ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ
тест по психологии

Кондрахин Константин Николаевич

«Трудный», «переходный», «критический» - так зачастую называют подростковый возраст, период в жизни человека, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь ещё не началась. Именно это время – переход от детства к взрослости – один из самых важных моментов на пути развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ В МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ  ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №4

К.Н. Кондрахин, А.Г. Холодок

МУЗ ДГКБ 4 Детская поликлиника, ГБОУ ВПО «Амурская государственная медицинская академия»

г. Благовещенск

«Трудный», «переходный», «критический» - так зачастую называют подростковый возраст, период в жизни человека, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь ещё не началась. Именно это время – переход от детства к взрослости – один из самых важных моментов на пути развития личности.

Специалисты по-разному указывают рубежи подросткового периода. Кто-то ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, по мнению других авторов, этот период охватывает возраст с 12 до 17 лет. Но наиболее целесообразно использовать периодизацию Д.Б. Эльконина, который делает акцент не на физическом развитии организма (пубертатный период), а на появлении  психологических новообразований, обуславливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Эти границы, считает учёный, между 10-11 и 15-16 годами.

Важнейший факт физического развития в подростковом возрасте - половое созревание. И хотя это не единственный источник психологических особенностей этого возраста, но, тем не менее, нельзя отрицать, что он вносит много нового в жизнь подростка. Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребёнка, причём у мальчиков  в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек  «скачок роста» обычно начинается и заканчивается на два года раньше. В связи с быстрым физическим развитием возникают трудности функционирования сердца, лёгких, кровоснабжения головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

Наиболее часто родители сталкиваются с непонятными им, хотя и хорошо известными в психологии сюрпризами в периоды возрастных кризисов. На первом месте по числу обращений стоит подростковый кризис. Особенно много проблем возникает в тех случаях, когда он начинается раньше или позже обычного срока. Как в том, так и в другом случае он оказывается неожиданным. При «досрочном» начале родители не успевают к нему подготовиться, при «запоздалом» - теряются, после того как уже успокоили себя мыслью о том, что все трудности их миновали. Характерные для кризисных периодов стремительное взросление ребенка и борьба за самостоятельность вызывают у родителей самые разные опасения. Столкнувшись с внезапным изменением в поведении ребенка, они далеко не всегда правильно выбирают линию поведения. В итоге проблемы дополнительно обостряются, что нередко приводит родителей к психологу - консультанту. Если из рассказа родителей возникает впечатление, что обращение вызвано возрастным кризисом, то в любом случае полезно провести психологическое обследование чтобы убедиться, что речь идет о нормальном, благополучном протекании кризиса. Кроме того, обследование поможет дополнить общевозрастные рекомендации индивидуализированными, которые определяются психологическими особенностями подростка.

Большое количество родителей  обращаются за психологической помощью в МСО 4 Детской поликлиники по поводу эмоциональных и личностных проблем подростков: сниженное настроение,  повышенную возбудимость, частую смену настроения, страхи,  раздражительность. Большое количество жалоб на поведенческие проблемы: неуправляемость, грубость, антисоциальное поведение (агрессивность, вандализм). Самая частая из поведенческих жалоб - это неуправляемость,  непослушность подростка, но и тут взрослые нередко принимают желаемое за  норму, а реальное - за отклонение. Речь идет о случаях, когда на самом  деле подросток послушен и управляем ровно в такой же степени, как и большинство его сверстников, но  родителям это кажется «неуправляемостью». Жалобы на непослушание наиболее характерны для родителей с  ригидным типом личности, которые сами повышено пунктуальны и  ожидают того же от ребенка.

Многие родители представляют себе процесс взросления как равномерное поступательное движение. В действительности же подобные постепенные изменения характерны только для так называемых стабильных периодов. На «стыках» между этими периодами развитие идет как бы резкими рывками, круто сворачивая то в одну, то в другую сторону. Общий смысл этих метаний ребенка состоит в поиске своего нового места во взрослом мире.

Родителям подростка в первую очередь требуется психолого-педагогическое просвещение. Прежде всего, полезно рассказать об общих закономерностях психического развития, о чередовании стабильных и кризисных периодов, важно объяснить родителям, что им  необходимо быть внимательными и терпимыми по отношению к своему ребёнку-подростку и тогда подростковый кризис пройдёт благополучно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Суицидальное поведение. Депрессия у подростков, методы психологической помощи.

Выступление на методическом совете классных руководителей по профилактике суицидального поведения подростков....

Программа психологической помощи трудным подросткам,воспитывающимся в условиях детского дома.

Данная программа напрвлена на преодоление трудностей в поведении,общении подростков с отклонениями в поведении с целью благополучной социальной адаптации....

Психологическая помощь и поддержка подростка.

Психологичекие рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми подросткового возраста....

Психологическая помощь подростку в кризисной ситуации

Результаты дополнительного самообразования отражаются в реализации дополнительных программ...

Психологическая помощь подросткам и их родителям в период сдачи ЕГЭ.

Рекомендации родителяи . "Как помочь детям в преиод подготовки к ЕГЭ!...

Программа психологической помощи подростку по гармонизации «Я-образа»

Цель: способствовать формированию различных сторон «Я-образа» подростка –мотивации учебной деятельности;навыков межличностного общения: позитивного и конструктивного отношения к собс...