"Есть ли шанс у "трудного" подростка?!"
план-конспект по теме

Современная вечерная или сменная школа, ее возможности для учащихся, которые оооказались в трудной жизненной ситуации: асоциальная семья, правонарушения и преступления, молодые родители. Могут ли они продолжать обучение и быть значимыми и успешными в современном экономическом обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon est__li_shans_u_trudnogo_podrostka.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 4»

 имени Ф.М. Бобкова г. Перми

ПРОЕКТ:

«Есть ли шанс у «трудного подростка?!»»

                         Автор: Ольга Валентиновна Малкова

социальный педагог

Пермь 2011 г.

Признание ценности молодого поколения усиливается в XX веке, что характеризуется разноплановыми и многообразными подходами в международном исследовании феномена подросткого возраста и детства, который заключается в роли, месте и положении подростков и детей в целом в данном государстве и обществе, состоянии и уровня отношения государства, общества, мира взрослых к молодежи, создания достаточных и справедливых условий для выживания и развития детей, для защиты прав каждого подростка, прежде всего посредством формирования и реализации адекватной социальной политики государства.

Масштабы распространения категорий подростков, нуждающихся в помощи, поставили перед мировым сообществом вопросы, требующие первоочередного решения, прежде всего в области их социальной значимости, как поколения, принимающего эстафету взрослого населения, определяющие будущий генофонд страны и государства, сохраняющие традиции и обычаи своего народа, укрепляющие принципы мирного сосуществования систем разных форм правления, территориального устройства, вероисповеданий и общественных норм и правил общежития.                  

Социальная защита подрастающего поколения в современном мире является одним из важнейших, основополагающих факторов экономического, социального, культурного развития общества, государства, представляет основу его национальной безопасности.                                                                                                                                                

Право подростка на социальную защиту, доступность получения социальной помощи стали одним  из естественных прав и свобод личности, и в таком качестве зафиксированы в конституциях большинства цивилизованных стран.

Особую актуальность институт социальной защиты детства имеет  в России. В сложившихся условиях реформирования всей общественной жизни Российского общества, роста насилия, преступности, усугубляется положение молодежи. Сегодня подросток остается один на один со своими нерешенными проблемами, эмоциями, успехами и неуспехами. Нищета, социальная незащищенность, безответственность и моральный инфантилизм, страх перед будущим так характерный для многих российских граждан обуславливают кризисное положение современной молодежи.

Российские дети растут в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям, продолжающегося экономического кризиса, быстрого расслоения населения на бедных и богатых.

Наблюдается снижение качества образования, наблюдается ухудшение программно-методического и материально-технического оснащения учебных заведений, фиксируется отставание требований к грамотности как к одному из показателей социально- культурного развития населения от уровня характерного для наиболее развитых стран.

         Еще больше усугубляется  незнание родителями правовых основ регулирования социальной защиты детей. Знания в области защиты детства является необходимым инструментарием эффективной защиты подростка.

С 1994 года в Мотовилихинском районе г.Перми ведется работа по выполнению программы «Подросток Мотовилихи», утвержденная Администрацией Мотовилихинского района 16 декабря 1993 года, которая теперь выступает подпрограммой «углубленного этапа» МОУ «ОСОШ № 4».

В данной программе я работаю более 10-ти лет социальным педагогом, помогая несовершеннолетним подросткам найти свое место, свою нишу в сложном обществе взрослых, оказать им педагогическую поддержку, помощь, помочь в их не по-детски трудной жизни. Именно в этой работе я хочу обобщить и осветить мой ежедневный труд.

Совет территориально-общественного самоуправления «Заива» выявляет и направляет неработающих и не обучающихся подростков в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), которая в свою очередь выдает направление на обучение в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытую (сменную) общеобразовательную школу № 4» г. Перми имени Бобкова Феликса Макаровича.                                                                                

Ежегодно на базе данного образовательного учреждения организуются профильные группы начальной профессиональной и допрофессиональной подготовки. Также подростки направляются и ОДН УВД (Отдел дел несовершеннолетних Управления внутренних дел) Мотовилихинского района.

В 1994-95 учебном году обучалось 48 человек, с 1995-го года, ежегодно, более 200  подростков задействуются в данной программе. В 2010-2011 учебном году к занятиям приступили 102 человек.

Контингент углубленного этапа представляют дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие проблемы образования в дневной школе, дети из асоциальных семьей, несовершеннолетние подростки, совершившие правонарушения и преступления, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети группы «риска», состоящие на учете КДН и ОДН района, имеющие условную судимость, вернувшиеся из мест лишения свободы, дети- инвалиды, молодые мамы и несовершеннолетние родители.

Часто это подростки с накопившимся багажом отрицательного отношения к деятельности (особенно учебной), другим людям, самим себе. Это так называемые «трудные», «неудобные» дети, с ярлыками и комплексами, которые не смогли справиться с возникшими проблемами, у которых отсутствует осознание будущего, нет определенности в жизни, а, следовательно, успешности в современных условиях.

         Программа реализуется в сложных экономических условиях нестабильности: изменение ситуации на рынке труда,  в жестокой конкуренции предложения рабочей силы, в высоком спросе на квалифицированных специалистов,  в явлениях инфляции и безработицы, разделения общества по материальному достатку.                                                                                                                                                                                                       Условия социально-психологического уровня в обществе также сложны и проблематичны: рост преступности, алкоголизм, наркомания и токсикомания, ранняя половая жизнь,  беременность и деторождение у несовершеннолетних девушек. Все эти моменты отслеживаются программой, которая осуществляется по нескольким направлениям:

  1. адаптация и профориентация;
  2. общее образование;
  3. обучение профессии;
  4. производительный труд:
  5. организация досуга;
  6. профилактика правонарушений и преступлений;
  7. трудоустройство.                    

Основное направление деятельности программы  – получение общего образования,  допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки и трудоустройство не обучающихся и неработающих подростков от 14 до 18 лет, осуществление координационной работы по профилактике правонарушений и преступлений, безнадзорности и социально обусловленным заболеваниям среди несовершеннолетних различными ведомствами, организациями и учреждениями:

При этом имея  в поддержке представителей - в спонсорах:

       - Администрация Мотовилихинского района г.Перми;

       -МОУ «ОСОШ № 4» и образовательные учреждения Мотовилихинского района       г.Перми;

-КДН и ЗП (Комиссия по делам несовершеннолетних и защиты их прав) Мотовилихинского района г.Перми;

-ОДН (Отдел дел несовершеннолетних) Мотовилихинского УВД (Управление внутренних дел);

-Мотовилихинское отделение ССР  (социальная служба реабилитации );

-Спортивно-оздоровительный центр, ЦТД (Центр творчества детей) «Шанс», учреждения дополнительного образования детей;

-Центр социальной защиты населения;

-Пенсионный фонд Мотовилихинского района;

-Центр медико-социально-психологической помощи подросткам;

        -Центр занятости населения района.

        -Фонд гуманитарных инициатив «Добрая сила» во главе с председателем К.Н.Окуневым;

       -СТОС (Совет территориально-общественного самоуправления) «Заива»

                                                   Программа углубленного этапа  МОУ «ОСОШ № 4» , социальным педагогом, которой я являюсь, совершенствует  и внедряет более эффективные методы и способы адаптации и социализации подростков, чей жизненный опыт на протяжении длительного времени был отрицательным и негативным. Именно данный тип учебного заведения дает шанс такому подростку реабилитироваться в современном обществе и быть успешным в будущем.

             Социально-педагогический паспорт программы

                               на 2010-2011 учебный год

Количество учащихся 102 человек

                         из них

юношей-  73 человека

девушек- 29 человек

 количество детей находящихся в СОП

(социально опасном положении) – 31;

  1. детей группы риска  -7;
  2. дети, систематически пропускающие занятия – 7;
  3. учащиеся, сопричастные к употреблению ПАВ

(психоактивных веществ) и/или  - 4

совершению преступлений – 19;

  1. второгодники – 45;

- опекаемые –7

                              малоимущие – 4

                              многодетные – 8

                             вернувшиеся из ВК (воспитательной колонии) – 4

                             задержанные в алкогольном опьянении – 11

                             подано дел в КДН- 42

                              дети с ослабленным здоровьем – 13

                             молодые мамы (до 18 лет) – 5

                             дети из коррекционных школ –5

                             дети из детдома- 6

                              неполные семьи – 34

                             родитель-одиночка – 12

                             имеющие перерыв в обучении более 3 лет- 24

                             имеющие трудности в обучении- 29

Цель программы.

«Создать в районе Центр образования неработающих и не обучающихся подростков, их социализация и адаптация к жизненным условиям современного общества».

Задачи программы.

  1. создание единого центра обучения неработающих и не обучающихся подростков на базе МОУ «ОСОШ №  4», в котором, «трудный » подросток может получить общее образование и профессиональные навыки;
  2. заключение договоров о сотрудничестве с учреждениями и организациями района, деятельность которых будет направлена на решение задач программы ;
  3. организация досуга и занятость подростка, содействие его духовному и физическому развитию;
  4. обеспечение психологической, медицинской и социальной помощью и поддержкой дезадаптированным подростков;
  5. оказание своевременной и посильной помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  6. временная занятость и постоянное трудоустройство подростков.

Мероприятия и механизмы.

                                                                 Для обеспечения реализации программы  предлагается выполнение следующих направлений:

  1. общее образование;
  2. профессиональное обучение;
  3. производственная практика;
  4. воспитательная работа.

                                                                Наполняемость группы 8-12 человек. Прием учащихся в группы в течение года.

Общее образование.

                                                              Общее образование осуществляется на базе МОУ «ОСОШ № 4», предоставляется учащимся с любым образовательным уровнем получить общее и полное образование.

          Так в 2010-2011 учебном году открыты классы:

          1-4 класс – «ликбез» (укоренное образование по программе 1-4 класс за год)

          5-10- классы

Также учащимся предоставляться возможность получения дополнительных образовательных услуг по развитию кругозора и культурного уровня учащихся в работе кружков и клубов по интересам:

  1. курсы общего развития;
  2. правоведение;
  3. основы выбора профессии;
  4. основы экономических знаний;
  5. ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности).

Профессиональное обучение.

      Организация профессионального обучения ведется по следующим специальностям:

  1. повар;
  2. строитель;
  3. автослесарь
  4. столяр
  5. младшая медицинская сестра;
  6. швея;
  7. электрик по ремонту бытовой техники;
  8. парикмахер-визажист.

В блок профессионального обучения введены элективные курсы:

  1. имидж современной женщины;
  2. бисероплетение и вышивка;

            - вязание спицами и крючком.

Наряду с эффективными и деятельными наработками в прошлом,  в 2010-2011 учебном году, с 1 сентября, в программу введены новые, пробные, элективные курсы по профилям:

                                 - «Мир медицины»; (Младшая медицинская сестра)

                                 - «Школа компьютерной грамотности»; (Персональный компьютер)

                                 - «Основы графического дизайна» (Художник-оформитель)

                                 - «Бизнескласс»

                                 - «Мастерская  красоты» (Парикмахер-визажист)

                                 -« Поварское дело» (Повар)

                                 - «Модный стиль» (Швеи)

В апробировании данных курсов участвуют учащиеся МОУ «ОСОШ № 4», при этом предусматривается цикличность преподавания профилей.

Таким образом, сформированные группы учащихся получать преставление о семи профессиях в течение одного года,  что поможет им определить область будущей деятельности, самоопределиться профессионально, выбрать следующий тип учебного заведения, распределить свои силы, направить свои интересы в нужном направлении, обеспечить себе успешность и комфортность во взрослой жизни.

Планируется открыть профиль «Гончарное дело».

Для обеспечения деятельности данного блока заключены договоры о сотрудничестве с учреждениями, организациями и учебными заведениями (МОУ СОШ № 30,51, 57, 58, 112, 116 ЦДТ «Шанс», ССР, Центр медико-социально-психологической поддержки подростка).

Производственная практика и трудоустройство.

        Производственная практика предусматривает привитие навыков профессионального мастерства и самоопределения, которые будут подтверждаться сдачей квалификационного экзамена с выдачей свидетельства установленного образца  

В ходе производственной практики  оказывается посильная помощь социальным группам населения (многодетные, пенсионеры, инвалиды, малоимущие):

- профиль «Швея» - отшив изделий из материала заказчика;

- профиль «Младшая медицинская сестра»- уход за больными в ГКБ № 4;

-профиль «Строитель» - ремонт жилых помещений ветеранам Вов и пенсионерам, ранее работавшим в ОСОШ № 4;        

- профиль «Повара»- обслуживание летних лагерей и лагерей труда и отдыха;

- профиль «Автослесарь»- безвозмездная помощь в ремонте машин предприятий города (гараж ГБДД по адресу: Уральская, 88а,);

-профиль «Парикмахер» - услуги социальным группам населения района;

-профиль «Плотник»- волонтерский труд по благоустройству района.

Осуществляется на производственной базе учебных заведений района (по заявке), «ОСОШ № 4», СОШ № 51,  салонах и парикмахерских, автопредприятиях и автосервисах, столовых школ,  детских садов, училищ, летних лагерей, лагерей труда и отдыха, домоуправлениях и «Жилсервисах», горбольница № 4, 6.

В рамках данной структуры учащиеся имеют возможность опробовать полученные профессиональные навыки в условиях реальной экономической деятельности, убедится в значимости полученных знаний и умений.

Воспитательная работа.

                                                               В разделе воспитательной работы программой предусматривается направления, которые помогут подростку развить свой духовный мир, укрепить здоровье, уберечь себя от вредных привычек.

                                                              В МОУ «ОСОШ № 4» организованы службы, где учащийся может получить консультации и поддержку, решить проблему, получить ответ на волнующий вопрос:

- СПС (социально-психологическая служба) (оказание социально-психологической помощи, тренинги по формированию навыков выхода из конфликтных ситуаций);

-Психолого-педагогический консилиум (выявление проблемных вопросов, связанных с обучением, дисциплиной, посещаемостью);

-Совет профилактики (предупреждение нарушений правил внутреннего распорядка учебного заведения и пути решения данных проблем );

-ШСП (школьная служба примирения) (разрешение проблемных и конфликтных вопросов, связанных с семьей, коллективом учеников, педагогами и т.д.);

-«Школьный» инспектор ОДН УВД Мотовилихинского района (просветительская работа по вопросам права, профилактика правонарушений и преступлений);

Куратор семьи (сопровождение семей, патронаж по месту обучения, контроль за семейной ситуацией);

-Врачи: нарколог, психотерапевт, невролог (консультации,  обследование, направление на лечение, определение формы обучения).

          Адаптирование подростков  осуществляется через воспитательную систему школы, приоритетными направлениями которой являются:

  1. -художественно-эстетическое (праздники, посвященные знаменательным датам, районные и школьные акции, КВН, брейн-ринг, аукционы знаний, презентации: «Посвящение в учащиеся «ОСОШ № 4»», «День святого Валентина», «Татьянин день», посещение кино и театров, планетария, выставок,  цирка);
  2. -интеллектуальное развитие (лектории, экскурсии в выставочный центр, автопредприятия, анатомический музей, фармакадемию, «Уралсвязьинформ», пожарную часть № 3);
  3. -гражданско-патриотическое и нравственное развитие личности (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла; посещение  Диорамы, музея Мотовилихинского завода, музея имени Славянова, участие в демонстрациях -1 мая, днях памяти героев- 9 мая);
  4. -формирование здорового образа жизни (лекции врачей наркологического диспансера, женской консультации, венеролога, дни здоровья, секции волейбола, баскетбола, пионербола, футбола, тенниса, лагерь труда и отдыха; презентации: «СПИД- чума века», «Экономика против вредной причины», Алкоголизм-болезнь или?, медицинские осмотры);
  5. -развитие общественного самоуправления (педагогический совет, ученический совет, актив группы, временный совет коллективных творческих дел)


                                                     Таким образом,


 за одиннадцать лет существования  программы


 было обучено более 3000 тысяч учащихся,


выдано свидетельств учащимся, успешно освоивших профильный курс и сдавших квалификационный экзамен – 44 %,


из них трудоустроено – 17% ,


продолжили обучение по профессии с целью повышения квалификации -–37 %.


        По данным ОДН УВД района снизился рост правонарушений и преступлений среди подростков МОУ «ОСОШ № 4» на 3%.                                              


2428 «трудных» подростков нашли свое место в жизни!!!


                       



И помогла им в этом программа


МОУ «ОСОШ № 4».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест- презентация:"Последний шанс" системы: "перестройка" в СССР. 9-11 классы.

Тест - презентацию по теме: " Последний шанс" системы: " перестройка" в СССР для 9-го кл. удобно использовать для закрепления материала по этой теме. Задания разного уровня сложности....

Деятельность социальных педагогов подросткового клуба "Шанс"

Презентация деятельности социальных педагогов подросткового клуба "Шанс"...

Урок внеклассного чтения в 10 классе по литературе по рассказу В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть"

Урок по внеклассному чтению в 10 классе по творчеству и произведениям современных писателей является важной составляющей в подготовке к сочинению для сдачи ЕГЭ по предмету. Наиболее опитимальным и инт...

«Две правды в рассказе В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть"».

Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе...

Методическая разработка урока- дискуссии "Два правды в рассказе В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть".

Урок знакомит учащихся с творчеством В.Токаревой, способствует формированию умения выражать свои мысли ....

Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)

Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....