Создание условий психологического комфорта в условиях дистанционного обучения.
статья на тему
Данная статья будет полезна сетевому преподавателю для успешного установления психологического контакта с учеником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_psihologicheskogo_komforta_v_usloviyah_distantsionnogo_obucheniya.docx | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий психологического комфорта в условиях дистанционного обучения.
(Несколько советов сетевому преподавателю для установления психологического контакта с учеником.)
Сетевой преподаватель, осуществляющий помощь учащимся в освоении нового информационного образовательного пространства, строит взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса на основе следующих базовых принципов:
1) принципа доверия и открытости;
2) принципа доброжелательности и взаимоподдержки;
3) принципа объективности;
4) принципа многообразия возможностей;
5) принципа приоритета личностно-ориентированных педагогических технологий;
6) принципа рефлексивного подхода к учебной и педагогической деятельности;
7) принципа стремления к созданию ситуации успешности для каждого учащегося.
Для реализации этих принципов в палитру педагогических средств сетевого преподавателя включается инструментарий, в значительной степени отличающийся от традиционного, который используется каждым педагогом в системе среднего образования.
Так, процесс становления взаимоотношений сетевого преподавателя и учащихся проходит в несколько этапов (знакомство, определение средств коммуникации, поиск оптимальных приёмов коммуникации, установление формата делового сотрудничества и т. д.), в то время как для учителя, работающего в очном режиме, этот процесс настолько быстротечен, что вряд ли кто-нибудь подразделяет его на этапы, а тем более технологически выстраивает.
Поэтому в условиях дистанционного обучения наиболее важными являются те механизмы, которыми пользуется сетевой преподаватель при организации межличностного общения со своими учениками.
Среди них наиболее значимыми являются:
- организация переписки;
- оперативность реакции на потребности и инициативы учащегося;
- широкая возможность использования различных форматов общения (общедоступные форумы, форумы по предметному содержанию, видеоконференция, конфиденциальные каналы связи и т. п.);
- организация групповой деятельности в интернет-пространстве и создание оптимального делового микроклимата в учебной группе;
- высокий уровень ИКТ-компетенций, позволяющий сетевому преподавателю общаться с учащимся на уровне, который предлагают сами ученики, и т. д.
Одним из определяющих факторов в организации плодотворного взаимодействия в образовательном пространстве, основанном на использовании Интернет, является стиль письма, которым пользуется сетевой преподаватель и тьютор. Как показывает практика, всякому преподавателю, работающему в дистанционном режиме, необходимо владеть разными стилями письма и гибко и оперативно применять их в соответствии с особенностями тех учащихся, которым адресуются письма. Целесообразно соотносить стили письма с особенностями темперамента, коммуникативными характеристиками, уровнем тревожности учащихся и т. п.
Зависимость стиля письма от психологических особенностей ребёнка
Статус личности ученика | Интонация письма | Стиль письма |
Самоуверенный, самодостаточный, коммуникабельный | Спокойная, ровная | Чёткий, деловой, возможен лаконичный, возможен развёрнутый |
Неуверенный, с повышенным уровнем тревожности | Спокойная, мягкая | Развёрнутые предложения, пояснения, пожелания |
В зависимости от необходимости решения той или иной педагогической проблемы используются:
- информационные письма;
- письма-знакомства;
- письма-анкеты;
- письма-советы;
- письма-напоминания;
- письма-назидания;
- частные письма.
Понятно, что чаще всего сетевыми учителями используются различные комбинации этих форм.
Но важно помнить, что для детей с разными психологическими особенностями, даже при использовании одной и той же функциональной формы письма, необходимо внимательно относиться к стилю его написания. От этого в значительной степени зависит его действенность.
Пример.
Как написать первое письмо новому ученику?
Когда Вы узнаёте, что к Вам прикреплён новый ученик, желательно с ним познакомиться. Нужно, чтобы это знакомство прошло не формально, а содержательно, ведь Вас, как учителя, должны интересовать не только анкетные данные, но и ответы на вопросы, имеющие принципиальное значение для успешности освоения Вашим учеником предмета.
Поэтому желательно задать Вашему новому ученику серию вопросов, которые непосредственно повлияют в дальнейшем на организацию Вашего диалога с этим учеником, которые позволят предложить ему оптимальные для него рекомендации, выявить причины возможных затруднений, организовать Ваше общение с ним максимально комфортно, а процесс усвоения им содержания максимально эффективным:
- чем он увлекается;
- почему выбрал именно Ваш предмет для освоения в дистанционном режиме;
- с какой сферой деятельности планирует связать свою дальнейшую учёбу;
- выбрал ли он какой-либо профиль для своего обучения в старшей школе;
- какие темы курса по Вашему предмету в основной школе давались ему легко;
- какие темы курса вызывали затруднение;
- в чём он видит причины затруднений;
- нравится ли ему отвечать на вопросы;
- какие вопросы он любит задавать сам;
- что ему нравится больше: изучать теоретический материал, решать тесты, участвовать в обсуждении каких-либо вопросов…;
- нравится ли ему заниматься исследовательской деятельностью и хотелось бы ему заниматься этим в процессе изучения курса;
- нравится ли ему выполнять учебные проекты, хотелось бы ему участвовать в выполнении какого-либо проекта по предмету или по смежным областям знаний и т. п.
Эти вопросы могут быть заданы ученику сразу, а могут задаваться постепенно, в процессе освоения им курса. Однако не стоит слишком затягивать с выяснением ответов на подобные вопросы. Ведь причина затруднений учащегося, может быть, кроется в одном из них, и чем раньше она будет выявлена, тем более комфортной и успешной будет Ваша с ним совместная деятельность.
В последующем необходимо поощрять учащегося за правильно выполненные задания, попытаться вместе находить пробелы в знаниях, искать способы их разрешения.
Имеет смысл ввести два вида (условно говоря) переписки: личную (контакт, непосредственная помощь) и профессиональную (обсуждение научных проблем). Личная переписка может осуществляться в режиме личных сообщений, а профессиональная ― на форумах по уроку и курсу. И если в первом случае это налаживание контакта с учеником, то во втором ― уже можно оценивать результаты его работы.
Психофизиологические особенности различных категорий учащихся
Чтобы поддержка и помощь сетевого учителя были максимально эффективными, необходимо каждый раз искать ответ на следующие вопросы:
- Помогать в чём?
- Помогать чем?
- Помогать как?
В условиях работы сетевого учителя при обучении школьников в дистанционном режиме надо определять, где и как искать ответы на эти вопросы.
Где находится ответ на вопрос «В ЧЁМ?»
В поле потребностей, притязаний и проблем ребёнка.
Где находится ответ на вопрос «ЧЕМ?»
В поле социально-значимых черт его личности.
Где находится ответ на вопрос «КАК?»
В поле индивидуальных психофизиологических особенностей Вашего ученика.
Как учитывать индивидуальные различия учеников при организации дистанционного обучения?
1. Учитываем особенности нервной системы!
Школьники с сильной нервной системой:
- меньше подвержены утомлению, им требуется меньше времени на отдых, могут работать с материалом «за один присест»;
- предпочитают коллективную деятельность;
- тратят на подготовительные и контрольные действия меньше времени;
- делают исправления преимущественно по ходу работы;
- в течение длительного времени помнят параллельно о многих заданиях без составления специального плана работы;
- письменная речь преимущественно конспективна (простые предложения, с меньшим количеством слов и смысловых единиц в одном предложении и слов в одной смысловой единице);
- предпочитают устную речь письменному изложению;
- в ситуации напряжения наблюдается некоторое увеличение эффективности умственной деятельности, общее время выполнения задания укорачивается.
Учителям важно помнить, что:
- поскольку такие ученики с большим трудом справляются с монотонными (однотипными) заданиями в течение длительного времени, следует их избегать;
- нежелательно использовать шаблоны, схемы, так как такие учащиеся предпочитают творческий подход в решении задач;
- внесение некоторого элемента неопределённости позволяет активизировать познавательную деятельность;
- такие учащиеся не склонны планировать предстоящую деятельность, чаще действуют по ситуации, но при этом хорошо справляются с нестандартными заданиями;
- время, выделенное специально для проверки своей работы, может быть небольшим ― контроль чаще всего происходит в процессе самой работы;
- можно задавать неожиданные вопросы, требующие быстрого ответа;
- нежелательно требовать развёрнутых ответов в письменной форме;
- для усвоения в ограниченный промежуток времени можно предлагать большой, разнообразный, сложный материал;
- можно использовать приёмы переключения внимания в ходе занятия.
Не рекомендуется давать задания, требующие работы по жёсткому алгоритму.
Подходит урок, разработанный в технологии развития критического мышления.
Школьники со слабой нервной системой:
- больше подвержены утомлению, и им необходим специальный отдых, перерыв во время занятий;
- нуждаются в полной тишине и уединении;
- нуждаются в большей продолжительности подготовительных и контрольных действий;
- большинство исправлений и добавлений вносят во время проверки;
- предпочитают браться за новую работу, лишь полностью завершив прежнюю;
- выполнение заданий, полученных на длительный срок, заранее планируют;
- в письменной речи предпочитают сложные конструкции со всевозможными подчинительными связями, большую развёрнутость высказываний;
- предпочитают письменную речь устному изложению;
- в ситуации напряжения наблюдается снижение эффективности деятельности, общая продолжительность выполнения заданий увеличивается.
Сетевым преподавателям важно помнить, что:
- желательно требовать ответ в письменной форме;
- не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал. Нужно разбить его на части и давать их постепенно, по мере усвоения;
- при проверке письменного ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;
- следует как можно реже отвлекать и переключать внимание учащегося;
- можно давать задачи монотонного характера (большое количество однотипных задач);
- желательно использовать шаблоны, схемы;
- благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работы («шаг за шагом»);
- такие учащиеся склонны планировать предстоящую деятельность, поэтому глубже и обстоятельнее усваивают учебный материал (даже сверх программы), а также хорошо систематизируют знания;
- предпочтительно при ответе и при усвоении материала использовать внешние опоры ― графики, схемы, рисунки, диаграммы, таблицы;
- желательно давать возможность контроля и проверки своей работы.
Не рекомендуется давать задания, не имеющие чёткой инструкции.
Подходит урок, разработанный в технологии проектной деятельности, позволяющий устанавливать свой ритм работы.
2. Учитываем когнитивные стили!
Выделяют вербально-логический и образно-действенный когнитивные стили.
Вербально-логический (абстрактный) стиль переработки информации обусловлен ведущей ролью левого полушария.
Сетевым преподавателям важно помнить, что для учащихся с преобладанием вербально-логического стиля представление материала должно происходить в словесной форме, нужно использовать примеры из области науки и техники.
Не рекомендуется давать задания, содержащие много образного, неструктурированного материала.
Подходит вербальная форма подачи материала.
Для учащихся с преобладанием наглядно-действенного стиля необходимо использовать образы, побуждать к действиям с изучаемыми объектами, обращаться к примерам из области искусства.
Не рекомендуется давать задания, направленные только на восприятие новой информации.
Подходят задания, например:
«По данным материала составьте по вашему выбору хронологическую таблицу, интеллект-карту по данной теме (особенно подходит при изучении вопросов внешней политики), таблицу-синтез (сложную таблицу с большим количеством вопросов и критериев)».
3. Учитываем узкий/широкий диапазон эквивалентности («аналитичность» / «синтетичность»)!
Для узкого диапазона эквивалентности («аналитичности») характерна опора на явные физические особенности объектов, а для широкого диапазона эквивалентности («синтетичности») ― опора на их скрытые дополнительные признаки.
Сетевым учителям важно помнить, что «аналитичные» ученики, как правило, повышенно тревожны и испытывают трудности с ощущением самодостаточности, следовательно, они стараются выполнять социальные требования, чаще испытывают эмоции страха.
Не рекомендуется давать задания, содержащие много избыточной информации.
Подходят задания, например:
«Выберите и проанализируйте при помощи swot-анализа материалы из рубрики интернет-урока "Это интересно знать" или "Кто есть кто". Заполненную схему отправьте преподавателю».
4. Учитываем стили кодирования информации!
Выделены три основные сферы «сенсорного опыта» человека: визуальная, аудиальная, кинестетическая. Соответственно разные люди принимают и перерабатывают информацию о своём окружении, преимущественно опираясь либо на визуальный опыт (зрительно и с помощью мысленных образов), либо на аудиальный опыт (посредством слуха), либо на кинестетический опыт (через осязание, обоняние и другие чувственные впечатления).
Четвёртый тип ― дискретно-логический (чаще всего результат неправильного регулирования работы первых трёх систем).
Визуалы
Сетевым учителям важно помнить, что для визуала типичная познавательная позиция ― смотреть, представлять, наблюдать.
Таким ученикам нужно предоставлять возможность больше читать, рассматривать схемы, таблицы, иллюстрации, чтобы запомнить нужную информацию. Главный источник информации ― текстовые или графические файлы.
Подходят задания, например схемы, таблицы, все приёмы работы с текстами (работа с источником, изучение дополнительного материала).
Для аудиала типичная познавательная позиция ― слушать, говорить, обсуждать. Для таких учеников важна возможность проговаривания, обсуждения. Главный источник информации ― внимательное прослушивание звуковых файлов во время урока.
Не рекомендуется давать задания, представленные только в вербальной форме.
Подходят задания на прослушивание аудиофрагментов.
Для кинестетика типичная познавательная позиция ― действовать, чувствовать, ощущать. Таким учащимся важно не просто учить материал, а каким-то образом работать с ним (самостоятельно составлять таблицы, схемы, записывать кратко главные мысли ― вести конспект, работать с картами и т. д.). Главный источник информации ― собственные записи и все продукты собственной деятельности.
Не рекомендуется давать задания, содержащие информацию общего, отвлечённого характера.
Подходят задания, например:
- «Как вы понимаете выражение "Пётр прорубил окно в Европу"?»;
- «Напишите конспект урока или его части»;
- «Составьте схему…».
5. Учитываем экстра- и интравертированность!
По характеру направленности личности можно выделить экстравертов (направленность на внешний мир объектов и других людей) либо интровертов (направленность на внутренний мир своих мыслей и чувств).
Экстраверты
Сетевому преподавателю необходимо помнить, что:
- важно предоставлять учащимся возможности для общения, обсуждения полученных результатов либо с учителями, либо с другими учащимися на форумах и в режиме видеоконференций;
- в процессе проведения интернет-конференций и работы в форумах целесообразно выдвигать целый перечень вопросов для обсуждения заранее, чтобы ещё во время подготовки учащиеся могли пообщаться между собой;
- подходят групповые и парные формы работы;
- таким ученикам важно своевременно давать обратную связь, даже если она несёт отрицательную информацию.
Не рекомендуется давать задания, предполагающие исключительно индивидуальную работу.
Подходят задания, например:
«Проведите дискуссию о результатах экономических реформ второй половины 19 века».
Интроверты
Учителю важно помнить, что:
- важно дать им достаточно времени для обдумывания;
- нельзя допускать публичного обсуждения неуспехов;
- очень важна позитивная обратная связь, подкрепление полученных успехов.
Не рекомендуется давать задания, предполагающие парную и групповую формы работы.
Подходят задания, например:
- «Постарайтесь самостоятельно изучить царствование Петра Великого»;
- «Какие первые реформы провёл царь?»;
- «Какие изменения произошли в повседневной жизни русского человека?»;
- «Что такое указ о престолонаследии? Когда и почему он был принят?».
При осуществлении дистанционного обучения следует помнить, что наиболее продуктивно ученики вовлекаются в групповые формы работы через организацию дискуссий и общение в форумах по одной тематике. При этом сетевой преподаватель выступает в роли модератора и должен сам, лично, инициировать учащихся для взаимодействия на форумах, предлагая им интересные темы, содержание которых в то же время отвечает требованиям программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимоотношения воспитателя и воспитанника как одно из условий психологического комфорта в коллективе
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся - приоритетная функция любого образовательного учреждения.На формирование здоровья учащихся непосредственное влияние оказывают условия внутришкольной среды...
Статья. Психологический комфорт как условие развития личности ребенка на уроке
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании...
Психологический комфорт, как условие для возникновения ситуации успеха обучающихся с ОВЗ через игровые технологи.
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных спосо...
Психологическое консультирование для педагогов " Дистанционное обучение в условиях неопределенности будущего"
Рекомендации педагогам -участникам дистанционного обучения в условиях неопределенности будущего (по материалам Центра экстренной психологической помощи Московского государств...
Психологический комфорт как условие развития личности
Педагогический совет...
Создание благоприятного психологического комфорта в условиях школы – интерната.
При создании комфортных условий пребывания ребенка в школе – интернате значительная роль принадлежит взаимоотношениям воспитателя с воспитанниками. Этот фактор особенно важен на начальном этапе ...
Статья "Взаимоотношения педагога, воспитателя и воспитанника как одно из условий психологического комфорта в коллективе."
Психологический комфорт - это состояние, когда человек чувствует себя спокойно, уверенно и уютно внутри себя и в окружающей среде. Статья содержит несколько правил и заповедей для создания благоприятн...