Методы и техники снижения экзаменационной тревожности в условиях дистанционного обучения
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии
В данной презентации представлены методы и техники по работе с тревожными состояниями и ситуативными страхами. Презентация содержит рекомендации при подготовке к экзамену и во время ЕГЭ, подробно описана техника систематической десенсибилизации Джозефа Вольпа и некоторую другую полезную информацию, которую можно применять офф- и он-лайн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "Методы и техники снижения экзаменационной тревожности" | 68.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия успешной сдачи ЕГЭ это не только интеллектуальная, но и п сихо -физиологическая готовность Выпускники должны взять на себя ответственность за своё психологическое и физиологическое состояние
Как преодолеть предэкзаменационную тревожность Переименование . Известно, что часто страх вызывает не само событие, а мысли по его поводу. Поэтому надо стараться регулировать ход своих мыслей, придавая им конструктивность и позитивность: ЕГЭ -это не «трудное испытание», не «крах», а тестирование. Внутренний диалог . Тревогу вызывает неопределенность предстоящего события. Невозможность предопределить его ход. Полезно будет проговорить возможные стрессовые ситуации и заранее продумать свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности сдачи ЕГЭ для меня лично и как их облегчить. Как позаботиться о себе.
Рекомендации снижения тревоги во время экзамена Познакомьтесь с окружающей средой: походите по коридорам ППЭ, осмотритесь, «присвойте пространство», чтобы адаптироваться и чувствовать себя комфортно. Перед входом в аудиторию сделайте физические упражнения: махи руками, круговые движения плечами, головой, приседания (по возможности). Это снимет нервно-мышечное напряжение. Приведите в порядок свои эмоции, соберитесь с мыслями. Входите в класс с уверенностью, что все получится. Сядьте удобно, выпрямите спину. Подумайте: «Я умный и сообразительный, и у меня все получится!». Постарайтесь сосредоточиться на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повторите их несколько раз. Выполните дыхательные упражнения для снятия напряжения: сядьте удобно, глубокий вдох через нос, задержка дыхания и длинный выдох, как будто задуваете свечу.
Снижение тревожности в период подготовки к ЕГЭ Релаксационные техники – снижают уровень тревоги через мышечное, эмоциональное и мысленное расслабление (успокоение). Прогрессивно-мышечная релаксация Джекобсона. Релаксация с аутогенной тренировкой. Релаксация с визуализацией. Дыхательные техники: Диафрагмальное дыхание. Дыхание с задержкой вдоха. Выдох протяженный, как будто задуваем свечу. Дыхание на счет: вдох – на 1-2-3-4- пауза 1-2выдох 1-2-3-4-5-6 – пауза, вдох… 1-2-3-4-5-6-7-8 Успокаивающее дыхание : выдох в два раза длиннее вдоха (при тревоге перед экзаменом в течение нескольких минут). Мобилизующее дыхание : вдох в два раза длиннее выдоха.
Метод Систематической десенсибилизации (Джозеф Вольпе ) Необходимо составить «лесенку» ситуаций, вызывающих страх. Эта лесенка представляет собой последовательность шагов (действий), которые приводят к тревожному событию. Например: Я встаю, умываюсь и собираюсь на экзамен. Выслушиваю мамины указания. Мы собираемся около школы, разговариваем с друзьями об экзамене. Идём к месту проведения экзамена. Прохожу регистрацию. Ожидаю у класса начало экзамена. Захожу в класс, занимаю своё место, осматриваюсь. В ыслушиваю инструкцию, правила, получаю тестовые бланки. З аполняю титульные листы. Приступаю к решению заданий… Я всё проверил, сделал все задания, сдал работу. Я выхожу из ППЭ с чувством радости и свободы. После перечисления всех тревожных ситуаций вам надо представить себя в каждой из них на 5 сек., а затем расслабиться. Важна последовательность!!! После этого можно увеличить время представления и расслабления до 30 сек. Если возникли трудности с представлением – можно еще более детализировать шаги.
Техники концентрации внимания Закройте глаза. Представьте себе закат, лето, теплый летний вечер. Медленно опускается солнце. Вы видите гладкое водное пространство. Легкая волна плавно накатывает на пологий песчаный берег и уходит. Почувствуйте – ваше сознание – это гладкая водная поверхность . Вдох – волна накатывается на берег, выдох – волна уходит. Волна движется медленно, плавно, ритмично. Как и ваше дыхание – медленное, плавное, ритмичное. Вдох – волна накатывается, выдох – волна уходит . Покой наполняет воздух, покой наполняет душу. Солнце медленно уходит за горизонт, и внутри вас – штиль – вы спокойны. Вы продолжаете дышать – медленный вдох и медленный, медленный выдох. Волна движется медленно, и ваше дыхание становится все медленнее. П о к о й и вы спокойны. Вы можете вспомнить, как однажды, наблюдая закат, вы испытывали гармонию, спокойствие, приятное состояние легкости, расслабленности. Вызовите это состояние сейчас. Вы спокойны, спокойны. Солнце постепенно уходит за горизонт. И все внутри вас успокаивается еще и еще больше. Приятное состояние гармонии, пустоты. Глубже вдох и медленный выдох. Вы расслаблены. А на песчаном берегу вы видите надпись «Концентрация внимания» . Тело расслаблено, дыхание ритмично, а все ваше внимание на морской глади и на надписи «Концентрация вни - ма -ни-я» . Побудьте в этом состоянии еще 2-3 минуты, помня о том, что дыхание ритмично. Тело расслаблено. И вы максимально ярко видите картину: водная гладь. А на песке надпись: «Концентрация вни - ма -ни-я». Через 2 минуты глубоко вдохнуть, выдохнуть и открыть глаза.
Лунная дорожка Сядьте удобно, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный, плавный выдох. Представьте себе ночь, берег моря. И вы видите великолепную лунную дорожку. С каждым вдохом и выдохом сделайте эту картинку ещё ярче. Вдох -выдох. Почувствуйте, что ваше сознание – это гладкое водная поверхность, а ваше внимание – это яркий свет лунной дорожки. На лунной дорожке – надпись «Концентрация внимания». И все ваше внимание привлечено к этой надписи. Вдох - выдох. С каждым вдохом - выдохом вы делаете картину еще более яркой. Ваше сознание – это гладкое водная поверхность, а ваше внимание – это лунная дорожка. Мысли приходят и уходят, а вы видите все четче и ярче надпись «Концентрация вни - ма -ни-я». Постарайтесь рассмотреть буквы надписи «Концентрация вни - ма -ни-я». Почувствуйте, что вы хозяин своей головы, что вы можете управлять своим вниманием . Дыхание медленное, глубокое. Вдох -выдох. Все ваше внимание на надписи «Концентрация внимания». Мысли приходят и уходят, а ваше внимание на лунной дорожке. Вы спокойны, расслаблены, приятное состояние гармонии, покоя. Тело расслаблено, а голова приятно собрана. И еще 2-3 минуты удерживайте внимание на лунной дорожке. Вдох - выдох. Откройте глаза.
Спасибо за внимание! Мезенцева Галина Юрьевна E-mail mezgalur@gmail.com Тел.: +7(911)-132-3776
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность игровой и учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях в условиях дистанционного обучения.
В статье раскрываются способы коррекционно-развивающего логопедического воздействия на учащихся начальной школы, при которых у детей осуществляется плавный переход от игровой к учебной деятельности в ...
Создание условий психологического комфорта в условиях дистанционного обучения.
Данная статья будет полезна сетевому преподавателю для успешного установления психологического контакта с учеником....
Снижение уровня тревожности участников образовательного процесса в условиях дистанционного обучения
Публикация посвящена ряду проблем перехода на дистанционное обучение в школе, которое сопровождалось нервным напряжением и повышением уровня тревожности участников образовательного процесса. В ст...
Особенности обучения математике в условиях дистанционного обучения
Введение ФГОС требует от школы формирования обучающей среды, которая мотивирует обучающихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном п...
Особенности обучения математике в условиях дистанционного обучения
Дистанционные образовательные технологии, базирующиеся на использовании информационно-коммуникационных технологий, уверенно входят в практику деятельности многих учебных заведений различных форм и уро...
Эксперимент – активный метод обучения физике в условиях дистанционного обучения
Аннотация: В данной статье рассматривается система физического эксперимента как средство предметной подготовки и развития учащихся в условиях дистанционного обучения.Ключевые слова и фразы: Эксперимен...