Методика составления характеристики учащегося основной школы на ПМПК
методическая разработка по психологии
Уважаемые коллеги! Как правило, у каждого учителя периодически возникает необходимость написать характеристику тому или иному ученику. Особенно часто возникают трудности, если нужно представить ее на заседании такого коллегиального органа, как районная ПМПК. Чаще этот документ составляют учителя начальной школы. Однако, и в среднем звене есть дети, психологические или физические возможности которых ограничены (дети с ОВЗ). Усвоение программного материала у таких учащихся идет со значительными трудностями, отставанием.
Уважаемые коллеги! Если в Вашем классе есть учащиеся, которые не усваивают школьную программу, и Вы считаете, что для них необходима другая форма обучения, или в принципе способны усваивать программный материал, но им требуются специальные образовательные условия, то подобные вопросы как раз и решает районная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее ПМПК). Для того, чтобы специалисты ПМПК могли наиболее полно представить себе способности и возможности каждого конкретного ребенка, обоснованно дали рекомендацию по выбору формы его дальнейшего обучения, классному руководителю нужно представить объективную характеристику. Естественно, нужно подключить к составлению этого документа и учителей-предметников, педагога-психолога, если он есть в образовательном учреждении, возможно социального педагога. В ней должна содержаться доказательная база относительно состояния здоровья, способностей, возможностей и предполагаемых перспектив в обучении данного ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_sostavleniya_harakteristiki_rebenka_sredney_shkoly_dlya_pmpk.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация для учителей-предметников
и классных руководителей, работающих
в основной школе
Как правильно написать
психолого-педагогическую характеристику ребенка на ПМПК?
Уважаемые коллеги! Как правило, у каждого учителя периодически возникает необходимость написать характеристику тому или иному ученику. Особенно часто возникают трудности, если нужно представить ее на заседании такого коллегиального органа, как районная ПМПК. Чаще этот документ составляют учителя начальной школы. Однако, и в среднем звене есть дети, психологические или физические возможности которых ограничены (дети с ОВЗ). Усвоение программного материала у таких учащихся идет со значительными трудностями, отставанием.
Уважаемые коллеги! Если в Вашем классе есть учащиеся, которые не усваивают школьную программу, и Вы считаете, что для них необходима другая форма обучения, или в принципе способны усваивать программный материал, но им требуются специальные образовательные условия, то подобные вопросы как раз и решает районная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее ПМПК). Для того, чтобы специалисты ПМПК могли наиболее полно представить себе способности и возможности каждого конкретного ребенка, обоснованно дали рекомендацию по выбору формы его дальнейшего обучения, классному руководителю нужно представить объективную характеристику. Естественно, нужно подключить к составлению этого документа и учителей-предметников, педагога-психолога, если он есть в образовательном учреждении, возможно социального педагога. В ней должна содержаться доказательная база относительно состояния здоровья, способностей, возможностей и предполагаемых перспектив в обучении данного ребенка.
Пусть вас не смущают некоторые пункты. Например, «знает ли состав числа, таблицу сложения и вычитания?» или «держит ли рабочую строку, выполняет ли правила каллиграфии; может ли списывать текст, переводить печатный текст в письменный?» и т.п, Для некоторых детей с ОВЗ это может быть актуальным. Вы просто должны отразить, что требуется знать, уметь ученику по программе, и на каком уровне его знания, умения и навыки. Все, что характерно для особенностей усвоения программного материала этим учеником, можете указать.
В этом документе необходимо отразить следующие данные:
- С какого времени учится ребенок в данном образовательном учреждении, в том числе в данном классе, когда прибыл, где учился до этого, рассматривался когда-либо вопрос о форме его обучения на ПМПК, какую имел базу знаний, умений и навыков по окончании начальной школы ? Если дублировал какой-либо год обучения, указать на это, и по какой причине? Какую имел динамику по успеваемости на протяжении всех лет обучения в школе. Возможно, была индивидуальная (либо другая) форма обучения и на основании каких рекомендаций? (рекомендации ПМПК, врачебной комиссии, узких специалистов и т. п.)
- Если есть какие-либо ограниченные возможности здоровья, и какие подтверждающие документы имеются?
- Какие знания об окружающем мире имеет? (оцените общий кругозор ребенка)
- Как ориентируется в быту? (знает ли свой адрес, школу, в которой учится, дату своего рождения, состав семьи, сколько кому лет, в каком классе учатся братья, сестры, где и кем работают родители, имеет ли представление об их профессии и т.п.)
- Ориентируется ли в пространстве? (понимает ли значения предлогов «справа», «слева», «вблизи», «вдали», «в», «на», «под», «над», «между», «за», «перед» и т.п.) Какую имеет координацию движений?
- Развитие моторики?
- Далее необходимо указать конкретно какими знаниями, умениями, навыками по программе ребенок овладел по основным предметам. Какому уровню программных требований на настоящий момент ребенок соответствует? ( что нужно знать и уметь и что есть по факту) Характерные ошибки и трудности?
- По математике: как ориентируется в тетради; умеет ли правильно оформлять записи в тетради; соответствует ли темп деятельности на уроке требованиям, предъявляемым к ученику соответствующего класса; знает ли основные математические правила, умеет ли применять их на практике; как запоминает учебный материал: знает ли состав числа, таблицу сложения и вычитания, умножения и деления, какие вычислительные навыки имеет, умеет ли решать задачи и какого типа, знает ли алгоритм решения; умеет ли делать логические выводы, понимает ли условие задачи, справляется ли с самостоятельными или контрольными работами; может ли работать самостоятельно или нуждается в постоянной помощи учителя; умеет ли рассуждать, ориентируется ли в пространстве, усваивает ли геометрический материал, другие особенности усвоения учебного материала, в чем конкретно затрудняется и т. д.
- По русскому языку: как ориентируется в тетради, держит ли рабочую строку, выполняет ли правила каллиграфии; может ли списывать текст, переводить печатный текст в письменный, особенности прочерка, как пишет под диктовку; знает ли изученные орфограммы, умеет ли применять их на практике; какие ошибки допускает, допустимо ли их количество, чтобы получить положительную оценку; выполняет ли грамматические задания, умеет ли работать самостоятельно или требуется постоянный контроль со стороны учителя; справляется ли с самостоятельными и контрольными работами, состояние тетрадей и т.д.
- По литературе: особенности чтения, техника чтения и ее соответствие норме; характерные ошибки; понимает ли прочитанное, может ли пересказать текст, выделить главную мысль и сформулировать ее; проанализировать литературное произведение по предложенному плану, как запоминает и рассказывает стихи; умеет ли составить связный рассказ по сюжетному изображению или по картине, особенности речи? (чистота речи, понимание речи, словарный запас, фонематический слух, уровень развития связной речи, умеет ли пересказывать, дать развернутый ответ на вопрос и т.д.); уровень развития письменной речи, может ли сформулировать свою мысль в письменной форме, уровень написания письменных работ: изложений, сочинений)
- Особенности усвоения учебного материала по другим предметам: быстро ли усваивает программный материал, соответствуют ли его знания, умения навыки программным требованиям, темп деятельности на уроке? Может ли выразить свою мысль письменно или устно? Если ребенок усваивает материал с отставанием, то какому классу соответствуют его знания, умения и навыки?
- По ИЗО и технологии: знание основных и промежуточных цветов; аккуратность и точность выполнения работ; умеет ли работать красками, инструментами, иголкой с ниткой, умеет ли составить чертеж или прочитать его, соответствуют ли выполненные работы образцу; может ли ребенок фантазировать, другие особенности усвоения учебного материала.
- По физической культуре: какую имеет координацию движений, выполняет ли нормы по физической подготовке в соответствии с программными требованиями, владеет ли техникой выполнения тех или иных упражнений, физическая ловкость и т.д.
Далее учитель-предметник дает информацию по характеризуемому ученику по пунктам 8 – 15.
- Отношение к школе и учебной деятельности? (желание посещать школу, любит ли учиться, выполняет ли домашние задания, любимые и нелюбимые предметы, отношение к успехам и неудачам, замечаниям учителя, пропускает ли учебные занятия по неуважительной причине, степень усилий, прилагаемых ребенком в учебной деятельности и т.д.)
- Работоспособность? (темп работы, успевает ли за другими учащимися в классе, быстро ли утомляется, объем выполненных заданий); использует ли оказанную помощь и какого характера эта помощь (поддерживающая, организующая, конкретная по принципу «делай как я», наводящее высказывание и т.п.)
- Может ли работать самостоятельно?
- Может ли работать внимательно? (устойчивость, переключаемость внимания)
- Как воспринимает учебный материал? (особенности восприятия)
- Как запоминает учебный материал? (механически, осознанно, уровень развития кратковременной и долговременной памяти)
- Поведение на уроках и переменах, во время внеурочной деятельности? (знаком ли с дисциплинарными нормами, эмоциональная устойчивость, волевая зрелость и т.д.).
- Особенности личности? (черты характера; взаимоотношения с одноклассниками, учителем; интересы, увлечения, какой статус имеет в группе сверстников, какой круг общения предпочитает и т.д.)
- Имеет ли навыки самообслуживания? (может ли содержать в порядке свои вещи: одежду, учебные принадлежности, рабочее место, опрятен ли в быту)
- Жилищно-бытовые условия, в которых живет и воспитывается ребенок; есть ли у него специальное место для учебных занятий и отдыха?
- Особенности семейного воспитания? (полная или неполная семья, благополучная или нет, количество детей в семье и какого они возраста, отношение к детям, какие усилия прилагают родители, чтобы ребенок был успешным в школе, помогают ли ребенку в учебе и т.д.)
- Выводы. Ваши предположения: какая для данного ребенка форма обучения в дальнейшем является наиболее оптимальной (повторный год обучения в условиях массовой школы, индивидуальное обучение, адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ, какое-либо специализированное учебное заведение и т п.)
- Возможно, ребенок нуждается в другой форме проведения ГИА, например ГВЭ?
- Необходимы ли для ребенка специальные образовательные условия?
- Нуждается ли ребенок, на Ваш взгляд, в консультации узких специалистов, медицинском обследовании, какого профиля?
- Оформление документа смотрите в приложении 1.
Чем качественнее написана характеристика, тем легче будет специалистам ПМПК разобраться в проблемах ребенка, а также в условиях ограниченного времени сделать правильный вывод о наиболее приемлемой форме обучения в дальнейшем в соответствии с его психофизическими особенностями и возможностями.
Каждый ребенок индивидуален, поэтому в данном документе должно быть больше конкретики и меньше общих фраз.
Буду рада, если данные рекомендации помогут Вам в составлении этого документа.
С уважением,
педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1
с. Вольно-Надеждинское Надеждинского района» Приморского края,
руководитель МО педагогов-психологов Надеждинского района
Вольных И.Н.
ноябрь, 2019 г.
Приложение 1
Психолого-педагогическая характеристика
________________________________,
(Фамилия, Имя, Отчество ученика)
учащегося(йся) ________класса,
________________________________,
(название образовательного учреждения)
___________________________________,
(число, месяц, год рождения)
проживающего по адресу:
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Текст характеристики…
Классный руководитель________________(Фамилия, И.О.);
Педагог-психолог_____________________ (Фамилия И.О.);
Директор школы______________________(Фамилия И.О.).
М.П.
Дата
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога - это профориентация....
Рекомендации по составлению характеристики учащегося
Рекомендации по составлению характеристики учащегося...
Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».
Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ...
Примерная характеристика на учащегося основной школы
Помощь при составлении характеристика на учащегося со средней успеваемостью...
Методика реализации межпредметных связей при обучении технологии учащихся основной школы
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической ...
Диагностические методики для учащихся основной школы
Педагогическая диагностика нужна для выявления условий реализации педагогических целей, степени их достижения, причин неудач в учебно-воспитательной деятельности. Педагогическая диагностика в практике...