Современные инновации и образовательные технологии в работе с одаренными детьми.
статья
Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости детей. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_detmi.doc | 467 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседина Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МБОУ СШ№9 г.Гуково
Современные инновации и образовательные технологии в работе
с одаренными детьми.
Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости детей. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов: учёных, учителей, школьных психологов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо.
Можно выделить 3 основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:
- отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
- функционально- целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
- ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие (в этом случае одарённые дети чувствуют дискриминацию).
Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей. Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания. Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду.
В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни.
Вот почему методы и формы работы учителя способствуют решению обозначенной задачи. В работе с одаренными детьми предпочитаю современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные.
Формы работы с одаренными учащимися: групповые занятия; предметные кружки (кружок «Родное слово», конкурсы (Интернет-конкурс «Любимый учитель»), курсы по выбору, элективные курсы (10 кл. «Практическая грамматика», «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»), участие в олимпиадах, работа по индивидуальным планам, занятия в профильных классах, интеллектуальные марафоны.
- На занятиях кружка «Родное слово» (6 класс) большое внимание уделяю функциям русского языка в современном мире, разным способам хранения информации – вербальным и невербальным. На практических занятиях отрабатываются навыки нахождения орфограмм в словах и определения их места в слове, проводится анализ текста с точки зрения взаимосвязи в нём единиц языка друг с другом. Основной задачей занятий кружка ставлю углубление знаний по русскому языку, развитие интереса к предмету, применяю самые разные методы обучения: сообщения, беседы, наблюдения над языком, лингвистические эксперименты, упражнения – игры. Учащиеся самостоятельно готовят небольшие видео-, компьютерные презентации по изучаемому материалу.
- На занятиях элективных курсов «Практическая грамматика» и «Лингвистика в помощь учащимся при совершенствовании орфографических и пунктуационных навыков» (10 класс), имеющим практическую направленность, ориентирую старшеклассников на дальнейшее обучение языку. Активные формы организации учебной деятельности: работа в группах; сюжетно – ролевые игры; семинар; защита творческих работ. На занятиях стараюсь научить школьников читать художественные произведения «филологически вооруженным взглядом», раскрывая тайны удивительной выразительности родной речи, всех ее сторон: фонетической, словообразовательной, лексической, морфологической, синтаксической.
Цель учителя совместно с психологом школы: выявить явно и потенциально одарённых детей и использовать специальные педагогические технологии, которые помогут адаптироваться детям не только в предметной творческой деятельности, но и в конкретных ситуациях отношений, которые возникают в классе и в разнообразных творческих объединениях, в повседневной жизни и могут способствовать развитию у ребёнка положительного отношения к учёбе, к самому себе и окружающим людям.
Одним из направлений деятельности школы по работе с одаренными детьми является внедрение ИКТ в учебную практику. На данном этапе развития информационный потенциал нашей школы позволяет использовать информационные технологии разными способами.
1. Проведение медиа-уроков. Основой образовательной деятельности в школе является урок. Урок, отвечающий современным требованиям, не может обойтись без использования ИКТ, что приводит к новым формам работы учителей-предметников.
2. Организация интернет-олимпиад и конкурсов по предметам. Участвовать в таких олимпиадах может любой школьник, имеющий доступ к сети Internet и знающий современные языки программирования. Ученик
может попробовать свои силы в решении задач высокого уровня сложности, встречающихся на олимпиадах Всероссийского уровня.
В основе обучения одаренных детей – личностно-ориентированные технологии, в рамках которых выстраиваются индивидуальные программы. Одно из деятельностных направлений этих программ – развитие и реализация творческого потенциала учащихся на основе участия в Интернет-олимпиадах «Эйдос», творческих Интернет - конкурсах.
Образование в области информационных технологий позволили мне как учителю-предметнику активно внедрять информационные технологии в преподавание русского языка и литературы:
- Использую в обучении мультимедийные диски («Русский язык» 5-9кл., электронное учебное пособие, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки русского языка 5-9кл.,Уроки литературы 5-11 кл., Русская литература Мультимедийная энциклопедия 8-11 кл. и др.)
- Создаю презентации к урокам в системе Power Point.
- Организую проектную деятельность учащихся по русскому языку и литературе.
Кружковая работа, элективные курсы, индивидуальная работа с учащимися позволили добиться результативности в научно – исследовательских конференциях, конкурсах и фестивалях.
Результатом внедрения современных образовательных технологий считаю победы своих учеников (одаренных детей) в олимпиадах и конкурсах разного уровня. На протяжении последних 5 лет старшеклассники занимают призовые места в городских олимпиадах по русскому языку и литературе. И этот учебный год не исключение: два вторых места по русскому языку и литературе среди учащихся 10-х классов. Были неоднократные победы на региональном уровне. И пока участие во Всероссийской олимпиаде по русскому языку.
Участие в областных и городских творческих конкурсах и фестивалях:
- Городской конкурс «Гордость земли Донской» (Тема памяти в повести А.Калинина «Эхо войны») – 1 место
- Городской конкурс детского литературного творчества «Певец Донского края», посвященного 100-летию со дня рождения В.А.Закруткина (по рассказу В.А.Закруткина «Помненька») – 1 место
Городской конкурс детского литературного творчества «Певец Донского края» «Исповедь об испытаниях души на войне» (по повести В.А.Закруткина «Матерь человеческая») – 3 место
- Городской конкурс «Я люблю тебя, мой город!» Сочинение – 2 место
- Городской конкурс «Я люблю тебя, мой город!» Сочинение ученицы 10 класса – 2 место
- Городской конкурс «Уроки демократии» Сочинение ученицы 11 класса «Если бы депутатом выбрали меня…» - 1 место (награда мэра города Гуково)
- Городской конкурс «Спорт вместо наркотиков» Сочинение ученицы 9 класса «А» – 2 место
- Городской конкурс, посвященный донскому атаману М.И.Платову Сочинение ученицы 11 класса «Легенда о донском атамане Платове» (по исторической повести А.Корольченко) – 2 место
- Областной фестиваль литературно-художественного творчества «В Чехове Россия полюбила себя» Сочинение ученицы
9 класса «А» «Евангельские мотивы в рассказе А.П.Чехова «Студент» - 2 место
- Конкурс «Лучший урок письма» Сочинение ученика 5 класса «А» – 1 место . И многие другие конкурсы
С каждым годом все большее количество учащихся принимают участие в конкурсе «Русский медвежонок». Многие участники набрали большое количество баллов, выполнив более 90% заданий.
Совершенствование работы с одаренными детьми – одно из ведущих направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающее разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: " Личностноориентированное развивающее и опережающее обучение – технология работы с одаренными детьми на уроках географии".
Плохой учитель преподносит истину, ...
Технология работы с одаренными детьми.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые,...
«Эффективное применение технологий работы с одаренными детьми на отделении «Хореографическое искусство» в ДШИ»
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, выявления, обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Проблема построения эффективной ...
Современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Специальное (коррекционное) образование...
Педагогические технологии работы с одаренными детьми в школе.
Педагогические технологии работы с одоренными детьми в школе...
Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...
Современные подходы к работе учителя информатики с одаренными детьми (из опыта работы учителя информатики)
Актуальность работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, совершающимися в нашем обществе. На сегодняшний день, на первый план выходит интеллектуальная, изобретательно талантливая и разносто...