Программа групповых коррекционных занятий «Я смогу»
методическая разработка по психологии (5 класс)
Целью рабочей программы «Я смогу» является создание условий для снижения школьной тревожности у обучающихся до уровня «мобилизующей» тревоги, соответствующего возрастной норме. Для достижения этой цели поэтапно решаются следующие задачи:
- обучение ребят способам осознания и отреагирования эмоций;
- способствование повышению самооценки у детей;
- способствование повышению общей коммуникативной культуры обучающихся.
К ожидаемым результатам можно отнести снижение тревожности, связанной с различными аспектами школьной жизни, до уровня, соответствующего возрастной норме, повышение самооценки учащихся, развитие культуры общения. Рабочая программа рассчитана на 8 занятий по 45 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Количество детей в группе – 7-12 человек.
Программа составлена на основе коррекционной программы Микляевой А.В., Румянцевой П.В. Для построения занятий используется следующая схема.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ya_smogu.docx | 49.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа групповых коррекционных занятий «Я смогу»
Школьная тревожность - специфический вид тревожности, проявляющиеся во взаимодействии обучающегося с различными компонентами образовательной среды и закрепляющиеся в этом взаимодействии. При этом повышенная школьная тревожность, оказывающая дезорганизующее влияние на учебную деятельность воспитанника, может быть вызвана как сугубо ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями подростка (темпераментом, характером, системой взаимоотношений со значимыми другими вне кадетского военного корпуса).
Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание — это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Устранить эту тревогу, по сути, означает нивелировать все трудности познания, которые являются необходимым условием успешности усвоения знаний.
Поэтому следует сразу оговориться, что оптимальная учеба возможна только при условии более или менее систематического переживания тревоги по поводу событий школьной жизни. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Именно интенсивное, дезорганизующее учебную деятельность переживание тревожности рассматривается как системообразующий признак школьной дезадаптации.
Коррекционно-развивающую работу, направленную на создание условий для преодоления учащимися школьной тревожности, в тех параллелях, которые характеризуются изменяющейся социально-педагогической ситуацией (1, 5, 10 классы), следует проводить не раньше, чем во второй учебной четверти. Это связано с тем, что для обучающихся в перечисленных классов свойственно испытывать школьную тревожность, отражающую протекание адаптационного процесса. «В норме» к концу первой четверти у большинства первоклассников, пятиклассников и десятиклассников уровень школьной тревожности снижается до пределов возрастной нормы. Помощь педагога-психолога нужна только в том случае, когда снижения уровня школьной тревожности к этому времени не произошло.
Целью рабочей программы «Я смогу» является создание условий для снижения школьной тревожности у обучающихся до уровня «мобилизующей» тревоги, соответствующего возрастной норме. Для достижения этой цели поэтапно решаются следующие задачи:
- обучение кадет группы способам осознания и отреагирования эмоций;
- способствование повышению самооценки у воспитанников;
- способствование повышению общей коммуникативной культуры обучающихся.
К ожидаемым результатам можно отнести снижение тревожности, связанной с различными аспектами школьной жизни, до уровня, соответствующего возрастной норме, повышение самооценки учащихся, развитие культуры общения. Рабочая программа рассчитана на 8 занятий по 45 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Количество кадет в группе – 7-12 человек.
Программа составлена на основе коррекционной программы Микляевой А.В., Румянцевой П.В. Для построения занятий используется следующая схема.
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия. На первом занятии ритуал приветствия предлагается педагогом-психологом. На втором занятии обсуждается возможность изменения ритуала приветствия, в дальнейшем по решению участников группы он может быть модифицирован.
Следующим этапом занятия является рефлексия состояния кадет, оформленная в определенном методическом приеме. Она позволяет настроиться на серьезный лад, обратить внимание на свое состояние «сейчас», для того чтобы в конце занятия оценить его изменения.
Затем следует «разогревающее» психогимнастическое упражнение, тематически связанное с целью занятия, которое выполняет функцию «эмоциональной стимуляции», необходимой для последующего обращения к эмоционально значимым темам.
Работа по теме занятия состоит из одного или нескольких упражнений, создающих условия для достижения целей каждого конкретного занятия.
И, наконец, последним этапом занятия является рефлексия состояния, включенная в ритуал завершения занятия. Благодаря ей происходит ассимиляция опыта, полученного каждым участником на протяжении занятий. При этом чем старше участники группы, тем больше внимания уделяется рефлексии. В младшем школьном возрасте рефлексия во многом затруднена, что обусловливается особенностями возрастного развития. Начиная с подросткового возраста, возможности рефлексии резко возрастают, что на уровне организации программ проявляется в схожести (а зачастую и дублировании) используемых в них методических приемов. В работе с подростками принципиально важно проговаривать цели каждого упражнения (до его проведения или в итоговом обсуждении, в зависимости от специфики упражнения), для того, чтобы занятия не воспринимались подростками как простая забава.
При реализации программы используются методы, описанные ниже.
- Ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, упражнения с игровыми элементами, соответствующие темам занятия.
- Психотерапевтические приемы (вербализация, «вентиляция чувств», визуализация, обратная связь, арт-терапевтические, психодраматические и сказкотерапевтические техники).
- Групповое обсуждение как особая форма работы группы:
• направленное обсуждение, целью которого является формулирование участниками группы выводов, необходимых для последующей работы;
• ненаправленное обсуждение с целью вербализации опыта и «вентиляции чувств» участниками группы, а также сбора ведущим информации о ходе работы группы.
- Психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение воспитанников в начале занятия. В описание занятий включены только те психогимнастические упражнения, которые необходимы для эффективности последующей работы. При необходимости (например, после эмоционально насыщенного упражнения) можно включать в работу группы дополнительные психогимнастические упражнения.
- Специфика работы предполагает ряд требований к помещению для проведения занятий. Для проведения занятий по программам необходимо достаточно просторное помещение, желательно с мягким покрытием пола, достаточным количеством стульев, чтобы у участников группы была возможность сидеть в кругу (круг — это основная форма организации пространства на занятиях) и свободно передвигаться. Кроме того, в помещении для занятий группы необходимо создание «индивидуальных рабочих мест» для участников группы — столов для индивидуальной работы, расположенных вдоль стен. Помещение должно быть звукоизолированным и не просматриваемым для посторонних. В начале каждого занятия в помещении должны находиться все материалы, необходимые для работы группы на каждом конкретном занятии. Помимо описанных материалов, на каждом занятии желателен магнитофон и кассеты с инструментальной музыкой, которая звучит во время индивидуальной работы участников группы или работы малых групп, а также колокольчик для обозначения отдельных временных интервалов работы. На протяжении всех занятий на стене должен висеть лист ватмана с перечнем основных правил работы группы.
Занятие 1. Что такое тревожность?
Цель – осознание кадетами проблем, связанных со школьной тревожностью.
Упражнение «Новое, хорошее»
Цель - актуализация позитивного опыта кадет, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы.
Кадеты по очереди отвечают на вопрос: «Что нового, что хорошего произошло у вас за последние дни? Что красивого, смешного вы видели?»
Иногда кто-то из участников говорит, что у него ничего хорошего не было. В этом случае важно напомнить, что радости в жизни бывают не только большие и огромные: приятные эмоции может доставить любая мелочь, просто важно помнить об этом и обращать на такие мелочи свое внимание.
Во взводе проводилось психологическое тестирование. По его итогам выяснилось, что кадетам 5 классов частенько мешает волнение, переживание из-за того, что еще не случилось. Мы собрались здесь для того, чтобы научиться справляться с неприятными чувствами. Для того, чтобы занятия проходили интересно и безопасно, в группе не должно быть много человек.
Разминка. Упражнение «Лови!»
Цель - снятие мышечных зажимов, активизации участников, развития творческого воображения.
Ведущий: «Разойдитесь по парам и встаньте на расстоянии примерно трех метров друг от друга. Для этой игры вам понадобится вся ваша фантазия. Вы должны будете перебрасывать друг другу воображаемый мяч. Это гораздо труднее, чем игра с реальным мячом. Вам придется сконцентрировать все свое внимание и играть так, чтобы создавалось впечатление, что вы играете самым настоящим мячом.
Итак, прежде всего, встаньте так, чтобы занять устойчивое положение — одна нога впереди, колени полусогнуты. Теперь один из вас берет «мяч» в руки, и вы показываете друг другу, каким мячом сейчас будете играть. Представьте себе, что это баскетбольный мяч диаметром примерно 20 сантиметров. Когда вы начнете им «перебрасываться», то отслеживайте взглядом — очень быстро — траекторию его воображаемого движения. Бросающий должен очень сильно сконцентрироваться на партнере и «кидать» так, чтобы тот мог «поймать» мяч. Теперь можете начинать. (30 секунд)
А сейчас на одно мгновение прервите игру. Представьте себе, что у вас теперь не баскетбольный, а теннисный мяч. Покажите друг другу этот воображаемый мячик. Снова начните перебрасываться им. (30 секунд)
Прервитесь и настройтесь на продолжение игры уже с шаром для боулинга. Он намного тяжелее, чем баскетбольный. Покажите друг другу шар для боулинга! Нужно полностью собраться, перебрасывая такой шар партнеру. Ловя его, прогнитесь в коленях и сделайте паузу, прежде чем бросить шар обратно. Если вы все сделаете правильно, то будете испытывать такое же напряжение, как при игре с настоящим шаром для боулинга. (30 секунд)».
Основная часть. Мозговой штурм «Что такое тревожность»
Цель - осознание ребятами личностного смысла понятия «тревожность».
Кадетам задается вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас это слово?». Все ассоциации записываются на доске. В ходе дальнейшего осуждения необходимо подвести кадет к представлению о том, что тревожность – это личностная черта, проявляющаяся в легкости формирования беспокойства и страхов.
Дискуссия «Ситуации в кадетском военном корпусе, вызывающие тревогу и страх?»
Цель – осознание собственного опыта, получение эмоциональной поддержки от окружающих.
Кадеты по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Ведущий должен стараться, чтобы подростки описывали конкретные ситуации, а не говорили «общими словами».
Упражнение «Чистое дыхание»
Цель - обучение навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния.
Кадетам предлагается расслабиться и понаблюдать за своим дыханием. Участники занятия представляют вдыхаемый и выдыхаемый воздух, им предлагается увидеть, что вдыхают они чистый, прозрачный воздух, а выдыхают — мутный и коричневый. Это происходит оттого, что все накопившиеся за день неприятности, проблемы, негативные чувства выходят из тела вместе с выдыхаемым воздухом. Постепенно выдыхаемый воздух становится все чище и чище. Подростки наблюдают за этим процессом и затем рассказывают о своем опыте.
Рефлексия занятия: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии?», ритуал прощания.
Занятие 2. Школьные страхи
Необходимые материалы: бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, краски.
Цель занятия – обучение кадет способам символического уничтожения страха.
Упражнение «Новое, хорошее»
Кадеты по очереди в течение 1 минуты рассказывают о том, что с ними случилось нового и хорошего за то время, пока группа не виделась.
Разминка. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто …»
Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные кадеты сидят на стульях. Стульев по количеству на один меньше, чем участников. Водящий произносит фразу «Поменяйтесь местами те, кто...», заканчивая ее каким-то признаком, которым предположительно обладают несколько воспитанников (например: «Поменяйтесь местами те, кто любит математику»). Ребята, обладающие названным качеством, меняются местами. Задача водящего — успеть сесть на одно из освобождающихся мест. Оставшийся без места становится новым водящим.
Зачастую игра проходит очень шумно и динамично, педагогу-психологу стоит позаботиться о физической безопасности участников. Иногда ребята сосредотачивают свое внимание исключительно на внешних признаках. В таком случае роль водящего может взять на себя педагог-психолог и показать, что фраза может заканчиваться и упоминанием более личностно ориентированных качеств.
Основная часть. Мини-лекция «Что такое страх»
Цель - осознание личностного смысла понятия «страх», принятие собственных страхов.
Сегодня мы поговорим с вами о страхах. Каждый человек без исключения оказывался в ситуации, когда ему было тревожно, беспокойно, страшно. Людей, который абсолютно ничего не боятся, не существует. Даже супергерои чего-нибудь, да боятся. Но герои потому и стали героями, что признали, что боялись чего-либо, и справились со своим страхом.
Педагог-психолог предлагает кадетам озвучить, чего боятся они. Сделать это необходимо мягко, без давления. Ребята высказываются по желанию.
Оказывается, много всевозможных страхов. Почему возникают страхи? Есть страхи, основанные на собственном опыте: кого-то в детстве укусила собака и теперь он боится собак, кто-то пролил на себя горячий чай и до сих пор не берет в руки закипевший чайник и т.п. Есть страхи, вызванные некомпетентностью: вы не знаете как вести себя в начальником кадетского корпуса и боитесь встречи с ним. Есть страхи, внушенные кем-то, например, родителями: не перебегай дорогу – под машину попадешь, не гуляй один – потеряешься. Есть страхи нафантазированные: всевозможные привидения, темные комнаты и пр.
Чем нам мешает страх? А чем помогает?
А что если страх - это средство познания окружающей нас действительности, защита, позволяющая избежать встречи с опасностью?! Неужели обязательно нужно попасть в больницу, чтобы понять, что играть в футбол на дороге опасно?
Упражнение «Легкий тон»
Цель – преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения
Я попрошу вас вспомнить какой-либо страшный случай, произошедший с вами в КВК.
Один из кадет (по желанию) рассказывает о школьном страхе легким тоном. Если тон недостаточно легкий – педагог-психолог оказывает тактильную поддержку и (или) помогает смоделировать нужный тон.
Упражнение «Нарисуй свой страх»
Цель – преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
А сейчас я попрошу каждого нарисовать рисунок под названием «Мой страх».
После того, как рисунки закончены, необходимо обсудить:
- что изображено на рисунке?
- какие ощущения возникли во время рисования?
После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх) – порвать, смять, скомкать, выбросить; превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.
- какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
- какие у тебя возникали ощущения во время избавления?
- изменилось ли твое отношение к данному страху теперь?
Рефлексия
Что было важно, интересно на занятии?
Ритуал прощания
Занятие 3. Страшный учитель
Цель – разрядка школьных страхов, связанных с преподавателями, снижение эмоционального напряжения.
Упражнение «Новое, хорошее»
Ролевая игра «Кошмарный учитель»
Педагог-психолог рассказывает о том, что один из способов разрядить свой страх — побыть в роли того, кого ты боишься. Кадетам по очереди предоставляется такая возможность. Им предлагается стать самым ужасным учителем, которого только можно представить. Остальная группа «пугается».
При выполнении упражнения ведущий задача педагога-психолога — следить за временем: побывать в роли «кошмарного учителя» должен каждый участник группы. Иногда воспитанники отказываются исполнять эту роль или делают это формально, без эмоций — «не страшно». В этом случае очень важна поддержка ведущего и всей группы.
После того, как все побывали в роли «кошмарного учителя», кадеты становятся «прекрасным учителем» - самым лучшим преподавателем, которого только можно представить.
Вопросы для рефлексии: как изменилось ваше отношение к страху?
Медитация «Полет на ковре-самолете»
Цель — обучение навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния.
Кадетам предлагается расслабиться, закрыть глаза и представлять себе то, о чем говорит педагог-психолог: «Представьте себе, что у вас есть волшебный ковер-самолет. Какого он цвета? Он однотонный или с узорами? Это огромный ковер или маленький коврик? Какой он на ощупь? Мягкий, шелковистый, шершавый? Из какого материала он сделан? Вы садитесь на свой волшебный ковер самолет и поднимаетесь в воздух. Вам хорошо, тепло, безопасно. Ковер ласково поддерживает вас и несет туда, куда вам хочется. Вы поднимаетесь над городом, летите над лесами, полями, реками... Вдруг вы видите замечательное место, очень красивое, уютное и привлекающее вас. Вы опускаете ковер на это место. Что вы там видите? Что вас окружает? Там очень спокойно и безопасно. Побудьте в этом месте столько, сколько вы захотите. Затем вы снова садитесь на ковер-самолет и возвращаетесь обратно, в эту комнату, но ощущение покоя и безопасности найденного вами места остается с вами».
Педагог-психолог должен произносить текст достаточно медленно, чтобы у участников было достаточно времени для разворачивания собственных зрительных образов. После завершения упражнения участники делятся своим опытом, можно предложить нарисовать найденное безопасное место.
Рефлексия
Что было важно, интересно на занятии?
Ритуал прощания
Занятие 4. Истории у костра
Цель – разрядка школьных страхов, снижение эмоционального напряжения.
Необходимые материалы: бумага, ручки, фонарь.
Упражнение «Новое, хорошее»
Упражнение «Страшилки о КВК»
Вначале педагог-психолог разговаривает с участниками о том, что такое страшилка и чем она отличается от волшебной сказки. Затем каждому участнику предлагается сочинить страшилку на тему своего страха, связанного с КВК и рассказать ее страшным голосом. Задача остальной группы — пугаться. После окончания работы можно попросить детей разделиться на малые группы, выбрать одну из сочиненных страшилок и инсценировать ее.
Для того чтобы упражнение дало максимальный эффект, необходимо создать в помещении для занятий подходящую атмосферу: потушить свет, задернуть занавески. Педагог-психолог должен помогать рассказывающему говорить страшным голосом, а остальной группе — пугаться. Иногда кадетам трудно начать рассказывать страшилки, в этом случае роль первого рассказчика может взять на себя ведущий.
Затем обсуждаются возможности превращения страшилки в сказку с хорошим окончанием. Кадеты придумывают для собственной страшилки благополучный конец и озвучивают историю в кругу.
Вопросы для рефлексии: как изменилось ваше отношение к страху?
Медитация «Крылья»
Цель — обучение навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния.
Кадетам предлагается расслабиться, закрыть глаза и представлять себе то, о чем говорит педагог-психолог: «Представьте себе, что вы обнаружили что-то интересное у себя на спине. Вы замечаете, что у вас растут крылья! Как чувствуют себя эти крылья на вашей спине?.. Попробуйте подвигать крыльями и посмотреть, как это ощущается... Теперь посмотрите в зеркало и похлопайте крыльями... Теперь представьте, что вы прогуливаетесь по холму с этими новыми крыльями на спине. Когда вы достигнете вершины, вы раскроете свои новые крылья и будете парить в воздухе... Что вы видите, когда летите? Каково ощущать свою способность летать в воздухе? Видите ли вы других людей или зверей? Теперь представьте, что вы собираетесь приземлиться. Когда вы приземлитесь, ваши крылья исчезнут и вы снова окажетесь в комнате».
Педагог-психолог должен произносить текст достаточно медленно, чтобы у участников было достаточно времени для разворачивания собственных зрительных образов. После завершения упражнения участники делятся своим опытом, можно предложить нарисовать то, что кадеты представили себе во время полета.
Рефлексия
Что было важно, интересно на занятии?
Ритуал прощания
Занятие 5. Волшебный магазинчик страхов
Цель – разрядка страхов, снижение эмоционального напряжения.
Необходимые материалы: два ручки, аудиоаппаратура, спокойная музыка.
Упражнение «Новое, хорошее»
Разминка. Упражнение «Клопы»
Цель - включение кадет в работу, эмоциональный разогрев, облегчения выражения чувств.
Кадеты по кругу передают две ручки — «клопов». Ручку можно отдать следующему по кругу участнику или отдать обратно. Нельзя не брать ручку, если ее дают. Того, у кого в руках оказалось две ручки одновременно, «закусали клопы» (этот участник выбывает из игры). Игра продолжается до трех победителей. Важно четко контролировать соблюдение правил игры.
Упражнение «Волшебный магазинчик страхов»
Цель – изменение отношения к собственным страхам.
Педагог-психолог рассказывает сказку Д. Соколова «Дед, внучка и боюськи».
Хороша у деда внучка, да всего боится. "Боюсь я, дед, на огород ходить: там червяки в земле ковыряются!" Лазает дед по огороду, от землицы борода чернеет. "Боюсь я, милый, коров: у них хвост да рога мотаются". Дед и коров доит, молоком ввечеру белеет. "Ох, и огня, дед, и огня! Печка - она искрами плюется!" Вот и ужин дед кашеварит, бороду задумчиво кочергой очесывает. От такого от хозяйства добра не жди; не успевал дед всего сделать. Корову продал, лошадь продал, и от огорчения сам слег. Заболел. Ну, внучка попробовала поплакать и тихо, и в голос, да все не в помощь.
Решила она тогда в город на базар сходить, купить лекарств и еды. Денег у нее, правда, не было, но она решила: "Продам чего-нибудь". И вот, хоть и было ей страшно, на базар далекий она с утречка и отправилась. Деда она все же любила!
На базаре - толчея, гомон; она стала в сторонке, чистый плат расстелила. А что же дальше? Подходит народ: на сем месте что продается? Мнется бедная внучка, не знает, что и сказать. Тянет кого-то за рукав: "Дядь, а что продавать здесь можно, чтоб подороже?" Он спрашивает: "А что у тебя есть?" - "Да ничего нет". "А что умеешь делать?" Тут она заплакала: "Да ничего не умею, я всего боюсь!" "Хм, - говорит дядька, - так ты боюськи и продавай". "А возьмут?" - не верит дивчина. "А ты попробуй". И вдруг как закричал дядька: "Эй, народ! Товар исключительного назначения! Подходи за боюськами!"
Народ стал осторожненько подходить, интересоваться: что за товар такой? Дядька говорит: боюськи на любой вкус. Для жен, детей, крупного и малого рогатого скота. А девчонка говорит: "И курей с петухами". "Что для курей?" - подлезает бабка. "А вот бегают твои куры далеко от дома?" - спрашивает посредник. "Ох, бегают, проклятые!" "А ты купи для них боюську дальнего пространства. Есть у нас такая?" - спрашивает у девчонки. "Еще как, - говорит она. - Вам на целый птичий двор?"
Вот торговля завертелась не на шутку! Купили боязнь огорода для гусей и коз, купили боюськи темноты для крыс и тараканов, ну все раскупили на корню! Один оригинал купил боязнь рек и моря, чтобы палить в облака и тучки: хотел, чтобы они проливались только над сухой землей. И только для малых ребятишек ни одной боюськи не продали, ни мамкам, ни нянькам. Вот как! На вырученные деньги купила внучка лекарства и еду, а для дядьки, который ей помог, праздничную рубашку.
Целый день провела на базаре. Только к вечеру вернулась домой. Там дед ее встретил, своим глазам не поверил. И потекла их жизнь весело и бойко, и работали они теперь вместе, и на ярмарку вместе ездили.
Я собрал свои боюськи недавно. Старые они были, поломанные и запачканные. Кто такие возьмет? Эх, молодость! Плюнул, выбросил мешок с боюськами за крыльцо. Кто интересуется - подходи, выбирай. Только чур - не для малых ребятишек!
Педагог-психолог предлагает кадетам представить, что они приходят в волшебный магазинчик, где они могут выгодно продать свои страхи, обосновав их «полезность». Ведущий исполняет роль продавца.
Упражнение «Насос и мяч» для снятия остаточного напряжения.
В парах один из участников — насос, другой — мяч. Мяч «сдут» (полностью расслаблен, голова опущена, ноги полусогнуты). По мере «надувания», который партнер сопровождает звуком «сс», мяч распрямляется, а потом опять «сдувается» со звуком «сс». Затем участники меняются ролями.
Рефлексия
Что было важно, интересно на занятии?
Ритуал прощания
Занятие 6. Агрессивность
Цель – создание условий для разрядки агрессивных чувств.
Упражнение «Новое, хорошее»
Разминка. Упражнение «Прогулка по сказочному лесу»
Цель - включение кадет в работу, эмоциональный разогрев, облегчения выражения чувств.
Кадетам предлагается перевоплощаться в агрессивных животных: собак, тигров, медведей и поспособствовать разрядке агрессивных чувств лаем, рычанием и т. д.
Основная часть. Мини-лекция «Агрессивность»
Обсуждение понятия «агрессивность» для осознания личностного смысла понятия «агрессивность», ее позитивных и негативных сторон. Педагог-психолог задает кадетам следующие вопросы: «Какие ассоциации рождает это слово? Зачем агрессивность нужна человеку? А чем она может помешать?»
Нередко тревожные дети не могут определить, что же хорошего может быть в агрессивности. Важно помочь им сформулировать, что гнев необходим человеку для защиты, это важный источник жизненной энергии.
Круг «Какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?»
Цель – осознание кадетами собственного опыта, получения поддержки от окружающих («не один я такой»).
Кадеты по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Педагог-психолог следит за тем, чтобы воспитанники описывали конкретные ситуации, а не говорили «общими словами».
Беседа «Безопасный гнев»
Обсуждение вопроса о безопасных способах разрядки гнева (кадеты получают знания о способах безопасной разрядки гнева). Педагог-психолог беседует с участниками о том, к чему приводит долго сдерживаемый гнев. Обсуждается понятие «безопасная разрядка гнева» (это способы выразить свои чувства, не нанеся вреда ни себе, не окружающим). Затем воспитанникам предлагается сказать, какие способы безопасной разрядки гнева они знают и используют.
Довольно часто кадеты начинают называть способы, которые приводят не к разрядке гнева, а к отвлечению от негативных эмоций (например, съесть что-нибудь вкусное, послушать музыку). В этом случае педагог-психолог должен остановиться и прояснить разницу.
Упражнение «Спустим пары»
Цель – разрядка агрессивных эмоций.
Каждый кадет выбирает оптимальные для себя способы разрядки гнева и использует их в группе. При выполнении упражнения нужно следить за соблюдением правил безопасности.
Медитация «На выставке»
Цель — разрядка агрессивных эмоций.
Кадеты расслабляются, закрывают глаза и представляют себя на небольшой выставке, где находятся портреты людей, вызывающих у них раздражение, обиду, гнев. Они «ходят» по этой выставке, рассматривают портреты. Затем выбирают один из этих портретов, представляют этого человека. Им предлагается представить, что они говорят этому человеку и делают с ним все, к чему побуждают их чувства, не сдерживаясь. После окончания упражнения участники рассказывают о своем опыте.
Рефлексия
Что было важно, интересно на занятии?
Ритуал прощания
Занятие 7. Принятие себя
Цель – создание условий для повышения самооценки.
Необходимые материалы: аудиоаппаратура, спокойная музыка, цветные карандаши, бумага для рисования.
Упражнение «Новое, хорошее»
Разминка. Упражнение «Мне знакомы эти руки»
Цель - включение кадет в работу, эмоциональный разогрев, создание атмосферы доверия и сплоченности.
Вначале кадеты получают задание запомнить на ощупь руки всех товарищей. Кадеты перемещаются по комнате и пожимают друг другу руки, делают это не спеша. Затем кадеты проверяют свои знания. Один из воспитанников закрывает глаза, другие участники в случайном порядке подходят к нему и пожимают ему руку. Он должен угадать хозяина руки – сразу же произносит вслух имя. Когда все пожмут руку участнику с повязкой на глазах, у того повязка снимается и ему дают обратную связь. После этого повязка надевается следующему.
Основная часть. Упражнение «Открытые вопросы»
Цель – получение поддержки от окружающих.
Педагог-психолог говорит: «Встаньте те, кто хотя бы один раз в жизни ездил в транспорте без билета. Как нас много! А теперь встаньте те, кто хотя бы раз в жизни грубил родителям». Вопросы могут задавать все участники группы, сохраняя неизменной формулировку «Встаньте те, кто хотя бы раз в жизни...»
Иногда задающий вопрос может пытаться «проверить» остальных участников группы, называя поступок, который сам он не совершал. Важно подчеркнуть, что задавать можно только такой вопрос, на который ты сам должен встать.
Упражнение «Похвальное слово самому себе»
Цель – создание условий для повышения самооценки.
В течение 5 минут с закрытыми глазами кадеты вспоминают все свои достижения, заслуги, все дела, которыми они могут гордиться. Затем под спокойную музыку изображают на рисунке одно из самых ярких своих достижений, заслуг и пр. делятся этими воспоминаниями по кругу.
Упражнение «Комплименты»
Цель – расширение знаний кадет о самих себе, создание условий для повышения самооценки.
Вначале педагог-психолог рассказывает кадетам о том, что такое комплимент.
Комплимент — это особая форма похвалы, выражение одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами, удачно сказанным словом. Облеченный в вежливую форму, он всегда доставляет удовольствие. Комплимент должен быть легким, игривым, простым, естественным и, главное, правдивым. Очень хорошо, когда комплимент произносится вовремя и к месту. Он придает уверенность человеку стеснительному, помогает раскрыться замкнутому, повышает настроение грустному человеку.
Каждому кадету группа рассказывает о том, что в нем нравится (черта характера, привычка, особенности внешнего вида). Упражнение эффективно только в том случае, если комплименты говорятся искренне, а слушающий их молча принимает, не пытаясь противоречить или благодарить.
Что вы чувствуете, когда вам делают комплимент? А когда делаете комплименты вы?
Рефлексия
Что было важно, интересно на занятии?
Ритуал прощания
Занятие 8. Интеграция полученного опыта
Цель – обобщение опыта, полученного на занятиях.
Необходимые материалы: аудиоаппаратура, спокойная музыка, бланки обратной связи.
Упражнение «Новое, хорошее»
Разминка. Упражнение «Рукопожатие по кругу»
Цель - включение кадет в работу, эмоциональный разогрев, создание атмосферы доверия и сплоченности.
Кадеты поочередно пожимают руку соседу слева. Задание выполняется на время.
Круг «Что у меня хорошо получается делать?»
Цель – принятие себя.
Кадеты по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения.
Круг « Что я люблю делать?»
Цель – принятие себя.
Воспитанники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения.
Круг «Что мне нравится, что я люблю в самом себе?»
Цель – принятие себя.
Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Важно следить за тем, чтобы участники говорили уверенным и радостным тоном, не преуменьшая свои достоинства, а преувеличивая их (например, не «иногда я бываю умной», а «я невероятно умная»). Группа должна поддерживать каждого участника, принимая его и радуясь вместе с ним.
Медитация «Золотой шар»
Цель – создание условий для поиска решения актуальных жизненных проблем.
Педагог-психолог предлагает кадетам закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, успокоить мысли.
Рассказывается сказка о принце, который уехал из родного дома посмотреть белый свет. В дорогу родители дали ему Золотой Шар, в котором хранилась вся их любовь к принцу. Во время путешествия принц видит волшебный замок, он чувствует, что в этом замке он найдет для себя что-то очень важное. Подросткам предлагается тоже походить по этому волшебному замку. Затем воспитанники делятся своим опытом, рассказывают о том, что они видели.
Обратная связь
Цель – интеграция полученного опыта.
Кадеты заполняют бланки обратной связи, отвечая на вопросы: «Что важно было на этих занятиях? Что для меня изменилось?».
Ритуал прощания
Фамилия, имя_____________________________________________________________________ Что важно было на этих занятиях?___________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что для меня изменилось?__________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Фамилия, имя_____________________________________________________________________ Что важно было на этих занятиях?___________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что для меня изменилось?__________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Фамилия, имя_____________________________________________________________________ Что важно было на этих занятиях?___________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что для меня изменилось?__________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Фамилия, имя_____________________________________________________________________ Что важно было на этих занятиях?___________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что для меня изменилось?__________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Фамилия, имя_____________________________________________________________________ Что важно было на этих занятиях?___________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что для меня изменилось?__________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Фамилия, имя_____________________________________________________________________ Что важно было на этих занятиях?___________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что для меня изменилось?__________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Список литературы:
- Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. М., 1994.
- Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей. М., 1996.
- Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1996.
- Клюкина И. А. и др. Я в этом мире. СПб., 1998.
- Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб., 2004.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Вып. 1-4. М., 1999.
- Фопель К. Психологические группы. М., 2000.
- Фурманов И. А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
- Чистякова М. Психогимнастика. М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационно-методическое обеспечение коррекционных занятий. Групповое коррекционное занятие по теме "У леса на опушке" (Зима)
Коррекционные занятия являются одной из составляющих частей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Комплексное решение задач на каждом занятии позитивно сказывается на разв...
Рабочая учебная программа по предмету: «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для обучающихся 5- х классов VIII вида
Цель данной программы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью, повышение самостоятельности и расширение возможности их общения в совреме...
Методическая разработка группового коррекционного занятия с использованием ЭОР «Игры с рисунками и картинами» для учащихсяс ОВЗ 3х, 4х классов, обучающихся по общеобразовательной программе VI,VII вида.
Конспект группового коррекционного занятия из рабочей программы "Коррекция высших психических функций. Умники и умницы." раздел - "Развитие воображения"....
Рабочая программа «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия»
Цель коррекционной работы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью, повышение самостоятельности и расширение воз-можности их общения в совреме...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ
Рабочая программа групповых коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 2- 4 классов разработана в соответствии с положением о структуре, порядке р...
Программа групповых коррекционно - развивающих занятий "Знайка и Умейка" для детей 3,5 - 6 лет
Программа дополнительного образования групповых коррекционно - развивающих занятий "Знайка и Умейка" предназначена для учителей - дефектологов, работающих с детьми дошкольного возраста от 3,...
Адаптированная программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий «Коррекционные занятия в ковровой среде» для обучающихся 1 дополнительного, 1 - 4 классов
Программа направлена на формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими.Чтобы дети осознали свои эмоцион...