Программа факультативного курса "Психология общения"
рабочая программа по психологии (10 класс)
Программа факультатива "Психология общения" для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fak.kurs_psihologiya_obshcheniya_10_klass.doc | 136.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультативного курса
«Психология общения»
Учебный год: 2020-2021
Класс: 10
Количество часов в неделю: 1час
Количество часов за год: 34 часов
Пояснительная записка
Цель: способствовать развитию старшеклассника как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения, адаптироваться к жизни в сложных современных условиях.
Задачи:
- раскрыть механизмы и закономерности эффективного общения, научить строить такое общение;
- совершенствовать умения и навыки обучающихся в области коммуникативной компетентности;
- способствовать развитию эмпатии, целеполагания;
- научить обучающихся развивать в себе способность к анализу процесса общения, своего собственного стиля в нем.
Ожидаемый результат
Воспитание и развитие конкретных жизненно необходимых навыков и умений:
- навыки конструктивного общения, преодоления психологических барьеров в общении, эмпатического слушания;
- уметь интерпретировать жесты, позы, интонацию собеседника, разрешать конфликтные ситуации, анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других, понимать самого себя и относиться к себе, своей жизни, здоровью, окружающей среде с должным уважением, ставить перед собой близкие и дальние цели.
Ключевые слова: общение, приемы невербальной коммуникации, позиции в общении, стили общения, межличностное восприятие, барьеры в общении, конфликт, лидерство, конформизм, деловой разговор.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие (предмет, цели, задачи) | 1 |
2. | Что такое общение? | 1 |
3. | Методы исследования общения | 1 |
4. | Речевые средства общения | 1 |
5. | Развиваем навыки общения | 1 |
6-7. | Невербальные средства общения | 2 |
8. | Развиваем навыки невербального поведения | 1 |
9. | Позиции в общении | 1 |
10 | Стили общения | 1 |
11 | Манипулирование | 1 |
12 | Эффекты восприятия | 1 |
13 | Ошибки первого впечатления | 1 |
14 | Психологические защиты | 1 |
15 | Барьеры в общении | 1 |
16 | Конструктивное общение. Контроль эмоций | 1 |
17-18 | Особенности эмоционального общения. Тренинг положительного эмоционального контакта | 2 |
19 | Активное и пассивное слушание | 1 |
20 | Методы исследования общения | 1 |
21 | Приемы расположения к себе | 1 |
22 | Конфликт | 1 |
23 | Управление конфликтом | 1 |
24 | Психологические аспекты семейных отношений | 1 |
25 | Функции семьи | 1 |
26 | Интимные отношения | 1 |
27 | Коллектив и личность | 1 |
28 | Лидерство | 1 |
29 | Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе | 1 |
30 | Развитие навыков уверенного отказа | 1 |
31 | Деловая беседа | 1 |
32 | Психологические особенности публичного выступления | 1 |
33 | Экзамен. Психологические аспекты | 1 |
34 | Заключительное занятие | 1 |
Календарно -тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Тип занятия | Информационное сопровождение | Дата | |
план | факт | |||||
1 | Введение (предмет, цели, задачи). Выяснение ожиданий обучающихся. | 1 | Комбинированный урок | 04.09 | ||
2 | Что такое общение? Стороны общения; коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Средства общения. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Упражнение "Проблемы общения у всех» | 11.09. | |
3 | Методы исследования общения. Определение уровня общительности, уровня своей коммуникабельности. Оценивание своего умения слушать. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Тестирование уровня общительности, коммуникабельности | 18.09. | |
4 | Речевые средства общения. Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения.. | 1 | Комбинированный урок | Микропрактикум | 25.09 | |
5 | Развиваем навыки общения. | 1 | Комбинированный урок | Упражнения "Злой лев", "Техника интонирования", "В плену ассоциаций" | 02.10 | |
6 | Невербальные средства общения. Основные каналы общения. Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Анализ ситуаций. | 09.10 | |
7 | Невербальные средства общения. Роль невербальных средств в передаче информации. Жесты. Мимика. | 1 | Комбинированный урок | Упражнения "Продемонстрируй состояние". | 16.10 | |
8 | Развиваем навыки невербального поведения. | 1 | Комбинированный урок | Упражнения "Не слышу", "Фраза по кругу", "Язык без слов", "Цвета эмоций" | 23.10 | |
9 | Позиции в общении. Различные состояния "Я". Эго-состояние "Родитель". Эго-состояние "Взрослый". Эго-состояние "Ребенок". | 1 | Урок применения полученных знаний. | Карточки с заданиями | 13.11 | |
10 | Стили общения. Виды общения. Этикет. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Викторина | 20.11 | |
11 | Манипулирование. Причины манипулирования. Трюки манипулятора. Что можно противопоставить манипулированию. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Анализ ситуаций. | 27.11 | |
12 | Эффекты восприятия. Эффект ореола. Эффект неудачника. Эффект порядка. Эффект проекции. | 1 | Игровой тренинг | Карточки с заданиями | 04.12 | |
13 | Ошибки первого впечатления. Роль первого впечатления. Ошибки превосходства. Ошибки привлекательности. Фактор отношения к нам. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Анализ ситуаций | 11.12 | |
14 | Психологические защиты. Что такое "психологические защиты"? Вытеснение. Проекция. Замещение. Отрицание. Рационализация. Регрессия. Сублимация. | 1 | Комбинированный урок | Минипрактикум | 18.12 | |
15 | Барьеры в общении. Что мешает полноценному общению. Наиболее распространенные барьеры общения. Стереотипизация. Препятствия, мешающие нормальным взаимоотношениям. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Анализ ситуаций. | 25.12 | |
16 | Конструктивное общение. Контроль эмоций. Саботажники общения. Способы снижения эмоциональной напряженности. Управление своими эмоциями и чувствами. | 1 | Комбинированный урок | Ролевая игра "Нейтрализация негативных эмоций | 15.01 | |
17 | Особенности эмоционального общения. | 1 | Тренинг | Тренинг положительного эмоционального контакта. | 22.01 | |
18 | Особенности эмоционального общения. | 1 | Тренинг | Тренинг положительного эмоционального контакта. | 29.01 | |
19 | Активное и пассивное слушание. Процесс слушания. Виды слушания. Правила эмпатического слушания. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Карточки с заданиями | 05.02 | |
20 | Методы исследования общения. Определение уровня эмпатии. Оценивание своей социально-коммуникативной компетентности. | 1 | Тренинг | Тренинг по применению полученных знаний. | 12.02 | |
21 | Приемы расположения к себе. Знаки внимания. Комплименты. Похвала и поддержка. Фактор превосходства. | 1 | Тренинг | Самопрезентация | 19.02 | |
22 | Конфликт. Основные стили разрешения конфликтов | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Анализ ситуаций | 26.02 | |
23 | Управление конфликтом. Динамика конфликта. Конструктивное разрешение конфликта. Принципы управления конфликтом. Контроль эмоций. | 1 | Тренинг по применению полученных знаний. | Приемы самонастройки и аутотренинга. Упражнение на релаксацию. | 05.03 | |
24 | Психологические аспекты семейных отношений. Различия между браком и периодом ухаживания. Факторы, влияющие на стабильность брака. Общение в семье. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Тест. Методика "РОП" (ролевые ожидания и притязания в браке). | 12.03 | |
25 | Функции в семье. Детско-родительские отношения. Типы негармоничного воспитания. | 1 | Комбинированный урок | Тест по РДО | 02.04 | |
26 | Интимные отношения. Норма и патология. Искусственное прерывание беременности. Болезни, передающиеся половым путем. | 1 | Комбинированный урок | Анкетирование "Правда и мифы про сексуальность". | 09.04 | |
27 | Коллектив и личность. Виды групп. Коллектив. Этапы его формирования. Распределение ролей в коллективе. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Минипрактикум | 16.04 | |
28 | Лидерство. Психологические качества лидера. Типы лидеров. Стили управления. | 1 | Комбинированный урок | Упражнение "Если бы я был директором школы". | 23.04 | |
29 | Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Групповые нормы. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Социометрия | 30.04 | |
30 | Развитие навыков уверенного отказа. Почему не всегда удается сказать "нет"? Право на отказ. | 1 | Тренинг | Приемы противостояния давлению. | 07.05 | |
31 | Деловая беседа. Деловое общение. Функции деловой беседы, ее фазы. | 1 | Комбинированный урок | Ролевая игра "Прием на работу". | 14.05 | |
32 | Психологические особенности публичного выступления. Начало выступления. Язык выступающего. Контроль эмоций. | 1 | Комбинированный урок | Микропрактикум. | 21.05 | |
33 | Экзамен. Психологические аспекты. Стратегии построения ответа на экзамене. | 1 | Комбинированный урок | Приемы самонастройки и аутотренинга. Упражнение на релаксацию. | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа факультативного курса «ХОЗЯЮШКА» составлена на основе программы для общеобразовательной школы по технологии под редакцией Хотунова Ю.А., Симоненко В.Д. Курс рассчитан на 17 учебных занятий.
ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛИНАРИИ ...
Рабочая программа факультативного курса "Язык в речевом общении" 8 класс
Создана рабочая программа к факультативному курсу Автор ЛЬвова С.И. Программа включает в себя разделы: "Язык как средство общения", "Речевой этикет", "Речевое общение", "Роль орфоэпии в речевом...
Программа факультативных занятий по учебно-методической разработке «Этика речевого общения» предназначена для обучающихся 5-6 классов, специальная (коррекционная) школа, VIII вид
Актуальность данной программы заключается в том, что в ней рассматриваются вопросы овладения речевым этикетом, как составной частью культуры речевого общения, которая, в свою очередь является необходи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса для 9-го класса: «Язык в речевом общении » НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса. Структура курса. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Содержание программы факультати...
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса
Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...
Конспект открытого занятия по общеобразовательной программе ДООП «Треннинг общения» Тема занятия «ТАКТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Конспект открытого занятияпо общеобразовательной ...