Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и познавательной сферы
рабочая программа по психологии
Индивидуальная программа психологического сопровождения младшего школьника с нарушением слуха с УО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»
Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518
Телефон: (499)179-66-81 Факс: (499)177-67-66 E-mail: sk65@edu.mos.ru http://schuvc65.mskobr.ru/
ИНН/КПП 7722306978/772201001 ОКАТО 45290590000 ОГРН 1037700227157 ОКТМО 45395000
Утверждаю
Директор ГКОУ СКШИ № 65
Перепелкина С.И.
________________________
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и познавательной сферы
2019-2020 г.
Пояснительная записка.
Дети с нарушением слуха имеют целый комплекс особых образовательных потребностей. В связи с этим, требуется осуществление коррекционной работы, обеспечивающее социализацию, развитие, на должном уровне, познавательной сферы, формирование положительных качеств личности и жизненных установок у детей с нарушением слуха.
Цель: создание в образовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, успешному освоению адаптированной основной общеобразовательной программы учащимися с нарушением слуха и их социальной адаптации.
Задачи:
- предупреждение возникновения проблем развития у детей с нарушением слуха;
- помощь (содействие) ребенку с ограниченными возможностями здоровья в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся с нарушением слуха, родителей и педагогов;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;
- разработка творческих программ психологического сопровождения учащихся с нарушением слуха.
Программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей с нарушением слуха, посещающих школьное образовательное учреждение.
Содержание программы
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:
-психолого-педагогическая диагностика;
-коррекционно – развивающая работа;
-психологическое просвещение и профилактика;
-психологическое консультирование;
-организационно-методическая работа.
Психолого-педагогическая диагностика включает в себя известные методики, предназначенные для выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам, требованиям общества с учетом особенностей развития (список диагностического инструментария прилагается).
Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий у обучающихся.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД делятся на четыре основные группы:
- Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
- Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.
- Познавательные УУД включают обще учебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
В начале и конце года проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению, а также диагностика особенностей познавательной, эмоционально-волевой сферы, диагностика уровня школьной тревожности, диагностика уровня учебной мотивации и особенностей мотивационно-личностной сферы, выявление основных факторов, влияющих на формирование мотивации к обучению.
Кроме этого, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению психофизиологических особенностей, с целью оптимального выстраивания процесса обучения.
Коррекционно – развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
В течение учебного года проводятся индивидуальные занятия по профилактике переутомлений и возможных трудностей обучения, социализации. Индивидуальные арт - терапевтические занятия, с целью профилактики школьной тревожности, эмоциональной разгрузки. В программу включена индивидуальная развивающая работа, направленная на развитие интеллектуальных и творческих возможностей.
Прогнозируемые результаты.
Психолого-педагогическая диагностика:
- успешная адаптация, принятие статуса школьника;
- повышение уровня учебной мотивации;
- базовые способности к самопознанию и познанию других;
- способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
- формирование адекватной самооценки, положительного образа своего «Я»;
- формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
- положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
- положительные отношения со сверстниками и учителями;
- развитие самоконтроля, самодисциплины;
- способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
- стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию.
Тематическое планирование.
Программа реализуется посредством индивидуальной работы с учащимся 3класса с нарушением слуха, а также включает работу с родителями и педагогами.
Индивидуальная работа: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, продолжительностью 40 минут.
Материально-технические условия: наличие помещения, стола и стульев для занятий, дивана. Наличие оборудованной сенсорной комнаты. Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.). Материалы для занятий: тетради, цветные карандаши, краски, бумага для акварели, пластилин, клей, ручки шариковые, бумага писчая и т.д. и т.п.
Индивидуальная работа:
Класс | Количество детей | Продолжительность занятия | Количество занятий в неделю |
3 класс | 1 | 40 минут | 1 |
Индивидуальная работа по формированию эмоциональной стабильности и повышению школьной мотивации учащихся с нарушением слуха:
Направление работы | Темы | Количество занятий | Формы работы | |
Диагностика уровня актуального развития эмоционально-волевой сферы | Диагностическое занятие на определение уровня эмоционально-волевого развития обучающихся | 1 | Проективные методы диагностики эмоциональной сферы, тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен., методика «Лесенка» | |
Коррекция самооценки | «Мое имя» | 1 | Тренинговые упражнения, дискуссии, арт-терапевтические техники, танцевально-двигательная терапия, релаксационные упражнения, психологические игры | |
«Я – это я» | 2 | |||
«Волшебный сон» | 1 | |||
«Мое радужное настроение» | 1 | |||
Коррекция поведения | «Удивительный мир эмоций и чувств» | 1 | Тренинговые упражнения, дискуссии, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, игры с метафорическими картами | |
«Доверие» | 1 | |||
«Наши чувства» | 1 | |||
«Хорошие и плохие чувства» | 1 | |||
«Волшебный скульптор» | 1 | |||
«Я работаю в группе» | 1 | |||
«Коллаж мечты» | 1 | |||
«Чудесное оригами» | 1 | |||
«Яркие впечатления» | 1 | |||
«Подарок на память» | 1 | |||
Выявление динамики в развитии эмоционально-волевой сфере | Диагностическое занятие | 1 | Проективные методы диагностики эмоциональной сферы, психологические игры, дискуссии | |
Итого | 17 |
Индивидуальная работа по развитию познавательных процессов учащихся с нарушением слуха 1-5х классов:
Направление работы | Темы | Количество занятий | Формы работы |
Диагностика уровня актуального развития познавательных процессов | Диагностическое занятие на определение уровня развития познавательных процессов | 1 | Семаго Н.Я, Семаго М.М. Диагностический Комплект психолога. Методическое руководство. Изд. 5-е дополн. и перераб. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ. 2016. Методика исследования слухоречевой памяти - «10 слов» (А.Р. Лурия), «Матрицы Равена», Методика «Кодирование» (А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман), «Методика изучения развития логических операций» Э.Ф. Замбацявичене |
Развитие внимания | Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания | 1 | Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений |
Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей | 1 | ||
Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания | 1 | ||
Развитие памяти | Упражнения на развитие памяти | 1 | Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений |
Упражнения на развитие ассоциативной памяти | 1 | ||
Упражнения на развитие зрительной памяти | 1 | ||
Развитие мышления | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | 1 | Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений |
Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей | 1 | ||
Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений | 1 | ||
Упражнения на классификацию различным способом | 1 | ||
Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему | 1 | ||
Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации | 1 | ||
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию | 1 | ||
Упражнения на развитие ассоциативного мышления | 1 | ||
Упражнения на развитие межпонятийных связей | 1 | ||
Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей | 1 | ||
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию | 1 | ||
Выявление динамики в развитии познавательных процессов | Диагностическое занятие | 1 | Семаго Н.Я, Семаго М.М. Диагностический Комплект психолога. Методическое руководство. Изд. 5-е дополн. и перераб. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ. 2016. Методика исследования слухоречевой памяти - «10 слов» (А.Р. Лурия), «Матрицы Равена», Методика «Кодирование» (А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман), «Методика изучения развития логических операций» Э.Ф. Замбацявичене |
Итого | 19 |
Использованная литература:
- Андреева Е.И. Психологические основы обучения детей с нарушенным слухом. - СПб.: Феникс. - 2007. - С.583.
- Арефьева Т.А,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей.М.: «Психотерапия»,2009 г.
- Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
- Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. Методическое пособие для школьных психологов и социальных педагогов. – М.: Институт практической психологии, 1998 г.
- Баева И.А. Тренинги Психологической безопасности в школе. – СПб: Речь, 2002.
- Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Т. Г. Богданова - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М., 2005.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.:Владос-пресс.2005 г.
- Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л. Игры на внимание и мышление. Тетрадь по развитию познавательных процессов. Академия развития, 2002 г.
- Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий детей с нарушениями слуха. - М.: Сфера. - 2008. - С.677.
- Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. — СПб.: «Златоуст», 1999. — 80 с.
- Дзятковская Е.Н.Образование и …или здоровье. М.: Центр «Образование и экология»2007 г.
- Залеская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения. Пособие для практических психологов.- М.: Школьная пресса, 2005/Серия «В помощь специалисту».
- Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. С-Пб.: «Речь», 2007 г.
- Колганова В.С, Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. М.:«Айрис- пресс»,2014 г.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: ТЦ «Сфера», 2001 г
- Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников. Психологические занятия с детьми. С-Пб, «Речь» 2007 г.
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). – М.: «Ось», 2006.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа. С-Пб.: «Речь», 2003 г.
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам. С-Пб.: «Образование – культура», 2002 г.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб: Речь, 2006.
- Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность. СПб.: Речь, 2007.
- Некрасова Е.А. Краткий справочник по психотерапии/ Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
- Немов Р.С. Психология. (3 кн). М.: ВЛАДОС, 2001 г.
- Нефедова Е.А. Готовимся к школе. М.:ООО «Издательство АСТ» 2000
- Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. М.: «Лист»1998 г.
- Николаева Е.И. Практическая психология для начальных классов: Пособие по работе с Книгой для размышления «Я в мире других». – СПб: Специальная Литература, 2003.
- Николаева Е.И. Я в мире других: Книга для размышления / Е.И. Николаева. – СПб.: Специальная литература, 2003.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 2004 г
- Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос.1995 г.
- Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития. – СПб: Речь, 2007.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. СПб: Речь,2008 г.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2004.
- Семаго Н.Я, Семаго М.М. Диагностический Комплект психолога. Методическое руководство. Изд. 5-е дополн. и перераб. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ. 2016.
- Симонова Л.Ф. Память дети 5-7 лет. Ярославль. Академия развития.2001 г.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. ТЦ Сфера.2002 г.
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д: «Феникс», 2003 г.
- Субботина Л.Ю. Игры для развития и обучения 5-10 лет. Ярославль. Академия развития.2001 г.
- Тихомирова Л.Ф. Логика дети 7-10 лет. Ярославль, Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей 10-14 лет М.: Рольф, 2001 г.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников. – Ярославль, Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
- Филиппова Ю.В. Общение дети 7-10 лет. Ярославль. Академия развития.2002 г.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам.(1-4 класс) М.: Рост, 2011 г.
- Хухлаева О.В. Лабиринт души. Терапевтические сказки. М.: Академический Проект, 2008 г.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4 классы). – М.: «Генезис», 2006.
- Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. М.: Генезис, 2008 г.
- Черемокина Л. В. Память дети 7-10 лет. Ярославль. Академия развития.2002 г.
- Языканова Е.В. Развивающие задания.(1-4 класс) М.: «экзамен» 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»
Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...
Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций познавательной и эмоционально-волевой сферы
Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с легкой степенью умственной отсталости...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и личностной сферы
Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка с нарушением слуха с УО...
Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы «Психология общения для подростков»
Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с УО, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-волевой сферы
Программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с ТМНР...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, формирование коммуникативных компетенций
Индивидуальная программа психологичекого сопровождения подростка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на гармонизацию межличностных отношений, развитие компетенций эмоционально-волевой сферы
Индивидуальная психологическая программа для подростка с нарушением слуха...