Программа психологической помощи подростку по гармонизации «Я-образа»
методическая разработка по психологии (5, 6, 7 класс)

Двирная Ольга Владимировна

Цель: способствовать формированию различных сторон «Я-образа» подростка –

мотивации учебной деятельности;

навыков межличностного общения: позитивного и конструктивного отношения к собственной личности, позитивного общения, самооценки и понимания других, управления собственными эмоциями и эмоциональным состоянием, продуктивного взаимодействия, самостоятельного принятия решений, решения проблемных ситуаций;

уверенности в себе;

навыков самопознания: самоанализа, самопонимания и самокритики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psihologicheskoy_pomoshchi_podrostku.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Программа психологической помощи подростку

по гармонизации «Я-образа»

Цель: способствовать формированию различных сторон «Я-образа» подростка – мотивации учебной деятельности;

навыков межличностного общения: позитивного и конструктивного отношения к собственной личности, позитивного общения, самооценки и понимания других, управления собственными эмоциями и эмоциональным состоянием, продуктивного взаимодействия, самостоятельного принятия решений, решения проблемных ситуаций;

уверенности в себе;

навыков самопознания: самоанализа, самопонимания и самокритики.

      Задачи: предоставить возможности подростку изучать свой внутренний мир; развивать адекватную самооценку; развивать эмоциональный интеллект; формировать собственные ценности.

Содержание программы

Программа представлена следующими модулями:

  • Модуль по формированию интереса к себе
  • Модуль по коррекции «Я-образа»

Методы деятельности: 

- методы арт терапии: рисование, «Объяснение с помощью истории», создание маски, набор фотографий с пейзажами;

- режиссёрская игра (моделирование ситуаций и возможных взаимоотношений персонажей в них);

-  упражнения, направленные на развитие саморегуляции.

Методические приемы: свободное и тематическое рисование; упражнения творческого характера, приемы работы с притчей; анализ образцов поведения героев; музыка (классическая, инструментальная, звуки природы); рефлексия занятия.

Месяц

Дата

Часы

Название темы

Содержание занятий

  • Модуль по формированию интереса к себе

Сентябрь

     4

Мониторинг становления «Я-образа»

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёв

Методика определения уровня личностной тревожности (Ч.Спилбергер)

Тест на тревогу и депрессию (HADS)

Тест «Склонности к агрессии»

Методика Социометрия

Октябрь

     1

Проведение консультаций с родителями

Беседа: «Особенности становления «Я-образа» ребенка»

Методика «Дорога на заброшенный хутор, или Дом, который мы строим внутри себя»

Совместное обсуждение рекомендаций по гармонизации психологического здоровья подростка

     3

Образ, который похож на тебя

1 занятие. Беседа по образу: «Представь образ, который похож на тебя (Упражнение «Я – дерево, животное, птица») (кто он такой, что ему нравится, что он любит; чем он похож на тебя, как он живет, чем занимается)»

2 занятие. Создание маски, похожей на свой образ.

3 занятие. Словесный автопортрет

 «Кто Я? Каким я себя представляю?» Рисунок образа

Ноябрь

1

Мечта, к которой я стремлюсь

Беседа на тему «Мечта, к которой я стремлюсь»

Вопросы: «Боролся ли ты когда-нибудь со своим страхом или капризами? Что мешает твоему движению вперед?»

Продолжи предложения:

Я злюсь, когда

Я горюю, когда

Я радуюсь, когда

Я обижаюсь, когда

Я испытываю страх, когда 

1

Какого человека можно назвать «зрелым»?

Беседа «Какого человека можно назвать «зрелым»? Чем он обладает? Как оценивает события своей жизни?

Вопросы: «Ощущаете ли ты согласованность в работе мвоих чувств, мыслей, желаний, возможностей? Рассказ как проходит твой день? (что хорошего было сегодня, что плохого было сегодня)»

Рисунок «Мое настроение»

1

Какие мысли помогают в жизни?

Какие чувства и желания мешают в жизни?

Беседа: «Какие мысли помогают в жизни?», «Есть ли в твоей жизни нечто, что в последнее время «мешает жить» (некие мысли, чувства, нереализованные стремления, обременяющие отношения и пр.?»

Упражнение. Назови 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «Чувствую-себя-хорошо».

1

Какого человека можно назвать «ответственным»?

Беседа «Какого человека можно назвать «ответственным»? Чем он обладает? Как оценивает события своей жизни?

Продолжи предложения:

«Я ответственен за…»

За что я могу и готов принять на себя ответственность.

«Я ответственен перед…»

Перед кем и перед чем я готов быть ответственным.

«Я не обязан нести ответственность за…»

За какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя.

«Ответственный человек – это…»

Какие качества личности соответствуют такому определению.

  • Модуль по коррекции «Я-образа»

Декабрь

1

Путешествие на другую планету

Набор фотографий с пейзажами

Примерные вопросы для беседы:

  1. Как называется эта планета?
  2. Какие чувства вызвало путешествие?
  3. В каком месте на планете ты хотел бы остановиться на время пожить? (Подросток выбирает фотографию, которая больше всего понравилась, привлекла внимание.)
  4. Расскажи про свое место жительства? Как ты будешь там жить, чем заниматься? Кто с тобой будет рядом? Каким ты там будешь?

1

Путешествие в горы

Набор фотографий с пейзажами

Примерные вопросы для беседы:

  1. Какие чувства вызвала прогулка?
  2. Какое место понравилось больше всего? Где хотелось бы задержаться? Почему? (Подросток выбирает фотографию, которая больше всего понравилась, привлекла внимание.)

1

Путешествие к водопадам

Набор фотографий с пейзажами

Примерные вопросы для беседы:

  1. Какие чувства вызвала прогулка?
  2. Какое место понравилось больше всего? Где хотелось бы задержаться? Почему? (Подросток выбирает фотографию, которая больше всего понравилась, привлекла внимание.)

1

Путешествие в облака

Набор фотографий с пейзажами

Примерные вопросы для беседы:

  1. Какие чувства вызвала прогулка?
  2. Хотелось бы задержаться в этих местах? Почему? (Подросток выбирает фотографию, которая больше всего понравилась, привлекла внимание.)

Январь

1

Путешествие в океан

Набор фотографий с пейзажами

Примерные вопросы для беседы:

  1. Какие чувства вызвала прогулка?
  2. Хотелось бы задержаться в этих местах? Почему? (Подросток выбирает фотографию, которая больше всего понравилась, привлекла внимание.)

1

Путешествие по лесу

Набор фотографий с пейзажами

Примерные вопросы для беседы:

  1. Какие чувства вызвала прогулка?
  2. Какое место понравилось больше всего? Где хотелось бы задержаться? Почему? (Подросток выбирает фотографию, которая больше всего понравилась, привлекла внимание.)

1

Путешествие водному миру

Набор фотографий с пейзажами

Примерные вопросы для беседы:

  1. Какие чувства вызвала прогулка?
  2. Какое место понравилось больше всего? Где хотелось бы задержаться? Почему? (Подросток выбирает фотографию, которая больше всего понравилась, привлекла внимание.)

Февраль

1

Закат

Набор фотографий с пейзажами

Примерные вопросы для беседы:

  1. Какие чувства вызвало наблюдение?
  2. Хотелось бы задержаться в этом времени суток? Почему? (Подросток выбирает фотографию, которая больше всего понравилась, привлекла внимание.)

1

Ночь

Набор фотографий с пейзажами

Примерные вопросы для беседы:

  1. Какие чувства вызвала прогулка?
  2. Какое место понравилось больше всего? Где хотелось бы задержаться? Почему? (Подросток выбирает фотографию, которая больше всего понравилась, привлекла внимание.)

1

Рассвет

Набор фотографий с пейзажами

Примерные вопросы для беседы:

  1. Какие чувства вызвала прогулка?
  2. Хотелось бы задержаться в этом времени суток? Почему? (Подросток выбирает фотографию, которая больше всего понравилась, привлекла внимание.)

Март

2

Мой внутренний мир

Беседа «Волшебная страна внутри нас»

Рисунок «Мой внутренний мир»

Рассказ об устройстве внутреннего мира

Рисунок «Король моей внутренней страны»

Примерные вопросы для беседы:

Тебе нравится твой мир? Что именно тебе в нем нравится? Хотелось бы что-нибудь изменить или добавить в этом мире?

     2

Я создаю свой новый образ

Беседа: «Представь себя создателем своего образа» (кто он такой, что ему нравится, что он любит; чем он похож на тебя, как он живет, чем занимается)

Упражнение «Создание маски, похожей на свой образ».

Упражнение: «Словесный автопортрет

 «Кто Я? Каким я себя представляю?» Рисунок образа

Апрель  

1

Что дает внутренняя работа над собой?

История по притче «Успех черепахи»

Вопросы: «Что помешало зайцу достигнуть успеха? Что помогло черепахе победить в этом состязании? Как ты понимаешь выражение «превзойти свои возможности»?»

1

Жизненная победа

История по притче «Ученик и дерево»

Вопросы: «Что стало успехом для юноши?

Какие победы бывают в жизни человека?» Закончи пять раз две фразы:

Чтобы побеждать, нужно….

Чтобы победить свои слабости, капризы и лень, нужно…

1

Точка гармонизации» всех внутренних и внешних процессов

История по притче «Урок бабочки»

Вопросы: «Какой урок преподнесла нам бабочка? В чём проявляется личность? Как стать сильной личностью?»

1

От чего зависит жизненный успех и самочувствие человека?

Беседа: «Какой мир вокруг себя создает человек в хорошем настроении, в плохом настроении?»

Рисунок «Мир в хорошем настроении»

Май

     4

Мониторинг становления «Я-образа»

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёв

Методика определения уровня личностной тревожности (Ч.Спилбергер)

Тест на тревогу и депрессию (HADS)

Тест «Склонности к агрессии»

Методика Социометрия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Рабочая программа психологической помощи детям с трудностями в поведении в условиях детского дома

Цель данной программы-содействие  социально-психологической адаптации детей-сирот с трудностями в поведении,профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в условиях детского д...

Программа психологической помощи трудным подросткам,воспитывающимся в условиях детского дома.

Данная программа напрвлена на преодоление трудностей в поведении,общении подростков с отклонениями в поведении с целью благополучной социальной адаптации....

Комплексно-целевая программа психологической помощи и поддержки обучающихся при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ

Целью программы является психологическая поддержка  и подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ/ЕГЭ, а также подготовительная работа с педагогами и родителями....

Психологическая помощь подростку в кризисной ситуации

Результаты дополнительного самообразования отражаются в реализации дополнительных программ...

Психологическая помощь подросткам и их родителям в период сдачи ЕГЭ.

Рекомендации родителяи . "Как помочь детям в преиод подготовки к ЕГЭ!...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ

laquo;Трудный», «переходный», «критический» - так зачастую называют подростковый возраст, период в жизни человека, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь ...