Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и познавательной сферы
рабочая программа по психологии

Малкова Наталья Валерьевна

Индивидуальная программа психологического сопровождения младшего школьника с нарушением слуха с УО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81      Факс: (499)177-67-66      E-mail: sk65@edu.mos.ru            http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001        ОКАТО 45290590000        ОГРН 1037700227157         ОКТМО 45395000

Утверждаю

Директор ГКОУ СКШИ № 65

Перепелкина С.И.

________________________

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и познавательной сферы

2019-2020 г.

Пояснительная записка.

Дети с нарушением слуха имеют целый комплекс особых образовательных потребностей. В связи с этим, требуется осуществление коррекционной работы, обеспечивающее социализацию, развитие, на должном уровне, познавательной сферы, формирование положительных качеств личности и жизненных установок у детей с нарушением слуха.

Цель: создание в образовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, успешному освоению адаптированной основной общеобразовательной программы учащимися с нарушением слуха и их социальной адаптации.

Задачи:

  • предупреждение возникновения проблем развития у детей с нарушением слуха;
  • помощь (содействие) ребенку с ограниченными возможностями здоровья в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся с нарушением слуха, родителей и педагогов;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;
  • разработка творческих программ психологического сопровождения учащихся с нарушением слуха.

Программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей с нарушением слуха, посещающих школьное образовательное учреждение.

Содержание программы

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:

-психолого-педагогическая диагностика;

-коррекционно – развивающая работа;

-психологическое просвещение и профилактика;

-психологическое консультирование;

-организационно-методическая работа.

Психолого-педагогическая диагностика включает в себя известные методики, предназначенные для выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам, требованиям общества с учетом особенностей развития (список диагностического инструментария прилагается).

Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий у обучающихся.

Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД делятся на четыре основные группы:

  1. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  2. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
  3. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование;  прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка;  волевая саморегуляция.
  4. Познавательные УУД включают обще учебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

В начале и конце года проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению, а также диагностика особенностей познавательной, эмоционально-волевой сферы, диагностика уровня школьной тревожности, диагностика уровня учебной мотивации и особенностей мотивационно-личностной сферы, выявление основных факторов, влияющих на формирование мотивации к обучению.

Кроме этого, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению психофизиологических особенностей, с целью оптимального выстраивания процесса обучения.

Коррекционно – развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:

В течение учебного года проводятся индивидуальные занятия по профилактике переутомлений и возможных трудностей обучения, социализации. Индивидуальные арт - терапевтические занятия, с целью профилактики школьной тревожности, эмоциональной разгрузки. В программу включена индивидуальная развивающая работа, направленная на развитие интеллектуальных и творческих возможностей.  

Прогнозируемые результаты.

Психолого-педагогическая диагностика:

  • успешная адаптация, принятие статуса школьника;
  • повышение уровня учебной мотивации;
  •  базовые способности к самопознанию и познанию других;
  •  способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
  • формирование адекватной самооценки, положительного образа своего «Я»;
  •  формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
  • положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
  • положительные отношения со сверстниками и учителями;
  •  развитие самоконтроля, самодисциплины;
  • способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
  • стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию.

Тематическое планирование.

Программа реализуется посредством индивидуальной работы с учащимся 3класса с нарушением слуха, а также включает работу с родителями и педагогами.

Индивидуальная работа: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, продолжительностью 40 минут.

Материально-технические условия: наличие помещения, стола и стульев для занятий, дивана. Наличие оборудованной сенсорной комнаты. Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.). Материалы для занятий: тетради, цветные карандаши, краски, бумага для акварели, пластилин, клей, ручки шариковые, бумага писчая и т.д. и т.п.

Индивидуальная работа:

Класс

Количество детей

Продолжительность  занятия

Количество занятий в неделю

3 класс

1

40 минут

1

Индивидуальная работа по формированию эмоциональной стабильности и повышению школьной мотивации учащихся с нарушением слуха:

Направление работы

Темы

Количество занятий

Формы работы

Диагностика уровня актуального развития эмоционально-волевой сферы

Диагностическое занятие на определение уровня эмоционально-волевого развития обучающихся

1

Проективные методы диагностики эмоциональной сферы, тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен., методика «Лесенка»

Коррекция самооценки

«Мое имя»

1

Тренинговые упражнения, дискуссии, арт-терапевтические техники, танцевально-двигательная терапия, релаксационные упражнения, психологические игры

«Я – это я»

2

«Волшебный сон»

1

«Мое радужное настроение»

1

Коррекция поведения

«Удивительный мир эмоций и чувств»

1

Тренинговые упражнения, дискуссии, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, игры с метафорическими картами

«Доверие»

1

«Наши чувства»

1

«Хорошие и плохие чувства»

1

«Волшебный скульптор»

1

«Я работаю в группе»

1

«Коллаж мечты»

1

«Чудесное оригами»

1

«Яркие впечатления»

1

«Подарок на память»

1

Выявление динамики в развитии эмоционально-волевой сфере

Диагностическое занятие

1

Проективные методы диагностики эмоциональной сферы, психологические игры, дискуссии

Итого

17

Индивидуальная работа по развитию познавательных процессов учащихся с нарушением слуха 1-5х классов:

Направление работы

Темы

Количество занятий

Формы работы

Диагностика уровня актуального развития познавательных процессов

Диагностическое занятие на определение уровня развития познавательных процессов

1

Семаго Н.Я, Семаго М.М. Диагностический Комплект психолога. Методическое руководство. Изд. 5-е дополн. и перераб. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ. 2016. Методика исследования слухоречевой памяти - «10 слов» (А.Р. Лурия), «Матрицы Равена», Методика «Кодирование» (А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман), «Методика изучения развития логических операций» Э.Ф. Замбацявичене

Развитие внимания

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания

1

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей

1

Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания

1

Развитие памяти

Упражнения на развитие памяти

1

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Упражнения на развитие ассоциативной памяти

1

Упражнения на развитие зрительной памяти

1

Развитие мышления

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

1

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

1

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений

1

Упражнения на классификацию различным способом

1

Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему

1

Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации

1

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

1

Упражнения на развитие ассоциативного мышления

1

Упражнения на развитие межпонятийных связей

1

Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей

1

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

1

Выявление динамики в развитии познавательных процессов

Диагностическое занятие

1

Семаго Н.Я, Семаго М.М. Диагностический Комплект психолога. Методическое руководство. Изд. 5-е дополн. и перераб. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ. 2016. Методика исследования слухоречевой памяти - «10 слов» (А.Р. Лурия), «Матрицы Равена», Методика «Кодирование» (А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман), «Методика изучения развития логических операций» Э.Ф. Замбацявичене

Итого

19

Использованная литература:

  1. Андреева Е.И. Психологические основы обучения детей с нарушенным слухом. - СПб.: Феникс. - 2007. - С.583.
  2. Арефьева Т.А,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей.М.: «Психотерапия»,2009 г.
  3. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
  4. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. Методическое пособие для школьных психологов и социальных педагогов. – М.: Институт практической психологии, 1998 г.
  5. Баева И.А. Тренинги Психологической безопасности в школе. – СПб: Речь, 2002.
  6. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Т. Г. Богданова - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  7. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М., 2005.
  8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.:Владос-пресс.2005 г.
  9. Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л. Игры на внимание и мышление. Тетрадь по развитию познавательных процессов. Академия развития, 2002 г.
  10. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий детей с нарушениями слуха. - М.: Сфера. - 2008. - С.677.
  11. Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. — СПб.: «Златоуст», 1999. — 80 с.
  12. Дзятковская Е.Н.Образование и …или здоровье. М.: Центр «Образование и экология»2007 г.
  13. Залеская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения. Пособие для практических психологов.- М.: Школьная пресса, 2005/Серия «В помощь специалисту».
  14. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. С-Пб.: «Речь», 2007 г.
  15. Колганова В.С, Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. М.:«Айрис- пресс»,2014 г.
  16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: ТЦ «Сфера», 2001 г
  17. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников. Психологические занятия с детьми. С-Пб, «Речь» 2007 г.
  18. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). – М.: «Ось», 2006.
  19. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа. С-Пб.: «Речь», 2003 г.
  20. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам. С-Пб.: «Образование – культура», 2002 г.
  21. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб: Речь, 2006.
  22. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность. СПб.: Речь, 2007.
  23. Некрасова Е.А. Краткий справочник по психотерапии/ Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
  24. Немов Р.С. Психология. (3 кн). М.: ВЛАДОС, 2001 г.
  25. Нефедова Е.А. Готовимся к школе. М.:ООО «Издательство АСТ» 2000
  26. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. М.: «Лист»1998 г.
  27. Николаева Е.И. Практическая психология для начальных классов: Пособие по работе с Книгой для размышления «Я в мире других». – СПб: Специальная Литература, 2003.
  28. Николаева Е.И. Я в мире других: Книга для размышления / Е.И. Николаева. – СПб.: Специальная литература, 2003.
  29. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 2004 г
  30. Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей. – Волгоград: Учитель, 2005.
  31. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.
  32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос.1995 г.
  33. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития. – СПб: Речь, 2007.
  34. Сакович Н.А. Технология игры в песок. СПб: Речь,2008 г.
  35. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2004.
  36. Семаго Н.Я, Семаго М.М. Диагностический Комплект психолога. Методическое руководство. Изд. 5-е дополн. и перераб. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ. 2016.
  37. Симонова Л.Ф. Память дети 5-7 лет. Ярославль. Академия развития.2001 г.
  38. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. ТЦ Сфера.2002 г.
  39. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  40. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д: «Феникс», 2003 г.
  41. Субботина Л.Ю. Игры для развития и обучения 5-10 лет. Ярославль. Академия развития.2001 г.
  42. Тихомирова Л.Ф. Логика дети 7-10 лет. Ярославль, Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  43. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей 10-14 лет М.: Рольф, 2001 г.
  44. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников. – Ярославль, Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
  45. Филиппова Ю.В. Общение дети 7-10 лет. Ярославль. Академия развития.2002 г.
  46. Холодова О.А. Юным умникам и умницам.(1-4 класс) М.: Рост, 2011 г.
  47. Хухлаева О.В. Лабиринт души. Терапевтические сказки. М.: Академический Проект, 2008 г.
  48. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4 классы). – М.: «Генезис», 2006.
  49. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. М.: Генезис, 2008 г.
  50. Черемокина Л. В. Память дети 7-10 лет. Ярославль. Академия развития.2002 г.
  51. Языканова Е.В. Развивающие задания.(1-4 класс) М.: «экзамен» 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»

Индивидуальная программа  психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...

Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций познавательной и эмоционально-волевой сферы

Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с легкой степенью умственной отсталости...

Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы «Психология общения для подростков»

Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с УО, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы...