Методика «Социограмма» На основе третьего издания по X. С. Гюнцбургу.
учебно-методический материал

Загородних Наталия Анатольевна

Цели:

1. Выявление уровня развития ребенка.

2. Оценка развития навыков ребенка  в динамике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiogramma_ras_1.docx271.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Социограмма»

На основе третьего издания по X. С. Гюнцбургу

Цели:

1. Выявление уровня развития ребенка.

2. Оценка развития навыков ребенка  в динамике.

Оборудование: бланк карты наблюдений — форма PAC- 1, анкета теста, синий и красный карандаши.

Инструкция для специалиста. Бланк карты наблюдений заполняется следующим образом: если навык, соответствующий определенному вопросу, сформирован, то ячейка с номером вопроса заштриховывается полностью синим карандашом. Если навык освоен частично, то соответствующая ячейка заштриховывается частично. Если навык не сформирован, то поле остается пустым.

Рекомендации для специалиста. Оценку целесообразно проводить раз в 3-6 месяцев, что позволяет выявлять новые сформировавшиеся навыки, которые отмечаются на бланке наблюдений красным цветом.

Социограмму заполняют те люди, которые наибольшее время находятся с конкретными детьми, так как они наиболее полно могут ответить на вопросы анкеты.

Благодаря чрезвычайно удобной радиальной форме представления можно наглядно видеть уровень развития навыков.

Использование методики дает информацию о темпе развития ребенка, выявляет области наиболее активного развития, позволяет установить сензитивные периоды, в которые работа по адаптации ребенка может вестись более интенсивно.

Анкета методики «СОЦИОГРАММА» (форма РАС-1)

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

Поведение за столом

1.  Ест ложкой и не нуждается при этом в помощи.

2.  Пьет не проливая, держит стакан одной рукой.

18. Легко пользуется вилкой за едой.

19.  В состоянии принести себе что-либо попить.

34. Обслуживает за столом себя сам и ест, не требуя особой помощи.

51. Пользуется ножом при намазывании варенья или масла и т. д.

69. Использует без больших трудностей нож, чтобы что-либо разрезать. 92. Без труда правильно пользуется ложкой и вилкой.

109. Пользуется ножом, чтобы очищать фрукты.

Двигательная способность

3.  Поднимается по лестнице вверх, ставит обе ноги на каждую ступеньку.

4. Спускается по лестнице, ставит обе ноги на каждую ступеньку.

20.  Использует какое-либо детское средство передвижения (например, трехколесный велосипед, при этом не обязательно использует педали).

35. Поднимается по лестнице, причем старается ставить одну ногу на каждую ступеньку, не держась при этом руками.

36. Спускается по лестнице, старается ставить одну ногу на каждую ступеньку, не держась при этом руками.

52. Ходит в гости к соседям и выходит во двор.

70. Не нуждается во время игры вне дома в особом присмотре, когда час или несколько находится во дворе.

71. Гуляет во дворе, не нуждаясь в особом присмотре.

94. Бегает без присмотра в окрестностях, но не перебегает улицу.

110. Гуляет в окрестностях без присмотра, пересекая при этом улицу.

Туалет и умывание

5. В общем, ребенок чистый, только иногда что-то происходит.

21. Говорит, что хочет в туалет, или ходит самостоятельно.

22.  Вытирает руки аккуратно, не нуждаясь при этом в большой помощи.

37. Самостоятельно ходит в туалет и подтирает себя.

38. Тщательно моет руки с мылом.

53.  Моет лицо достаточно хорошо (не обязательно за ушами).

54.  Чистит зубы.

72.  Как правило, приводит волосы в порядок.

95. Моется полностью и основательно без особого присмотра.

111. Приготавливает все для мытья.

Одевание (раздевание)

6. Снимает чулки, колготки.

7.  Помогает, когда его одевают.

23. Снимает и надевает самостоятельно отдельные части одежды.

24. Застегивается, если есть пуговицы.

39. Складывает одежду и приводит ее в порядок.

55.  Раздевается вечером самостоятельно, и при этом нет необходимости в постоянном контроле.

73. Одевается утром сам в заранее приготовленную одежду, и при этом нет необходимости в постоянном контроле.

74. Достает (из шкафа, с вешалки) и самостоятельно надевает наиболее часто используемые предметы одежды.

96. Зашнуровывает обувь.

112. Застегивает ремень, завязывает пояс.

РЕЧЬ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Речь

8. Следует простым указаниям (правильно реагирует минимум на четыре простых указания, например: «закрой дверь», «дай мне руку», «покажи нос», «закрой глаза», «подними кубик», «брось мяч» и т. д:).

9.  Понимает команды, в которых употреблены предлоги места, направления, то есть на, в, за, под, над, перед. (Правильно реагирует минимум на пять указаний, не сопровождаемых жестом, например: «поставь тарелку на стол», «положи книгу в ящик», «встань за доску», «залезай под стол», «подними мяч над головой»).

25. Рассказывает связно и достаточно понятно для всех о переживаемых событиях.

26.  Предложения содержат множественное число, формы прошедшего времени, «я» и сравнительные слова.

40.  Понимает простые вопросы и дает правильные по смыслу ответы.

56.  Может раскрыть значение простых слов (например: «что такое стул?» — ответ: «чтобы сидеть»).

57. Употребляет главные и придаточные предложения с союзами: потому что, однако, но, если, несмотря на, потом, во время (минимум три слова употребляет спонтанно).

75.  Понимает «тройные команды», например: «Сделай это..., потом..., затем....» (Все три действия ребенок выполняет в указанной последовательности и без помощи словом, жестом или взглядом).

97.  Понимает пространственные ориентиры: вверх, слева, вниз, справа и т. д. (например: «положи книгу на верхнюю полку слева»).

113.  Без труда повторяет рассказ (например: пересказать ранее не знакомую сказку из 10—12 коротких предложений, без подсказки. Допустима помощь: «А что было потом?»).

Сравнение и элементарные понятия

10. Различает по родам: мужчина — женщина, мальчик — девочка.

27. Может устанавливать соответствия в цвете: такой — не такой. (Например: раскладывает отрезки цветной бумаги в соответствии с цветом — красный с красным, синий с синим и т. д.).

41. Различает понятия: короткий, длинный, маленький, большой, толстый, тонкий.

58.  Различает и называет безошибочно 4 и более цветов.

59.  Безошибочно различает дообеденное время и послеобеденное.

76.  Показывает право и лево на себе.

77.  Называет механически дни недели и «узнает» некоторые дни. (Например, среда — едем в бассейн).

98. Определяет точно время по четвертям часа.

114. Определяет время и связывает время с различными действиями и событиями.

Понятие числа (количество)

11. Может безошибочно различить «много» и «один».

28. Понимает различие между двумя и множеством предметов.

42.  Может механически сосчитать до 10 предметов.

43.  Может обходиться с числовыми операциями до 4.

60. Может разложить предметы по величине от маленького до большого.

79.  Может механически сосчитать 30 и более предметов.

80.  Может обходиться с числовыми операциями до 13 и более.

81.  Может назвать монеты (1, 5, 10, 20, 50, 100 рублей).

99. Может сложить различные монеты до суммы в 100 рублей. 115. Может дать сдачу до 100 рублей.

Действия с бумагой и карандашом

12. Держит карандаш и может написать за учителем косые полосы и крючки.

29. Может рисовать окружности за учителем.

44. Рисует «человечка», у которого есть хотя бы голова и ноги.

61. Рисует узнаваемые «дома» и «людей».

82.  Пишет свое имя печатными буквами или узнает его среди других имен или печатных слов.

83.  Может различать 40 и более слов, написанных печатно.

100.  Пишет свое имя (нормальным шрифтом).

101.  Читает простые заголовки, обращения (например: не курить!). Не меньше 10.

102. Адресует конверт в приемлемом виде.

116. «Читает» простые печатные тексты.

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ

Игра

13. Играет в присутствии других, но, однако, это не совместная игра. 30. Ждет своей очереди, может уступить другому.

45.  Играет в совместные игры с другими.

46. Охотно разговаривает с другими.

62.  Принимает участие в соревновательных играх.

63.  Рассказывает, изображает историю так, как он слышал.

64. Поет и танцует под музыку, может поставить пластинку.

84.  Принимает участие в простых настольных играх (лото, домино и т. д.).

103. Принимает участие в играх с мячом.

117.  Принимает участие в командных играх.

Бытовая деятельность

14.  По просьбе приносит или относит предметы.

31.  Помогает дома, когда просят.

47.  Выполняет простые поручения вне дома.

65.  По поручению взрослого может один зайти в магазин, найти хотя бы один предмет (продукт), заплатить за него и с покупкой и сдачей выйти из магазина, где его ждет взрослый.

85.  Выполняя поручения, правильно обращается с деньгами.

86. Ходит в магазин и покупает определенные веши.

87.  Берет на себя маленькие обязанности.

104.  Помогает дома, ходит в разные магазины.

105.  Выполняет небольшие работы без присмотра.

118.  Выполняет 3 простых поручения самостоятельно.

Мелкая моторика

15. Может нанизывать большие бусы.

16.  Может практически применять поворотные движения.

32.  Может ножницами резать бумагу.

48.  Может конструктивно обходиться с пластилином и деревянным конструктором.

49.  Может вырезать картинки, хотя не очень ровно.

66.  Может наматывать нитку на шпульку.

67. Может из соответствующего материала строить сложные конструкции.

88.  Может разрезать материал ножницами.

106.  Может складывать в стопку бумагу, игральные карты.

119.  Может аккуратно отрезать бумагу по начерченным линиям.

Подвижность (общая моторика)

17.  Может пинать мяч ногами, не падая при этом.

33.  Может прыгать, скакать на двух ногах.

50.  Может 10 секунд стоять на носочках.

68.  Может скакать на скакалке.

89. Умеет обращаться с молотком или шить.

90.  Может попасть мячом (30x30 см) в цель на расстоянии 1,5 м.

91.  Может играть с надувными мячами (шарами) довольно уверенно.

107.  Использует инструменты, кухонные и садовые «машины».

108.  Может стоять на носочках и держать равновесие при наклоне вперед.

120.  Может держать равновесие, стоя на носочках на корточках.

https://lh6.googleusercontent.com/8XomppbnX42nG3Bevxkx50777jcEE4neQmq5_mrzlT3YkBzSTaB_vYQYX9St3uW3yiB-XacwDcEls86yprPaNrIUU3EKXQmYSsuotoxwQ-5FwTCqzCNbrgOiBT3uiN4ve2PffXYi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации и методике преподавания третьего урока физической культуры на основе игры в бадминтон

Презентация на основе личного опыта, преобретённого в результате эксперимента......

Социограмма (динамика возможностей обучения) на уроке технологии, по трудовому обучению (швейное дело) в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VШ вида Мануйловой О.В.

Диаграмма (динамика возможностей обучения) на уроке технологии, по трудовому обучению (швейное дело) в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VШ вида Мануйловой О.В. Диа...

Методика обучения макетированию и программа занятий. Организация кружков по макетированию. Третий уровень.

Программа предусмотрена для внеклассной работы по технологии (технический труд) 5-9 классов....

Методика обучения детей основам волебола

Методика обучения детей основам волебола...

Особенности методики преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики" в начальной школе

Методическая копилка. Особенности методики преподавания курса"Основы религиозных культур и светской этики"в начальной школе....

Методика релаксации на основе работы с воображением (презентация занятия с подростками 11-13 лет)

Представленный в презентации занятия методики позволяют расширить имеющийся у подростков репертуар методов самостоятельной регуляции дискомфортных эмоциональных состояний....

Диагностическая методика "Семейная социограмма" (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис)

Диагностическая методика "Семейная социограмма" способствует изучению:- положения субъекта  в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или оп...