Психология профессионального самоопределения
рабочая программа по психологии
Программа «Психология профессионального самоопределения» направлена, прежде всего, на формирование психологических знаний, на повышение уровня психологической компетентности обучающихся.Основная цель программы: создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников, готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать свои профессиональные и жизненные перспективы, профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Методологической основой программы являются работы Л.С.Выготского, посвященные социализации детей, концепция личности Л.И. Божович, модель «восьмиугольник основных факторов выбора профессий», предложенная Е.А. Климовым, система принципов профессионального самоопределения (Пряжников).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_professionalnogo_samoopredeleniya.docx | 54.75 КБ |
Предварительный просмотр:
На Региональный конкурс психолого-педагогических программ специалистов психолого-педагогических служб Смоленской области, реализующих сопровождение ФГОС
Номинация «Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы»
Программа «Психология профессионального самоопределения»
Автор: Черняева Юлия Валентиновна
МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области
педагог-психолог
Контактная информация:
8(906)5195465
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Указание вида программы, обоснованного описанием проблемной ситуации, на решение которой она направлена
Программа «Психология профессионального самоопределения» представлена в номинации «Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы», так как она направлена, прежде всего на формирование психологических знаний, на повышение уровня психологической компетентности обучающихся. Программа может быть рекомендована как элективный курс или как курс внеурочной деятельности в рамках реализации ООП СОО.
Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны. Решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать. Подрастающее поколение несет в себе потенциальную энергию дальнейшего развития общества.
Человек рождается дважды: первый раз – когда появляется на свет и второй раз, когда выбирает себе профессию. Во многих странах до сегодняшних дней еще сохранилась традиция: родители выбирают профессию ребенку сами, часто это происходит сразу после рождения. В нашей стране выбор профессии предоставлен подростку. Но самостоятельный выбор – это сложный процесс, ведь отдавая приоритет одной профессии, все внимание будет отдано на её овладение. Поэтому очень важно определиться с выбором профессии обдуманно, осознанно, грамотно.
Анализ анкетирования, проводимого с МБОУ СШ №2 г. Вязьмы в 2016-2017 уч. году показал, что старшеклассники, являясь школьниками последней ступени, в большинстве своём, не определились с выбором будущей профессии. При этом:
- 15% школьников не могут сделать свой выбор, так как недостаточно осведомлены о мире профессий;
- 25% школьников не имеют представления о своих способностях и склонностях;
- 50% школьников просто не задумывались о том, кем хотят быть.
А ведь важность осознанного выбора профессии очевидна: грамотная работа по профессиональной ориентации подростков способствует в дальнейшем повышению удовлетворенности специалиста своим трудом, более широкому использованию возможностей личности, сохранению здоровья специалистов. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают, в дальнейшем, как самого человека, так и все общество с экономикой страны или региона.
В школьной программе на сегодняшний день нет предмета, который бы помог старшекласснику сделать осознанный выбор профессии и дальнейшего образовательного маршрута. Программа «Психология профессионального самоопределения» решает эту задачу.
Описание участников программы
Программа предназначена для проведения занятий, способствующих профессиональному самоопределению, с учащимися 10-х классов.
У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам, так как потребность в значимых для жизненного успеха знаниях - одна из самых характерных черт старшеклассника. Поэтому, чтобы 10-классники с удовольствием посещали занятия, необходимо с первых занятий заинтересовать их важностью рассматриваемых вопросов.
Восприятие старшеклассников характеризуется целенаправленностью; внимание - произвольностью и устойчивостью; память - логическим характером; мышление старшеклассников отличается высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность.
Юность - период расцвета умственной деятельности: старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости, выработать собственную точку зрения и собственную оценку; определяющий характер для самоутверждения личности приобретает самостоятельность мышления.
Старшеклассники уважают интеллектуальные качества (подростки больше всего ценят физическую силу): живость ума, находчивость, умение остро чувствовать проблему, быстро ориентироваться в материале, необходимом для ее решения; в юношеском возрасте развивается умение комплексной оценки человека: кумирами становятся гармонично развитые люди (сочетание качеств ума с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами).
Ускоренными темпами формируются нравственные и социальные качества, так как юношеский возраст - это сензитивный период нравственной зрелости: более отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убеждения; глубже становится чувство взрослости; появляется стремление выразить свою индивидуальность (иногда это стремление приобретает гипертрофированные размеры); появляется усиленный интерес к этическим проблемам; сильные переживания вызывает первая любовь.
У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения; важное значение имеет статус личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива (коллектив корректирует качества личности, способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств); многих старшеклассников привлекают программы неформальных молодежных организаций.
Описание целей и задач программы
Основная цель программы: создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников, готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать свои профессиональные и жизненные перспективы, профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Основные задачи курса:
- Повысить уровень психологической компетенции и социального интеллекта учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание совей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- Ознакомить с миром профессионального труда, со спецификой и содержанием профессиональной деятельности;
- Оказать помощь старшеклассникам в постепенном открытии ими собственного внутреннего мира, показать уникальность и безусловную ценность этого мира;
- Пробудить интерес обучающихся к исследованию себя как субъекта общения и других людей как субъектов коммуникации;
- Дать возможность обучающимся проявить себя и добиться успеха в освоении профессиональных знаний и умений.
- Научные, методологические и методические основания программы
Методологической основой программы являются работы Л.С.Выготского, посвященные социализации детей, концепция личности Л.И. Божович, модель «восьмиугольник основных факторов выбора профессий», предложенная Е.А. Климовым, система принципов профессионального самоопределения (Пряжников).
В социальной ситуации развития, являющейся исходным материалом для всех динамических изменений личности, Л.И. Божович выделяла как внешние социальные условия – выход в самостоятельную жизнь, так и внутренний процесс развития, определяющий становление личности, - поиск своего места в жизни. Центральное новообразование юношеского возраста – рождение жизненной перспективы, а основная потребность – потребность в самоопределении.
Итак, подростковый возраст, это время, характеризующееся глубокими изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. В то же время, период окончания школы характеризуется для школьника активизацией процессов личностного, жизненного и профессионального самоопределения. Поэтому для старшеклассников может оказаться полезным и интересным углубление в проблематику ценностно-смыслового аспекта профессиональной карьеры человека.
Профессиональная ориентация, это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также занятий по психологии, что немаловажно. Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект – изучение требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект – изучение рынка труда.
Психологический аспект – изучение структуры личности.
Педагогический – формирование общественно-значимых мотивов выбора профессии.
Медико-физиологический аспект – разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья.
Содержание программы «Психология профессионального самоопределения» будет, так или иначе, захватывать каждый из вышеперечисленных аспектов.
Научная основа программы отражена также в использовании предложенной Е.А. Климовым модели -– «восьмиугольник основных факторов выбора профессии». Факторы выбора характеризуют ситуацию профессионального самоопределения и определяют само качество профессиональных планов подростка:
1) учет своих склонностей (по сравнению с интересами, склонности более устойчивы)
2) учет способностей, внешних и внутренних возможностей
3) учет престижности выбираемой профессии
4) учет информированности о ней
5) учет позиции родителей
6) учет позиции одноклассников, друзей и сверстников
7) учет потребностей производства («рынка»), а также
8) наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей – с личной профессиональной перспективы (ЛПП).
При планировании и организации работы за основу бралась система принципов, выделенная Н.С. Пряжниковым:
1. Конкретно-методологические:
1) культурно-историческая обусловленность самоопределения;
2) личностно-индивидуальный подход к клиенту;
3) системность;
4) постепенность (предполагающая учет реальной ситуации развития клиента);
5) приоритет ценностно-нравственных ориентаций в самоопределении (также предполагается учет уровня нравственного развития конкретного клиента).
2. Организационно-управленческие принципы делятся на две подгруппы:
Первая подгруппа – принципы организации профконсультационной помощи:
1) многообразие форм и методов работы;
2) «экологичность» (нравственность, ориентация на этически приемлемые цели работы);
3) преемственность (учет предшествующего опыта);
4) гибкость;
5) выделение приоритетов;
6) самоактивизация (и ответственность) различных субъектов системы профориентации;
7) формирование профессионального содружества;
8) гибкость, готовность к разумным компромиссам (близко к принципу конкретности и принципу реализма);
9) действенный оптимизм и разумная самоирония;
10) взаимосвязь принципов (близко к принципу системности).
Вторая подгруппа – принципы организации подготовки кадров профконсультантов:
1) способствование творческой самореализации специалистов;
2) соединение теоретической подготовки с методологической и практической;
3) учет имеющегося у обучающихся специалистов профессионального и жизненного опыта (близко к принципу реализма);
4) формирование полноценной ценностнонравственной основы профессиональной деятельности.
3. Конкретно-практические принципы:
1) учет реальной аудитории и особенностей конкретных клиентов;
2) учет реальных условий использования конкретных методик;
3) учет собственной готовности к оказанию помощи со стороны консультанта;
4) чередование различных форм и методов работы;
5) учет характеристик самой используемой методики (ее динамичности, привлекательности и др.);
6) взаимодополняемость методов (сочетание собственно профориентационных и вспомогательных методик);
7) диалогичность профконсультационной работы;
8) приоритет активизирующих методов.
4. Этические принципы:
1) «не навреди»;
2) не навешивай оценочных «ярлыков»;
3) стремись к доброжелательному пониманию клиента;
3) конфиденциальность;
4) сочетание добровольности и обязательности при использовании определенных методов;
5) не выясняй отношений с коллегами в присутствии клиентов;
6) уважительно относись к любому клиенту (учитывай его реальные особенности);
7) не самоутверждайся за счет клиента;
8) уважай себя как специалиста (профконсультанта) и как личность.
Методы профориентации, используемые в программе:
информационно-справочные (просветительские) методы
- профессиограммы
- информационно-поисковые системы
- познавательные лекции
- учебные видеофильмы
- использоване СМИ
методы профессиональной психодиагностики
- опросники профессиональной мотивации
- опросники профессиональных способностей
- личностные опросники
- проективные личностные тесты
- профессиональные пробы
- использование игровых или тренинговых ситуаций
методы морально-эмоциональной поддержки
- положительные примеры самоопределения
- профориентационные игры с элементами тренинга.
- Особенности реализации программы
Принципиальное отличие программы «Психология профессионального самоопределения» от других программ, направленных на профориентацию старшеклассников, в том, что в данном случае профориентационные знания формируются у старшеклассников на основе знаний общей психологии. Обладая этими знаниями, школьники оценивают себя с точки зрения пригодности к той или иной профессии.
Структура программы
Программа курса «Психология профессионального самоопределения» состоит из двух разделов: «Что я знаю о себе» - 20 занятий и «Мир профессий» - 11 занятий.
I раздел – освещает вопросы общей психологии и психологии общения, знакомит старшеклассников с индивидуальными психическими особенностями человека, влияющими так или иначе на выбор профессии; объясняет немалую роль общения в профессиональном самоопределении. Данный раздел оснащен обширным психодиагностическим материалом, который анализируют и с которым работают сами обучающиеся под руководством педагога-психолога. На занятиях обучающиеся приобретают знания о необходимых шагах для принятия решений, о собственных ресурсах и ресурсах со стороны, помогающих достигнуть целей.
II раздел – освещает отдельные вопросы психологии труда, создает условия для приобретения обучающимися теоретических и практических знаний о многообразии мира профессий; о возникновении профессий и специальностей; о содержании, характере, целях и функциональном разделении труда; развитию у обучающихся готовности свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего, способствует получение знаний о секретах выбора профессии и возможных ошибках своего выбора. В данном разделе старшеклассники знакомятся с различными путями получения профессии и образовательной картой города, а анализ рынка труда способствует актуализации осознанного и адекватного выбора дальнейшего образовательного маршрута и профессионального самоопределения.
В начале курса – вводное занятие, в завершении курса - итоговое занятие, где школьникам предлагаются индивидуальные консультации по вопросам профессионального самоопределения.
Программа рассчитана на 34 часа (учебных). Занятия проводятся по 1 часу в неделю.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Введение. Психология и профессиональное самоопределение. | 1 |
РАЗДЕЛ I. Что я знаю о себе. | ||
2. | Внутренний мир человека и система представлений о себе. | 1 |
3. | Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении. | 1 |
4-8. | Познавательные процессы и их роль в профессиональной деятельности. | 5 |
9-13. | Личность и её основные характеристики. | 5 |
14-21. | Роль общения в профессиональной деятельности. | 8 |
Общее кол-во часов: | 20 | |
РАЗДЕЛ II. Мир профессий. | ||
22. | Профессиональные и жизненные планы. | 1 |
23. | Слагаемые выбора. | 1 |
24-25. | Профессиональные интересы, склонности и способности, их роль в выборе профессии. | 2 |
26. | Знакомство с профессиограммой. | 1 |
27. | Учебные заведения. | 1 |
28. | Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда. | 1 |
29-30. | Профессиональное резюме. Устраиваемся на работу по правилам. | 2 |
31-32. | На пути к образованному человеку. | 2 |
Общее кол-во часов: | 11 | |
33- 34. | Итоговое занятие. Индивидуальное консультирование по запросу школьников. | 2 |
ИТОГО: | 34 |
Содержание курса
№ занятия | Тема занятия, краткое содержание изучаемого материала | Колич. часов | Сроки проведения |
1. | Введение. Психология и профессиональное самоопределение. Современная психология. Ее роль и место в системе наук. Структура современной психологии. Роль психологии в профессиональном самоопределении. | 1 | |
РАЗДЕЛ I. Что я знаю о себе. | |||
2. | Внутренний мир человека и система представлений о себе. Кто я? Какой я? Осознание себя. | 1 | |
3. | Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении. Понятие самооценки. Влияние самооценки на выбор профессии. Практическая работа 1: «Диагностика самооценки». | 1 | |
4. 5. 6. 7. 8. | Познавательные процессы и их роль в профессиональной деятельности. Ощущения: классификация ощущений по качественной характеристике, общие свойства. Восприятие, его виды и свойства Внимание, его свойства. Память: виды и особенности памяти, мнемотехнические приемы запоминания. Практическое занятие. Диагностика внимания, наблюдательности. Диагностика ведущего типа памяти, оценка роли осмысленности в запоминании, избирательный характер памяти. Мышление. Виды мышления. Воображение. Воображение и мышление. Промежуточный контроль знаний. Проверочная работа по теме «Познавательные процессы и их роль в профессиональной деятельности» | 5 1 1 1 1 1 | |
9. 10. 11. 12. 13. | Личность и её основные характеристики. Личность как проблема общей психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность». Психология темперамента. Психология характера. Психология способностей.
Практическое занятие. Диагностика личностных свойств и состояний. | 5 1 1 1 1 1 | |
14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. | Роль общения в профессиональной деятельности. Что такое общение. Виды и функции общения. Типы общения. Общение как обмен информацией. Вербальные средства коммуникации человека. Речь как источник информации. Коммуникативные барьеры. Невербальная коммуникация. Виды невербальной коммуникации. Практическая работа 2: «Методы исследования особенностей вербального и невербального общения». Практическое занятие. Развитие навыков вербального и невербального общения. Общение как взаимодействие. Взаимодействие посредством общения. Ролевое взаимодействие. Общение как восприятие людьми друг друга. Социальная перцепция: восприятие, понимание и объяснение поступков других людей. Конфликты. Возникновение конфликта. Осознание конфликтной ситуации. Конфликтное поведение. Разрешение конфликта. Способы преодоления конфликта. Практическая работа 3: «Методы исследования конфликтности». Промежуточный контроль знаний. Проверочная работа по теме «Роль общения в профессиональной деятельности» | 8 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
РАЗДЕЛ II. Мир профессий. | |||
22. | Профессиональные и жизненные планы. Готовность к выбору профессионального пути | 1 | |
23. | Слагаемые выбора. «Хочу. Могу. Надо» - условия, необходимые для правильного выбора профессии. Анализ внешних и внутренних условий выбора. Понятие «мотив выбора», самодиагностика мотивов. | 1 | |
24-25 | Профессиональные интересы и способности, их роль в выборе профессий. Практическое занятие: «Определение интересов и способностей. Анализ результатов». | 2 | |
26. | Знакомство с профессиограммой Раскрытие требований, предъявляемых профессией личности. Анализ профессии с использованием схемы. | 1 | |
27. | Учебные заведения. Знакомство с различными учебными заведениями. Урок-презентация. | 1 | |
28. | Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда. Построение личного профессионального плана. Определение реальных путей дальнейшего образования при выборе профессии. | 1 | |
29-30. | Профессиональное резюме. Устраиваемся на работу по правилам. Советы при трудоустройстве. Поведение при собеседовании. Составление резюме. Игровые пробы. | 2 1 1 | |
31-32. | На пути к образованному человеку. Практическое занятие. Защита проектов «Мой выбор» - контроль знаний. | 2 | |
33-34. | Итоговое занятие. Индивидуальное консультирование по запросу школьников. | 2 |
Описание используемых технологий, диагностического инструментария.
Используемые технологии
Информационно-коммуникативные технологии - применяются данные технологии на занятиях прежде всего для изучения нового материала, предъявления новой информации; кроме того, ИКТ используется также для организации самостоятельной работы учащихся.
Здоровьесберегающие технологии – применяются прежде всего с целью формирования мотивации на здоровый образ жизни, формирования интереса к учебе.
Технология проектной деятельности – применяется на занятиях с целью открытия новых знаний, повышения интереса к предмету, повышение уровня ИКТ-компетенции, с целью сплочения школьников, формирования умения работать в команде.
Игровые технологии – часто применяются на занятиях, так как школьники получают удовольствие от самого процесса игры, выполняют дидактическую задачу игры разыгрывают сюжеты, угадывают, распутывают, добиваются результатов и т.п.
Технология профконсультирования – используется в двух формах – индивидуальное профконсультирование и групповое профконсультирование.
Используемые диагностические методики
Методика самооценки личности – Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией С.Н. Чистяковой.
Диагностика темперамента по Айзенку http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/303-eysenck-method-to-determine-the-temperament
Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховский) http://testoteka.narod.ru/mlo/1/07.html
Тест «Скажи мне, как ты стоишь и сидишь» (оценка невербального общения) – Станов А.Н. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. Минск, 2000
Диагностика «Конфликтный ли вы человек?» - Рогов Е.И. Психология общения – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007
Анкета интересов – Елисеев О.П. практикум по психологии личности. СПб., 2001
Матрица выбора профессии http://psy.1september.ru/2008/11/26.pdf
Тест «Ценностные ориентации» М. Рокича http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy
Методика «КОС» (В.В. Синявский, В.А. Федоршин) http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html
Ограничения и противопоказания на участие в освоении программы
Данная программа показана для занятий всем школьникам, обучающимся по ООП СОО. Нецелесообразно включать в группы детей с ЗПР (вариант 7.2) и умственной отсталостью, так как данной категории детей будет сложно усвоить предлагаемый материал. Кроме того, не всегда способные работать индивидуально, школьники данных групп не справятся с индивидуальными творческими и проектными заданиями.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
Требования к специалисту, реализующего программу
Специалист, реализующий программы должен иметь высшее образование по специальности «Психология», иметь стаж работы с детьми не менее 5 лет, иметь опыт преподавательской деятельности.
Требования к материально-технической оснащенности
Для эффективной реализации программы необходимо проводить занятия в отдельном кабинете, оснащенном компьютером, проектором, экраном, магнитофоном Педагог должен иметь в свободном пользовании принтер.
Сроки реализации программы – 1 год
- Ожидаемые результаты реализации программы
Критерии | Показатели | Диагностический инструментарий |
Личностные результаты: сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учётом конкретных перспектив социального развития (базовая ценность – труд) | Прогнозируемый воспитательный результат: - знакомы с основными понятиями общей психологии и психологии общения; владеют информацией об основных методах, используемых для оптимизации общения, для определения тактики действий по профессиональному самоопределению, для результативного устройства на работу (1 уровень) | Проверочная работа |
- ценностное отношение к труду, желание трудиться на благо Родины (2 уровень) | Тест «Ценностные ориентации» (М.Рокич) | |
- опыт в проведении простейших диагностических методик с целью познания себя и другого человека, опыт в обработке результатов, интерпретации данных; - опыт осознанного и обоснованного выбора дальнейшей профессии и профессионального маршрута (3 уровень) | Практические работы Мини-проект «Профессия, которую я выбираю» | |
Прогнозируемый воспитательный эффект: формирование устойчивой личностноориентированной позиции в вопросах профильного и профессионального самоопределения | ||
Метапредметные результаты: коммуникативные УУД | - способность высказывать и обосновывать свое мнение и выслушивать мнение партнера - способность противостоять конфликтным ситуациям | Методика «КОС» (В.В. Синявский, В.А. Федоршин) |
регулятивные УУД | - выбирать из предложенных вариантов - составлять план решения проблемы - соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку | Мини-проект «Профессия, которую я выбираю» |
После изучения курса «Психология профессионального самоопределения», прежде всего, старшеклассники приобретают такой жизненно важный навык, как способность определить свой дальнейший образовательный маршрут с учетом индивидуальных особенностей и способностей и требований современного мира.
- Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения
Программа «Психология профессионального самоопределения» апробирована на базе МБОУ СШ №2 г.Вязьмы Смоленской области в 2017-2018 учебном году. Количество участников – 86 человек.
Анализ личностных результатов показал, что
знакомы с основными понятиями общей психологии и психологии общения, владеют информацией об основных методах, используемых для оптимизации общения, для определения тактики действий по профессиональному самоопределению, для результативного устройства на работу – 100% десятиклассников
имеют ценностное отношение к труду, желание трудиться на благо Родины – 88% десятиклассников
имеют опыт осознанного и обоснованного выбора дальнейшей профессии и профессионального маршрута – 100% десятиклассников.
Анализ метапредметных результатов показал, что
способны высказывать и обосновывать свое мнение и выслушивать мнение партнера – 100% десятикласников
способны противостоять конфликтным ситуациям – 72% десятиклассников
способны составлять план решения проблемы – 98% десятиклассников
способны соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку – 100% десятиклассников.
Выводы:
- программа способствовала профессиональному самоопределению школьников старшего звена
- в ходе изучения программных тем, школьники получали психологические знания, знакомились с терминологией предмета, основными понятиями, что повысило их интерес к психолоии, как науке.
Литература.
- Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2005.
- Немов Р.С. Психология. – В 3 кн.: кн. 1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 1999.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Учебно-методическое пособие – М.: изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002.
- Пряжников Н.С. , Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М,: Первое сентября, 2004.
- Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2004
- Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- Сонин В.А. Психология познания нашего «Я». – СПб, «Речь», 2005.
- Шваб Е.Д. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2007.
- Ж-л «Школьный психолог»