Семинар - практикум с элементами тренинга для молодых специалистов школ
план-конспект по психологии
Предварительный просмотр:
Упражнение 1. «Круги».
Цель: знакомство с участниками занятия.
Участникам предлагается на листах формата А5 нарисовать три круга, в которых указать имя, позитивное качество на первую букву имени, увлечение (хобби). По окончании задания каждый представляется.
Упражнение 2. «Я и мой внутренний мир».
Цель: формирование представления о внутреннем мире, создание мотивации к совместной деятельности. Давайте попробуем определить, что такое самопознание? Как вы себе представляете? Зачем человеку познавать себя? Ответы учащихся записываются на доске.
В психологии самопознание определяется как сложный продолжительный процесс получения человеком знаний о самом себе. А как вы думаете, какими способами можно осуществлять самопознание? Что для этого нужно? (ответы учащихся). Действительно самопознание осуществляется посредством самонаблюдения, а также общения с другими людьми, так как, сравнивая себя с ними, мы получаем больше информации о своих особенностях, своей индивидуальности. Процесс самопознания очень тесно связан с самовоспитанием и самосовершенствованием. Только познав себя, мы можем начать работу по самосовершенствованию, достижению своего идеала. В результате самопознания у нас формируется система представлений о себе, которые регулируют всю нашу жизнь: общение с другими людьми, успешность в различных видах деятельность, цели, которые мы ставим перед собой. К сожалению, часто люди не могут адекватно оценить себя, свои возможности, их самоотношение искажено. Это приводит к возникновению различных трудностей.
Основная часть.
Упражнение 3. «10 позитивных и 10 негативных «Я» во мне».
Цель: самопознание, актуализация своих плюсов и минусов.
Первое упражнение, которое сейчас мы выполним, называется «10 позитивных и 10 негативных «Я» во мне». Сейчас я хочу попросить вас на листочке написать 10 своих положительных качеств и 10 негативных, которые вам не нравятся, мешают.
Обсуждение: В чём были сложности? Вы что-нибудь заметили в себе нового, выполняя это задание? Или может, задумались над чем-нибудь? Все ли качества, которые первоначально воспринимаются как отрицательные таковыми и являются, в чем может быть их польза для человека.
Упражнение 4. «Я - уникальный».
Цель: формирование представления о собственной уникальности. Вот мы с вами поприветствовали друг друга, а теперь я предлагаю выполнить следующее упражнение, которое называется «Я - уникальный». Как все мы знаем, на планете нет ни одного человека, подобного нам. Каждый человек неповторим. Но иногда мы об этом забываем. Сейчас я дам вам два мяча разного цвета. Один передам налево, другой - направо. Учащийся слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я, как все...». Учащиеся, получившие второй мяч, продолжают высказывание «Я, не как все...». Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать.
В конце упражнения проводится обсуждение, в результате которого психолог подводит учащихся к выводу, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.
Упражнение 5. «Интересные вопросы».
Цель: актуализация знаний о себе, осознание своего «Я».
В центре лежат таблички, на которых написаны вопросы. Сейчас по очереди каждый будет брать по одной табличке, и отвечать на вопрос, который там написан. Только необходимо помнить, что вопросы там необычные, прежде чем отвечать подумайте, возможно, придется использовать фантазию и воображение.
1. С каким цветком вы можете себя сравнить?
2. Каким предметом вы можете себя представить?
3. Каким сказочным героем?
4. Каким животным?
5. Каким временем года?
6. Каким музыкальным инструментом?
7. Каким литературным жанром вы могли бы быть?
8. Каким природным явлением?
9. С каким литературным персонажем вы могли бы себя сравнить?
10. Если бы вы были деревом, то, что это было бы за дерево?
11. Какое качество вам больше всего в себе нравится?
12. Какое качество в себе вы хотели бы развить?
13. Какое качество в людях вам больше всего нравится?
14. Какие у вас увлечения?
15. Чем бы вы хотели еще заниматься и почему?
Упражнение 6. «Уверенность в себе».
Цель: осознание личностных ресурсов, возможностей.
Мы говорили о самоотношении, самопознании, как важно знать свои особенности, ресурсы, хорошо относиться к себе, ценить свое «Я». Теперь мы попробуем посмотреть, как непосредственно положительное самоотношение влияет на нашу реальную жизнь, поведение, общение с окружающими. Сейчас я предлагаю провести небольшой тест, чтобы понять, насколько вы уверены в себе
Опросник:
Выберите один из предложенных ответов.
1. Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Как
вы поступите:
а) поищете удобного случая выяснить отношения;
б) перестанете с ним общаться и будете избегать встреч.
2. Когда вы входите в автобус или трамвай, вас грубо толкают. Вы:
а) громко протестуете;
б) молча пытаетесь пробраться вперед;
е) ждете, пока все войдут, и тогда, если получается, заходите сами.
3. Собеседник отстаивает противоположную вашей точку зрения. Вы:
б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить его;
д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других.
4. Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы:
б) стоите у двери и ругаете себя за опоздание;
д) без колебаний направляетесь в первый ряд;
е) долго оглядываетесь вокруг в поисках другого места, а потом все-таки садитесь в первый ряд.
5. Согласны ли вы с тем, что окружающие часто используют вас в своих интересах:
Д) нет;
е) да.
6. Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми:
Д) нет;
е) да.
7. Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку:
б) нет;
в) да.
8. Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы:
Д) нет;
е) да.
9. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам отказаться от ее исполнения:
б) нет;
в) да.
10. У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы.
д) используете эту возможность;
е) не используете.
11. Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы
б) под любым предлогом избегаете этого;
в) звоните без колебаний;
е) звоните после долгих, мучительных колебаний.
12. Вам «поставили» незаслуженно низкую оценку. Вы:
б) молча переживаете;
г) спорите с преподавателем по поводу этой оценки.
13. Вы не понимаете объяснений. Вы:
б) не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым;
в) спокойно зададите вопрос сразу после объяснений;
г) зададите вопрос после занятий, когда вы останетесь с преподавателем наедине.
14. Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы:
б) долго терпите, а затем срываетесь на крик;
в) вежливо просите их перестать разговаривать;
е) молча терпите.
15. Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы:
б) глотаете про себя обиду;
д) даете ему отпор.
16. Легко ли вам вступить в разговор с человеком противоположного пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам:
б) очень трудно; не знаю, что сказать;
в) легко;
г) начинаю с большим трудом, но потом «разговариваюсь» и не испытываю серьезных затруднений.
17. Умеете ли вы торговаться:
а) да;
6) нет.
18. Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом:
6) да;
д) нет.
19. Вас хвалят за хорошую работу. Вы:
б) не знаете, что сказать в ответ; д) благодарите за похвалу;
е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочете благодарность.
20. При хорошем знании предмета предпочтете ли вы сдавать письменный или устный экзамен:
а) устный;
б) письменный;
в) мне все равно, это не повлияет на мой ответ.
Теперь подсчитаем полученные баллы.
Ответ «а» — 3 балла, «б» — 0 баллов, «в» — 5 баллов, «г»— 2 балла, «д» — 4 балла, «е» — 1 балл. Определите общую сумму. Оценка: менее 12 баллов — сильная неуверенность в себе, 12—32 балла — низкая уверенность в себе, 33—60 баллов — средний уровень уверенности в себе, 61—72 балла — высокая уверенность в себе, более 72 баллов — очень высокий уровень уверенности в себе.
Упражнение 7 «Ладошка».
Цель: стимулирование развития механизмов самопознания, формирование положительной самооценки.
Возьмите лист бумаги и каждый обведите ладошку и внутри контура напишете качество, которое вам нравится в самом себе. Листки передайте по кругу, а остальные участники допишите те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Писать необходимо только положительные качества. Они есть у каждого человека, поэтому даже если вы сразу не можете написать это качество, присмотритесь внимательнее к человеку, будьте более наблюдательными. Постарайтесь не повторять качества в одной ладошке. Качества должны действительно соответствовать хозяину ладошки. Листки подпишите. Когда ладошки вернутся к своему хозяину, поблагодарите друг друга.
Обсуждение: легко ли анализировать личность другого человека? Приятно ли получать положительные отзывы о себе?
Замечание: важно проследить, чтобы в ладошке действительно были написаны положительные черты. Если группа еще не готова к выполнению такого упражнения, его лучше не проводить.
Заключительная часть.
Упражнение 8. «Рожицы»
Цель: рефлексия проведенных упражнений, получение обратной связи от участников. В завершении мне бы хотелось узнать ваше мнение о нашем первом занятии. Сейчас я раздам вас листы бумаги, на которых изображены круги. Вам нужно нарисовать «рожицу», которая отражает ваше состояние в конце занятия. Далее каждый по кругу скажет, что он нарисовал и почему, что ему понравилось или не понравилось на нашем занятии. Подводятся итоги занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум с элементами тренинга:"Умей сказать: "Нет!"
Способствует выработке у несовершеннолетних навыков поддержки других,когда они делают ошибки....
Практикум с элементами тренинга" Познай себя"
Цель : Развитие потенциальных возможностей учащихся в процессе общения , совершенствование навыков общения , необходимых для осу...
Занятие с элементами тренинга «Альтернатива-молодость – здоровье»
Мероприятие, проводимое в рамках реализации программы «О мерах противодействия распространению наркомании в муниципальном образовании. Цель: выделение позитивных способов времяпрепровождени...
Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме:"Серная кислота и ее свойства" /семинар-практикум с элементами интеграции/ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Методическая разработка семинара-практикума содержит развернутый план-конспект урока, технологическую карту, приложения. Урок рефлексии с элементами «открытия» нового знания рассчитан на 2 урока...
Семинар для молодых специалистов “Решение и предотвращение конфликтных ситуаций в школе»
Совместное мероприятие с коллегой Громовой Ю.В. педагогом-психологом Лицея №7 г. ТихвинаПрофилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций....
Классный час (практикум с элементами тренинга) на тему: "Уважение и самоуважение"
Актуальность выбранной тематики: Самоуважение – одно из социальных чувств человека, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе. И то, и другое играет существенну...
Тренинг для молодых специалистов «Я успешный педагог»
Цель тренинга: способствовать психологической адаптации молодых педагогов к условиям работы в школе.Задачи тренинга:- сформировать умение работать в команде;- сформировать положительную самооценк...