Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "
методическая разработка по психологии на тему

Сергеева Ольга Павловна

 

В Данной  методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет особенно полезен начинающим педагогам-психологам, тьюторам,  работающим с детьми данной категории.

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.  Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

 Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное.

 На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении  специальной психолого-педагогической помощи. 

В данной публикации даны подробные рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ начальных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon staty.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Публикация на тему:        

« Психолого-педагогическое сопровождение

детей с ограниченными возможностями здоровья  начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Выход:

Сергеева, О.П. «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» /О.П. Сергеева// Актуальные проблемы преподавания  гуманитарных, естественно-научных и математических дисциплин в школе, в вузе; материалы научно-практ. конференции Вып.8/ Сост. А.Ю. Околелов; науч. ред. П.А. Гончаров. – Мичуринск: МГПИ, 2011-С.124-128.

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.  Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

 Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное.

 На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении  специальной психолого-педагогической помощи.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых  понятий и т.д.). 

 Согласно «Словарю русско го языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожа того. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевремен ное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.

 Целью психологического сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание  системы психолого-педагоги ческих условий, способствующих успеш ной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).

Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

 Основными сферами  деятельности  педагога-психолога в системе ППМС сопровождения специальной (коррекционной) школы являются:

– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.

Остановлюсь  подробнее на особенностях психолого-педагогического сопровождения обучающихся младших классов с ОВЗ.

По инициативе родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений дети и подростки с ОВЗ города Мичуринска обследуются на городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК),  которая ежегодно проходит на базе специальной (коррекционной школы).  Специалистами городской ПМПК проводится экспертиза уровня развития ребенка, предполагающая систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включающая прогноз развития. Здесь, на ПМПК,  и происходит  первое знакомство педагога-психолога со вновь поступающими обучающимися в начальные классы коррекционной школы.

На основании результатов экспертизы уровня развития обучающегося осуществляется проектирование условий обучения детей с ОВЗ в образовательном пространстве города. Специалисты ПМПК ставят диагноз и  рекомендуют, по какой образовательной программе ребенку  обучаться дальше. Отмечу, что в специальной (коррекционной) школе   дети  обучаются по программе VIII вида с основным диагнозом: умственная отсталость и рядом сопутствующих диагнозов.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых  понятий и т.д.).

 Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический про цесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены   взаимосвязанные компоненты:

  1. систематическое отслеживание  психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психи ческого развития в процессе обучения;
  2. создание социально-психологических условий для лично сти каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образова тельный компонент);
  3. создание специальных социально-психологических усло вий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образователь ного компонента).

К основным направлениям  деятельности педагога-психолога относятся:

- диагностическая деятельность;

-  консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

-  экспертная работа;

- организационно-методическая деятельность;

- просветительская работа;

- психопрофилактика.

  Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:

  1. определение наиболее адекватных путей и средств разви вающе-коррекционной работы с ребёнком;
  2. прогнозирование развития ребёнка и возможностей обуче ния на основе выявленных особенностей развития;
  3. реализация собственно психологической развивающе-кор рекционной работы на протяжении всего образовательного про цесса.

               Психологическое сопровождение детей на приёме и адаптации:

  1. создание системы психолого-педагогической поддержки всех  учащихся в период их школьной адаптации;
  1. выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
  1. диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;
  2. определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;
  3. разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;
  4. создание специальных педагогических и социально-психо логических условий, позволяющих осуществить развивающую, кор рекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими  адаптационные трудности.

Направления работы педагога-психолога в  начальной школе:

  1. выявляю детей, нуждающихся в специализированной помощи;
  1.     выявляю в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;
  2.    реализую психологическую развивающе-коррекционную помощь детям, испытываю щим трудности адаптации, поведения и др.;
  3.    контролирую динамику психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;
  4.    провожу дифференциальную диагностику учащихся с ре комендациями ПМПК о диагностическом обучении по программе специального (коррекционного) учреждения VIII вида;
  5. участвую в  ПМПк по сопровождению учащихся с лично стными и поведенческими проблемами;
  6. составляю индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционные программы по выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк;
  7. взаимодействую с учителями, воспитателями, учителем-логопедом, де фектологами, социальным педагогом по сопровождению обуча ющихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, уча стие в МО, семинарах, педсоветах и др.);
  8. знакомлю специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ре бёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;
  9. провожу диагностику учащихся по выявлению взаимоотношений в се мье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи;
  10. осуществляю работу с родителями  (лицами их заменяющими) по диагно стике психологического климата в семье, взаимоотношению родите лей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное разви тие детей;
  11. консультирую  родителей по их запросам;
  12. осуществляю просветительскую  работу по вопросам психофизиологиче ских особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индиви дуальной психолого-медико-педагогической программе сопровож дения;
  13. провожу диагностику готовности к обучению в среднем звене школы,
  14. осуществляю прогноз социальной дезадаптации.

Задачи сопроводительной деятельности второй половины 4-го класса:

  1. выявляю  уровень психологической готовности четверо классников к обучению в среднем звене школы;
  2. способствую созданию психологических условий для формирования соци ально-личностных предпосылок успешного обучения в среднем звене.

Познакомлю с некоторыми диагностическими исследованиями, которые проходят в начальной школе.

При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу  подробно изучаю  данные его анамнеза  и особенностей раннего развития.

В течение первых двух, а иногда и трех  месяцев обучения сопровождаю процесс адаптации вновь поступивших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую  не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать).  У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.

В 1-4 классах  проводятся уроки здоровья (1 раз в неделю), программой которых в I семестре предусматривается ряд занятий на сплочение детского коллектива, коррекцию адаптивных возможностей, ну и, конечно, формирование привычки ЗОЖ. Дети, адаптация которых осложнена, получают дополнительную психологическую поддержку в форме «Кругов общения».

Далее отслеживаю мониторинг здоровья всех обучающихся и на семинарах по ЗОТ довожу результаты обследования до каждого педагога школы. В течение нескольких лет  являюсь руководителем постоянно действующего семинара, работающего по проблеме:  «Компетентность современного педагога в вопросах здоровьесбережения», где педагогический коллектив обучается использованию современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе и каждый может поделиться своими наработками и находками в этом направлении.

   Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

   Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

 В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно.  Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.

Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.

  С  диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся  все участники образовательно-воспитательного процесса  для координации совместных усилий.

  Как показала практика обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало  положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе  и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

Для того чтобы можно было отследить эффективность   психолого-педагогического и медико-социального сопровождения  и  анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами ПМПк была разработана карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика специальной (коррекционной) школы, в которой  фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из учреждения.

 Практическое психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение  процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии.  Специалисты ППМС сопровождения специальной (коррекционной) школы   находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.

Литература:

  1. Психологическая служба школы.  Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995
  2. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005
  3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005
  4. Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"

Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....

Презентация к уроку биологии в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему: "Корова - домашнее и сельскохозяйственное животное"

Представлена презентация, которая используется при проведении урока биологии в 8 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. В презентации 17 слайдов, множество иллюстраций....

Презентация к уроку географии в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему: "Кенгуру - сумчатое животное Австралии"

Представлена учебная презентация, которую можно использовать на уроках окружающего мира, уроках биологии и природоведения, а также на уроках географии при изучении живлтного мира Австралии....

Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"

             В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...

Урок-игра "Интеллектуальное казино" по обществознанию в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Тема - "Институт президентства".

Тема урока входит в программу специальной (коррекционной) школы  по обществознанию. Изучают тему в блоке изучения Конституции РФ. На  уроке использованы игровые методы, в частности, урок пер...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя математики ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Кувшиновой Елены Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта«Использование элементов национально-регионального компонента на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида»....

В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...