Семинар-практикум для педагогов с элементами тренинга "Конфликты и пути их разрешения"
материал по психологии

Конспект Семинара-практикума

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга

««Конфликты и пути их решения»  

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с понятием, способами разрешения конфликтов;
  • Проанализировать собственный подход к конфликтам;
  • Освоить навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
  • Познакомить  педагогов с  основами построения беседы с «трудным» родителем».

Материал, атрибуты:

  • Жетоны двух цветов по количеству (для разделения на команды);
  • Мяч;
  • Мультфильм «Мост»;
  • Мультфильм «Фигура и форма»;
  • Презентация;
  • Листы и карандаши по количеству участников;
  • 2 стола;
  • 2 мольберта,
  • Кувшин.

Ход семинара – практикума

  1. Упражнение «Приветствие» (2 мин.)

Игра в кругу с мячом.

Для начала давайте поприветствуем друг друга. Каждому из нас предлагается придумать для себя эпитет, начинающийся на ту же букву, что и ваше имя. Первый участник говорит следующую фразу: «Привет, я креативная Карина», потом обращается к другому участнику «А ты кто?» Тот, к кому обратились, отвечает: «Привет, креативная Карина, я – находчивая Наташа».

  1. Мультик «Мост». (2 мин.)

Предлагаем вам посмотреть мультик и подумать о чем мы сегодня с вами поговорим?

  • Как вы думаете, какое место конфликты занимают в нашей жизни, часто ли вы, встречаетесь с конфликтами и с кем?

 

  1. Сообщение темы семинара практикума (3 мин.)

         Сегодня мы будем говорить с вами о конфликтах в системе «воспитатель - родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».  Причиной  конфликта  может  стать  различия  в  целях,  недостаточная информированность  сторон  о  событии,  некомпетентность  одной  из  сторон,  низкая культура поведения.

Конфликт ( от лат.  сonflictus – столкновение)  - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия

Формула конфликта: конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия) + повод (инцидент) «последняя капля» = конфликт.

  • Как вы думаете, какие предпосылками, причины приводят к возникновению конфликтов?
  • К каким результатам проводят конфликты в системе «Педагог-родитель»?

  1.  Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?». (3 мин)

Предлагаем вам поделиться на две команды по цвету ваших жетонов.

На столах располагаются карточки с «+» и «-» конфликтов. Задача каждой команды разделить карточки на две группы. Одна команда представляет плюсы конфликтов, другая минусы конфликтов.

Стимульный материал

Положительные

Получение социального опыта

Нормализация морального состояния

Получение новой информации

Разрядка напряжённости

Помогает прояснить отношения

Стимулирует позитивные изменения

Отрицательные

Настроение враждебности

Ухудшение социального самочувствия

Формализация общения

Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение

Эмоциональные затраты

Ухудшение здоровья

Снижение работоспособности

  • Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

  1. Упражнение «Яблоко и червячок» 2 мин

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций

Но прежде чем мы познакомимся с ними, предлагаю вам сесть поудобнее, закрыть глаза и представить на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «СЕЙЧАС Я ТЕБЯ БУДУ ЕСТЬ!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

  1. Информационный тайминг (10 мин) (Информация на слайдах).

Пять способов решения конфликтных ситуаций способов выхода из конфликтных ситуаций

Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому. Вопрос: есть ли у этого метода недостатки? Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения. «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» 

Избегание ( уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен. Вопрос: есть ли у этого метода недостатки? Недостаткипереход конфликта в скрытую форму. Характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера «Вон посмотри, какая там красивая груша» 

Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок. Вопрос: есть ли у этого метода недостатки? Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены. Достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам».

Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти. Вопрос: есть ли у этого метода недостатки? Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается, предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. «Такая, видно, у меня доля тяжкая».

Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны. Вопрос: есть ли у этого метода недостатки? Недостатки: временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха, является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные».

  1. Мультфильм «Круг, квадрат» (3 мин)

Каждый человек уникальный, воспринимает информацию и видит ситуацию по своему. Тогда важно донести свою мысль, свое видение ситуации конструктивно. Сейчас мы в этом убедимся. Просмотр мультфильма.

  • Исходя из собственного опыта, скажите, как вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка?

Комментарий психолога: негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от стиля ее подачи педагогом. Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича».  По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы), т.е. начать с хорошего, продолжить сложным и неприятным, а закончить хорошим.

8. Упражнение  «Скажи правильно» (5 мин)

Педагогам  раздаются карточки с проблемным поведением ребенка. Задача «воспитателя» сообщить «родителю» негативную информацию о его ребенке.

Стимульный материал

Ребенок отвлекается во время занятий

Ребенок не реагирует на замечания.

После обсуждения приглашается педагог от первой команды в роли воспитателя, и второй педагог от другой команды в роли родителя.

  •  вопрос к «воспитателю»: удалось ли вам использовать технику сэндвич. Возникли ли у вас трудности при использовании этой техники? Какие плюсы и минусы применения этой техники.
  •  вопрос к «родителю»: что вы чувствовали, когда вам сообщали негативную информацию?
  •  в каких еще ситуациях мы взаимодействуем с родителями? (просим о чем то, приглашаем к сотрудничеству)

9. «Правила построения эффективного общения». (3 мин)

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это: улыбка,  имя собеседника, комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. Имя человека – это самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

«Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями (на слайде как подсказка)

  • Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?
  • Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?
  • Как извиниться?

10. Творческое задание «Просьба» (5 мин)

Ситуация. Воспитателю необходима помощь родителя в чем-то, что очень важно в данный момент.

Задача первой группы: составьте свою просьбу и найдите такие формы вежливого обращения, чтобы родитель не смог вам отказать. Задача второй группы: найдите весомые аргументы и вежливую речевую форму отказа в просьбе воспитателю, если вы родитель, к которому он обратился с просьбой. Потом меняемся ролями.

11. Деловая игра «Конфликтные ситуации». (10 мин)

Теперь, когда мы с Вами уже знаем, как можно решить большинство конфликтных ситуаций, предлагаем Вам попробовать решить несколько проблемных ситуаций, с которыми в повседневной практике мы очень часто встречаемся.

Ситуация на слайде, общее обсуждение.

1. Родители очень часто обижаются на воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают. 

Комментарий психолога: важно сначала похвалить ребенка за участие в празднике, отметить, что у него получилось (например, был находчив и ловок в игре или замечательно пел). И только потом объяснить, что прочитать стихотворение он пока стесняется, страшновато ему одному стоять перед полным залом, но если поддержать малыша, все обязательно получится. При необходимости нужно помочь подобрать стихотворение так, чтобы оно не было сложным. Объяснить родителям, что создав для ребенка ситуацию успеха, мы сможем преодолеть временные трудности.

2.Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.

Комментарий психолога: Эффективны разъяснительные объявления в раздевалке группы. Если и это не поможет, необходимо обратиться за помощью медицинского работника детского сада. Пусть медсестра сама еще раз разъяснит родителю санитарно – гигиенические правила детского сада.

3.Разбор конкретной  персональной конфликтной ситуации по желанию.

Обсуждение.

12. Упражнение «Перед сложным разговором» (2 мин)

Справиться с волнением, создать готовность к диалогу и взаимопониманию поможет следующие упражнение. Пребывая в состоянии сосредоточенности и сконцентрировав волю, несколько раз (до 7) повторите текст: «Я спокойна и уверена в себе. У меня правильная позиция. Я готова к диалогу и взаимопониманию». Текст может быть изменен, главное – непоколебимо верить в произносимые слова.

13. Рефлексия. «Кувшин» (2 мин)

Кувшин разбит на сектора (Я могу применить полученные знания в своей работе, мне было интересно на этом тренинге, мне не понравился семинар.) Разместите свои фишки в тот сектор, который, по вашему мнению, ближе вам.

14. Ритуал прощания. (1 мин)

На этом наш семинар – практикум подошел к концу. Мы освежили в памяти всё, что касается работы с родителями. Мы надеемся, что сегодня Вы почерпнули что-то интересное для себя, и это поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Успехов Вам, удач и профессионального роста. Желаю вам успехов в работе. Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО»

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного я...

Практический семинар для педагогов с элементами тренинга «Агрессия. Пути коррекции».

Практический семинар для педагогов с элементами тренинга «Агрессия. Пути коррекции»....

Семинар – практикум для специальных педагогов ГБУЗ НСО «РСДР» Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями

1 слайдСеминар – практикум для специальных педагогов ГБУЗ НСО «РСДР»Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями2 слайдПервый выпуск программы К...

Семинар-практикум по овладению педагогами технологией развивающих игр с песком «В гостях у Песочной феи»

 Принцип "терапии песком" был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребно...

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...