Из опыта работы педагога-психолога МБОУ СОШ №25 г.Шахты о профилактике суицида в ОУ
материал по психологии по теме
Выступление педагога-психолога МБОУ СОШ №25 г.Шахты ОГАНОВОЙ ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВНЫ на МО педагогов-психологов о профилактике суицида в ОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как организовать работу по профилактике суицида в ОУ | 67.5 КБ |
Дополнение к статье | 682.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление педагога-психолога МБОУ СОШ №25 г.Шахты ОГАНОВОЙ ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВНЫ на МО педагогов психологов 9 ноября 2018г.
Из опыта работы педагога-психолога МБОУ СОШ №25 г.Шахты
о профилактике суицида в ОУ
Целью профилактики суицидального поведения в МБОУ СОШ № 25 является оптимизация психологического климата, повышение компетентности участников образовательного процесса в области общей профилактики и предупреждение потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой.
В МБОУ СОШ № 25 работа по профилактике суицидального поведения ведется со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, учащимися и их родителями.
С начала учебного года формируется нормативно-правовая база, отдельная папка с нормативной, инструктивно-методической документацией по профилактике суицида среди несовершеннолетних. Разрабатывается план мероприятий по профилактике суицида, по которому ведется основная работа, собран и обновляется банк данных, который позволяет проконтролировать работу с учащимися склонными к суициду и имеющих жизненные проблемы. Администрация школы готовит приказ, в котором прописывается осуществляемая деятельность с четко определенными сроками и ответственными.
В Базовом компоненте деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области предлагаются два варианта выявления детей группы суицидального риска. В нашей школе работа ведется по варианту А.
То есть, мы выявляем детей и подростков группы суицидального риска с использованием «Таблицы факторов риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков». Данная работа осуществляется в соответствии с установленным порядком.
Этап выявления. Классными руководителями заполняется «Таблицы факторов риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков». Полученные данные мною анализируются. В результате анализа таблиц формируется список обучающихся, входящих в первичную группу риска развития суицидоопасных кризисов. Критерием включения обучающегося в данную группу является наличие в его жизненной ситуации трех и более факторов, указанных в таблице.
В нашей школе на протяжении всей работы по данному вопросу в первичную группу попадает порядка 25 – 30 человек.
С обучающимися группы первичного риска, я провожу беседу и психологическое тестирование, на основании оценки результатов, которых принимается решение о включении детей и подростков в список группы риска развития кризисного состояния, для которых разрабатываются рекомендации по психологическому сопровождению.
Из всей группы у нас остается 3-4 человека, которые требуют особого внимания и дополнительной работы.
С этими учащимися проводится углубленная диагностика с использованием личностных опросников. «Патохарактерологический опросник» (Личко), «Опросник суицидального риска» (ОСР), «Шкала самооценки уровня тревожности» (Спилбергера-Ханина), «Опросник агрессивности» (Басса-Дарки). Для подростков с выраженным комплексом суицидальных факторов дополнительно можно предложить проективный тест Сильвера «Нарисуй историю», метод незаконченных предложений (Подмазина СИ.), которые покажут область эмоционального напряжения и актуальность намерения.
Вся полученная информация сообщается администрации школы и принимается решение о дальнейшей работе с детьми. Составляется план работы по профилактике суицида в ОУ.
План мероприятий по профилактике суицида в ОУ
Мероприятия, направленные на профилактику и предотвращение суицидов с обучающимися | |
Наименование мероприятия (цели и задачи) | Сроки проведения |
1.Проведение скринингового исследования среди учащихся 6 – 11 классов. Цель: изучение особенностей личности подростков и выделение «группы риска» по данной проблеме. | Сентябрь – октябрь |
2.Классный час по теме: «Профилактика суицида в образовательной среде» (беседа о суициде: выведение видов и мотивов суицида) Цель: пропаганда здорового образа жизни. Задача: формировать позитивное отношение к жизни, дать рекомендации подросткам. | Ноябрь (работа по классам 6 - 11) |
3.Беседа о депрессии. Цель: познакомить с особенностями подобного состояния. Задача: формировать навыки борьбы с депрессией. | Декабрь (работа по классам 6 - 11) |
4.Проведение методики определения индивидуальных копинг – стратегий Э.Хайма и обсуждение результатов. Цель: определить, характерные для подростков виды стратегий поведения. Задача: активизировать деятельность по самопознанию. | Январь (работа по классам 6 - 11) |
5.Проведение методики «Хвастовство» и «Досчитай до 10». Задача: поиск собственных ресурсов в борьбе со стрессом и повышение эмоционального фона. | Февраль (работа по классам 6 - 11) |
6. Проведение методики «Мои сильные стороны» и «Круг чувств». Задача: поиск собственных ресурсов в борьбе со стрессом и повышение эмоционального фона. | Март (работа по классам 6 - 11) |
7. классный час «Руководство по успешному уверенному поведению» Задача: формировать позитивные установки по отношению к самому себе. | Апрель – май (работа по классам 6 - 11) |
Мероприятия, направленные на повышение психологической культуры учителей и родителей | |
Наименование мероприятия (цели и задачи) | Дата проведения |
1.Лекция о суициде: виды, мотивы, возраст Цель: просветительская работа среди родителей и учителей о причинах суицида и его профилактики. Задача: повышение психологической грамотности участников учебно-воспитательного процесса. | Октябрь |
2. Беседа о депрессии. Цель: познакомить с особенностями подобного состояния. Задача: формировать навыки определения состояния ребенка. | Ноябрь |
3.Проведение теста на определение уровня депрессии (Жмуров В.А). Цель: просветительская работа среди родителей и учителей о причинах суицида и его профилактики. Задача: определение актуального состояния участников (уровень депрессии) | Декабрь |
4. Проведение методики определения индивидуальных копинг – стратегий Э.Хайма и обсуждение результатов. Цель: определить, характерные для родителей и педагогов виды стратегий поведения. Задача: активизировать деятельность по самопознанию и пониманию детей. | Январь |
5. «Руководство по успешному уверенному поведению» Задача: формировать позитивные установки по отношению к самому себе и по отношению к детям. | Февраль - март |
Реализация плана по профилактике и предупреждению детского суицида и детей, имеющих жизненные проблемы, осуществляется через совместную работу администрации школы, учителей, психолога, и медицинского работника школы.
В течение всего года, дети, имеющие суицидальные проявления (2 учащихся), состоят на особом учете у школьного психолога, администрации, педагогов. На таких учащихся заводится индивидуальная папка с проведенными диагностическими материалами, консультациями, беседами, рекомендациями и выводами. Ежедневно осуществлялся контроль за посещаемостью учащихся школы. Систематически проводятся беседы с родителями, индивидуальные консультации с учащимися.
В воспитательных планах классных руководителей данное направление в течение учебного года отражено через организацию внеклассных мероприятий, привлечение учащихся в различные кружки и секции. Мероприятия для детей помогают им найти ответы и пути решения трудных жизненных проблем, конфликтных ситуаций в семье, школе, личной жизни.
Большое внимание уделялется практическим занятиям, с оказанием психологической поддержки, по необходимости индивидуальной помощи. Цель занятий – учить детей правильно реагировать и осознавать свои ошибки, анализировать свои поступки и их последствия, учить преодолевать трудности и неприятности жизни, делать выбор и отвечать за последствия перед собой и окружающими, помочь наладить контакты со сверстниками и взрослыми, повышать стрессоустойчивость организма.
В течение учебного года с педагогами систематически проводятся психологическое просвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
Родители приглашаются на консультацию для ознакомления с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, получают рекомендации, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.
Так же в рамках профилактики суицида ведется мониторинг психологического климата в коллективе.
В классах, где обучаются дети «группы риска» проводится социометрическое исследование, с целью выявить роль данного подростка.
С целью предупреждения кризисных состояний и коррекции психологического неблагополучия учащихся осуществляется коррекционно-развивающая деятельность: классные часы, тренинги с учащимися, ориентированные на знакомство со своими психологическими особенностями, сильными и слабыми сторонами, способами их коррекции, способами снятия тревожности. В работе мы привлекаем волонтеров нашей школы. Старшие подростки помогают мне в организации занятий в младшей школе, что позволяет им почувствовать ответственность за свое поведение, свои поступки, активизирует их самостоятельность и повышает уверенность в себе.
Диагностика, проводимая в конце года, показывает положительную динамику в эмоциональном состоянии этих детей. Анализ данных. осуществляемый мной, в течение периода 2013-14 учебный год и 2014 – 15 учебный год показывает, выявленные ребята на следующий год не попадают в группу риска по суициду: у них наблюдаются более высокие показатели по самооценке, они начинают активнее взаимодействовать с одноклассниками, становятся волонтерами.
Таким образом, внедренная модель профилактики суицида учащихся МБОУ СОШ №25 г.Шахты, позволяет выстроить эффективную систему сопровождения.
Свое выступление я бы хотела закончить небольшими и простыми упражнениями, которые использую в работе с детьми и подростками во время занятий.
Весь день загружен различными делами и проблемами, с утра до позднего вечера мы спешим что-то сделать, закончить, завершить. И не остается ни одной свободной минуты, чтобы подумать о себе: кто я, что я хочу, чего добился, чему научился, кому я дорог и необходим. А о том, что ближе всего, без чего нельзя и дня прожить думаем и того реже.
Нам часто кажется, что проблемы обойдут нас стороной, что с нами ничего не случится. Но проблемы никогда не спрашивают нашего мнения. Любая школа - это маленький мир и в ней, хоть и в малых размерах, существуют проблемы большого мира. Взять хотя бы вредные привычки: сколько ваших знакомых может похвастаться, что ведет здоровый образ жизни. Легче предупредить, чем лечить. Легче научить, чем переучивать. Это известно всем. Но часто ли мы задумываемся о том, как мы проживаем драгоценные моменты жизни.
Предлагаю проверить:
Упражнение «3 круга»
Нарисуйте на листах три круга разных размеров, обозначьте их: мое прошлое, настоящее и будущее.
Какой круг оказался самым большим – этим временем вы и живете. Кто-то остался в прошлом, кто-то надеется на лучшее. Оптимальным вариантом считается, если прошлое обозначено самым маленьким кругом, настоящее – самым большим, будущее – средним. Это показывает, что человек живет сегодня, реализует свои возможности, не жалеет о прожитых днях, есть реальные планы на будущее.
Это упражнение и помогает задуматься: а у вас есть планы на будущее? Или уже есть результаты, которыми можно гордиться?
Подросткам предлагается вспомнить один момент из жизни, который им приятно вспоминать. По возможности, рассказ идет по кругу. Для поддержки можно начать самой. Ответы ребят уточнять, благодарить за смелость.
Это упражнение из тех занятий, которые мы проводим в школе.
Предлагаю нам выполнить еще одно упражнение.
Упражнение «Ценности»
Возьмите листочки и напишите на них, что в вашей жизни самое важное и ценное. Постарайтесь вспомнить хотя бы 6 ценностей.
Дождаться пока все напишут. Теперь подумайте, без чего вы могли бы обойтись и вычеркните его из списка. А что из оставшегося менее вам дорого. Вычеркиваем подобным образом ценности, пока в списке не останется только одно название. То, что вы оставили, и есть основное в вашей жизни.
Посмотрите, нравится вам это или хочется поменять? Почему?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАДАЧИ Повышение профессиональной компетенции педагога по профилактике депрессивных состояний и суицидального риска среди детей и подростков Предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних Укрепление и поддержание психологического здоровья личности Создание благоприятного психологического климата в коллективе
Этапы профилактической деятельности Приказ о профилактике суицида в МБОУ СОШ Изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, для выявления «группы риска» Разработка комплексного плана мероприятий Организация психолого-педагогической поддержки учащимся разных возрастных групп.
Используемые методики для диагностики «Патохарактерологический опросник» (Личко) «Опросник суицидального риска» (ОСР) «Шкала самооценки уровня тревожности» (Спилбергера-Ханина) «Опросник агрессивности» (Басса-Дарки). Для подростков с выраженным комплексом суицидальных факторов дополнительно можно предложить проективный тест Сильвера «Нарисуй историю» метод незаконченных предложений (Подмазина СИ.) Они позволяют исследовать область эмоционального напряжения и актуальность намерения.
ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА • Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых • Резкое повышение общего ритма жизни • Социально-экономическая дестабилизация • Алкоголизм и наркомания среди родителей • Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие • Алкоголизм и наркомания среди подростков • Неуверенность в завтрашнем дне • Отсутствие морально-этических ценностей • Потеря смысла жизни • Низкая самооценка, трудности в самоопределении • Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни • Безответная влюбленность
Самое ценное – это человеческая жизнь Психологические занятия на тему «Цель и смысл жизни», «Здоровье – это главное». Мероприятия по профилактике ПАВ. Индивидуальные консультации с подростками. Групповые занятия.
Мероприятия для учителей: Психологические аспекты суицидального поведения детей и подростков. Разрешение конфликтов в детской среде – современные подходы и перспективы.
Классные часы для детей
Привлекаем волонтеров из старшей школы для работы с младшими школьниками
Советы подросткам: Самоубийство? Никогда! Если вы считаете, что ваша жизнь невыносима, попробуйте сами изменить её. Но не таким способом, как самоубийство. Если ты не любишь себя, попробуй найти в себе что-либо хорошее. Это хорошее всегда есть! Сконцентрируйся на положительных эмоциях. Не думай, что способом самоубийством ты вызовешь сочувствие и огорчение родителей, друзей, любимого человека. Может быть, но ты об этом никогда не узнаешь! Многие хотят, чтобы их спасли при попытке самоубийство. Подумай – ведь этого может и не случиться! А если ты останешься на всю жизнь в инвалидном кресле? Поговори с кем-нибудь, подумай, жизнь прекрасна! Запомни! «Жизнь прожить – не поле перейти!»
Упражнение «3 круга» Нарисуйте на листах три круга разных размеров, обозначьте их: мое прошлое, настоящее и будущее.
Упражнение «Ценности» Возьмите листочки и напишите на них, что в вашей жизни самое важное и ценное. Постарайтесь вспомнить хотя бы 6 ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "
В Данной методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....
Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»
Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...
Обобщение опыта работы педагога-психолога
Обобщение опыта работы педагога-психолога по работе в районном кабинете диагностики и консультирования...
Научно-исследовательская деятельность как способ личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала. (Из опыта работы педагога- психолога МБОУ гимназии «Перспектива» Кривенковой Е.В.)
Доклад посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме развития научно- исследовательской деятельности детей как эффективного способа раскрытия личностного потенциала и способствующего их дальн...
«Приемы и методы работы с учителями, учащимися и родителями в конфликтной ситуации» (из опыта работы). педагог-психолог В.В.Седегова
Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический кл...
План работы педагога психолога УКП МБОУ СОШ №2 г. Шагонар на 2017-2018 учебный год
лан работы педагога психолога УКП МБОУ СОШ №2 г. Шагонар на 2017-2018 учебный год...
Из опыта работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике коррекции агрессивного поведения подростков
материал из опыта работы педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с применением арт-терапевтических технологий...