Упражнения для коррекционно-развивающих занятий
учебно-методическое пособие по психологии

Машкевич Алёна Владимировна

Подборка упражнений для коррекционно-развивающих занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_korrektsionno-razvivayushchih_zanyatiy.docx167.36 КБ

Предварительный просмотр:

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Ь

К

Л

Э

М

Н

А

О

П

Ъ

Р

С

Т

У

Ф

Я

Х

Ц

Ч

Ш

Ю

Щ

Итак, пчела сидит на букве Г. Запиши ее. Дальше она полетела так:

Влево, влево, вниз, вниз – остановка. Запиши букву __________

Направо, направо, направо, вверх – остановка. Запиши букву_________

Вверх, налево, налево, налево – остановка. Запиши букву___________

Вниз, направо, направо – остановка. Запиши букву__________

Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?

________________________

Итак, пчела сидит на букве Ш. Запиши её.  Дальше она полетела так:

Вверх, вверх, вверх - остановка. Запиши букву_________

Вниз -  остановка. Запиши букву_________

Направо, вверх – остановка. Запиши букву________

Влево, влево, вниз – остановка. Запиши букву______

Какое слово получилось?

_______________________

Итак, пчела села на букву Д. Запиши её. Затем она полетела так:

Вниз, вниз – остановка_________

Направо, направо, вверх, вверх – остановка______

Налево, налево – остановка_______

Вниз, налево – остановка________

Какое слово получилось?

_________________________

 Подбери к словам подходящее слово по смыслу, с учетом назначения предметов. Например: кисточка- краски.

Лейка - _____________          Молоток - ____________   Ложка  - ______________

Банка - ______________        Портфель - __________       Весло - _______________

Иголка - _____________        Плита - ____________         Удочка - ______________

Вешалка - ____________       Книга - ______________

Приготовь три любых цвета. Используя только 3 цвета, раскрась квадратики в таблице так, чтобы в каждой строке и каждом столбике было только по одному квадратику одного цвета.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Если предмет сделан из железа, то как он  называется, какой он? Представь себе и напиши , как назывался бы предмет, если бы он был сделан из этого материла (состава).

Железо - ______________   Окно - _____________    Воздух - ______________

Дерево - ______________   Книга - _____________   Материал - ____________

Бумага - ______________    Кирпич - ___________     Река - ________________

Море -  _______________    Песок -  ____________    Дорога - _______________

Прочитай слова и зачеркни лишнее слово. Объясни, почему именно это слово лишнее.

Осень, зима, январь, лето.

Девочка, кукла, мальчик, мама.

Тарелка, кастрюля, стул, чайник.

Роза, лиса, колокольчик, ландыш.

Курица, овца, корова, лошадь.

Перед тобой набор слов. Раздели эти слова на три группы. Назови каждую группу. Объясни, по какому принципу ты сгруппировал слова.

Суп, брюки, стол, каша, платье, стул, кисель, рубашка, диван

____________                               _____________                        ______________

____________                               _____________                        ______________

____________                               _____________                        ______________

Напиши, как называется место, где…..

Продают хлеб - ___________________  Шьют одежду - ____________________

Лечат больных - ___________________  Хранят автомобили - _______________

Учат детей - ______________   Работают клоуны - _________________

В пустом окошке нарисуй следующие фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб. Раскрась красным цветом фигуры, которые не имеют углов; синим –фигуры, которые имеют четыре угла; зеленым – фигуры, которые имеют три угла.

Прочитай слова и напиши им противоположные.

День - _______________________                Весна - ______________________

Глубокий - ___________________                Умный - _____________________

Здоровье - ___________________                  Деревня _____________________

Вставь пропущенные гласные и прочитай слова.

С_Н         Л_К         Л_СЬ      М_Х_      К_З_      Л_С_     _С_Л      _ТК_       З_ _Ц

Прочитай три раза слова

УТКА, ЛЕТО, САЛАТ, ТРАВА, ОСИНА

Постарайся их запомнить. Теперь закрой эти слова листом бумаги и попытайся ответить на вопросы:

1. Сколько букв в последнем слове?_______________________________________

2. Какие два слова начинались с гласной буквы?_____________________________

3. Напиши слово, которое заканчивается на «О»:_____________________________

4. Сколько слов заканчивается на «А»:_____________________________________

5. Встречалась ли в словах буква «К»?_____________________________________

6. Было ли среди слов название дерева?____________________________________

Измени в каждом слове одну букву, чтобы получилось название животного.

Воск - ____________________                           Лес - _____________________

Гол - _____________________                            Щит - ____________________

Перед тобой слова, напиши противоположные им слова, то есть наоборот. Холодный – горячий.

Чистый - _____________     Твердый -  _____________    Толстый-___________    

Тупой - ______________     Мокрый - ____________    Старший -____________                                                

Перед тобой слова, напиши противоположные им слова, то есть наоборот. Холодный – горячий.

Светлый - _____________           Враг - __________      Верх - _______________

Проиграть - _____________        Поднять - ___________        Упасть - ___________

Белый - ____________                 Новый - _____________       Кривой - _____________

Тебе выпала возможность побывать в роли шпиона и расшифровать зашифрованные слова. Используя шифр, найди слова, спрятанные за этими цифрами. Запиши эти слова.

А  Б  В   Г  Д   Е   Ё   Ж   З    И    Й     К    Л    М    Н    О    П    Р

1  2   3   4   5   6    7    8    9   10   11   12   13   14   15   16   17   18

 

С    Т    У     Ф     Х     Ц     Ч     Ш     Щ     Ь     Ы    Ъ     Э     Ю     Я

19   20   21   22    23    24    25    26     27   28    29    30   31    32     33

19, 16, 14 ____________       15,16,19___________    12,16, 20____________

31,20,1,8 _____________       9,10,14, 1 __________   26, 12,16,13,1 _____________

19,6,14,28,33___________     5,18, 21, 9,28,33___________    5,16,14_____________

Перед тобой слова, напиши противоположные им слова, то есть наоборот.

Холодный – горячий __________                      Чистый - ____________________ 

Твердый - ___________________                       Толстый - ___________________

Тупой - _____________________                        Мокрый - ___________________

Старший - ___________________                       Светлый - ___________________

Враг - _______________________                       Верх - ______________________

Проиграть -___________________                      Поднять - ___________________

Соедини половинки слов так, чтобы получились целые слова.

КОШ               БА

ГРО                 КА

РЫ                   ЗА

ШУ                  КА

КЕП                 ПА

ЛУ                   БА

В большой таблице вразброс нарисованы рисунки. Подсчитай, сколько раз встречается каждый рисунок. Запиши это число снизу напротив соответствующего рисунка в пустой клеточке.

 

 

                                                                                                 

 

Напиши как можно больше предметов, сделанных из железа.

__________________________________________________________________________

Напиши как можно больше круглых предметов.

__________________________________________________________________________

Напиши как можно больше тяжелых предметов.

__________________________________________________________________________

Напиши как можно больше пушистых предметов.

__________________________________________________________________________

Напиши как можно больше колючих предметов.

__________________________________________________________________________

Напиши как можно больше ярких предметов.

__________________________________________________________________________

Напиши как можно больше холодных предметов.

__________________________________________________________________________

Закончи предложения.

1. Все кошки любят молоко. Мурка – кошка, значит______________________________

2. Все осенние месяцы дождливые. Октябрь осенний месяц, значит_________________

3. Все обезьяны любят бананы. Мартышка - обезьяна, значит______________________

4. Все куклы – игрушки. Ляля – кукла, значит___________________________________

5. У всех автомобилей есть колеса. Самосвал – автомобиль, значит_________________

6. У всех деревьев есть корни. Сосна – дерево, значит____________________________

Посмотри на фигуры, которые у тебя нарисованы. В течении 15 секунд постарайся их запомнить. Закрой их. Нарисуй такие же фигуры снизу, соблюдай правильные размеры.

 

 

 

 

 

 

Попробуй объяснить смысл пословицы, выбери правильный вариант толкования.

Пример:  Хочешь, есть калачи - не сиди на печи.

Так говорят, когда…

1. После работы нужен отдых.

2. Чтобы хорошо жить, надо хорошо потрудиться.

3. Лежа вредно есть.

Не зная броду, не суйся в воду.

Так говорят, когда…

1. Хочешь искупаться, ищи мелкое место.

2. Сначала подумай, потом делай дело.

3. Не берись за тяжелую работу без помощников.

Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

Так говорят, когда…

1. Высоко не прыгай, можно больно удариться о землю.

2. Перед прыжком следует хорошенько разбежаться.

3. Не хвастай о деле наперед.

Закончи предложения.

1. Все кошки любят молоко. Мурка – кошка, значит______________________________

2. Все осенние месяцы дождливые. Октябрь осенний месяц, значит_________________

3. Все обезьяны любят бананы. Мартышка - обезьяна, значит______________________

4. Все куклы – игрушки. Ляля – кукла, значит___________________________________

5. У всех автомобилей есть колеса. Самосвал – автомобиль, значит_________________

6. У всех деревьев есть корни. Сосна – дерево, значит____________________________

Посмотри внимательно, животные и их места обитания перепутались. Определи, кто где живет, и соедини животное и его место обитания линиями.

              C:\Users\PSNA\Desktop\Упражнения для корр.занятий\images.jpg               C:\Users\PSNA\Desktop\Упражнения для корр.занятий\Без названия.jpg   C:\Users\PSNA\Desktop\Упражнения для корр.занятий\Без названия.png   C:\Users\PSNA\Desktop\Упражнения для корр.занятий\Без названия (1).jpg

C:\Users\PSNA\Desktop\Упражнения для корр.занятий\Без названия (2).jpg       C:\Users\PSNA\Desktop\Упражнения для корр.занятий\Без названия (3).jpg           C:\Users\PSNA\Desktop\Упражнения для корр.занятий\Без названия (1).png         C:\Users\PSNA\Desktop\Упражнения для корр.занятий\Без названия (4).jpg   C:\Users\PSNA\Desktop\Упражнения для корр.занятий\Без названия (2).png

C:\Users\PSNA\Desktop\Упражнения для корр.занятий\Без названия (5).jpg     C:\Users\PSNA\Desktop\Упражнения для корр.занятий\Без названия (3).png    C:\Users\PSNA\Desktop\Упражнения для корр.занятий\Без названия (6).jpg   C:\Users\PSNA\Desktop\Упражнения для корр.занятий\Без названия (4).png   C:\Users\PSNA\Desktop\Упражнения для корр.занятий\Без названия (7).jpg

Для этого задания тебе понадобятся цветные карандаши. Подготовь красный, желтый, синий, зеленый, голубой, оранжевый, фиолетовый, коричневый, черный.

Выполни задание: в центре квадрата красный круг. Справа от красного круга – желтый треугольник. Над желтым треугольником синий квадрат. Слева от синего квадрата – зеленый овал. Под красным кругом – голубой прямоугольник. Слева от красного круга – оранжевый ромб. В левом верхнем углу – фиолетовый треугольник. В левом нижнем углу – коричневый круг. В правом нижнем углу – черный овал.

Продолжите предложение.

Дети вышли гулять и ________________________________________________________

Мальчик упал и_____________________________________________________________

Птицы поют и _____________________________________________________________

Ветер воет и _______________________________________________________________

Дети рисуют и _____________________________________________________________

Девочка шьет и ____________________________________________________________

Прочитай три слова и найди лишнее с учетом какого-либо признака. Объясни свой выбор.

1. Цыпленок, лимон, василек.                                       4. Вата, гиря, штанга.

Признак__________________                                        Признак______________

2. Конфета, картошка, варенье.                                     5. Телевизор, книга, колесо.

Признак__________________                                        Признак______________

3. Бегемот, муравей, слон.                                             6. Банка, кастрюля, стакан.

Признак__________________                                        Признак______________

Прочитай пару слов, которые связаны между собой. Тебе необходимо понять, как связаны слова, и подобрать слово ко второй паре.

Пример: Задача – решение, вопрос – ответ.

1. Школа – ученик, больница -___________________

2. Часы – время, градусник - ____________________

3. Луг – трава, лес- ____________________________

4. Рабочий – город, крестьянин - ________________

5. Море – вода, небо - _________________________

6. Июль – лето, апрель - _______________________

Перед тобой слова. Измени первую букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово.

Рост - ___________________             Порох - _________________

Сода - __________________               Круг - __________________

Кости - _________________               Мошка - ________________

Корка - _________________               Ножка - ________________

Раскрась все треугольники желтым, а четырехугольники синим.

В табличке зачеркни буквы, которые встречаются два раза. Из оставшихся составь слово означающее цифру.

Н

В

Л

З

Й

К

Г

Д

М

Ж

О

Ж

Л

В

К

Г

М

Й

З

И

Закрой правый столбик со словами.  В течение 20 секунд постарайся запомнить слова в левом столбике. Затем закрой их. В правом столбике найди и обведи только те слова, которые были в левом.

 

Прочитай слова и назови их одним словом.

Кисель, кефир, сок, чай - ______________________________

Клюв, крылья, перья, коготки - _________________________

Серьги, браслет, цепочка, кулон - _______________________

Муравейник, нора, логово, берлога - ____________________

Двойка, тройка, пятерка, единица - _____________________

Глина, шерсть, дерево, пластмасса - ____________________

Перед тобой ряд слов. Подбери противоположные слова к ним.

Рано - __________________        Близко - _______________    Низко -  ______________

Редко - _________________        Медленно -_____________   Радостно - ____________

Темно - ________________         Сел - __________________   Взял - ________________

Нашел - ________________        Забыл - ________________    Купил - ______________

В каждом большом квадратике проведи линию, так чтобы из черного квадрата попасть в кружок и при этом пройти через каждый белый квадратик один раз.

                                                                                                                                                             

Помоги обезьянке добраться до пальмы.        

                                                                                                 C:\Users\PSNA\Desktop\Упражнения для корр.занятий\Без названия (5).jpg

C:\Users\PSNA\Desktop\Упражнения для корр.занятий\Без названия (2).png

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Ь

К

Л

Э

М

Н

А

О

П

Ъ

Р

С

Т

У

Ф

Я

Х

Ц

Ч

Ш

Ю

Щ

Итак, пчела сидит на букве У. Запиши ее. Дальше она полетела так:

Вниз, влево – остановка. Запиши букву __________

Влево, вверх, вверх, вверх – остановка. Запиши букву_________

Вправо, вниз, вниз – остановка. Запиши букву___________

Вправо, вправо, вверх, вверх, вверх – остановка. Запиши букву__________

Вниз, остановка. Запиши букву_____________

Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?___________________

Если предмет сделан из снега, то как он называется, какой он? Снежный. Напиши, как будет называться предмет, сделанный из того, что представлено ниже:

Дорога__________________            Фонарь_______________

Пух____________________              Цветок_______________

Картина________________               Стекло_______________

Лист___________________               Река_________________

Достань из пенала цветные карандаши: красный, синий, зеленый, желтый. Перед тобой нарисован коврик. Разукрась его, но не обычным способом. Ниже есть список слов. Закрась каждый квадратик тем цветом, который соответствует первой букве слова. Например, если есть слово «капуста» - то закрась квадратик красным цветом, «жираф» - желтым цветом и.т.д. Раскрашивать надо начинать с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, потом третий… В результате у тебя получится красивый волшебный коврик.

Забор, карандаш, замок, солнце, желток, слива, зебра, корень, зерно.

Прочитай предложения, в которых перепутались слова. Расставь их на свои места.

1. Дымок, идёт, трубы, из________________________________________________

2. Любит, медвежонок, мёд_______________________________________________

3. Стоят, вазе, цветы, в___________________________________________________

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет___________________________________________

Прочитай внимательно рассказ.

Лекарство.

Заболела мама Тани. Доктор прописал ей лекарство. Видит Таня, что мама пьет лекарство с трудом, и говорит: «Давай, я за тебя выпью!».

А теперь ответьте на вопросы:

1. Для чего врач прописал маме лекарство?

2. Каким оно было на вкус?

3. Легко маме пить невкусное, горькое лекарство?

4. Поможет маме лекарство, если его выпьет девочка?

5. Почему девочка предложила маме выпить за нее лекарство?

6. Как можно назвать такую девочку?

7. Как может девочка помочь больной маме?

Нарисуй по клеточкам узор, ориентируйся на подсказку в виде последовательности стрелок. Стрелки показывают направление движения (одна клеточка вврех (    ), одна клеточка вниз (    ), одна клеточка влево (    ), одна клеточка вправо (     )). Начинай рисовать узор от точки.

Прочитай словосочетания. Придумай новое словосочетание, но так, чтобы смысл от этого не поменялся.

1. Ваза из стекла -  стеклянная ваза___________________

2. Шарф из шерсти - ________________________________

3. Бумажный кораблик - _____________________________

4. Меховая шапка - _________________________________

5. Дом из кирпича - _________________________________

6. Ведро из железа - _________________________________

7. Деревянный стул - ________________________________

Закончите предложения.

1. Если лента шире, чем шнурок, то шнурок – уже ленты______________

2. Если дом выше, чем избушка, то избушка_________________________

3. Если поросенок в кепке чище

 поросенка в берете, то поросёнок в берете____________________________

4. Если брюки длиннее, чем шорты, то шорты_________________________

5. Если шоколадка дороже чем конфета, то конфета____________________

6. Если Буратино веселее, чем Пьеро, то Пьеро________________________

7. Если летом теплее, чем осенью, то осенью__________________________

8. Если брат старше сестры, то сестра________________________________

9. Если книга толще тетради, то тетрадь______________________________

10. Если самолет летит быстрее вертолета, то вертолет_________________

11. Если перо легче, чем кирпич, то кирпич___________________________

12. Если петух больше, чем цыпленок, то цыплёнок____________________

Прочитай словосочетания и подбери противоположные по смыслу.

1. Веселая девочка - _______________________________________

2. Светлый день - _________________________________________

3. Холодная зима - ________________________________________

4. Ранняя весна - __________________________________________

5. Плохое начало - ________________________________________

6. Мелкий ручей - _________________________________________

7. Холодный снег - ________________________________________

В каждом блоке пропущена какая-то цифра. Тебе необходимо понять закономерность, последовательность и в пустые места написать недостающие цифры.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

"Кто ты, какой ты? коррекционно - развивающее интегрированное занятие

Коррекционно - развивающее интегрированное занятие "Кто ты, какой ты?. Форма проведения "Своя игра".Коррекционные цели: способствовать позитивному отношению к себе, принятию себя, ощущению собственног...

Игры и упражнения для коррекционно- развивающей работы

В эом сборнике собраны игры, задания и упражнения направленные на развитие сенсорного внимания, слухового внимания. Целями этих игр являются: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений, на...

"Применение нейропсихологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися с нарушениями письменной речи".

Трудности овладения грамотной письменной речью и другие проблемы в обучении детей с точки зрения нейропсихологии тесно связаны с проблемами современной логопедии. В последнее время в логопедической пр...