Эксперимент – активный метод обучения физике в условиях дистанционного обучения
методическая разработка по физике (9 класс)
Аннотация: В данной статье рассматривается система физического эксперимента как средство предметной подготовки и развития учащихся в условиях дистанционного обучения.
Ключевые слова и фразы: Эксперимент, инновационные методы обучения, методы обучения, преподавание физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Эксперимент – активный метод обучения физике в условиях дистанционного обучения
Мешин Василий Викторович
учитель физики
МКОУ СОШ №5
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города Кирово-Чепецка Кировской области.
Аннотация: В данной статье рассматривается система физического эксперимента как средство предметной подготовки и развития учащихся в условиях дистанционного обучения
Ключевые слова и фразы: Эксперимент, инновационные методы обучения, методы обучения, преподавание физики
.
Физика – наука экспериментальная.
Программа обучения по предмету «Физика» в школьном цикле ставит задачи, в рамках которых у учащихся должны быть «сформированы знания, умения и навыки согласно стандартам успеваемости и индивидуальных особенностей. Система компетенций предусматривает «исследование простых физических явлений путем наблюдения и экспериментов, проявляя настойчивость и точность». При стационарном обучении роль модератора в реализации лабораторных работ играет преподаватель-предметник. Для проведения экспериментальной деятельности условиях дистанционного обучения необходимо полностью переориентироваться на домашний эксперимент, где главная роль достается ученику и роль учителя сводится к виртуальному наставничеству для обеспечения правильного хода эксперимента с целью получения нужного результата.
Использование эксперимента в учебном процессе позволяет наглядно ознакомиться с физическими явлениями, ознакомиться с их применениями в технике и в быту. Учебный эксперимент увеличивает наглядность теоретического материала, позволяет каждому ученику самостоятельно сформировать опытно-экспериментальные навыки и научиться делать выводы и выявлять закономерности, что является положительным мотивирующим моментом для последующей самостоятельной исследовательской деятельности.
Для проведения учебного демонстрационного и лабораторного эксперимента, в рамках стационарного учебного процесса, каждое учебное заведение обеспечено необходимым лабораторным и экспериментальным оборудованием. Широко используются видеофильмы из интернета для большей наглядности.
Очень важным аспектом в формировании интереса к изучению физики, являются самостоятельные исследования, когда учащиеся своими руками могут проделать часть «научной работы». Домашний эксперимент в условиях дистанционного обучения позволяет, проявить учащимся самостоятельность в опытно-исследовательской деятельности.
Можно отметить:
Если фактические сведения приобретаются только при чтении учебников, тогда использовать лабораторию только для накопления фактических сведений – значит растрачивать время и дорогостоящее оборудование.
Для того, чтобы экспериментальная деятельность приносила ощутимую учебную познавательную пользу, необходим научный подход и последовательность в изучении физических явлений.
Домашний эксперимент подразумевает, что учащиеся должны самостоятельно пройти весь путь от осознания и определения цели эксперимента, формулирования задач, определения каким образом можно выполнить поставленные задачи, создать самим экспериментальную установку, провести опыт, зафиксировать и обработать полученные данные и сформулировать выводы.
В условиях дистанционного обучения роль учителя сводится к виртуальной помощи ориентированной на индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.
Домашний эксперимент можно разделить по уровням сложности:
1 уровень сложности:
ученик работает по готовому сценарию, где подробно описана цель и последовательность выполнения работы. Работа сводится к фиксированию физических величин и объяснению полученных результатов.
2 уровень сложности:
ученик самостоятельно, в соответствии с поставленной целью, планирует проведение эксперимента, проводит опыты и делает выводы.
3 уровень сложности:
ученик сам, исходя, из изученного теоретического материала формулирует цель исследования, предполагает возможные результаты, планирует проведение эксперимента, проводит опыты и делает выводы
Самостоятельность в принятии решений обеспечивает высокую мотивацию каждого ученика, дух победы и любопытства заложен генетически в каждом ребенке. И если присутствие в классе большого количества детей и ограниченность во времени не всегда позволяет раскрыться всем детям, то домашний эксперимент дает широкие временные возможности для самореализации.
При планировании домашнего эксперимента необходимо учесть тот факт, что
в условиях дистанционного обучения у ученика отсутствует необходимое лабораторное и экспериментальное оборудование. Методика подбора тем рекомендованных для домашнего эксперимента должна учитывать:
1. Полный охват подобранными заданиями основных элементов тематики курса.
2. Количество заданий должно быть оптимальным для полного усвоения курса.
3. Учет возрастных особенностей и последовательное нарастание сложности.
4. Трансдисциплинарность и межпредметная взаимосвязь.
5. Мотивация каждого ученика, как исследователя.
Для стимулирования экспериментальной деятельности необходимо разработать обязательные, к исполнению, эксперименты в рамках программы курса обучения и индивидуальные, по желанию учащихся.
Для того, чтобы правильно организовать домашний эксперимент, как метод обучения при дистанционном обучении необходимо соблюдать определенные педагогические условия:
1. Воспитание у учащихся желания учиться, мотивирование на самостоятельное обучение.
2. Перед тем, как дать тему домашнего эксперимента, ученик должен быть теоретически подготовлен к теме эксперимента.
3. Домашний эксперимент должен быть индивидуальной степени сложности с учетом способностей ученика и не должен перегружать ученика своим объемом.
4. Система домашних экспериментов должна иметь план, согласно программы обучения.
5. Для успешного обучения, между учеником и учителем должны быть партнерские и дружественные отношения и взаимная заинтересованность.
Для успеха домашнего эксперимента необходимо использовать бытовой и повседневный опыт учащихся. Организация экспериментов позволяет использовать большое количество приспособлений, знакомых учащимся. Опыты не требуют заводского оборудования. Все подручные средства имеются дома или могут быть изготовлены самостоятельно. Родители и члены семьи могут принять участие в эксперименте, проводимом учеником.
В условиях домашнего эксперимента у учеников есть большой потенциал для экспериментально-исследовательской деятельности. Эксперимент – стимулирует познавательный интерес, вырабатывает трудолюбие, упорство в достижении цели, умение ценить труд.
Начинающаяся практика дистанционного обучения в общеобразовательных учреждениях школьного цикла показывает возможность самостоятельного обучения учащимися по всем дисциплинам.
Дистанционное обучение при соблюдении психолого-педагогических и дидактических принципов, а также тесного сотрудничества межу учеником, учителем и семьей дает прочное овладение знаниями и умениями, улучшает систематичность, осознанность и применимость знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе
Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю. Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...
Применение технологии активных методов обучения в урочной деятельности при обучении английскому языку
Процесс обучения проходит более эффективно, если обучающийся проявляет познавательную активность. С этой задачей справляются активные методы обучения. Использование технологии активных методов об...
Уроки английского языка по технологии активных методов обучения (АМО) в условиях внедрения ФГОС
Активные методы обучения Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебногомат...
Активные методы обучения математике в условиях ФГОС
Активность ученика на уроке - одна из актуальных проблем в образовательной практике. Чтобы обучать эффективно, нужно создавать условия, при которых ученик самостоятельно открывает для себя такую...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Активные методы обучения как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока физической культуры
Описание педагогического опыта Поповой Елены Викторовны, учителя физической культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»...
Особенности обучения математике в условиях дистанционного обучения
Введение ФГОС требует от школы формирования обучающей среды, которая мотивирует обучающихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном п...
Активные методы обучения как необходимое условие современного образования при обучении ОБЖ
Активные методы обучения – это совокупность различных приёмов и действий учителя, целью которых является улучшение мотивации учеников к усвоению материала в процессе учебной деятельности.Примене...