статья "социоигровая методика для трудных подростков"
статья по психологии (10 класс)
статья "социоигровая методика для трудных подростков" с практическими упражнениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sotsioigrovaya_metodika.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
Пронина Раиса Васильевна,
канд. пед. наук, учитель,
МБОУ СШ № 10,
г. Чехов, Московская область, Россия
ВЫСТРАИВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ И ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ УЧАЩИМИСЯ
В данной статье раскрывается эффективность использования социоигровой методики в коррекционно-профилактической деятельности с учащимися, имеющими отклонения в развитии и поведении. На примере предложенного занятия педагоги учатся выстраивать сотрудничество с педагогически запущенными и трудновоспитуемыми учащимися.
Ключевые слова: коррекционно-профилактическая деятельность, сотрудничество, социоигровая методика, трудновоспитуемые учащиеся.
Pronina Raisa V.,
kand. PED. Sciences, teacher,
MBOU SCHOOL № 10,
Chekhov, Moscow region, Russia
BUILD COOPERATION WITH EDUCATIONALLY NEGLECTED
AND MALADJUSTED PUPILS
This article reveals the effectiveness of the use of socio-game methods in correctional and preventive activities with students who have deviations in development and behavior. On an example of the offered occupation teachers learn to build cooperation with pedagogically started and difficult-to-educate pupils.
Keywords: corrective and preventive activities, cooperation, sotsioigrovy technique, the maladjusted students.
Педагогическое мастерство начинается с контакта учителя и ученика. Но всегда ли этот контакт возникает? Как свидетельствуют научные исследования и педагогическая практика школы, не всякий учитель может в полной мере применить необходимый и достаточный арсенал коррекционных педагогических воздействий. Не каждому предоставляется возможность достигнуть ощутимых результатов в изменении подростка. Совместная деятельность – сильный фактор в изменении личности и характера поведения подростка. Умение сотрудничать с одноклассниками, оценка своих действий и поступков, самовоспитание дают положительные результаты [2].
На курсах повышения квалификации по коррекционно-профилактической деятельности с учащимися, педагогам предлагается практическое занятие, целью которого является апробация социо-игровой методики для успешного применения ее в своей практике. Педагогу предоставляется возможность честно посмотреть на себя со стороны, проверить и перепроверить себя: как складываются его взаимоотношения с классом и складываются ли они вообще? Он попробует представить: что слышат, видят его ученики, когда он говорит или наблюдает за их поведением.
В начале занятия слушатели курсов распределяются по группам путем так называемого «Нагромождения мелких заданий». При входе в зал, каждый участник выбирает воздушный шарик определенного цвета – красный, зеленый, желтый, белый, синий. По количеству цветов определяются группы. По команде ведущего все члены команды надувают шарики, завязывают их и придумывают название своей команды, которое записывают на доске.
После этого проводится разминка для знакомства участников группы. Например, называя свое имя, участник характеризует себя словом, начинающимся с первой буквы своего имени.
Затем проводятся так называемые «Нехитрые задания». Участники каждой группы переходят по часовой стрелке за соседний стол, не забыв свои шарики. По команде ведущего закрывают глаза и вспоминают, что в прошлое воскресенье было для них самым важным. Те, кто вспомнил, подбирают для этого события ключевое слово, садятся и записывают его на общий листок группы. Когда все участники заканчивают записывать слова, ведущий дает команду оставить командные листы с ключевыми словами на столе и вновь переместиться по часовой стрелке за следующий стол.
Следующее задание для группы - составление из всех слов, записанных соседней командой одного предложения, в которое можно добавлять свои слова и менять окончания. В это время от каждой группы нужно послать посыльного со своими предложениями к той команде, которая составила список слов. Посыльные читают предложения командам – авторам списков. Кто услышит свое слово – хлопает в ладоши и садится.
Очень необычно проходит выполнение творческого задания по работе с текстом или диктант «Один за всех и все за одного». Для этого каждому участнику раздаются листочки для написания диктанта. Ведущий объявляет, что диктант будет очень легким, всего из одного предложения. И диктовать его он будет лишь один раз. Примером такого диктанта может стать любая поговорка, стих, небольшой фрагмент из знакомого всем произведения.
Например, «Была у Фрола, Фролу про Лавра наврала, пойду к Лавру, про Фрола Лавру навру». Если слушатели будут в замешательства, то ведущий напоминает им, что диктант называется «Один за всех и все за одного». Каждый пишет то, что запомнил. Если собрать все слова диктанта вместе, то получится полный текст. После прочтения каждой группой своего текста, ведущий читает еще раз текст. Команды проверяют диктант, но не ошибки, а его правильность. Для трудных подростков это очень важно.
Последнее задание называется «Что происходит с вами «здесь и сейчас»? Каждой группе выдаются листы с одинаковым набором слов или фраз. Набор фраз и слов зависит от возраста участников, темы занятия и др. Например, для слушателей курсов были предложены следующие слова и фразы: изменения в самом себе, всем удобно, залог успеха, ребенок, личность, сотрудничество, учебный процесс, работать сообща, было хорошо. Участники группы обсуждают написанное, выбирают наиболее осмысленные фразы, которые перекликаются с тем, что с ними здесь происходит, записывают одно предложение, которое затем читают вслух. В конце занятия проводится рефлексия - обсуждение данной методики в кругу. Участники делятся впечатлениями о том, что на занятии оказалось «самым-самым». Приведем слова одной из участниц занятия: «Я почувствовала эмоциональное состояние своих учеников: их сомнения, страхи, радости. Я почувствовала их тепло. Я ощутила, что такое свобода. Теперь я все время буду об этом помнить».
Основа социо-игровой методики заложена в словах «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда участникам хочется доверять и друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки» [1].
Список литературы.
1. Букатов В.М. Нескучные уроки. Пособие по социо-игровым технологиям обучения. – Петрозаводск: Издательство «Речь», 2013.
2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Есть ли шанс у "трудного" подростка?!"
Современная вечерная или сменная школа, ее возможности для учащихся, которые оооказались в трудной жизненной ситуации: асоциальная семья, правонарушения и преступления, молодые родители. Могут ли они ...
Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"
Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей....
Социальная адаптация трудных подростков.
Объяснительная запискаДанная работа посвящена и разработана для подростков «группы риска».Мы являемся социальными педагогами в Каширской специальной общеобразовательной школе для детей и подрост...
Трудные подростки: причины и пути коррекции
Материал может быть использован классным руководителем на родительском собрании, психологом, социальным педагогом, заместителем директора по ВР в своей внутренней работе, для выступлений. Дается общая...
ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ
Этот небольшой план поможет составить алгоритм своей деятельности и работы . Можно добавлять к нему более волнующие воаросы,расширять их....
Особенности коррекционно–развивающей работы с "трудными" подростками (методические рекомендации)
В данном материале даны рекомендации, которые помогут организовать корекционно-развивающую работу с подростками, имеющими девиантное поведение....