Создание условий психологического комфорта в условиях дистанционного обучения.
статья на тему

Громова Елена Викторовна

Данная статья будет полезна сетевому преподавателю для успешного установления психологического контакта с учеником.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий психологического комфорта в условиях дистанционного обучения.

(Несколько советов сетевому преподавателю для установления психологического контакта с учеником.)

Сетевой преподаватель, осуществляющий помощь учащимся в освоении нового информационного образовательного пространства, строит взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса на основе следующих базовых принципов:

1) принципа доверия и открытости;

2) принципа доброжелательности и взаимоподдержки;

3) принципа объективности;

4) принципа многообразия возможностей;

5) принципа приоритета личностно-ориентированных педагогических технологий;

6) принципа рефлексивного подхода к учебной и педагогической деятельности;

7) принципа стремления к созданию ситуации успешности для каждого учащегося.

Для реализации этих принципов в палитру педагогических средств сетевого преподавателя включается инструментарий, в значительной степени отличающийся от традиционного, который используется каждым педагогом в системе среднего образования.

Так, процесс становления взаимоотношений сетевого преподавателя и учащихся проходит в несколько этапов (знакомство, определение средств коммуникации, поиск оптимальных приёмов коммуникации, установление формата делового сотрудничества и т. д.), в то время как для учителя, работающего в очном режиме, этот процесс настолько быстротечен, что вряд ли кто-нибудь подразделяет его на этапы, а тем более технологически выстраивает.

Поэтому в условиях дистанционного обучения наиболее важными являются те механизмы, которыми пользуется сетевой преподаватель при организации межличностного общения со своими учениками.

Среди них наиболее значимыми являются:

  • организация переписки;
  • оперативность реакции на потребности и инициативы учащегося;
  • широкая возможность использования различных форматов общения (общедоступные форумы, форумы по предметному содержанию, видеоконференция, конфиденциальные каналы связи и т. п.);
  • организация групповой деятельности в интернет-пространстве и создание оптимального делового микроклимата в учебной группе;
  • высокий уровень ИКТ-компетенций, позволяющий сетевому преподавателю общаться с учащимся на уровне, который предлагают сами ученики, и т. д.

Одним из определяющих факторов в организации плодотворного взаимодействия в образовательном пространстве, основанном на использовании Интернет, является стиль письма, которым пользуется сетевой преподаватель и тьютор. Как показывает практика, всякому преподавателю, работающему в дистанционном режиме, необходимо владеть разными стилями письма и гибко и оперативно применять их в соответствии с особенностями тех учащихся, которым адресуются письма. Целесообразно соотносить стили письма с особенностями темперамента, коммуникативными характеристиками, уровнем тревожности учащихся и т. п.

Зависимость стиля письма от психологических особенностей ребёнка

Статус личности ученика

Интонация письма

Стиль письма

Самоуверенный, самодостаточный, коммуникабельный

Спокойная, ровная

Чёткий, деловой, возможен лаконичный, возможен развёрнутый

Неуверенный, с повышенным уровнем тревожности

Спокойная, мягкая

Развёрнутые предложения, пояснения, пожелания

В зависимости от необходимости решения той или иной педагогической проблемы используются:

  • информационные письма;
  • письма-знакомства;
  • письма-анкеты;
  • письма-советы;
  • письма-напоминания;
  • письма-назидания;
  • частные письма.

Понятно, что чаще всего сетевыми учителями используются различные комбинации этих форм.

Но важно помнить, что для детей с разными психологическими особенностями, даже при использовании одной и той же функциональной формы письма, необходимо внимательно относиться к стилю его написания. От этого в значительной степени зависит его действенность.

Пример.

Как написать первое письмо новому ученику?

Когда Вы узнаёте, что к Вам прикреплён новый ученик, желательно с ним познакомиться. Нужно, чтобы это знакомство прошло не формально, а содержательно, ведь Вас, как учителя, должны интересовать не только анкетные данные, но и ответы на вопросы, имеющие принципиальное значение для успешности освоения Вашим учеником предмета.

Поэтому желательно задать Вашему новому ученику серию вопросов, которые непосредственно повлияют в дальнейшем на организацию Вашего диалога с этим учеником, которые позволят предложить ему оптимальные для него рекомендации, выявить причины возможных затруднений, организовать Ваше общение с ним максимально комфортно, а процесс усвоения им содержания максимально эффективным:

  • чем он увлекается;
  • почему выбрал именно Ваш предмет для освоения в дистанционном режиме;
  • с какой сферой деятельности планирует связать свою дальнейшую учёбу;
  • выбрал ли он какой-либо профиль для своего обучения в старшей школе;
  • какие темы курса по Вашему предмету в основной школе давались ему легко;
  • какие темы курса вызывали затруднение;
  • в чём он видит причины затруднений;
  • нравится ли ему отвечать на вопросы;
  • какие вопросы он любит задавать сам;
  • что ему нравится больше: изучать теоретический материал, решать тесты, участвовать в обсуждении каких-либо вопросов…;
  • нравится ли ему заниматься исследовательской деятельностью и хотелось бы ему заниматься этим в процессе изучения курса;
  • нравится ли ему выполнять учебные проекты, хотелось бы ему участвовать в выполнении какого-либо проекта по предмету или по смежным областям знаний и т. п.

Эти вопросы могут быть заданы ученику сразу, а могут задаваться постепенно, в процессе освоения им курса. Однако не стоит слишком затягивать с выяснением ответов на подобные вопросы. Ведь причина затруднений учащегося, может быть, кроется в одном из них, и чем раньше она будет выявлена, тем более комфортной и успешной будет Ваша с ним совместная деятельность.

В последующем необходимо поощрять учащегося за правильно выполненные задания, попытаться вместе находить пробелы в знаниях, искать способы их разрешения.

Имеет смысл ввести два вида (условно говоря) переписки: личную (контакт, непосредственная помощь) и профессиональную (обсуждение научных проблем). Личная переписка может осуществляться в режиме личных сообщений, а профессиональная ― на форумах по уроку и курсу. И если в первом случае это налаживание контакта с учеником, то во втором ― уже можно оценивать результаты его работы.

Психофизиологические особенности различных категорий учащихся

Чтобы поддержка и помощь сетевого учителя были максимально эффективными, необходимо каждый раз искать ответ на следующие вопросы:

  • Помогать в чём?
  • Помогать чем?
  • Помогать как?

В условиях работы сетевого учителя при обучении школьников в дистанционном режиме надо определять, где и как искать ответы на эти вопросы.

Где находится ответ на вопрос «В ЧЁМ?»

В поле потребностей, притязаний и проблем ребёнка.

Где находится ответ на вопрос «ЧЕМ?»

В поле социально-значимых черт его личности.

Где находится ответ на вопрос «КАК?»

В поле индивидуальных психофизиологических особенностей Вашего ученика.

Как учитывать индивидуальные различия учеников при организации дистанционного обучения?

1. Учитываем особенности нервной системы!

Школьники с сильной нервной системой:

  • меньше подвержены утомлению, им требуется меньше времени на отдых, могут работать с материалом «за один присест»;
  • предпочитают коллективную деятельность;
  • тратят на подготовительные и контрольные действия меньше времени;
  • делают исправления преимущественно по ходу работы;
  • в течение длительного времени помнят параллельно о многих заданиях без составления специального плана работы;
  • письменная речь преимущественно конспективна (простые предложения, с меньшим количеством слов и смысловых единиц в одном предложении и слов в одной смысловой единице);
  • предпочитают устную речь письменному изложению;
  • в ситуации напряжения наблюдается некоторое увеличение эффективности умственной деятельности, общее время выполнения задания укорачивается.

Учителям важно помнить, что:

  • поскольку такие ученики с большим трудом справляются с монотонными (однотипными) заданиями в течение длительного времени, следует их избегать;
  • нежелательно использовать шаблоны, схемы, так как такие учащиеся предпочитают творческий подход в решении задач;
  • внесение некоторого элемента неопределённости позволяет активизировать познавательную деятельность;
  • такие учащиеся не склонны планировать предстоящую деятельность, чаще действуют по ситуации, но при этом хорошо справляются с нестандартными заданиями;
  • время, выделенное специально для проверки своей работы, может быть небольшим ― контроль чаще всего происходит в процессе самой работы;
  • можно задавать неожиданные вопросы, требующие быстрого ответа;
  • нежелательно требовать развёрнутых ответов в письменной форме;
  • для усвоения в ограниченный промежуток времени можно предлагать большой, разнообразный, сложный материал;
  • можно использовать приёмы переключения внимания в ходе занятия.

Не рекомендуется давать задания, требующие работы по жёсткому алгоритму.

Подходит урок, разработанный в технологии развития критического мышления.

Школьники со слабой нервной системой:

  • больше подвержены утомлению, и им необходим специальный отдых, перерыв во время занятий;
  • нуждаются в полной тишине и уединении;
  • нуждаются в большей продолжительности подготовительных и контрольных действий;
  • большинство исправлений и добавлений вносят во время проверки;
  • предпочитают браться за новую работу, лишь полностью завершив прежнюю;
  • выполнение заданий, полученных на длительный срок, заранее планируют;
  • в письменной речи предпочитают сложные конструкции со всевозможными подчинительными связями, большую развёрнутость высказываний;
  • предпочитают письменную речь устному изложению;
  • в ситуации напряжения наблюдается снижение эффективности деятельности, общая продолжительность выполнения заданий увеличивается.

Сетевым преподавателям важно помнить, что:

  • желательно требовать ответ в письменной форме;
  • не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал. Нужно разбить его на части и давать их постепенно, по мере усвоения;
  • при проверке письменного ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;
  • следует как можно реже отвлекать и переключать внимание учащегося;
  • можно давать задачи монотонного характера (большое количество однотипных задач);
  • желательно использовать шаблоны, схемы;
  • благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работы («шаг за шагом»);
  • такие учащиеся склонны планировать предстоящую деятельность, поэтому глубже и обстоятельнее усваивают учебный материал (даже сверх программы), а также хорошо систематизируют знания;
  • предпочтительно при ответе и при усвоении материала использовать внешние опоры ― графики, схемы, рисунки, диаграммы, таблицы;
  • желательно давать возможность контроля и проверки своей работы.

Не рекомендуется давать задания, не имеющие чёткой инструкции.

Подходит урок, разработанный в технологии проектной деятельности, позволяющий устанавливать свой ритм работы.

2. Учитываем когнитивные стили!

Выделяют вербально-логический и образно-действенный когнитивные стили.

Вербально-логический (абстрактный) стиль переработки информации обусловлен ведущей ролью левого полушария.

Сетевым преподавателям важно помнить, что для учащихся с преобладанием вербально-логического стиля представление материала должно происходить в словесной форме, нужно использовать примеры из области науки и техники.

Не рекомендуется давать задания, содержащие много образного, неструктурированного материала.

Подходит вербальная форма подачи материала.

Для учащихся с преобладанием наглядно-действенного стиля необходимо использовать образы, побуждать к действиям с изучаемыми объектами, обращаться к примерам из области искусства.

Не рекомендуется давать задания, направленные только на восприятие новой информации.

Подходят задания, например:

«По данным материала составьте по вашему выбору хронологическую таблицу, интеллект-карту по данной теме (особенно подходит при изучении вопросов внешней политики), таблицу-синтез (сложную таблицу с большим количеством вопросов и критериев)».

3. Учитываем узкий/широкий диапазон эквивалентности («аналитичность» / «синтетичность»)!

Для узкого диапазона эквивалентности («аналитичности») характерна опора на явные физические особенности объектов, а для широкого диапазона эквивалентности («синтетичности») ― опора на их скрытые дополнительные признаки.

Сетевым учителям важно помнить, что «аналитичные» ученики, как правило, повышенно тревожны и испытывают трудности с ощущением самодостаточности, следовательно, они стараются выполнять социальные требования, чаще испытывают эмоции страха.

Не рекомендуется давать задания, содержащие много избыточной информации.

Подходят задания, например:

«Выберите и проанализируйте при помощи swot-анализа материалы из рубрики интернет-урока "Это интересно знать" или "Кто есть кто". Заполненную схему отправьте преподавателю».

4. Учитываем стили кодирования информации!

Выделены три основные сферы «сенсорного опыта» человека: визуальная, аудиальная, кинестетическая. Соответственно разные люди принимают и перерабатывают информацию о своём окружении, преимущественно опираясь либо на визуальный опыт (зрительно и с помощью мысленных образов), либо на аудиальный опыт (посредством слуха), либо на кинестетический опыт (через осязание, обоняние и другие чувственные впечатления).

Четвёртый тип ― дискретно-логический (чаще всего результат неправильного регулирования работы первых трёх систем).

Визуалы

Сетевым учителям важно помнить, что для визуала типичная познавательная позиция ― смотреть, представлять, наблюдать.

Таким ученикам нужно предоставлять возможность больше читать, рассматривать схемы, таблицы, иллюстрации, чтобы запомнить нужную информацию. Главный источник информации ― текстовые или графические файлы.

Подходят задания, например схемы, таблицы, все приёмы работы с текстами (работа с источником, изучение дополнительного материала).

Для аудиала типичная познавательная позиция ― слушать, говорить, обсуждать. Для таких учеников важна возможность проговаривания, обсуждения. Главный источник информации ― внимательное прослушивание звуковых файлов во время урока.

Не рекомендуется давать задания, представленные только в вербальной форме.

Подходят задания на прослушивание аудиофрагментов.

Для кинестетика типичная познавательная позиция ― действовать, чувствовать, ощущать. Таким учащимся важно не просто учить материал, а каким-то образом работать с ним (самостоятельно составлять таблицы, схемы, записывать кратко главные мысли ― вести конспект, работать с картами и т. д.). Главный источник информации ― собственные записи и все продукты собственной деятельности.

Не рекомендуется давать задания, содержащие информацию общего, отвлечённого характера.

Подходят задания, например:

  • «Как вы понимаете выражение "Пётр прорубил окно в Европу"?»;
  • «Напишите конспект урока или его части»;
  • «Составьте схему…».

5. Учитываем экстра- и интравертированность!

По характеру направленности личности можно выделить экстравертов (направленность на внешний мир объектов и других людей) либо интровертов (направленность на внутренний мир своих мыслей и чувств).

Экстраверты

Сетевому преподавателю необходимо помнить, что:

  • важно предоставлять учащимся возможности для общения, обсуждения полученных результатов либо с учителями, либо с другими учащимися на форумах и в режиме видеоконференций;
  • в процессе проведения интернет-конференций и работы в форумах целесообразно выдвигать целый перечень вопросов для обсуждения заранее, чтобы ещё во время подготовки учащиеся могли пообщаться между собой;
  • подходят групповые и парные формы работы;
  • таким ученикам важно своевременно давать обратную связь, даже если она несёт отрицательную информацию.

Не рекомендуется давать задания, предполагающие исключительно индивидуальную работу.

Подходят задания, например:

«Проведите дискуссию о результатах экономических реформ второй половины 19 века».

Интроверты

Учителю важно помнить, что:

  • важно дать им достаточно времени для обдумывания;
  • нельзя допускать публичного обсуждения неуспехов;
  • очень важна позитивная обратная связь, подкрепление полученных успехов.

Не рекомендуется давать задания, предполагающие парную и групповую формы работы.

Подходят задания, например:

  • «Постарайтесь самостоятельно изучить царствование Петра Великого»;
  • «Какие первые реформы провёл царь?»;
  •  «Какие изменения произошли в повседневной жизни русского человека?»;
  • «Что такое указ о престолонаследии? Когда и почему он был принят?».

При осуществлении дистанционного обучения следует помнить, что наиболее продуктивно ученики вовлекаются в групповые формы работы через организацию дискуссий и общение в форумах по одной тематике. При этом сетевой преподаватель выступает в роли модератора и должен сам, лично, инициировать учащихся для взаимодействия на форумах, предлагая им интересные темы, содержание которых в то же время отвечает требованиям программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимоотношения воспитателя и воспитанника как одно из условий психологического комфорта в коллективе

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся - приоритетная функция любого образовательного учреждения.На формирование здоровья учащихся непосредственное влияние оказывают условия внутришкольной среды...

Статья. Психологический комфорт как условие развития личности ребенка на уроке

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании...

Психологический комфорт, как условие для возникновения ситуации успеха обучающихся с ОВЗ через игровые технологи.

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных спосо...

Психологическое консультирование для педагогов " Дистанционное обучение в условиях неопределенности будущего"

Рекомендации педагогам -участникам дистанционного обучения в условиях неопределенности будущего (по материалам Центра экстренной психологической помощи Московского  государств...

Создание благоприятного психологического комфорта в условиях школы – интерната.

При создании комфортных условий пребывания ребенка в школе – интернате значительная роль принадлежит взаимоотношениям воспитателя с воспитанниками. Этот фактор особенно важен на начальном этапе ...

Статья "Взаимоотношения педагога, воспитателя и воспитанника как одно из условий психологического комфорта в коллективе."

Психологический комфорт - это состояние, когда человек чувствует себя спокойно, уверенно и уютно внутри себя и в окружающей среде. Статья содержит несколько правил и заповедей для создания благоприятн...