Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "
методическая разработка по психологии на тему
В Данной методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет особенно полезен начинающим педагогам-психологам, тьюторам, работающим с детьми данной категории.
Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.
Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное.
На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи.
В данной публикации даны подробные рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
staty.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Публикация на тему:
« Психолого-педагогическое сопровождение
детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Выход:
Сергеева, О.П. «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» /О.П. Сергеева// Актуальные проблемы преподавания гуманитарных, естественно-научных и математических дисциплин в школе, в вузе; материалы научно-практ. конференции Вып.8/ Сост. А.Ю. Околелов; науч. ред. П.А. Гончаров. – Мичуринск: МГПИ, 2011-С.124-128.
Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.
Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное.
На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи.
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).
Согласно «Словарю русско го языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожа того. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевремен ное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.
Целью психологического сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание системы психолого-педагоги ческих условий, способствующих успеш ной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).
Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.
Основными сферами деятельности педагога-психолога в системе ППМС сопровождения специальной (коррекционной) школы являются:
– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.
Остановлюсь подробнее на особенностях психолого-педагогического сопровождения обучающихся младших классов с ОВЗ.
По инициативе родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений дети и подростки с ОВЗ города Мичуринска обследуются на городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которая ежегодно проходит на базе специальной (коррекционной школы). Специалистами городской ПМПК проводится экспертиза уровня развития ребенка, предполагающая систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включающая прогноз развития. Здесь, на ПМПК, и происходит первое знакомство педагога-психолога со вновь поступающими обучающимися в начальные классы коррекционной школы.
На основании результатов экспертизы уровня развития обучающегося осуществляется проектирование условий обучения детей с ОВЗ в образовательном пространстве города. Специалисты ПМПК ставят диагноз и рекомендуют, по какой образовательной программе ребенку обучаться дальше. Отмечу, что в специальной (коррекционной) школе дети обучаются по программе VIII вида с основным диагнозом: умственная отсталость и рядом сопутствующих диагнозов.
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).
Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический про цесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психи ческого развития в процессе обучения;
- создание социально-психологических условий для лично сти каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образова тельный компонент);
- создание специальных социально-психологических усло вий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образователь ного компонента).
К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:
- диагностическая деятельность;
- консультативная деятельность;
- коррекционно-развивающая работа;
- экспертная работа;
- организационно-методическая деятельность;
- просветительская работа;
- психопрофилактика.
Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:
- определение наиболее адекватных путей и средств разви вающе-коррекционной работы с ребёнком;
- прогнозирование развития ребёнка и возможностей обуче ния на основе выявленных особенностей развития;
- реализация собственно психологической развивающе-кор рекционной работы на протяжении всего образовательного про цесса.
Психологическое сопровождение детей на приёме и адаптации:
- создание системы психолого-педагогической поддержки всех учащихся в период их школьной адаптации;
- выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;
- определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;
- разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;
- создание специальных педагогических и социально-психо логических условий, позволяющих осуществить развивающую, кор рекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими адаптационные трудности.
Направления работы педагога-психолога в начальной школе:
- выявляю детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- выявляю в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;
- реализую психологическую развивающе-коррекционную помощь детям, испытываю щим трудности адаптации, поведения и др.;
- контролирую динамику психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;
- провожу дифференциальную диагностику учащихся с ре комендациями ПМПК о диагностическом обучении по программе специального (коррекционного) учреждения VIII вида;
- участвую в ПМПк по сопровождению учащихся с лично стными и поведенческими проблемами;
- составляю индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционные программы по выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк;
- взаимодействую с учителями, воспитателями, учителем-логопедом, де фектологами, социальным педагогом по сопровождению обуча ющихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, уча стие в МО, семинарах, педсоветах и др.);
- знакомлю специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ре бёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;
- провожу диагностику учащихся по выявлению взаимоотношений в се мье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи;
- осуществляю работу с родителями (лицами их заменяющими) по диагно стике психологического климата в семье, взаимоотношению родите лей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное разви тие детей;
- консультирую родителей по их запросам;
- осуществляю просветительскую работу по вопросам психофизиологиче ских особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индиви дуальной психолого-медико-педагогической программе сопровож дения;
- провожу диагностику готовности к обучению в среднем звене школы,
- осуществляю прогноз социальной дезадаптации.
Задачи сопроводительной деятельности второй половины 4-го класса:
- выявляю уровень психологической готовности четверо классников к обучению в среднем звене школы;
- способствую созданию психологических условий для формирования соци ально-личностных предпосылок успешного обучения в среднем звене.
Познакомлю с некоторыми диагностическими исследованиями, которые проходят в начальной школе.
При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу подробно изучаю данные его анамнеза и особенностей раннего развития.
В течение первых двух, а иногда и трех месяцев обучения сопровождаю процесс адаптации вновь поступивших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать). У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.
В 1-4 классах проводятся уроки здоровья (1 раз в неделю), программой которых в I семестре предусматривается ряд занятий на сплочение детского коллектива, коррекцию адаптивных возможностей, ну и, конечно, формирование привычки ЗОЖ. Дети, адаптация которых осложнена, получают дополнительную психологическую поддержку в форме «Кругов общения».
Далее отслеживаю мониторинг здоровья всех обучающихся и на семинарах по ЗОТ довожу результаты обследования до каждого педагога школы. В течение нескольких лет являюсь руководителем постоянно действующего семинара, работающего по проблеме: «Компетентность современного педагога в вопросах здоровьесбережения», где педагогический коллектив обучается использованию современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе и каждый может поделиться своими наработками и находками в этом направлении.
Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.
Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.
В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно. Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.
Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.
С диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся все участники образовательно-воспитательного процесса для координации совместных усилий.
Как показала практика обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.
Для того чтобы можно было отследить эффективность психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами ПМПк была разработана карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика специальной (коррекционной) школы, в которой фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из учреждения.
Практическое психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты ППМС сопровождения специальной (коррекционной) школы находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.
Литература:
- Психологическая служба школы. Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995
- Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005
- Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"
Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....
Презентация к уроку биологии в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему: "Корова - домашнее и сельскохозяйственное животное"
Представлена презентация, которая используется при проведении урока биологии в 8 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. В презентации 17 слайдов, множество иллюстраций....
Презентация к уроку географии в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему: "Кенгуру - сумчатое животное Австралии"
Представлена учебная презентация, которую можно использовать на уроках окружающего мира, уроках биологии и природоведения, а также на уроках географии при изучении живлтного мира Австралии....
Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"
В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...
Урок-игра "Интеллектуальное казино" по обществознанию в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Тема - "Институт президентства".
Тема урока входит в программу специальной (коррекционной) школы по обществознанию. Изучают тему в блоке изучения Конституции РФ. На уроке использованы игровые методы, в частности, урок пер...
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя математики ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Кувшиновой Елены Анатольевны
Тема инновационного педагогического опыта«Использование элементов национально-регионального компонента на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида»....
В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...