Современные инновации и образовательные технологии в работе с одаренными детьми.
статья

Беседина Валентина Александровна

 Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости детей. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду  самопознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi.doc467 КБ

Предварительный просмотр:

             

    Беседина Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

                                                                 МБОУ СШ№9 г.Гуково

Современные инновации и образовательные технологии в работе

с одаренными детьми.

  

 Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости детей. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду  самопознанию.

Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов: учёных, учителей, школьных психологов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми  необходимо.

Можно выделить 3 основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

- отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;

- функционально- целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

- ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие (в этом случае одарённые дети чувствуют дискриминацию).

   Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей. Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания. Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую инновационную  образовательную среду.

     В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности:

·        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·       принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·        принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

                В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни.

    Вот почему методы и формы работы учителя способствуют решению обозначенной задачи. В работе с одаренными детьми предпочитаю современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные.

Формы работы с одаренными учащимися: групповые занятия; предметные кружки (кружок «Родное слово», конкурсы (Интернет-конкурс «Любимый учитель»), курсы по выбору, элективные курсы (10 кл. «Практическая грамматика», «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»), участие в олимпиадах, работа по индивидуальным планам, занятия в профильных классах, интеллектуальные марафоны.

   

  • На занятиях кружка «Родное слово» (6 класс) большое внимание уделяю функциям русского языка в современном мире, разным способам хранения информации – вербальным и невербальным. На практических занятиях отрабатываются навыки нахождения орфограмм в словах и определения их места в слове, проводится анализ текста с точки зрения взаимосвязи в нём единиц языка друг с другом. Основной задачей занятий кружка  ставлю углубление знаний по русскому языку, развитие интереса к предмету, применяю самые разные методы обучения: сообщения, беседы, наблюдения над языком, лингвистические эксперименты, упражнения – игры. Учащиеся самостоятельно готовят небольшие видео-, компьютерные презентации по изучаемому материалу. 
  • На занятиях  элективных курсов «Практическая грамматика» и «Лингвистика в помощь учащимся при совершенствовании орфографических и пунктуационных навыков» (10 класс), имеющим практическую направленность, ориентирую старшеклассников на дальнейшее обучение языку. Активные формы организации учебной деятельности: работа в группах; сюжетно – ролевые игры; семинар; защита творческих работ. На занятиях стараюсь научить школьников читать художественные произведения «филологически вооруженным взглядом», раскрывая тайны удивительной выразительности родной речи, всех ее сторон: фонетической, словообразовательной, лексической, морфологической, синтаксической.

              Цель учителя совместно с психологом школы: выявить явно и потенциально одарённых детей и использовать специальные педагогические технологии, которые помогут адаптироваться детям не только в предметной творческой деятельности, но и в конкретных ситуациях отношений, которые возникают в классе и в разнообразных творческих объединениях, в повседневной жизни и могут способствовать развитию у ребёнка положительного отношения к учёбе, к самому себе и окружающим людям.

         Одним из направлений деятельности школы по работе с одаренными детьми  является внедрение ИКТ в учебную практику. На данном этапе развития информационный потенциал нашей школы позволяет использовать информационные технологии  разными способами.

1. Проведение медиа-уроков. Основой образовательной деятельности в школе является урок. Урок, отвечающий современным требованиям, не может обойтись без использования ИКТ, что приводит к новым формам работы учителей-предметников.
 2. Организация интернет-олимпиад и конкурсов по предметам. Участвовать в таких олимпиадах может любой школьник, имеющий доступ к сети Internet и знающий современные языки программирования. Ученик
может попробовать свои силы в решении задач высокого уровня сложности, встречающихся на олимпиадах Всероссийского уровня.
             В основе обучения одаренных детей – личностно-ориентированные технологии, в рамках которых выстраиваются индивидуальные программы. Одно из деятельностных направлений этих программ – развитие и реализация творческого потенциала учащихся на основе участия в Интернет-олимпиадах «Эйдос», творческих Интернет - конкурсах.

         Образование в области информационных технологий позволили мне как учителю-предметнику активно внедрять информационные технологии в преподавание русского языка и литературы:

  • Использую в обучении мультимедийные диски («Русский язык» 5-9кл., электронное учебное пособие, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки русского языка 5-9кл.,Уроки литературы 5-11 кл., Русская литература Мультимедийная энциклопедия 8-11 кл. и др.)  
  • Создаю презентации к урокам в системе Power Point.
  • Организую проектную деятельность учащихся по русскому языку и литературе.

     Кружковая работа, элективные курсы, индивидуальная работа с учащимися позволили добиться результативности в научно – исследовательских конференциях, конкурсах и фестивалях.  

           Результатом внедрения современных образовательных технологий считаю победы своих учеников (одаренных детей) в олимпиадах и конкурсах разного уровня. На протяжении последних 5 лет старшеклассники занимают призовые места в городских олимпиадах по русскому языку и литературе. И этот учебный год не исключение: два вторых места по русскому языку и литературе среди учащихся 10-х классов. Были неоднократные победы на региональном уровне. И пока участие во Всероссийской олимпиаде по русскому языку.

Участие в областных и городских  творческих конкурсах и фестивалях:

  • Городской конкурс «Гордость земли Донской»  (Тема памяти в повести А.Калинина «Эхо войны») – 1 место
  •  Городской конкурс детского литературного творчества «Певец Донского края», посвященного 100-летию со дня рождения В.А.Закруткина  (по рассказу В.А.Закруткина «Помненька») – 1 место

 Городской конкурс детского литературного творчества «Певец Донского края» «Исповедь об испытаниях души на войне» (по повести  В.А.Закруткина «Матерь человеческая») – 3 место

  • Городской конкурс «Я люблю тебя, мой город!» Сочинение – 2 место
  • Городской конкурс «Я люблю тебя, мой город!» Сочинение ученицы 10 класса   – 2 место
  • Городской конкурс «Уроки демократии» Сочинение ученицы 11 класса  «Если бы депутатом выбрали меня…» - 1 место (награда мэра города Гуково)
  • Городской конкурс «Спорт вместо наркотиков» Сочинение ученицы 9 класса «А»  – 2 место
  • Городской конкурс, посвященный донскому атаману М.И.Платову Сочинение ученицы 11 класса  «Легенда о донском атамане Платове» (по исторической повести А.Корольченко) – 2 место
  • Областной фестиваль литературно-художественного творчества «В Чехове Россия полюбила себя» Сочинение ученицы

9 класса «А»  «Евангельские мотивы в рассказе А.П.Чехова «Студент» - 2 место

  • Конкурс «Лучший урок письма» Сочинение ученика 5 класса «А»  – 1 место . И многие другие конкурсы

С каждым годом все большее количество учащихся принимают участие в конкурсе «Русский медвежонок». Многие участники набрали большое количество баллов, выполнив более 90% заданий.

                Совершенствование работы с одаренными детьми – одно из ведущих направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающее разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы с одаренными детьми.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые,...

«Эффективное применение технологий работы с одаренными детьми на отделении «Хореографическое искусство» в ДШИ»

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, выявления, обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Проблема построения эффективной ...

Педагогические технологии работы с одаренными детьми в школе.

Педагогические технологии работы с одоренными детьми в школе...

Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...

Современные подходы к работе учителя информатики с одаренными детьми (из опыта работы учителя информатики)

Актуальность работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, совершающимися в нашем обществе. На сегодняшний день, на первый план выходит интеллектуальная, изобретательно талантливая и разносто...