Программа психологической помощи подростку по гармонизации «Я-образа»
методическая разработка по психологии (5, 6, 7 класс)
Цель: способствовать формированию различных сторон «Я-образа» подростка –
мотивации учебной деятельности;
навыков межличностного общения: позитивного и конструктивного отношения к собственной личности, позитивного общения, самооценки и понимания других, управления собственными эмоциями и эмоциональным состоянием, продуктивного взаимодействия, самостоятельного принятия решений, решения проблемных ситуаций;
уверенности в себе;
навыков самопознания: самоанализа, самопонимания и самокритики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologicheskoy_pomoshchi_podrostku.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа психологической помощи подростку
по гармонизации «Я-образа»
Цель: способствовать формированию различных сторон «Я-образа» подростка – мотивации учебной деятельности;
навыков межличностного общения: позитивного и конструктивного отношения к собственной личности, позитивного общения, самооценки и понимания других, управления собственными эмоциями и эмоциональным состоянием, продуктивного взаимодействия, самостоятельного принятия решений, решения проблемных ситуаций;
уверенности в себе;
навыков самопознания: самоанализа, самопонимания и самокритики.
Задачи: предоставить возможности подростку изучать свой внутренний мир; развивать адекватную самооценку; развивать эмоциональный интеллект; формировать собственные ценности.
Содержание программы
Программа представлена следующими модулями:
- Модуль по формированию интереса к себе
- Модуль по коррекции «Я-образа»
Методы деятельности:
- методы арт терапии: рисование, «Объяснение с помощью истории», создание маски, набор фотографий с пейзажами;
- режиссёрская игра (моделирование ситуаций и возможных взаимоотношений персонажей в них);
- упражнения, направленные на развитие саморегуляции.
Методические приемы: свободное и тематическое рисование; упражнения творческого характера, приемы работы с притчей; анализ образцов поведения героев; музыка (классическая, инструментальная, звуки природы); рефлексия занятия.
Месяц | Дата | Часы | Название темы | Содержание занятий |
| ||||
Сентябрь | 4 | Мониторинг становления «Я-образа» | Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёв Методика определения уровня личностной тревожности (Ч.Спилбергер) Тест на тревогу и депрессию (HADS) Тест «Склонности к агрессии» Методика Социометрия | |
Октябрь | 1 | Проведение консультаций с родителями | Беседа: «Особенности становления «Я-образа» ребенка» Методика «Дорога на заброшенный хутор, или Дом, который мы строим внутри себя» Совместное обсуждение рекомендаций по гармонизации психологического здоровья подростка | |
3 | Образ, который похож на тебя | 1 занятие. Беседа по образу: «Представь образ, который похож на тебя (Упражнение «Я – дерево, животное, птица») (кто он такой, что ему нравится, что он любит; чем он похож на тебя, как он живет, чем занимается)» 2 занятие. Создание маски, похожей на свой образ. 3 занятие. Словесный автопортрет «Кто Я? Каким я себя представляю?» Рисунок образа | ||
Ноябрь | 1 | Мечта, к которой я стремлюсь | Беседа на тему «Мечта, к которой я стремлюсь» Вопросы: «Боролся ли ты когда-нибудь со своим страхом или капризами? Что мешает твоему движению вперед?» Продолжи предложения: Я злюсь, когда Я горюю, когда Я радуюсь, когда Я обижаюсь, когда Я испытываю страх, когда | |
1 | Какого человека можно назвать «зрелым»? | Беседа «Какого человека можно назвать «зрелым»? Чем он обладает? Как оценивает события своей жизни? Вопросы: «Ощущаете ли ты согласованность в работе мвоих чувств, мыслей, желаний, возможностей? Рассказ как проходит твой день? (что хорошего было сегодня, что плохого было сегодня)» Рисунок «Мое настроение» | ||
1 | Какие мысли помогают в жизни? Какие чувства и желания мешают в жизни? | Беседа: «Какие мысли помогают в жизни?», «Есть ли в твоей жизни нечто, что в последнее время «мешает жить» (некие мысли, чувства, нереализованные стремления, обременяющие отношения и пр.?» Упражнение. Назови 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «Чувствую-себя-хорошо». | ||
1 | Какого человека можно назвать «ответственным»? | Беседа «Какого человека можно назвать «ответственным»? Чем он обладает? Как оценивает события своей жизни? Продолжи предложения: «Я ответственен за…» За что я могу и готов принять на себя ответственность. «Я ответственен перед…» Перед кем и перед чем я готов быть ответственным. «Я не обязан нести ответственность за…» За какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя. «Ответственный человек – это…» Какие качества личности соответствуют такому определению. | ||
| ||||
Декабрь | 1 | Путешествие на другую планету | Набор фотографий с пейзажами Примерные вопросы для беседы:
| |
1 | Путешествие в горы | Набор фотографий с пейзажами Примерные вопросы для беседы:
| ||
1 | Путешествие к водопадам | Набор фотографий с пейзажами Примерные вопросы для беседы:
| ||
1 | Путешествие в облака | Набор фотографий с пейзажами Примерные вопросы для беседы:
| ||
Январь | 1 | Путешествие в океан | Набор фотографий с пейзажами Примерные вопросы для беседы:
| |
1 | Путешествие по лесу | Набор фотографий с пейзажами Примерные вопросы для беседы:
| ||
1 | Путешествие водному миру | Набор фотографий с пейзажами Примерные вопросы для беседы:
| ||
Февраль | 1 | Закат | Набор фотографий с пейзажами Примерные вопросы для беседы:
| |
1 | Ночь | Набор фотографий с пейзажами Примерные вопросы для беседы:
| ||
1 | Рассвет | Набор фотографий с пейзажами Примерные вопросы для беседы:
| ||
Март | 2 | Мой внутренний мир | Беседа «Волшебная страна внутри нас» Рисунок «Мой внутренний мир» Рассказ об устройстве внутреннего мира Рисунок «Король моей внутренней страны» Примерные вопросы для беседы: Тебе нравится твой мир? Что именно тебе в нем нравится? Хотелось бы что-нибудь изменить или добавить в этом мире? | |
2 | Я создаю свой новый образ | Беседа: «Представь себя создателем своего образа» (кто он такой, что ему нравится, что он любит; чем он похож на тебя, как он живет, чем занимается) Упражнение «Создание маски, похожей на свой образ». Упражнение: «Словесный автопортрет «Кто Я? Каким я себя представляю?» Рисунок образа | ||
Апрель | 1 | Что дает внутренняя работа над собой? | История по притче «Успех черепахи» Вопросы: «Что помешало зайцу достигнуть успеха? Что помогло черепахе победить в этом состязании? Как ты понимаешь выражение «превзойти свои возможности»?» | |
1 | Жизненная победа | История по притче «Ученик и дерево» Вопросы: «Что стало успехом для юноши? Какие победы бывают в жизни человека?» Закончи пять раз две фразы: Чтобы побеждать, нужно…. Чтобы победить свои слабости, капризы и лень, нужно… | ||
1 | Точка гармонизации» всех внутренних и внешних процессов | История по притче «Урок бабочки» Вопросы: «Какой урок преподнесла нам бабочка? В чём проявляется личность? Как стать сильной личностью?» | ||
1 | От чего зависит жизненный успех и самочувствие человека? | Беседа: «Какой мир вокруг себя создает человек в хорошем настроении, в плохом настроении?» Рисунок «Мир в хорошем настроении» | ||
Май | 4 | Мониторинг становления «Я-образа» | Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёв Методика определения уровня личностной тревожности (Ч.Спилбергер) Тест на тревогу и депрессию (HADS) Тест «Склонности к агрессии» Методика Социометрия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...
Рабочая программа психологической помощи детям с трудностями в поведении в условиях детского дома
Цель данной программы-содействие социально-психологической адаптации детей-сирот с трудностями в поведении,профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в условиях детского д...
Программа психологической помощи трудным подросткам,воспитывающимся в условиях детского дома.
Данная программа напрвлена на преодоление трудностей в поведении,общении подростков с отклонениями в поведении с целью благополучной социальной адаптации....
Комплексно-целевая программа психологической помощи и поддержки обучающихся при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ
Целью программы является психологическая поддержка и подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ/ЕГЭ, а также подготовительная работа с педагогами и родителями....
Психологическая помощь подростку в кризисной ситуации
Результаты дополнительного самообразования отражаются в реализации дополнительных программ...
Психологическая помощь подросткам и их родителям в период сдачи ЕГЭ.
Рекомендации родителяи . "Как помочь детям в преиод подготовки к ЕГЭ!...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ
laquo;Трудный», «переходный», «критический» - так зачастую называют подростковый возраст, период в жизни человека, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь ...