Обобщение опыта работы по теме "Песочная терапия и анимация как профилактика аддиктивного поведения подростков".
статья по психологии (5 класс) по теме
Применение песочной терапии и анимации в работе психолога с агрессивными, тревожными детьми, переживающими стресс, разлуку с близкими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_po_teme.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Путь, по которому должен следовать
поток жизни, написан на песке
(Идрис Шах «Рассказы о песках»)
Песочная терапия и анимация
как профилактика аддиктивного поведения детей и подростков
психологи МКУСОН ЦСПСиД «Елена»
Руссу Елена Николаевна,
Иванова Оксана Викторовна
Проблема профилактики аддиктивного и девиантного поведения среди детей и подростков в городе Губкинском, как и во многих других городах Ямала и за его пределами, достаточно актуальна, так как именно эта категория детей находится в «группе риска» по злоупотреблению психоактивными веществами. По данным Комиссии по делам несовершеннолетних в 2010году подростками было совершено 41 административное правонарушение, в 2011году - 143 административных правонарушений, в 2012году – 173 административных правонарушений. За период с 2010г по 2012г происходит увеличение количества детей, прошедших реабилитацию в МКУСОН ЦСПСиД «Елена», (находящихся в трудной жизненной ситуации или проживающих в семьях, находящихся в социально-опасном положении): в 2010году - 40, 2011году - 64, в 2012году – 71 несовершеннолетний.
Анализ причин обращений к психологу и подбора эффективных методик в работе с несовершеннолетними показал необходимость использования в реабилитации детей и подростков песочной терапии и анимации, в основе которого лежит невербальный метод терапии «Sandplay» (дословно - песочная игра).
В 2012году в рамках социального проекта «Парус Надежды», разработанного специалистами центра, по окружной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту на 2010-2014годы» было приобретено следующее оборудование и расходный материал: световые экраны, песочные столы, миниатюрные игрушки, цветной песок.
Преимущества песочной терапии (простота манипуляции, многократное создание новых сюжетов, возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, создание безопасной, безоценочной атмосферы в кабинете) способствуют снижению внутреннего напряжения, позволяют «сказать» правду без слов, выразить свободно свои мысли и чувства, обеспечивают доступ к внутренним переживаниям, позволяют освободиться от конфликтов и сильных переживаний, восстанавливают эмоциональное равновесие, устраняют имеющиеся нарушения поведения.
Песок и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребенку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Песок действует на детей как магнит: прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Как показывает опыт работы с детьми, воспитанники дошкольного возраста отдают предпочтение игре в песочнице, тогда как подростки увлекаются созданием песочных сюжетов на световых экранах (столах).
Песочная анимация – молодое, уникальное направление в искусстве. Для созданий изображений из песка на подсвеченном экране необходимы долгие тренировки, чтобы отработать технику исполнения песочной живописи, достичь точности движений при создании рисунков песком. В подготовительной части создания песочного видеосюжета дети придумывают сюжетную линию, который может сопровождаться стихами, текстом или музыкой. С помощью особой техники воспитанники создают на световом столе рисунки песком, которые плавно переходят один в другой. Обращаем внимание детей на выразительность – изображения должны быть эффектными, неожиданными, но в тоже время как будто вырастать друг из друга. Учим детей не убирать со стола предыдущий слой песка и не начинать каждый новый кадр с «чистого листа». Каждый песочный рисунок универсален, поэтому такая анимация передает любые эмоции и настроения ребенка, может выразить любую идею.
Занятия по песочной терапии и анимации осуществляются в рамках социально-реабилитационных программ: «Гармония миров» (9-17 лет) и «Росток» (4-9лет). Цели программ: коррекция и развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя несовершеннолетним и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
В процессе песочной терапии и анимации у детей и подростков возможно достижение реалистического приспособления субъекта к окружающему миру. В результате чего пережитое не развивается в психическую травму, а предоставляет возможность несовершеннолетним удовлетворять свои потребности в социально приемлемой форме и этим влиять на
отношения, в том числе и к рисковому поведению, приводящему к злоупотреблению ПАВ.
Результаты применения песочной терапии и анимации представлены в диаграмме 1 (диагностика проводилась при поступлении и отчислении воспитанников центра «Елена»).
Диаграмма 1. Результаты применения песочной терапии и анимации
Применение песочной терапии и анимации эффективно в работе с детьми с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью, с неустойчивым вниманием, склонными к агрессии, пережившими психическую травму или переживающими стресс, в ситуациях затруднений в выражении переживаний клиента из-за недостаточного развития вербального и понятийного аппарата или задержки развития. Высокая эффективность реабилитационного процесса достигается тем, что при создании композиций на песке вовсе не нужны какие-либо специальные навыки, исключены любые ошибки и нет понятия «неправильно», ребенок чувствует себя более раскованно и не склонен излишне контролировать и оценивать свои действия, понятия «красивая» или «правильная» песчаная композиция просто не существует.
Проект «Парус Надежды», благодаря которому возможно в условиях центра проводить занятия по песочной терапии и анимации, позволил повысить эффективность реабилитационного процесса, осуществить адаптацию в социуме детям «группы риска», повысить качество жизни, коммуникативные навыки, сформировать свою собственную систему ценностных ориентиров и принять для себя личностное решение о том, как они будут реализованы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика аддиктивного поведения подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию
Особенности профилактической работы с подростками...
Профилактика аддиктивного поведения подростков.
Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Наиболее остро стоит проблема аддиктивного поведения подростков, связанного с употреблением разнообразных пси...
Организация работы классного руководителя по профилактике аддиктивного поведения у подростков
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. Подростки все чаще склонны к проявлению аддиктивного поведения.С учетом актуальн...
Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков
В данной статье размещен материал по теме "Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков".В статье представлены некоторые варианты работы п...
Роль семьи в первичной профилактики аддиктивного поведения подростков
В данной статье рассматривается проблема распространения ПАВ;Разработаны правила-рекомендации и памятка родителям, позволяющие предотвратить употребление ПАВ. Ключевые слова: подростки, семья, аддикти...
Программа работы с подростками по профилактике аддиктивного поведения в общеобразовательных учреждениях
Цель программы: Профилактика аддиктивного поведения у подростков. Задачи: 1. Формирование жизненных навыков, обеспечивающих отказ детей от приобщения к любым психоактивным веществам, включая умение...
ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ (ИЗ ОПЫТЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ)
Пропаганда ЗОЖ и профилактика наркомании, табакокурения,алкоголизма,и других зависемостей. Профилактика преступности и правонарушений является приоритетной в воспитательной работе школы. ...