05.06.2020 Психология личности и профессиональное самоопределение Тема Модель профессионального развития группа 315-ТП/17 преподаватель Ушакова О.А.
план-конспект
практикум
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._prakticheskoe_zanyatie_psihologiya_lichnosti_ushakova_o.a.docx | 511.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ГАПОУ СО «Ревдинский многопрофильный техникум»
ПРАКТИКУМ
Тема: Модель профессионального развития
Учебная дисциплина «Психология личности и профессиональное самоопределение»
для студентов группы 315-ТП/17, специальность «Поварское и кондитерское дело»
Автор: Ушакова Ольга Александровна,
Преподаватель
ГАПОУ СО «Ревдинский многопрофильный техникум»
Городской округ Ревда
2020
Для конспектов завести отдельную тетрадь.
Фото конспектов и практических заданий отправлять по почте или в личных сообщениях в контакте
группа 315-ТП/17
Задание сдать до 07.06.2020 включительно.
Преподаватель Ушакова Ольга Александровна
В период дистанционного обучения все задания, выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий.
Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/board163534796 и отчет о выполнении студентами всех заданий. По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).
Тема 4 Модель профессионального развития
ЗАДАНИЯ:
1.Лекция (конспектировать)
Одновременно с понятием стадиальности Д. Сьюпер вводит понятие профессиональной зрелости, относящееся к личности, поведение которой соответствует задачам профессионального развития, характерным для данного возраста (цит. по Кондаков, Сухарев, 1989). В отечественной литературе представлены периодизации Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, А.К. Марковой и других авторов. Знание эти особенностей имеет важное значение для того, чтобы обозначать более адекватные возрасту цели профориентационной работы и более строго разрабатывать и подбирать конкретные практические методики профессионального самоопределения.
В качестве примера приведена периодизация В.А. Бодрова (2001), которая включает девять стадий:
1. Стадия предигры(от рождения до, примерно, 3 лет), когда в процессе общения со взрослыми ребенок овладевает и развивает функции избирательного восприятия, координированных манипуляторных действий, речи, простейшие правила поведения и моральных оценок; на основе первичного познавания окружающего мира и исходного формирования личностных структур (потребностных, когнитивных, эмоциональных и др.) создаются предпосылки для включения в игровую деятельность.
2. Стадия игры(от 3 до 6-8 лет), на протяжении которой закладываются элементы эмоционально-волевой регуляции поведения; ребенок овладевает «основными смыслами» человеческой деятельности, межлюдскими отношениями, соответствующими действиями в системе игр (планирование действий и поведения, мысленное предвосхищение, ориентация в пространстве, координация движений, развитие когнитивных процессов и т.д.).
3. Стадия овладения учебной деятельностью(от 6-8 до 11-12 лет), в ходе которой происходит начальное ознакомление ребенка с содержанием различных сфер жизнедеятельности человека; проявляются первичные интересы к труду; в игровой деятельности моделируются элементы трудовой деятельности, развиваются способности самоконтроля и самооценки, воображения, планирования, самоанализа.
4. Стадия оптации –подготовки к жизни и труду(от 13-14 до 16-18 лет), когда осуществляется овладение системой социально-значимых ценностных представлений о построении жизни и профессионального пути; усвоение системы отношений людьми; активный самоанализ отношения к миру взрослых; формирование информационных основ моральной, социальной и профессиональной направленности, самооценки собственной пригодности; активные попытки самосовершенствования, самовоспитания, самообразования, самоорганизации.
5. Стадия профессионального обучения (17-23 года) на протяжении которой происходит целенаправленное освоение системы знаний и практических навыков и умений в избранной профессиональной деятельности, ценностных представлений о данной профессиональной общности; развитие и наполнение предметным содержанием мотивов и целей будущей деятельности; формирование профессиональной пригодности к обучению профессии (ближняя цель) и к реальной практической деятельности (отдаленная цель).
6. Стадия профессиональной адаптации(от 19-21 до 24-27 лет), характеризующаяся процессами приспособления к социальным и профессиональным нормам, условиям, процессам трудовой деятельности; дальнейшим развитием самоопределения в избранной профессии; самоосознанием правильности выбора профессиональною пути; согласованием жизненных и профессиональных целей и установок; формированием значимых черт личности профессионала; развитием профессионально значимых качеств, специальных способностей, эмоционально-волевых свойств личности.
7. Стадия развития профессионала(от 21-27 до 45-50 лет), когда совершенствуются личностные структуры профессионала; развиваются операционные качества, формируются адекватные структуры психологического обеспечения реализации трудовых задач.
8. Стадия реализации профессионализма(от 45-50 до 60-65 лет), в которой отмечается полная или частичная реализация профессионального потенциала личности; личностные черты носят устойчивый характер, хорошо выражена компенсация некоторых психических функций, намечаются признаки жизненной активности, корректируются жизненные цели.
9. Стадия спада (от 61-66 лет до завершения жизни), когда наблюдается прогрессивное снижение профессиональной активности или сужение ее сферы; угасают многие профессиональные интересы; перестраиваются жизненные установки; меняются ценностные ориентации; возникают противоречия между функциональными возможностями личности и намерениями, желаниями, ближайшими целями; происходит изменение жизненной направленности вследствие влияния ухудшения функционального состояния.Данная периодизация описывает процесс профессионального развития личности на протяжении всего ее жизненного пути. Однако в современных условиях, когда взрослому человеку приходится становиться профессионально мобильным специалистом, способным оперативно менять профиль своей деятельности или род занятий, чтобы не только соответствовать требованиям работодателей, но и успешно реализовывать себя в изменяющихся социальных и экономических условиях, временные рамки последних трех периодов оказываются размытыми.
2.Практическое задание:
В соответствии с периодизацией развития человека как субъекта труда Е.А. Климова (см.таблицу выше) определите, на какой стадии развития находится:
1)выпускник 11 класса общеобразовательной школы;
2)студент очной формы обучения в вузе;
3)студент заочной формы обучения в вузе;
4)студент, получающий второе высшее образование;
5)преподаватель вуза, имеющий ученую степень кандидата наук;
6)преподаватель вуза, имеющий ученую степень доктора наук;
7)выпускник вуза, начинающий свою трудовую деятельность