановой)
  3. Опросник школьной тревожности Филипса
  4. Личностный опросник Шмишека
  5. Опросник Характер и профессия Г.В.Резапкина
  6. Методика Е.А. Климова "Определение типа будущей профессии"
  7. Проективные методики «Кактус», «Моя семья», «Несуществующее животное», "Человек, человек под дождем".
  8. Методика определения суицидальной направленности (Личностный опросник ИСН)
  9. Скрининговая диагностика компьютерной зависимости (Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Бояьбот)
  10. шкала депрессии Бека
  11. тест MPPI (тест мини смил)

В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.

Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.

Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у клиентов. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.

Коррекционно-развивающее направление

За прошедший период проводилась групповая развивающая работа с учащимися 5-11 классов, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах, методах борьбы со стрессом, повышение самооценки.. Всего за 2019-2020 г было проведено 36 групповых коррекционно-развивающих занятий. Основной контингент – учащиеся 5, 6,7,8,9,11классов.  

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

  • снижение уровня тревожности;
  • коррекция эмоционального состояния;
  • развитие коммуникативных навыков.
  • повышение самооценки
  • развитие стрессоустойчивости

Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как по отзывам самих участников, так и по динамике. Однако, стоит обратить внимание на усиление групповой работы с учащимися, формированию положительной учебной мотивации, развитие коммуникативных навыков, когнитивных и творческих способностей, коррекция межличностных отношений в детском коллективе, детско-родительских отношений.

Выводы. Проведенную групповую развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.

В будущем году необходимо сделать акцент на мотивирование учащихся к участию в групповой работе, проанализировать трудности и их причины, скорректировать программы коррекционно-развивающей работы.

Просветительская деятельность

Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.

1) Проведение тематических классных часов для учащихся 5-11  классы Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.

Основные темы классных часов:

  1. Классный час, Акция «профилактика табакокурения»;
  2. Классный час «профилактика правонарушений"
  3. профилактика употребления ПАВ
  4. Профилактика Буллинга
  5. Безопасный интернет.
  6. классный час "Телефон доверия"
  7. Психологическая готовность к сдаче ОГЭ, ЕГЭ
  8. Классные часы "Речь без сквернословия"

В связи с тем, что были получены положительные отзывы (от учащихся и классных руководителей) о проведенных занятиях.

2) Выступления на родительских собраниях.

Темы проведенных выступлений:

  1. «Психологические особенности подросткового возраста »,
  2. «Психологические особенности детей младшего школьного возраста(кризис 7 лет)»,
  3. " Профилактика правонарушений в молодежной среде"
  4. "Профилактика Буллинга"
  5. "Психологическая готовность к сдаче ОГЭ,ЕГЭ"
  6. "Профилактика суицидального риска"
  7. " Эффективные техники детско-родительских отношений"
  8. "Безопасный интернет, современные дети и гаджеты"

В целом все выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от классных руководителей, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.

3) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и классных руководителей по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними. Задачами данного вида просветительской деятельности является: 1) повышение психологической грамотности; 2) осознание педагогами и классными руководителями своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка; 3) побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком; 4) мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей.

В целом реализацию данного вида деятельности можно оценить как эффективную, т.к. педагоги и классные руководители смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе над проблемами.

4) Выступления на педагогическом совете по теме " Буллинг- как социальная проблема"

Выводы. Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.

Профилактическая деятельность

 В течении 2019-2020 учебного года были проведены мероприятия с обучающимися образовательной организации направленный на предотвращение правонарушений, профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании, спида/вич, сквернословия, компьютерной зависимости, проведено заседание круглого стала с участием всех субъектов профилактики " Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних" для семей СОП, ТЖС, участие в конкурсе рисунков «Я выбираю жизнь» для детей состоящих на различных видах учета, конкурс видеороликов "Утренняя зарядка" направленные на пропаганду ЗОЖ, профилактика правонарушений, суицидального риска . Онлайн-конкурс для родителей "Напиши письмо ребенку" направленный на укрепление детско-родительских отношений, профилактику суицидального риска.

Выводы. Реализацию профилактической деятельности можно считать качественной и успешной.

Методическая работа.

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Результатами методической работы за этот квартал стали: а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; в) разработка классных часов для учащихся; г) разработка и написание программ выступлений на родительских собраниях; д) создание базы диагностических методик.
  2. Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей
  3. Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей
  4. Оформление документации педагога-психолога

Выводы. Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми.

Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с годовым  планом работы и по всем направлениям. В течение 2019-2020г велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса: -изучается личность ребенка, с целью накопления всесторонней информации о различных сторонах его жизни и обучения на этом основании проводится профилактическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, ведется консультативная и профилактическая работа с родителями и педагогами; -создаются благоприятные социальные, психологические, педагогические условия для успешного воспитания, обучения и развития школьников.

В школе имеется  кабинет педагога-психолога где проводятся диагностика, консультирование родителей, детей, педагогов.

Вместе с тем, можно выделить проблемы, с которыми сталкиваюсь в своей работе:

  1. Одним из сложных, но важных направлений моей деятельности являлась тренинговая работа, которой были охвачены все классы. Трудности возникли в отсутствии отдельного кабинета для проведения занятий.
  2. Отсутствие материально-технического обеспечения (компьютер, принтер).

В новом учебном году поставлены следующие цели и  задачи:

Продолжать работу по всем направлениям:

По диагностическому направлению:

1. Продолжить создавать постоянную базу диагностических методик.

2.Использовать диагностическое направление как вспомогательное для дальнейшей большей эффективности в работе.

По консультированию:

  1. Активизировать работу как с детьми и родителями, так и с учителями.

По коррекционно-развивающему направлению:

  1. Продолжать оказывать помощь по выявленным проблемам и по запросу педагогов школы;
  2. Продолжать работу по развитию и коррекции познавательной сферы обучающихся с ОВЗ;
  3. Реализовать программу индивидуальных психологических занятий по развитию и коррекции и эмоционально- волевой сферы школьников.

По просветительскому и профилактическому направлениям:

  1. Обеспечивать всех участников педагогического процесса психологическими знаниями, позволяющими повышать психологическую грамотность;
  2. Уточнить тематику родительских собраний, классных часов, которые были бы интересны и актуальны как детям, так и родителям, и педагогам;
  3. Продолжать повышать свою профессиональную компетентность через курсы повышения квалификации, мастер – классы, семинары, практикумы и обмен опытом.

А также принимать участие в профессиональных конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о работе профилактического отряда "Школьный дозор"

Анализ работы профилактического отряда за 2011-2012 учебный год...

Аналитическая справка о работе педагога за 5 лет.

При прохождении аттестации необходимо оформление портфолио с аналитической справкой . Я представляю один из варианотов оформления такой справки....

Аналитическая справка о работе классного руководителя МБОУ "Шумаровская СОШ"Мацкевич Марии Васильевны

В данной справке отражены результаты моей работ в должности классного руководителя.Указаны мероприятия,в которых мои воспитанники добились результатов.Моя работа с родителями и педколлективом....

Аналитическая справка о работе преподавателя-организатора ОБЖ

Аналитическая справка о работе преподавателя-организатора ОБЖ...

План воспитательной работы на 2019-2020гг

Цель:всестороннее развитие личности  подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; повышение в обществе авторитета и п...

Анализ воспитательной работы за 2019-2020гг.

Анализ работы и дистанционное обучение...