Методы диагностики одаренности
тест по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)
в статье описываются методики диагностики одаренности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_diagnostiki_odarennosti.docx | 46.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы диагностики одаренности
«Карта одарённости»
Эта методика создана автором на основе методики Хана и Кафа. Она отличается от других методик тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введён «лист опроса», позволяющий легко систематизировать полученную информацию.
Методика адресована родителям и педагогам. Возрастной диапазон – от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:
- первая и основная функция – диагностическая (оценивание степени выраженности у ребенка различных видов одарённости и определение преобладающей);
- вторая функция – развивающая (утверждения, по которым придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать, как программу его дальнейшего развития).
Её следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одарённости.
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой.
(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, проявляется часто
(+) – свойство, заметно выражено, но проявляется непостоянно
(0) – оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечётко, проявляется редко
(–) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д.
Если вы затрудняетесь дать оценку, оставьте клетку пустой, но наблюдайте за этой стороной ребенка. Можно попросить бабушек или дедушек, родителей дать объективную оценку ребёнку по этой методике.
Лист вопросов
- склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями
- нестандартно мыслит, предлагает оригинальные решения
- учится новым знаниям очень легко
- в рисунках нет однообразия, оригинален
- проявляет большой интерес к музыке
- любит сочинять (писать) рассказы и стихи
- легко входит в роль персонажа
- интересуется механизмами и техникой
- инициативен в общении с сверстниками
- энергичен, ему необходим большой объём движений
- проявляет большой интерес к классификации
- не боится новых попыток, подкидывает новые идеи
- быстро запоминает и легко заучивает материал
- становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину и т.д.
- чутко реагирует на характер и настроение музыки
- может легко построит рассказ
- интересуется актёрской игрой
- может легко чинить испорченные приборы
- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей
- любит участвовать в спортивных играх и состязаниях
- умеет хорошо излагать свои мысли
- изобретателен в выборе и использовании различных предметов
- знает много о различных событиях и датах
- способен составлять оригинальные композиции из природного материала
- хорошо поёт
- при составлении рассказа придерживается сюжета
- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека
- любит разбираться в неполадках и их причинах в неисправности механизмов
- легко общается с детьми и взрослыми
- часто выигрывает в спортивных состязаниях
- хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием
- способен увлечься, уйти «с головой» в любое дело
- обгоняет сверстников в учебе на год или два
- любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек
- в игру на инструменте, в песню вкладывает много энергии
- придерживается только необходимых деталей в рассказе о событии
- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт
- любит рисовать чертежи и схемы механизмов
- улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения
- бегает быстрее всех в д/с, классе
- любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия
- способен по-разному подойти к одной и той же проблеме
- проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность
- охотно рисует, лепит, создаёт композиции, без побуждения взрослых
- любит музыкальные записи. Стремиться пойти на концерт, где можно послушать музыку.
- выбирает в своих рассказах такие слова, которые передают эмоциональные состояния героев, их чувства и переживания
- склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения
- читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов
- часто руководит играми и занятиями других детей
- движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию.
- наблюдателен, любит анализировать события
- способен не только предлагать, но и разрабатывать свои и чужые идеи
- читает книги, статьи с опережение сверстников на год (два)
- обращается к рисунку и лепке для того, чтобы выразить чувства и настроение.
- хорошо играет на каком-либо инструменте
- умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания сути события
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает
- любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом
- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для данного возраста
- любит ходить в походы, играть на открытых соревнованиях
- способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова
- любит пробовать новые способы решения жизненных задач
- умеет делать выводы и обобщения
- любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой
- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроения
- склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом
- с большой лёгкостью драматизирует, передаёт чувства и переживания
- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов»
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям
- предпочитает проводить свободное время в подвижных играх
- имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении предметов
- способен предложить большое количество самых разных идей и решений
- в свободное время любит читать научно-популярные издания, делает это, как правило, с большим интересом, читает книги.
- может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своём рисунке
- сочиняет собственные, оригинальные мелодии
- умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства и настроения
- любит игры-драматизации
- быстро и легко осваивает компьютер
- обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим
- физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
Сосчитайте количество + и – по вертикали (+ и – взаимно сокращаются). Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:
- интеллектуальная (1 столбик)
- творческая (2 столбик)
- академическая (3 столбик)
- художественно-изобразительная (4 столбик)
- музыкальная (5 столбик_
- литературная (6 столбик)
- артистическая (7 столбик)
- техническая (8 столбик)
- лидерская (9 столбик)
- спортивная (10 столбик)
Лист ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 210 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 310 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 410 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 510 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 610 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 710 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 810 |
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ
(Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. – М.: Издательский центр
«Академия», 2000.)
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для родителей и специалистов.
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности.
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, – важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию – способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность – способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически – способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) – способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) – стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов.
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№ | Качество | Отметка |
1 | Любознательность | |
2 | Сверхчувствительность к проблемам | |
3 | Способность к прогнозированию | |
4 | Словарный запас | |
5 | Способность к оценке | |
6 | Изобретательность | |
7 | Способность рассуждать и мыслить логически | |
8 | Настойчивость | |
9 | Перфекционизм |
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.
Пример построения «графического профиля» ребенка
Характеристика ученика
Общая характеристика методики
Предлагаемая методика разработана в США и используется в школах для одаренных детей. Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес, как для школьного психолога, так и для самого учителя.
Ученик __________________________
Дата _____________________________
Класс ____________________________
Учитель __________________________
Школа ____________________________
Охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».
Учебные характеристики
1. Имеет необычно большой запас слов ________________________.
2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы _______________________________________________.
3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей __________.
4. Является живым наблюдателем: «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие ____________________________________________________________.
5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе __________________________________________.
6. Показал быстрое понимание арифметики ___________________.
Мотивационные характеристики
1. Настойчив в поисках решения задания _____________________.
2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела ___________________________________________________________.
3. Обычно прерывает других _______________________________.
4. Прилагает усилия для завершения действия _________________.
5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей _______.
6. Упорный в отстаивании своего мнения _____________________.
7. Чувствителен к мнению других ___________________________.
8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи.
9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером _____________________________________________________.
Творческие характеристики
1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы) ______________________________________________.
2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям______
____________________________________________________________.
3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению ____________________.
4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях ______.
5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова) ______________________________________________.
6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства ____________________________________________________________.
7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок ___________________________________________________________.
Лидерские характеристики
1. Берет на себя ответственность.
2. Его любят одноклассники.
3. Лидер в нескольких видах деятельности.
О б р а б о т к а р е з у л ь т а т о в.
Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо. Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной школы в старшие классы
Все тесты для диагностики выявления одаренности направлены на оценку интеллекта и креативности. Выявление одаренных детей – не одноразовое мероприятие, а длительный процесс. Выявив одаренного ребенка с помощью тестов умственных способностей, психодиагностическая работа с ним не заканчивается. Тесты личностных особенностей, анализ семьи, отношений с родителями и сверстниками позволяет составить целостное представление о ребенке.
Тест-опросник для родителей «Способности Вашего ребенка»
Ответьте на следующие вопросы:
- Ваш ребенок превосходно запоминает стихи и отрывки телепередач?
- Ваш ребенок замечает, когда Вы грустны или веселы?
- Ваш ребенок задает вопросы типа: «Когда началось время?»
- Ваш ребенок никогда не заблудится в незнакомом месте?
- Ваш ребенок особенно грациозно движется?
- Ваш ребенок часто интересуется, откуда берутся гром и молния, почему идет дождь и т.д.?
- Если Вы переставите слова в известной сказке, ребенок поправит Вас?
- Ваш ребенок быстро научился завязывать шнурки на ботинках и ездить на велосипеде?
- Вашему ребенку нравится играть разные роли и ставить пьесы?
- Во время автомобильных поездок Ваш ребенок запоминает особенности местности?
- Ребенок любит слушать разные музыкальные инструменты и различать их, слыша звуки?
- Ваш ребенок хорошо чертит карты и четко обозначает объекты?
- Ваш ребенок изображает мимически различные выражения и движения?
- Ваш ребенок любит (ил) сортировать игрушки по размеру и цвету?
- Ваш ребенок способен связывать поступки с чувствами, например, может ли он сказать: «Я сделал так, потому что рассердился?»
- Ваш ребенок любит рассказывать истории и это ему удается?
- Ваш ребенок комментирует различные звуки?
- Познакомившись с кем-то впервые, ребенок говорит: «Он мне напоминает того-то и того-то».
- Ваш ребенок может точно оценить свои возможности, определить, что он сумеет и чего не сумеет сделать?
Пояснения:
Вопросы 1,8,17 –лингвистические способности.
Вопросы 6,12,18 – музыкальные способности.
Вопросы 3,7,15 – логико-математические.
Вопросы 5,9,14 – телесно-кинематические способности.
Вопросы 10,16,20 – знание себя.
Вопросы 2,10,19 – знание других людей.
Вопросы 4,11,13 – пространственные способности.
Если Вы ответили «правильно» на все три вопроса, значит, ребенок обладает способностями этого типа.
Тест для учителей «Определение креативности обучающихся»
Оцените по пятибалльной шкале степень проявления каждым учеником приведенных характеристик. Каждое утверждение оценивается следующим образом:
никогда – 1;
редко – 2;
иногда – 3;
часто – 4;
постоянно – 5.
По итогам исследования следует заполнить лист ответов.
- Ребенок ощущает тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
- Выдвигает и выражает большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
- Предлагает разные виды, типы, категории идей (гибкость).
- Предлагает дополнительные идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
- Проявляет воображение, чувство юмора и развивает гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
- Находит неожиданное решение какой-либо проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
- Воздерживается сразу занимать первую пришедшую в голову общепринятую позицию, вы двигает различные идеи и выбирает лучшую из них (независимость, нестандартность).
- Проявляет уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения; берет на себя ответственность за нестандартную позицию, отстаивает собственное мнение, содействующее решению проблемы (уверенное поведение с опорой на самого себя, самодостаточность).
Результаты
Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная – 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов тому или иному уровню креативности.
От 40 до 34 баллов: очень высокий уровень креативности.
От 33 до 27: высокий уровень.
От 26 до 20: нормальный, средний уровень.
От 19 до 15: низкий уровень.
От 14 до 8: очень низкий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика одаренности
Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецовой, Л.П. Сверч позволит педагогам и родителям выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей....
Статья "Формы и методы диагностики успешности одаренных детей как средства развития мотивации в обучении"
Проблема работы с одаренными детьми волновала нас давно, но основательно наше МО гуманитарного цикла стало решать данную проблему в течение 3 последних лет. Дело в том, что в современном российс...
Методика "Диагностика одаренности"
Опрос для учащихся-15 вопросов, для родителей-35 вопросов. Полученные результаты могут быть полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие р...
Тест диагностики одаренности на выявление уровня сформированности навыков в чтении
Тест диагностики одаренности на выявление уровня сформированности навыков в чтении ...
Тест диагностики одаренности на выявление уровня сформированности слухо – произносительных навыков в аудировании
Тест диагностики одаренности на выявление уровня сформированности слухо – произносительных навыков в аудировании ...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ
В данном материале собран диагностический материал по изучению творческих способностей детей, креативности, одаренности. «Творчество - это значит копать глубже, смотреть лучше, ис...
Методы диагностики по выявлению одаренных детей
В материале представлены разные методы диагностики по выявлению одаренных детей....