Программа групповых коррекционно - развивающих занятий "Знайка и Умейка" для детей 3,5 - 6 лет
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования групповых коррекционно - развивающих занятий "Знайка и Умейка" предназначена для учителей - дефектологов, работающих с детьми дошкольного возраста от 3, 5 до 6 лет. Программа направлена на формирование предметной деятельности, сенсорных эталонов, представлений об окружающем, обучение элементарным математическим знаниям, практическим навыкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gruppovyh_korrektsionno_-_razvivayushchih_zanyatiy_znayka_i_umeyka.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «ЛЕСОСИБИРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ ИМЕНИ Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО»
Одобрено: Утверждаю
Консилиум «Лесосибирского Директор
детского дома»
«________» ______________________
Дата________________
№ протокола
Групповая коррекционно - развивающая программа
для детей (3, 5 – 5 лет)
«Знайка и Умейка»
срок реализации 8 месяцев (60 занятий)
Составитель: Кармалькова Оксана Михайловна
учитель – дефектолог______________________
г. Лесосибирск, 2017 г.
Пояснительная записка
Л.С Выготский считал, что формирование ребенка происходит в особых условиях, которые он назвал социальной ситуацией развития, создающей «зону ближайшего развития». Она определяется содержанием образования, которое дает возможность для сотрудничества ребенка и взрослого. А оно, в свою очередь, предполагает активность ребенка и взрослого в освоении различных знаний, предлагаемых (а не навязываемых) педагогом.
Программа также теоретически базируется на периодизации психического развития Д.Б. Эльконина и положении о теории деятельности А.Н Леонтьева, состоящей в том, что позитивно влиять на процесс развития – значит управлять ведущей деятельностью. В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, которая затем переходит в игровую. До трех лет моторные, сенсорные и речевые навыки выступают в качестве средства реализации деятельности, и становятся самоцелью в младшем дошкольном возрасте. Как правило, по результатам диагностики, воспитанники дошкольной группы имеют отставание в психофизическом и речевом развитии на 1,5 – 2 эпикризных срока. В соответствии с этими показателями содержание программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым действия с разнообразными предметами, вовлечение в разнообразные игры со взрослыми и сверстниками, в процессе которых у малышей развиваются познавательные способности, речь, мелкая и крупная моторика, разнообразные умения и навыки.
Актуальность программы в том, что по результатам обследования и диагностических занятий было выявлено, что все воспитанники дошкольной группы, в той или иной степени, не владеют элементарными математическими, пространственно - временными представлениями, имеют слабые знания о себе и окружающем, у них недостаточно сформированы сенсорные эталоны, практические умения, навыки предметной деятельности, слабо развиты речевые навыки. Реализация данной программы будет способствовать гармоничному развитию младших дошкольников.
Условия реализации программы
Занятия с дефектологом будут проводиться в течение 8 месяцев (60 занятий), 2 раза в неделю, длительностью 25 - 30 мин. по понедельникам и четвергам.
Цель программы:
формирование предметной деятельности, сенсорных эталонов, представлений об окружающем, обучение элементарным математическим знаниям, практическим навыкам.
Задачи программы:
- Расширять представления об основных свойствах предметов; учить сравнивать и различать предметы по различным признакам (цвет, форма, величина).
- Формировать элементарные математические представления: прямой и порядковый счет, обратный счет в пределах 5 (10), понятие числового ряда; учить соотносить количество предметов с цифрой в пределах 5 (10).
- Знакомить с положением предметов относительно собственного тела.
- Формировать временные представления, выделяя отличительные признаки.
- Совершенствовать предметную деятельность;
- Развивать мелкую моторику и точно направленные движения через практическую деятельность, пальчиковую гимнастику, упражнения с предметами;
- Развивать общую моторику через игры в кругу, подвижные игры и упражнения.
Методы и формы работы с детьми
В данной программе предполагается две формы работы с детьми индивидуальная (диагностика) и групповая (проведение занятий).
Принципы построения занятий
Каждое занятие ориентировано на активное включение всех детей, поэтому делается акцент на активизацию игровой мотивации.
При выполнении общего задания реализуется индивидуально дифференцированный подход, т.е. целевые установки для всей группы детей могут совпадать, но способы выполнения задания детьми могут быть различны в зависимости от их психофизиологического состояния.
Занятия с детьми проходят при обязательной и непосредственной включенности воспитателей, образуя совместную деятельность.
Структура занятия
Подготовительный этап
- Приветствие;
- Разминка. Упражнения в кругу;
Основной этап
- Игра (подвижная, игры на развитие ВПФ);
- Работа за столом:
- знакомство с новым материалом;
- закрепление;
- упражнения на развитие мелкой моторики;
- Продуктивная деятельность.
Заключительный этап
- Итог занятия. Рефлексия.
Содержание коррекционно – развивающей программы
Блоки | Тема | Количество часов |
Знания об окружающем |
| 60 часов |
Элементарные математические представления |
| |
Практическая деятельность | лепка, рисование, аппликация, конструирование (тематика, в соответствии с темой занятия) | |
Предметная деятельность |
|
Тематический план
№ | Лексическая тема занятия | Количество часов | Дата |
Игрушки | 2 | ||
Части тела | 2 | ||
Квартира. Предметы мебели | 2 | ||
Осень. Приметы | 2 | ||
Дикие звери | 2 | ||
Дни недели | 2 | ||
Зима. Приметы | 2 | ||
Как зимуют звери зимой | 2 | ||
Зимующие птицы | 2 | ||
Домашние животные | 2 | ||
Части суток | 2 | ||
Посуда: кухонная, столовая | 2 | ||
Транспорт: Воздушный, водный, наземный | 2 | ||
Домашняя бытовая техника | 2 | ||
Овощи. Фрукты | 2 | ||
Пищевые продукты | 2 | ||
Рыбы и морские обитатели | 2 | ||
Насекомые | 2 | ||
Весна. Приметы | 2 | ||
Перелетные птицы | 2 | ||
Звери весной | 2 | ||
Одежда | 2 | ||
Обувь | 2 | ||
Головные уборы | 2 | ||
Растения: деревья, кустарники, травы | 2 | ||
Грибы | 2 | ||
Лето. Приметы. | 2 | ||
Повторение | 6 | ||
Итого | 60 часов |
Результаты программы
- Сформированы сенсорные эталоны: (основные цвета – красный синий, желтый, зеленый; основные формы – круг, квадрат, треугольник; величины – большой, маленький).
- Умеют сравнивать и различать предметы по различным признакам (цвет, форма, величина).
- Сформированы элементарные математические представления: прямой и порядковый счет, обратный счет в пределах 5 (10), понятие числового ряда; научились соотносить количество предметов с цифрой в пределах 5 (10).
- Умеют определять место предметов относительно собственного тела (слева, справа, вверху, внизу, сзади, спереди).
- Сформированы временные представления, выделяют их отличительные признаки.
- Выполняют точно направленные движения в практической деятельности, пальчиковой гимнастике, выполняют упражнения по развитию мелкой моторики;
- Развивается общая моторика через подвижные игры и упражнения в кругу.
Список литературы
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Т. 4, ч. 2. – Москва: Педагогика. – 1984. – 432 с.
- Гордеева Т.В. Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами. – Москва: Книголюб. – 2008. – 40 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
- Забрамная С.Д. Методическое пособие. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ М.: Новая школа , 1998. – 144 с. Серия «Школа для всех».
- Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. Под ред. Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А. – Москва: Экзамен. – 2004. – 160 с.
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя — М. : Просвещение, 1990. — 191 с.
- Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2007. – 319 с.
- Марковская И. Ф., Екжанова Е. А. Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития//Дефектология. — 1988. — № 4.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – Москва: ИД «Воспитание дошкольника». – 2004. – 208 с.
- Рымчук Н.С. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. – Ростов- на-Дону: ИД «Владис». – 2008. – 320 с.
- Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: Справочное пособие. – Москва: ТЦ Сфера. – 2008. – 128 с.
- Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. М., 2008.
- Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей. Диагностика. Игры. Упражнения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 256 с.
Приложение
Лист динамического наблюдения
Ф.И. ребенка: ___________________________________________
Блоки | Области ЗУН | Начало занятий | Промежуто чный результат | Итоговый результат |
Знания об окружающем | Представления о временах года, сезонных изменениях | |||
Представления о природе | ||||
Части суток | ||||
Дни недели | ||||
Знания о себе | ||||
Элементарные математические представления | Количественные представления, представления о числовом ряде. | |||
Сравнение предметов по цвету, форме, величине. | ||||
Определение положения предметов относительно собственного тела (слева, справа, вверху, внизу, сзади, спереди). | ||||
Практическая деятельность | Изобразительная деятельность: (тематика, в соответствии с темой занятия) лепка | |||
Рисование | ||||
Аппликация | ||||
Конструирование | ||||
Предметная деятельность | Бросание, прокатывание мяча | |||
Переноска предметов | ||||
Пересыпание ложкой | ||||
Переливание воды | ||||
Складывание бумаги, салфеток | ||||
Застегивание пуговиц | ||||
Застегивание молний | ||||
Завязывание простых узлов | ||||
Шнуровки | ||||
Скручивание веревочек, ковриков | ||||
Итого |
0 уровень – не ориентируется в данной области
1 уровень – ориентируется в данной области с направляющей помощью
2 уровень – самостоятельно выполняет задание в данной области
Входной контроль:
Дата:____________
Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Промежуточный контроль:
Дата:__________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговый контроль:
Дата:_____________ Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дефектолог:_________________ Кармалькова О.М..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
Адаптированные программы индивидуальных и групповых коррекционно -развивающих занятий для умственно отсталых детей 1-4, 5-6 классов
Адаптированные программы индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для умственно-отсталых детей 1-4, 5-6 классов...
Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас"
Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас" с обучающимися с легкой умственной отста...
Календарно – тематическое планирование к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас"
Календарно – тематическое планирование к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас" с обу...