Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида
рабочая программа по психологии на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шелаболихинская ООШ»
Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида
Шелаболиха 2016 год
Пояснительная записка
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.
Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
В современных условиях учащиеся должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:
- активностью,
- самостоятельностью,
- креативностью,
- уверенностью в себе,
- коммуникабельностью,
- способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.
В период подросткового возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в МБОУ «Шелаболихинской ООШ», является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.
Психолого-педагогическое сопровождение ученика включает:
∙ диагностику познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;
∙ создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности,
успешности обучения;
∙ конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.
Прием в школу ученика с ограниченными возможностями здоровья осуществлён на основе заключения медицинской комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе.
Приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с учеником с ОВЗ по предупреждению проблем:
- социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации);
- личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.);
Задачи программы:
- Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи родителям и ребенку в реальных условиях их проживания;
- Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
- Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
- Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
- Повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей ученика с ограниченными возможностями здоровья;
- Расширение возможностей учащегося с ограниченными возможностями здоровья обучающегося в школе, для самореализации и социализации;
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности
ученика.
2. Аналитическая работа.
3. Организационная работа. Создание единого информационного поля школы,
ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьного психолого-педагогического консилиума, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями.
4. Консультативная работа со всеми участниками образовательного процесса.
5. Профилактическая работа. Реализация программ, направленных на решение проблем
межличностного взаимодействия.
6. Коррекционно-развивающая работа.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям (законным представителям) в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, его интеграцию в образовательном учреждении и освоение им основной образовательной программы школы.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для него выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей
помощи взрослого;
переключение ученика на практическую деятельность или на другие облегченные задания, подкрепляющие его веру в собственные силы и т.д.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п | Мероприятие | Сроки исполнения | Ответственный |
Организационные | |||
1 | Проведение информационно- просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для ребёнка-инвалида | В течение года | Педагог-психолог |
Совершенствование уровня социальной реабилитации | |||
2 | Контроль мероприятий по абилитации -психолого-педагогическая абилитация (коррекционные занятия с педагогом- психологом, учителями-предметниками) -социально-бытовая абилитация - творческая абилитация (занятия в студиях, клубах, кружках) - мероприятия по плану работы психолого - педагогического консилиума школы | Декабрь - июнь | Классный руководитель Педагог-психолог |
3 | Проведение обучающих семинаров для педагогов, участников программы | В течение года | Зам. директора по УВР Педагог-психолог |
Обеспечение разноуровневого, вариативного обучения и воспитания ребёнка-инвалида, реализация принципа интегрированного обучения | |||
4 | Выполнение рекомендаций врача на уроках | В течение года | Учителя-предметники |
5 | Участие ребёнка – инвалида в досугово - массовых мероприятиях | В течение года | Классный руководитель |
Содействие в преодолении информационного барьера | |||
6 | Организация сетевого взаимодействия посредством школьной электронной почты, Сетевого города «Образование» | В течение года | Классный руководитель |
Психолого-педагогическая работа | |||
7 | Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника. | В течение года | Классный руководитель |
Профилактическая работа по сохранению здоровья | |||
8 | Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового, безопасного образа жизни. | В течение года | Учителя-предметники Классный руководитель |
Присутствие в детском коллективе ребёнка-инвалида становится фактором нравственного воспитания здоровых детей при соответствующем педагогическом сопровождении. С ребёнком с ОВЗ проводится индивидуальная коррекционная работа как со стороны психолога, классного руководителя, учителей-предметников.
Внеурочная деятельность.
Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них ученика с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из класса.
Ребёнок включается в проведении воспитательных, культурно-развлекательных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.
Мониторинг динамики развития ребёнка.
Мониторинг динамики развития ребёнка, его успешности в освоении основной образовательной программы, показателей социализированности, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-педагогический консилиум. Он проводится по плану 2 раза в год.
Мониторинговая деятельность предполагает:
∙ отслеживание динамики развития ученика с ОВЗ и эффективности коррекционно-развивающей программы;
∙ перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Психолого-педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального
плана коррекционно-развивающей работы с ребёнком, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Другая задача школьного консилиума — выбор
дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей
коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности ученика, повышение уровня его умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:
1. Динамика индивидуальных достижений ученика с ОВЗ по освоению предметных
программ.
2. Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного
образования:
- форма обучения, оптимизирующая коррекционную работу
- наличие соответствующих материально-технических условий:
- технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования
(Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, ноутбуки);
- библиотека с выходом в Интернет;
- школьная электронная почта;
- школьный сайт;
- Сетевой город «Образование» (возможность дистанционного обучения).
3. Характеристика показателей социализированности ученика с ОВЗ на разных
этапах обучения (самооценка, положение в коллективе).
4. Результаты диагностики удовлетворенности родителей (законных представителей) системой работы с ребёнком с ОВЗ.
Заключение
Систематизация работы с ребёнком-инвалидом в школе стала необходимой и нашла
положительный отклик педагогов и родителей (законных представителей).
Целью начального этапа программы было создание базы данных на детей с
ОВЗ, привлечение всех имеющихся ресурсов для сопровождения учебно-воспитательного
процесса ребёнка-инвалида, планирование дальнейших мероприятий по расширению
материальной базы и привлечению специалистов.
Задачи, которые мы поставили перед собой, а именно:
- выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-педагогическую
помощь ребёнку-инвалиду с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
— обеспечить возможность освоения им основной образовательной программы на
доступном ученику уровне и его интеграцию в образовательном пространстве школы;
— обеспечить возможность для успешной социализации;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого- педагогического сопровождения деятельности обучающихся в 5-6 классах.
Конкурсный материал. Я работала над реализацией этой программы с гимназичским психологом. Надо было помочь детям легко перейти из начальной школы в среднюю....
Программа психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и дальнейшего направления образования.
Ценность данной программы состоит в том, что своевременная помощь подросткам в профессиональном самоопределении обеспечит возможность индивидуального подхода к каждому ученику, раскрывая его особеннос...
Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ «В поисках призвания».
Цикл занятий по профориентации.Цель:Формирование у детей стремления к осознанному выбору профессии.Задачи:содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;формирование актуально...
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы
Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....
«Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) как часть адаптированной образовательной программы»
Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а в...
Программа психолого – педагогического сопровождения ребёнка инвалида
Содержание индивидуальной образовательной программы---------------8-15 5.1. Содержание учебных программ, соответствующих индивидуальному учебному плану. 5.2.Учебный...
Программа психолого-педагогического сопровождения реализации основной образовательной программы
Программа психолого-педагогического сопровождения реализации основной образовательной программы...