Статья "Формы и методы диагностики успешности одаренных детей как средства развития мотивации в обучении"
опыты и эксперименты по теме
Проблема работы с одаренными детьми волновала нас давно, но основательно наше МО гуманитарного цикла стало решать данную проблему в течение 3 последних лет. Дело в том, что в современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, активных, способных творчески решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Некоторые педагоги считают, что одаренные дети сами раскроются.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формы и методы диагностики успешности одаренных детей как средства развития мотивации в обучении
Проблема работы с одаренными детьми волновала нас давно, но основательно наше МО гуманитарного цикла стало решать данную проблему в течение 3 последних лет. Дело в том, что в современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, активных, способных творчески решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Некоторые педагоги считают, что одаренные дети сами раскроются.
Развитие исследований одаренности за последние десятилетия убедительно показало ошибочность представлений о том, что талант или одаренность раскроются сами собой и «пробьют» себе дорогу. Без особой заботы об обучении и развитии мы теряем одаренных детей.
Каждый человек, а тем более учитель, имеет свое представление об одаренных детях. Это представление у нас создается на основе опыта общения с детьми, их сравнении между собой, наблюдений за их развитием, чтения литературы о жизни замечательных людей. Однако эти представления неизбежно носят субъективный характер, отражая наши особенности, предпочтения и конкретные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
Кроме того, представления об одаренности меняются в зависимости от потребностей общества. Для различных периодов истории требовались различные виды одаренности: в древние времена высоко ценились способности завоевателей, полководческие способности; в Средние века в западной философии господствовал идеал мыслителя, тогда как в наше время под одаренностью чаще всего понимают способность находить новые, нетрадиционные решения проблем, преодолевать запутанные жизненные ситуации.
Одаренность может быть явной и скрытой.
Когда мы встречаем четырехлетнего малыша, самостоятельно читающего книжки, или пятилетнего ребенка рисующего прекрасные рисунки, или четвероклассника, решающего уравнения из курса высшей математики, у нас не возникает сомнений, что это одаренные дети. Это относится и к юным художникам, композиторам, артистам, спортсменам, когда их талант очевиден и не вызывает сомнений.
Но не всегда одаренность ребенка можно распознать сразу. Скрытая одаренность проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка - поэтому в школах необходимо проводить диагностику обучающихся. Для чего нужна диагностика? Для поиска одаренных детей, их выявления на ранних стадиях развития. Она является одним из важнейших звеньев в общей программе работы с одаренными детьми. В случае современной диагностики одаренности и проведения всех дальнейших шагов по развитию и обучению одаренного ребенка резко снижается вероятность «потерять» его как одаренного.
В условиях использования традиционных психометрических тестов многие признаки одаренности ребенка - в силу особенностей процедуры тестирования - игнорируются. В частности, традиционные психометрические тесты, будучи ориентированными на оценку результата деятельности, не пригодны для диагностики признаков одаренности, так как они характеризуют способы деятельности одаренного человека.
Нельзя забывать о том, что при диагностике одаренности ребенка не предполагается определенное число ответов. Оценивается не их правильность, а степень соответствия заданию, поощряется поиск необычных, неожиданных решений.
В психодиагностике одаренности выделяют ошибки двух типов. Первая заключается в том, что в "одаренные" загоняется ребенок, который таковым не является, вторая - в том, что одаренность ребенка остается не выявленной
В современной психологии нет единого общепринятого метода диагностики одаренности. Вряд ли такой метод будет найден в будущем, поскольку одаренность человека - это многоликий феномен. Использование того или иного метода зависит и от конкретных целей диагностики, и от представлений о том, из чего складывается одаренность и чем она характеризуется. Поэтому главным принципом психодиагностики должен быть принцип "Не навреди"!
Психологи понятие «одаренность» трактуют по-разному:
Теплов Б.М.: «Одаренность – это обеспечение успешности в какой- либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризуют личность.»
Мы поддерживаем следующее определение:
«Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности»
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы диагностики при определении одаренных детей так важны. Диагностика одарённости должна служить не целям отбора, а быть средством наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка (Из «Рабочей концепции одарённости»).
Какие же методы диагностики используем мы?
- наблюдение;
- беседу;
- метод исследования: пакет диагностических методик ( методы Торранса).
Мы проводим целенаправленные наблюдения за урочной и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путём:
- периодического сбора сведений среди учителей, работающих в классе о наличии одарённых учеников в их классах.
- длительного наблюдения за корреляцией (взаимная связь) между результативностью по итогам тестирования и успехам в реальной деятельности;
- сбора банка данных по одарённым детям;
- обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одарённости;
- выявления мнения родителей, воспитателей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития ребёнка.
Одно из плодотворных направлений поиска одаренных обучающихся – диагностическая работа во время проведения очных интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, смотров, турниров, конкурсов и т.д.
Затем идет классификация учащихся по видам одаренности:
- общая интеллектуальная одаренность:
- творческая одаренность:
- спортивная одаренность:
Для развития каждого вида одаренности учителями разрабатывается формы и методы работы с такими детьми.
Почти в каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми провожу целенаправленную работу. Методы и формы работы с одаренными учащимися должны сочетаться с методами и формами со всеми учащимися в классе и в то же время отличаться определенным своеобразием. На своих уроках я использую дифференцированные задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков. В работе с одаренными детьми использую следующие формы:
Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры;
- внеклассная работа;
- создание проектов и презентаций (метод);
- интеграция с другими предметами.
Интегрировать мы можем со многими предметами: музыкой,биологией, литературой, краеведением, историей, географией, физикой, химией.
Мной разработан и выставлен на сайт интегрированный урок английского языка и ИЗО.
Создание проектов и презентаций:
- делает процесс обучения интересным;
- расширяет познания за пределы темы;
- придают учебному процессу динамичность и привлекательность;
- учащиеся становятся творческими исследователями;
- получают удовлетворение от работы.
Ролевые игры:
- Активизируют творческий процесс на уроке.
- Включают элементы драматизации.
- Дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями.
- Предполагает неформальное общение.
Типы творческих заданий могут быть, например, такими:
- придумать загадку;
- составить чайнворд, кроссворд, ребус;
- конкурсы знатоков;
- конкурсы переводчиков;
- составить викторину по заданной теме.
Внеурочные формы и методы работы обладают широкими возможностями выявления и развития одаренности учащихся. Это факультативы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. Особую роль играет система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Участие одаренных и способных детей в различных видах урочной, внеурочной и внешкольной деятельности можно рассмотреть в таблице.
Направления работы | Виды и формы деятельности. | |
1. | Урочное | - решение частично-поисковых задач разного уровня; - выполнение творческих работ; - работа в малых группах; - проектно-исследовательская деятельность; - игровые технологии (деловые игры и путешествия); - информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры); - задания творческого и нестандартного характера;
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности); - задания для развития познавательной активности; - задания повышенной трудности по развитию логического мышления (анализ, синтез, классификация, подведение под понятие); - задания на выявление причинно-следственных связей; - задания на смекалку, активизирующие познавательную деятельность; - подготовка сообщений, рефератов и других материалов к урокам; - помощь сильных учащихся слабоуспевающим в групповой и парной работе |
2. | Внеурочное | - сбор материала и оформление портфеля личностных достижений (портфолио); - подготовка и участие в календарных и тематических праздниках; - участие в классных и школьных предметных олимпиадах; - участие в районной конференции «Будущая элита Верхнекетья» и «Мой первый проект»; - участие в конкурсах художественного чтения; - участие в выставках детских работ, творческих конкурсах; - подготовка презентаций с использованием ИКТ-технологий для уроков, классных часов; - литературное творчество (рассказы, сочинения, интервью, зарисовки); - подготовка и проведение волонтерских мероприятий по различной тематике среди учеников начальной школы; - участие в школьной художественной самодеятельности |
3. | Внеурочное |
Участие в предметных конкурсах: - в олимпиадной деятельности; - в международном конкурсе «Британский бульдог»; - Чемпионат по английскому языку; - Эрудит России. |
Система оценивания
Одним из наиболее сложных и трудных элементов в системе работы с одаренными детьми является организация и проведение диагностических процедур с целью систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны.
Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации.
Наряду с тестированием учитываем результаты участия в городских, областных и международных конкурсах и олимпиадах. Фиксируются дипломы, грамоты, сертификаты, уровень мероприятия, степень заслуг.
Составление рейтинга учащихся в различных номинациях, таких как активность учащихся во внеклассной и внешкольной деятельности; результативность участия учащихся в различных видах деятельности (музыкальной, художественной, спортивной).
Мониторинг результативности работы с одаренными обучающимися
- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
- отслеживание уровня развития творческого мышления (методика П.Торранса);
- отслеживание успешности индивидуального роста и развития обучающихся в учебной деятельности.
Проведенная нами работа позволяет увеличить процент учащихся, принявших участие в олимпиадном движении, расширить и увеличить количество мероприятий для раскрытия творческих способностей обучающихся, собрать банк данных детской одаренности, включающего сведения о детях с различными типами одаренности.
И в заключении хочу отметить три основных момента, которые важны при работе с одаренными детьми:
- Задача учителя научить одаренного ученика выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Самое главное - не подавить в детях их индивидуальность, те черты и особенности, которые и делают их другими;
- Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с ними, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.
- Сверхзадачей педагогов в этом вопросе вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных профессий.
«Развитие и обучение ребенка должно определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он может сделать, с тем, что он имеет» (Эрих Фромм).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая программа “Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала”
Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическа...
«Ролевая игра как средство развития мотивации студентов при обучении диалогической речи на уроках английского языка»
В данной статье изложен теоретический материал по вопросу использования ролевых игр для совершенствования иноязычной диалогической речи обучаемых, создания атмосферы сотрудничества и личной заинтересо...
«Ансамблевое музицирование, как способ развития мотивации в обучении детей в классе классической гитары»
Теоретический аспект формирования мотивации.Роль мотивации в учебной деятельности.Игра в ансамбле, как способ развития мотивации в обучении.Некоторые особенности ансамблевой музыкальной техники....
Ментальная карта как средство развития мотивации обучения и креативного мышления на уроках истории
Высокие темпы развития современного общества, инновационные процессы, происходящие в начале XXI века в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования ...
«Создание благоприятных условий для успешной социокультурной реабилитации (абилитации) средствами оригами в процессе обучения детей с ОВЗ с ментальными нарушениями»
Социокультурная реабилитация заключается в том, чтобы выявить виды деятельности интересные для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и организовать их максимально возможную реали...
Комплексная диагностика вокальной одаренности детей дошкольного возраста
Комплексная диагностика вокальной одаренности детей дошкольного возраста...
Развитие мотивации к обучению учащихся младших классов средствами декоративно-прикладного искусства в ДШИ. Формирование художественного вкуса
Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предмет...