Диагностическая методика "Семейная социограмма" (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис)
материал по психологии
Диагностическая методика "Семейная социограмма" способствует изучению:
- положения субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный;
- возникновения причин неблагополучия в семье;
- оценки динамики семейных взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическая методика «Семейная социограмма»
(Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис)
Назначение методики:
Семейная социограмма способствует изучению:
- положения субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный;
- возникновения причин неблагополучия;
- оценки динамики семейных взаимоотношений.
Инструкция:
Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.
«На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами».
Члены семьи (включая детей) выполняют это задание, не советуясь друг с другом.
Выделяют следующие критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностика:
1. Число членов семьи, попавших в площадь круга.
2. Величина кружков.
3. Расположение кружков относительно друг друга.
4. Дистанция между ними.
Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадает в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.
Необходимо обращать внимание на величину кружков (второй критерий). Большой, по сравнении с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, маленький – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.
Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности. Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружков в центре или в верхней части тестового поля.
Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояние между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.
Использование «семейной социограммы» позволяет в считанные минуты в ситуации «здесь и теперь» во время консультации или сеанса семейной психотерапии наглядно представить взаимоотношения членов семьи, а затем, рассмотрев бланки, обсудить, что получилось.
В процессе семейной диагностики предлагается испытуемому последовательно нарисовать несколько вариантов семейной социограммы:
- стандартную социограмму, на которой изображены сам испытуемый и все члены его семьи;
- социограммы, на которых могут отсутствовать определенные члены семьи и /или присутствовать люди или объекты, которое к семье номинально не принадлежат;
- социограммы, которые относятся к разным этапам жизненного цикла семьи.
Это позволяет прояснить особенности взаимоотношений в разном семейном контексте, а также определить оптимальную, с точки зрения испытуемого, и реальную систему взаимоотношений. Сравнение и совместный анализ полученных социограмм позволяет специалисту и клиенту увидеть проблему с разных сторон, что, в свою очередь, способствует лучшему осознанию трудной ситуации и эффективному поиску вариантов выхода из нее.
Методика «Семейная социограмма» дает возможность экстернализации неосознаваемых аспектов взаимоотношений между членами семьи, что делает ее эффективным инструментом семейной диагностики, консультирования и психотерапии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
диагностические карты для учащихся 5-9 классов и индивидуальные диагностические карты для 10-11 классов ( английский язык)
к разработке данных карт привела необходимость быстрого контроля знаний и умений по критериям соответствующим требованиям к уровню подготовки учащихся.Пользуясь картами, можно быстро определить уров...

Социограмма (динамика возможностей обучения) на уроке технологии, по трудовому обучению (швейное дело) в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VШ вида Мануйловой О.В.
Диаграмма (динамика возможностей обучения) на уроке технологии, по трудовому обучению (швейное дело) в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VШ вида Мануйловой О.В. Диа...

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И СТЕПЕНИ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ. (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)
Описание методики диагностических задач универсальных учебных действий и степени их сформированности.(Материал для диагностического портфолио по требованиям ФГОС) РЕГУЛЯТИВНЫЕ...

Опросник "Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.)
Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.)...

Методика «Социограмма» На основе третьего издания по X. С. Гюнцбургу.
Цели:1. Выявление уровня развития ребенка.2. Оценка развития навыков ребенка в динамике....

Диагностический минимум педагога-психолога ДОУ (Источник: диагностический комплект Павлова Н.Н., Руденко Г.Л, 2012 г.)
Диагностический минимум педагога-психолога ДОУ(Источник: диагностический комплект Павлова Н.Н., Руденко Г.Л, 2012 г.)...

Опросник "Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.)
Опросник "Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.)...
- Мне нравится (2)
Комментарии
спасибо большое!
спасибо большое!