аналитическая справка по работе за 2019-2020гг
материал по психологии
Аналитический отчет о работе педагога-психолога
Кушнаревой Анны Алексеевны
за 2019-2020 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analitich_spravka_za_2019_kushnareva.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет о работе педагога-психолога
Кушнаревой Анны Алексеевны
за 2019-2020 учебный год.
1.Информационная справка об учреждении образования: МБОУ «Кыренская СОШ» - 968 детей.
Количество классов (групп): среднее звено, старшее звено, 504человека, 22 класс комплекта
Цель МБОУ «Кыренская СОШ»: создать условия для развития личности учащегося, умеющей быстро адаптироваться в информационном пространстве, обладающей инициативностью и самостоятельностью.
Задачи:
1. Развивать физически здоровую личность, обладающую системой духовных ценностей;
2. Подготовить востребованного и конкурентоспособного во многих сферах выпускника;
3. Создать творчески работающий коллектив учителей;
4. Повысить качество образования.
2. Информационная справка о психологической службе образовательного учреждения:
- Общий стаж 3года;
- МБОУ «Кыренская СОШ» с сентября 2019 года- 1год
- Цель деятельности: психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях ФГОС, создание оптимальных условий для реализации прав каждого ребенка на полноценное познавательное и личностное развитие; сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Задачи:
- создание психолого-педагогических условий для успешного прохождения адаптационного периода в 5-х классах;
- Мониторинг личностных, интеллектуальных качеств учащихся, особенностей эмоционально – волевой и мотивационной сферы с целью обеспечения помощи педагогическому коллективу в создании образовательной среды, учитывающей психофизиологические особенности учащихся и с тем, чтобы отследить динамику изменений и вовремя оказать коррекционную помощь.
- Разработка учебно-методических рекомендаций по созданию образовательной среды, учитывающей психофизиологические особенности учащихся.
- Отслеживание и профилактика суицидальных наклонностей учащихся группы риска.
- Оказание психологической помощи учащимся 9,11 класса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
- Оказание коррекционно – развивающей помощи учащимся, нуждающимся в коррекции и развитии познавательных способностей, имеющих проблемы в установлении контактов с окружающими, повышенный уровень тревожности.
- Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними.
- Оказание психологической помощи учащимся группы риска.
- Оказание психологической помощи одаренным учащимся.
- Оказание содействия педагогическому коллективу в повышении профессиональной компетентности через просветительскую работу.
- Совершенствование организации работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами и их родителями.
Консультативное направление
В течении 2019-2020г учебного года было проведено 115 консультаций для учащихся, а также 174 – для педагогов школы, и 63 консультации для родителей учащихся.
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации.
В связи с тем, что основной контингент – это дети среднего и старшего школьного звена, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения, трудностями в обучении и поведении, страхи, депрессия, первая любовь. В целом все запросы можно разделить на:
- трудности в общении со сверстниками;
- проблемы в детско-родительских отношениях;
- трудности обучения;
- консультации по результатам групповой диагностики.
- страхи, депрессия, первая любовь
В процессе консультирования решались следующие задачи:
- прояснение и уточнение запроса;
- сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
- диагностика нарушений;
- рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;
- составление плана дальнейшей работы по запросу.
Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью клиентов на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до клиентов важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию клиентов на более глубокую работу. Также стоит обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны родителей. В будущем году необходимо по возможности усилить взаимодействие с родителями учащихся.
Диагностическое направление.
В течение 2019-2020гг диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций. В рамках проведения групповой диагностики проводилось следующее тестирование:
- Оценка психических состояний Айзенк
- Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лускановой)
- Опросник школьной тревожности Филипса
- Личностный опросник Шмишека
- Опросник Характер и профессия Г.В.Резапкина
- Методика Е.А. Климова "Определение типа будущей профессии"
- Проективные методики «Кактус», «Моя семья», «Несуществующее животное», "Человек, человек под дождем".
- Методика определения суицидальной направленности (Личностный опросник ИСН)
- Скрининговая диагностика компьютерной зависимости (Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Бояьбот)
- шкала депрессии Бека
- тест MPPI (тест мини смил)
В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.
Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.
Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у клиентов. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.
Коррекционно-развивающее направление
За прошедший период проводилась групповая развивающая работа с учащимися 5-11 классов, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах, методах борьбы со стрессом, повышение самооценки.. Всего за 2019-2020 г было проведено 36 групповых коррекционно-развивающих занятий. Основной контингент – учащиеся 5, 6,7,8,9,11классов.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
- снижение уровня тревожности;
- коррекция эмоционального состояния;
- развитие коммуникативных навыков.
- повышение самооценки
- развитие стрессоустойчивости
Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как по отзывам самих участников, так и по динамике. Однако, стоит обратить внимание на усиление групповой работы с учащимися, формированию положительной учебной мотивации, развитие коммуникативных навыков, когнитивных и творческих способностей, коррекция межличностных отношений в детском коллективе, детско-родительских отношений.
Выводы. Проведенную групповую развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.
В будущем году необходимо сделать акцент на мотивирование учащихся к участию в групповой работе, проанализировать трудности и их причины, скорректировать программы коррекционно-развивающей работы.
Просветительская деятельность
Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.
1) Проведение тематических классных часов для учащихся 5-11 классы Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.
Основные темы классных часов:
- Классный час, Акция «профилактика табакокурения»;
- Классный час «профилактика правонарушений"
- профилактика употребления ПАВ
- Профилактика Буллинга
- Безопасный интернет.
- классный час "Телефон доверия"
- Психологическая готовность к сдаче ОГЭ, ЕГЭ
- Классные часы "Речь без сквернословия"
В связи с тем, что были получены положительные отзывы (от учащихся и классных руководителей) о проведенных занятиях.
2) Выступления на родительских собраниях.
Темы проведенных выступлений:
- «Психологические особенности подросткового возраста »,
- «Психологические особенности детей младшего школьного возраста(кризис 7 лет)»,
- " Профилактика правонарушений в молодежной среде"
- "Профилактика Буллинга"
- "Психологическая готовность к сдаче ОГЭ,ЕГЭ"
- "Профилактика суицидального риска"
- " Эффективные техники детско-родительских отношений"
- "Безопасный интернет, современные дети и гаджеты"
В целом все выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от классных руководителей, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.
3) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и классных руководителей по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними. Задачами данного вида просветительской деятельности является: 1) повышение психологической грамотности; 2) осознание педагогами и классными руководителями своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка; 3) побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком; 4) мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей.
В целом реализацию данного вида деятельности можно оценить как эффективную, т.к. педагоги и классные руководители смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе над проблемами.
4) Выступления на педагогическом совете по теме " Буллинг- как социальная проблема"
Выводы. Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.
Профилактическая деятельность
В течении 2019-2020 учебного года были проведены мероприятия с обучающимися образовательной организации направленный на предотвращение правонарушений, профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании, спида/вич, сквернословия, компьютерной зависимости, проведено заседание круглого стала с участием всех субъектов профилактики " Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних" для семей СОП, ТЖС, участие в конкурсе рисунков «Я выбираю жизнь» для детей состоящих на различных видах учета, конкурс видеороликов "Утренняя зарядка" направленные на пропаганду ЗОЖ, профилактика правонарушений, суицидального риска . Онлайн-конкурс для родителей "Напиши письмо ребенку" направленный на укрепление детско-родительских отношений, профилактику суицидального риска.
Выводы. Реализацию профилактической деятельности можно считать качественной и успешной.
Методическая работа.
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
- Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Результатами методической работы за этот квартал стали: а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; в) разработка классных часов для учащихся; г) разработка и написание программ выступлений на родительских собраниях; д) создание базы диагностических методик.
- Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей
- Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей
- Оформление документации педагога-психолога
Выводы. Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми.
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с годовым планом работы и по всем направлениям. В течение 2019-2020г велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса: -изучается личность ребенка, с целью накопления всесторонней информации о различных сторонах его жизни и обучения на этом основании проводится профилактическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, ведется консультативная и профилактическая работа с родителями и педагогами; -создаются благоприятные социальные, психологические, педагогические условия для успешного воспитания, обучения и развития школьников.
В школе имеется кабинет педагога-психолога где проводятся диагностика, консультирование родителей, детей, педагогов.
Вместе с тем, можно выделить проблемы, с которыми сталкиваюсь в своей работе:
- Одним из сложных, но важных направлений моей деятельности являлась тренинговая работа, которой были охвачены все классы. Трудности возникли в отсутствии отдельного кабинета для проведения занятий.
- Отсутствие материально-технического обеспечения (компьютер, принтер).
В новом учебном году поставлены следующие цели и задачи:
Продолжать работу по всем направлениям:
По диагностическому направлению:
1. Продолжить создавать постоянную базу диагностических методик.
2.Использовать диагностическое направление как вспомогательное для дальнейшей большей эффективности в работе.
По консультированию:
- Активизировать работу как с детьми и родителями, так и с учителями.
По коррекционно-развивающему направлению:
- Продолжать оказывать помощь по выявленным проблемам и по запросу педагогов школы;
- Продолжать работу по развитию и коррекции познавательной сферы обучающихся с ОВЗ;
- Реализовать программу индивидуальных психологических занятий по развитию и коррекции и эмоционально- волевой сферы школьников.
По просветительскому и профилактическому направлениям:
- Обеспечивать всех участников педагогического процесса психологическими знаниями, позволяющими повышать психологическую грамотность;
- Уточнить тематику родительских собраний, классных часов, которые были бы интересны и актуальны как детям, так и родителям, и педагогам;
- Продолжать повышать свою профессиональную компетентность через курсы повышения квалификации, мастер – классы, семинары, практикумы и обмен опытом.
А также принимать участие в профессиональных конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о работе районного методического объединения педагогов-психологов и социальных педагогов г. Пролетарска Ростовской области за 2009-2010 учебный год
Данный материал является обязательным нормативным документом педагога-психолога (руководителя РМО)...
Аналитическая справка о работе профилактического отряда "Школьный дозор"
Анализ работы профилактического отряда за 2011-2012 учебный год...
Аналитическая справка о работе педагога за 5 лет.
При прохождении аттестации необходимо оформление портфолио с аналитической справкой . Я представляю один из варианотов оформления такой справки....
Аналитическая справка о работе классного руководителя МБОУ "Шумаровская СОШ"Мацкевич Марии Васильевны
В данной справке отражены результаты моей работ в должности классного руководителя.Указаны мероприятия,в которых мои воспитанники добились результатов.Моя работа с родителями и педколлективом....
Аналитическая справка о работе преподавателя-организатора ОБЖ
Аналитическая справка о работе преподавателя-организатора ОБЖ...
План воспитательной работы на 2019-2020гг
Цель:всестороннее развитие личности подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; повышение в обществе авторитета и п...
Анализ воспитательной работы за 2019-2020гг.
Анализ работы и дистанционное обучение...