Психология профессионального самоопределения
рабочая программа по психологии

Программа «Психология профессионального самоопределения» направлена, прежде всего, на формирование психологических знаний, на повышение уровня психологической компетентности обучающихся.Основная цель программы: создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников, готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать свои профессиональные и жизненные перспективы, профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Методологической основой программы являются работы Л.С.Выготского, посвященные социализации детей, концепция личности Л.И. Божович,  модель «восьмиугольник основных факторов выбора профессий», предложенная Е.А. Климовым, система принципов профессионального самоопределения (Пряжников). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_professionalnogo_samoopredeleniya.docx54.75 КБ

Предварительный просмотр:

На Региональный конкурс психолого-педагогических программ специалистов психолого-педагогических служб Смоленской области, реализующих сопровождение ФГОС

Номинация «Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы»

Программа «Психология профессионального самоопределения»

Автор: Черняева Юлия Валентиновна

МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области

педагог-психолог

Контактная информация:

 chernyaevajylia@mail.ru;

8(906)5195465

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Указание вида программы, обоснованного описанием проблемной ситуации, на решение которой она направлена

Программа «Психология профессионального самоопределения» представлена в номинации «Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы», так как она направлена, прежде всего на формирование психологических знаний, на повышение уровня психологической компетентности обучающихся. Программа может быть рекомендована как элективный курс или как курс внеурочной деятельности в рамках реализации ООП СОО.

Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны. Решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать. Подрастающее поколение несет в себе потенциальную энергию дальнейшего развития общества.

Человек рождается дважды: первый раз – когда появляется на свет и второй раз, когда выбирает себе профессию. Во многих странах до сегодняшних дней еще сохранилась традиция: родители выбирают профессию ребенку сами, часто это происходит сразу после рождения. В нашей стране выбор профессии предоставлен подростку. Но самостоятельный выбор – это сложный процесс, ведь отдавая приоритет одной профессии, все внимание будет отдано на её овладение. Поэтому очень важно определиться с  выбором профессии обдуманно, осознанно, грамотно.

Анализ анкетирования, проводимого с МБОУ СШ №2 г. Вязьмы в 2016-2017 уч. году показал, что старшеклассники, являясь школьниками последней ступени, в большинстве своём, не определились с выбором будущей профессии. При этом:

- 15% школьников не могут сделать свой выбор, так как недостаточно осведомлены о мире профессий;

- 25% школьников не имеют представления о своих способностях и склонностях;

- 50% школьников просто не задумывались о том, кем хотят быть.

А ведь важность осознанного выбора профессии очевидна: грамотная работа по профессиональной ориентации подростков способствует в дальнейшем повышению удовлетворенности специалиста своим трудом, более широкому использованию возможностей личности, сохранению здоровья специалистов. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают, в дальнейшем, как самого человека, так и все общество с экономикой страны или региона.

В школьной программе на сегодняшний день нет предмета, который бы помог старшекласснику сделать осознанный выбор профессии и дальнейшего образовательного маршрута. Программа «Психология профессионального самоопределения» решает эту задачу.

Описание участников программы

Программа предназначена для проведения занятий, способствующих профессиональному самоопределению, с учащимися 10-х классов.

У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам, так как потребность в значимых для жизненного успеха знаниях - одна из самых характерных черт старшеклассника. Поэтому, чтобы 10-классники с удовольствием посещали занятия, необходимо с первых занятий заинтересовать их важностью рассматриваемых вопросов.

Восприятие старшеклассников характеризуется целенаправленностью; внимание - произвольностью и устойчивостью; память - логическим характером; мышление старшеклассников отличается высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность.

Юность - период расцвета умственной деятельности: старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости, выработать собственную точку зрения и собственную оценку; определяющий характер для самоутверждения личности приобретает самостоятельность мышления.

Старшеклассники уважают интеллектуальные качества (подростки больше всего ценят физическую силу): живость ума, находчивость, умение остро чувствовать проблему, быстро ориентироваться в материале, необходимом для ее решения; в юношеском возрасте развивается умение комплексной оценки человека: кумирами становятся гармонично развитые люди (сочетание качеств ума с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами).

Ускоренными темпами формируются нравственные и социальные качества, так как юношеский возраст - это сензитивный период нравственной зрелости: более отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убеждения; глубже становится чувство взрослости; появляется стремление выразить свою индивидуальность (иногда это стремление приобретает гипертрофированные размеры); появляется усиленный интерес к этическим проблемам; сильные переживания вызывает первая любовь.

У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения; важное значение имеет статус личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива (коллектив корректирует качества личности, способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств); многих старшеклассников привлекают программы неформальных молодежных организаций.

Описание целей и задач программы

Основная цель программы: создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников, готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать свои профессиональные и жизненные перспективы, профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Основные задачи курса:

  1. Повысить уровень психологической компетенции и социального интеллекта учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
  2. Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание совей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  3. Ознакомить с миром профессионального труда, со спецификой и содержанием профессиональной деятельности;
  4. Оказать помощь старшеклассникам в постепенном открытии ими собственного внутреннего мира, показать уникальность и безусловную ценность этого мира;
  5. Пробудить интерес обучающихся к исследованию себя как субъекта общения и других людей как субъектов коммуникации;
  6. Дать возможность обучающимся проявить себя и добиться успеха в освоении профессиональных знаний и умений.

  1. Научные, методологические и методические основания программы

Методологической основой программы являются работы Л.С.Выготского, посвященные социализации детей, концепция личности Л.И. Божович,  модель «восьмиугольник основных факторов выбора профессий», предложенная Е.А. Климовым, система принципов профессионального самоопределения (Пряжников).

В социальной ситуации развития, являющейся исходным материалом для всех динамических изменений личности, Л.И. Божович выделяла как внешние социальные условия – выход в самостоятельную жизнь, так и внутренний процесс развития, определяющий становление личности, - поиск своего места в жизни. Центральное новообразование юношеского возраста – рождение жизненной перспективы, а основная потребность – потребность в самоопределении. 

Итак, подростковый возраст, это время, характеризующееся глубокими изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. В то же время, период окончания школы характеризуется для школьника активизацией процессов личностного, жизненного и профессионального самоопределения. Поэтому для старшеклассников может оказаться полезным и интересным углубление в проблематику ценностно-смыслового аспекта профессиональной карьеры человека.

Профессиональная ориентация, это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также занятий по психологии, что немаловажно. Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект – изучение требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект – изучение рынка труда.

Психологический аспект – изучение структуры личности.

Педагогический – формирование общественно-значимых мотивов выбора профессии.

Медико-физиологический аспект – разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья.

Содержание программы «Психология профессионального самоопределения» будет, так или иначе, захватывать каждый из вышеперечисленных аспектов.

Научная основа программы отражена также в использовании предложенной Е.А. Климовым модели -– «восьмиугольник основных факторов выбора профессии». Факторы выбора характеризуют ситуацию профессионального самоопределения и определяют само качество профессиональных планов подростка:

1) учет своих склонностей (по сравнению с интересами, склонности более устойчивы)

2) учет способностей, внешних и внутренних возможностей

 3) учет престижности выбираемой профессии

 4) учет информированности о ней

 5) учет позиции родителей

 6) учет позиции одноклассников, друзей и сверстников

 7) учет потребностей производства («рынка»), а также

8) наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей – с личной профессиональной перспективы (ЛПП).

При планировании и организации работы за основу бралась система принципов, выделенная Н.С. Пряжниковым:

1. Конкретно-методологические:

1) культурно-историческая обусловленность самоопределения;

2) личностно-индивидуальный подход к клиенту;

3) системность;

4) постепенность (предполагающая учет реальной ситуации развития клиента);

5) приоритет ценностно-нравственных ориентаций в самоопределении (также предполагается учет уровня нравственного развития конкретного клиента).

2. Организационно-управленческие принципы делятся на две подгруппы:

Первая подгруппа – принципы организации профконсультационной помощи:

1) многообразие форм и методов работы;

2) «экологичность» (нравственность, ориентация на этически приемлемые цели работы);

3) преемственность (учет предшествующего опыта);

4) гибкость;

5) выделение приоритетов;

6) самоактивизация (и ответственность) различных субъектов системы профориентации;

7) формирование профессионального содружества;

8) гибкость, готовность к разумным компромиссам (близко к принципу конкретности и принципу реализма);

9) действенный оптимизм и разумная самоирония;

10) взаимосвязь принципов (близко к принципу системности).

Вторая подгруппа – принципы организации подготовки кадров профконсультантов:

1) способствование творческой самореализации специалистов;

2) соединение теоретической подготовки с методологической и практической;

3) учет имеющегося у обучающихся специалистов профессионального и жизненного опыта (близко к принципу реализма);

4) формирование полноценной ценностнонравственной основы профессиональной деятельности.

3. Конкретно-практические принципы:

1) учет реальной аудитории и особенностей конкретных клиентов;

2) учет реальных условий использования конкретных методик;

3) учет собственной готовности к оказанию помощи со стороны консультанта;

4) чередование различных форм и методов работы;

5) учет характеристик самой используемой методики (ее динамичности, привлекательности и др.);

6) взаимодополняемость методов (сочетание собственно профориентационных и вспомогательных методик);

7) диалогичность профконсультационной работы;

8) приоритет активизирующих методов.

4. Этические принципы:

1) «не навреди»;

2) не навешивай оценочных «ярлыков»;

3) стремись к доброжелательному пониманию клиента;

3) конфиденциальность;

4) сочетание добровольности и обязательности при использовании определенных методов;

5) не выясняй отношений с коллегами в присутствии клиентов;

 6) уважительно относись к любому клиенту (учитывай его реальные особенности);

7) не самоутверждайся за счет клиента;

8) уважай себя как специалиста (профконсультанта) и как личность.

Методы профориентации, используемые в программе:

информационно-справочные (просветительские) методы

- профессиограммы

- информационно-поисковые системы

- познавательные лекции

- учебные видеофильмы

- использоване СМИ

методы профессиональной психодиагностики

- опросники профессиональной мотивации

- опросники профессиональных способностей

- личностные опросники

- проективные личностные тесты

- профессиональные пробы

- использование игровых или тренинговых ситуаций

методы морально-эмоциональной поддержки

- положительные примеры самоопределения

- профориентационные игры с элементами тренинга.

  1. Особенности реализации программы

Принципиальное отличие программы «Психология профессионального самоопределения» от других программ, направленных на профориентацию старшеклассников, в том, что в данном случае профориентационные знания формируются у старшеклассников на основе знаний общей психологии. Обладая этими знаниями, школьники оценивают себя с точки зрения пригодности к той или иной профессии.

Структура программы

Программа курса «Психология профессионального самоопределения» состоит из двух разделов: «Что я знаю о себе» - 20 занятий и «Мир профессий» - 11 занятий.

I раздел – освещает вопросы общей психологии и психологии общения, знакомит старшеклассников с индивидуальными психическими особенностями человека, влияющими так или иначе на выбор профессии; объясняет немалую роль общения в профессиональном самоопределении. Данный раздел оснащен обширным психодиагностическим материалом, который анализируют и с которым работают сами обучающиеся под руководством педагога-психолога. На занятиях обучающиеся приобретают знания о необходимых шагах для принятия решений, о собственных ресурсах и ресурсах со стороны, помогающих достигнуть целей.

II раздел – освещает отдельные вопросы психологии труда, создает условия для приобретения обучающимися теоретических и практических знаний о многообразии мира профессий; о возникновении профессий и специальностей; о содержании, характере, целях и функциональном разделении труда; развитию у обучающихся готовности свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего, способствует получение знаний о секретах выбора профессии и возможных ошибках своего выбора. В данном разделе старшеклассники знакомятся с различными путями получения профессии и образовательной картой города, а анализ рынка труда способствует актуализации осознанного и адекватного выбора дальнейшего образовательного маршрута и профессионального самоопределения.

В начале курса – вводное занятие, в завершении курса - итоговое занятие, где школьникам предлагаются индивидуальные консультации по вопросам профессионального самоопределения.

Программа рассчитана на 34 часа (учебных). Занятия проводятся по 1 часу в неделю.

Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

1.

Введение. Психология и профессиональное самоопределение.

1

РАЗДЕЛ I.

Что я знаю о себе.

2.

Внутренний мир человека и система представлений о себе.

1

3.

Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении.

1

4-8.

Познавательные процессы и их роль в профессиональной деятельности.

5

9-13.

Личность и её основные характеристики.

5

14-21.

Роль общения в профессиональной деятельности.

8

Общее кол-во часов:

20

РАЗДЕЛ II.

Мир профессий.

22.

Профессиональные и жизненные планы.

1

23.

Слагаемые выбора.

1

24-25.

Профессиональные интересы, склонности и способности, их роль в выборе профессии.

2

26.

Знакомство с профессиограммой.

1

27.

Учебные заведения.

1

28.

Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда.

1

29-30.

Профессиональное резюме. Устраиваемся на работу по правилам.

2

31-32.

На пути к образованному человеку.

2

Общее кол-во часов:

11

33-

34.

Итоговое занятие. Индивидуальное консультирование по запросу школьников.

2

ИТОГО:

34

Содержание курса

занятия

Тема занятия, краткое содержание изучаемого материала

Колич. часов

Сроки проведения

1.

Введение. Психология и профессиональное самоопределение.

Современная психология. Ее роль и место в системе наук. Структура современной психологии. Роль психологии в профессиональном самоопределении.

1

РАЗДЕЛ I.

Что я знаю о себе.

2.

Внутренний мир человека и система представлений о себе.

Кто я? Какой я? Осознание себя.

1

3.

Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении.

Понятие самооценки. Влияние самооценки на выбор профессии. Практическая работа 1: «Диагностика самооценки».

1

4.

5.

6.

7.

8.

Познавательные процессы и их роль в профессиональной деятельности.

Ощущения: классификация ощущений по качественной характеристике, общие свойства. Восприятие, его виды и свойства

Внимание, его свойства. Память: виды и особенности памяти, мнемотехнические приемы запоминания.

Практическое занятие. Диагностика внимания, наблюдательности. Диагностика ведущего типа памяти, оценка роли осмысленности в запоминании, избирательный характер памяти.

Мышление. Виды мышления. Воображение. Воображение и мышление.

Промежуточный контроль знаний. Проверочная работа по теме «Познавательные процессы и их роль в профессиональной деятельности»

5

1

1

1

1

1

9.

10.

11.

12.

13.

Личность и её основные характеристики.

Личность как проблема общей психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность».

Психология темперамента.

Психология характера.

Психология способностей.

 

Практическое занятие. Диагностика личностных свойств и состояний.

5

1

1

1

1

1

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

Роль общения в профессиональной деятельности.

Что такое общение.  Виды и функции общения. Типы общения.

Общение как обмен информацией.

Вербальные средства коммуникации человека. Речь как источник информации.

Коммуникативные барьеры.

Невербальная коммуникация.

Виды невербальной коммуникации.

Практическая работа 2: «Методы исследования особенностей вербального и невербального общения».

Практическое занятие. Развитие навыков вербального и невербального общения.

Общение как взаимодействие.

Взаимодействие посредством общения. Ролевое взаимодействие.

Общение как восприятие людьми друг друга.

Социальная перцепция: восприятие, понимание и объяснение поступков других людей.

Конфликты.

Возникновение конфликта. Осознание конфликтной ситуации.

Конфликтное поведение. Разрешение конфликта.

Способы преодоления конфликта.

Практическая работа 3: «Методы исследования конфликтности».

Промежуточный контроль знаний. Проверочная работа по теме «Роль общения в профессиональной деятельности»

8

1

1

1

1

1

1

1

1

РАЗДЕЛ II.

Мир профессий.

22.

Профессиональные и жизненные планы.

Готовность к выбору профессионального пути

1

23.

Слагаемые выбора.

«Хочу. Могу. Надо» - условия, необходимые для правильного выбора профессии. Анализ внешних и внутренних условий выбора. Понятие «мотив выбора», самодиагностика мотивов.

1

24-25

Профессиональные интересы и способности, их роль в выборе профессий.

Практическое занятие: «Определение интересов и способностей. Анализ результатов».

2

26.

Знакомство с профессиограммой

Раскрытие требований, предъявляемых профессией личности. Анализ профессии с использованием схемы.

1

27.

Учебные заведения.

Знакомство с различными учебными заведениями. Урок-презентация.

1

28.

Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда. 

Построение личного профессионального плана. Определение реальных путей дальнейшего образования при выборе профессии.

1

29-30.

Профессиональное резюме. Устраиваемся на работу по правилам.

Советы при трудоустройстве. Поведение при собеседовании.

Составление резюме. Игровые пробы.

2

1

1

31-32.

На пути к образованному человеку.

Практическое занятие. Защита проектов «Мой выбор» - контроль знаний.

2

33-34.

Итоговое занятие. Индивидуальное консультирование по запросу школьников.

2

Описание используемых технологий, диагностического инструментария.

Используемые технологии

Информационно-коммуникативные технологии -  применяются данные технологии на занятиях прежде всего для изучения нового материала, предъявления новой информации; кроме того, ИКТ используется также для организации самостоятельной работы учащихся.

Здоровьесберегающие технологии – применяются прежде всего с целью формирования мотивации на здоровый образ жизни, формирования интереса к учебе.

Технология проектной деятельности – применяется на занятиях с целью открытия новых знаний, повышения интереса к предмету, повышение уровня ИКТ-компетенции, с целью сплочения школьников, формирования умения работать в команде.

Игровые технологии – часто применяются на занятиях, так как школьники получают удовольствие от самого процесса игры, выполняют дидактическую задачу игры разыгрывают сюжеты, угадывают, распутывают, добиваются результатов и т.п.

Технология профконсультирования – используется в двух формах – индивидуальное профконсультирование и групповое профконсультирование.

Используемые диагностические методики

Методика самооценки личности – Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией С.Н. Чистяковой.

Диагностика темперамента по Айзенку http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/303-eysenck-method-to-determine-the-temperament 

Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховский) http://testoteka.narod.ru/mlo/1/07.html 

Тест «Скажи мне, как ты стоишь и сидишь» (оценка невербального общения) – Станов А.Н. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. Минск, 2000

Диагностика «Конфликтный ли вы человек?» - Рогов Е.И. Психология общения – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007

Анкета интересов – Елисеев О.П. практикум по психологии личности. СПб., 2001

Матрица выбора профессии http://psy.1september.ru/2008/11/26.pdf 

Тест «Ценностные ориентации» М. Рокича http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy 

Методика «КОС» (В.В. Синявский, В.А. Федоршин) http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html 

Ограничения и противопоказания на участие в освоении программы

Данная программа показана для занятий всем школьникам, обучающимся по ООП СОО. Нецелесообразно включать в группы детей с ЗПР (вариант 7.2) и умственной отсталостью, так как данной категории детей будет сложно усвоить предлагаемый материал. Кроме того, не всегда способные работать индивидуально, школьники данных групп не справятся с индивидуальными творческими и проектными заданиями.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы

Требования к специалисту, реализующего программу

Специалист, реализующий программы должен иметь высшее образование по специальности «Психология», иметь стаж работы с детьми не менее 5 лет, иметь опыт преподавательской деятельности.

Требования к материально-технической оснащенности

Для эффективной реализации программы необходимо проводить занятия в отдельном кабинете, оснащенном компьютером, проектором, экраном, магнитофоном Педагог должен иметь в свободном пользовании принтер.

Сроки реализации программы – 1 год

  1. Ожидаемые результаты реализации программы

Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий

Личностные результаты:

сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учётом конкретных перспектив социального развития (базовая ценность – труд)

Прогнозируемый воспитательный результат:

- знакомы с основными понятиями общей психологии и психологии общения; владеют информацией об основных методах, используемых для оптимизации общения, для определения тактики действий по профессиональному самоопределению, для результативного устройства на работу (1 уровень)

Проверочная работа

- ценностное отношение к труду, желание трудиться на благо Родины (2 уровень)

Тест «Ценностные ориентации» (М.Рокич)

- опыт в проведении простейших диагностических методик с целью познания себя и другого человека, опыт в обработке результатов, интерпретации данных;

- опыт осознанного и обоснованного выбора дальнейшей профессии и профессионального маршрута (3 уровень)

Практические работы

Мини-проект «Профессия, которую я выбираю»

Прогнозируемый воспитательный эффект:

формирование устойчивой личностноориентированной позиции в вопросах профильного и профессионального самоопределения

Метапредметные результаты:

коммуникативные УУД

- способность высказывать и обосновывать свое мнение и выслушивать мнение партнера

- способность противостоять конфликтным ситуациям

Методика «КОС» (В.В. Синявский, В.А. Федоршин)

регулятивные УУД

- выбирать из предложенных вариантов

- составлять план решения проблемы

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку

Мини-проект «Профессия, которую я выбираю»

После изучения курса «Психология профессионального самоопределения», прежде всего, старшеклассники приобретают такой жизненно важный навык, как способность определить свой дальнейший образовательный маршрут с учетом индивидуальных особенностей и способностей и требований современного мира.

  1. Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения

Программа «Психология профессионального самоопределения» апробирована на базе МБОУ СШ №2 г.Вязьмы Смоленской области в 2017-2018 учебном году. Количество участников – 86 человек.

Анализ личностных результатов показал, что

знакомы с основными понятиями общей психологии и психологии общения, владеют информацией об основных методах, используемых для оптимизации общения, для определения тактики действий по профессиональному самоопределению, для результативного устройства на работу – 100% десятиклассников

имеют ценностное отношение к труду, желание трудиться на благо Родины – 88% десятиклассников

имеют опыт осознанного и обоснованного выбора дальнейшей профессии и профессионального маршрута – 100% десятиклассников.

Анализ метапредметных результатов показал, что

способны высказывать и обосновывать свое мнение и выслушивать мнение партнера – 100% десятикласников

способны противостоять конфликтным ситуациям – 72% десятиклассников

способны составлять план решения проблемы – 98% десятиклассников

способны соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку – 100% десятиклассников.

Выводы:

- программа способствовала профессиональному самоопределению школьников старшего звена

- в ходе изучения программных тем, школьники получали психологические знания, знакомились с терминологией предмета, основными понятиями, что повысило их интерес к психолоии, как науке.

Литература.

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2005.
  2. Немов Р.С. Психология. – В 3 кн.: кн. 1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 1999.
  3. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Учебно-методическое пособие – М.: изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002.
  4. Пряжников Н.С. , Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М,: Первое сентября, 2004.
  5. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2004
  6. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  7. Сонин В.А. Психология познания нашего «Я». – СПб, «Речь», 2005.
  8. Шваб Е.Д. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.
  9. Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2007.
  10. Ж-л «Школьный психолог»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты