Программа коррекционных занятий по адаптации к среднему звену "Лестница роста"
рабочая программа по психологии (5 класс)
Пояснительная записка
Нормативные документы для разработки программы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
- ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
- О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект).
Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям в школьном коллективе. Любой педагог подтвердит, что начало пятого класса – сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Сложностей много, и связаны они не только с учебным процессом, но и с организацией жизни в школе. И хотя каждая школа – сложный и своеобразный «организм», но многие проблемы, испытываемые пятиклассниками, похожи. Для пятиклассника первого сентября зачастую новое всё: и здание школы, и дети в классе, и учителя, и даже обучение другое – предметное. Возникает ситуация новой системы образования. Интересно, но тревожно, хочется быть активным, умным и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел все самое лучшее, что есть во мне, ведь я не хуже других.
Направленность программы:
Программа имеет психологическую направленность:
Предлагаемая программа психологических занятий направлена на создание условий для успешной адаптации детей к среднему и повышения уровня психологической готовности детей к обучению в среднем звене, познавательному развитию, а так же на совместную работу психолога, классного руководителя и учителей-предметников во время обучения в пятом классе.
Целью психологического кружка является: формирование у учащихся 5-х классов положительного отношения к обучению в средней школе посредством снятия эмоционального напряжения, чувства тревожности, развития коммуникативных навыков и повышения самооценки, формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.
Задачи:
образовательные
- Снизить накопившееся эмоциональное напряжение, уровень агрессии у пятиклассников.
- Снизить уровень тревожности пятиклассников.
- Способствовать развитию навыков социальной компетентности (саморегуляция и коммуникативные навыки).
- Способствовать самопознанию учащихся 5-х классов и повышению их самооценки.
развивающие
- Развивать творческие и организаторские способности учащихся 5-х классов.
- Развить социальные и коммуникативные умений, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
воспитательные
- Сформировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях
Формы и режим занятий:
Формы: групповая, индивидуальная и фронтальная.Занятия проводятся в течение учебного периода 2 часа в неделю.
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).
4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
5. Метафорические истории и притчи.
Ожидаемые результаты:
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение школьниками знаний о нормах коллективной жизни; об основных формах и правилах общения; о способах и приёмах управления своими эмоциями
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к родной школе, своему классу, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия):опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт волонтерской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
- самоопределение — сформированность внутренней позиции учащегося — принятие и освоение новой социальной роли учащегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
- смыслоообразование— поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения учащимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
- морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lestnitsa_rosta.docx | 48.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27 городского округа «Город Якутск»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК».
Республика Саха (Якутия), г. Якутск ул. Семена -Данилова, 34 тел-факс: 33-21-71
Согласовано:
Зам. директора по ВР
Охлопкова И.Н._______________
Рабочая программа
Психологический кружок
«Лестница роста»
на 2019-2020
Руководитель:
Макарова Екатерина Анатольевна
г. Якутск
2019
Пояснительная записка
Нормативные документы для разработки программы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
- ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
- О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект).
Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям в школьном коллективе. Любой педагог подтвердит, что начало пятого класса – сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Сложностей много, и связаны они не только с учебным процессом, но и с организацией жизни в школе. И хотя каждая школа – сложный и своеобразный «организм», но многие проблемы, испытываемые пятиклассниками, похожи. Для пятиклассника первого сентября зачастую новое всё: и здание школы, и дети в классе, и учителя, и даже обучение другое – предметное. Возникает ситуация новой системы образования. Интересно, но тревожно, хочется быть активным, умным и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел все самое лучшее, что есть во мне, ведь я не хуже других.
Направленность программы:
Программа имеет психологическую направленность:
Предлагаемая программа психологических занятий направлена на создание условий для успешной адаптации детей к среднему и повышения уровня психологической готовности детей к обучению в среднем звене, познавательному развитию, а так же на совместную работу психолога, классного руководителя и учителей-предметников во время обучения в пятом классе.
Целью психологического кружка является: формирование у учащихся 5-х классов положительного отношения к обучению в средней школе посредством снятия эмоционального напряжения, чувства тревожности, развития коммуникативных навыков и повышения самооценки, формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.
Задачи:
образовательные
- Снизить накопившееся эмоциональное напряжение, уровень агрессии у пятиклассников.
- Снизить уровень тревожности пятиклассников.
- Способствовать развитию навыков социальной компетентности (саморегуляция и коммуникативные навыки).
- Способствовать самопознанию учащихся 5-х классов и повышению их самооценки.
развивающие
- Развивать творческие и организаторские способности учащихся 5-х классов.
- Развить социальные и коммуникативные умений, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
воспитательные
- Сформировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях
Формы и режим занятий:
Формы: групповая, индивидуальная и фронтальная.Занятия проводятся в течение учебного периода 2 часа в неделю.
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).
4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
5. Метафорические истории и притчи.
Ожидаемые результаты:
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение школьниками знаний о нормах коллективной жизни; об основных формах и правилах общения; о способах и приёмах управления своими эмоциями
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к родной школе, своему классу, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия):опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт волонтерской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
- самоопределение — сформированность внутренней позиции учащегося — принятие и освоение новой социальной роли учащегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
- смыслоообразование— поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения учащимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
- морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Учебный план
Календарно-тематическое планирование 5 класс
| |||||
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Содержание | |
1 | Здесь и сейчас мы собрались. | 1 | Формирование эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новому стилю общения «взрослого». Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе. Изготовление портрета-коллажа; раскрытие различных сторон человека: предпочтение, способности, мечты и т.д. Знакомство с требованиями основной школы. Принятие правил поведения в группе; принятие правила группового взаимодействия; Формирование учебных умений. Обучение приемам организации учебной деятельности | ||
2 | «Здравствуй, 5 класс!» | 1 | |||
3 | Я и мой класс | 1 | |||
4 | Я и моя школа | 1 | |||
5 | Принятие правил | 1 | |||
6 | Что поможет мне учиться. | 1 | |||
7 | Легко ли быть учеником. | 1 | Знакомство с правилами обучения и поведения в основной школе. | ||
8 | Оценка и отметка | 1 | Определение понятий оценка и отметка, что важнее. | ||
9 | Портрет идеального учителя. | 1 | Обучение правилам поведения и общения со взрослыми.Диагностика представлений детей об учителях. | ||
|
1 | Средства общения. | 1 | Развитие представлений учащихся о понятии «общение». Знакомство с функциями и формами общения, оценка возросшей значимости роли общения. Изучение индивидуальных, особенностей личности ребёнка. Понятие активного слушания. Развитие у учащихся умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека. Развитие у учащихся умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека. Изучение приемов невербальной коммуникации, развитие представлений учащихся об интерпретации невербальных сигналов в общении Передача информации с помощью рисунка.. | |
2 | Какой я собеседник? | 1 | ||
3 | Умение слушать и слышать | 1 | ||
4 | Правила честного спора | 1 | ||
5 | Общение без слов. | 1 | ||
6 | Поговорим рисунками. | 1 | ||
7 | Портрет нашего класса | 1 | Создание коллективного коллажа на тему «я-ты, он-она, вместе дружная семья» |
| ||||
1 | Наши сходства и различия. | 1 | Определение понятия «роль»; многообразие жизненных ролей; принятие роли в зависимости от ситуации; определение собственного Я. Актуализация опыта детей, связанного с ситуацией «когда меня дразнят», «когда я дразню кого-то», «когда при мне кого-то дразнят»; психологические средства избегания конфликта. Выяснение представлений детей о понятиях «командный дух», «единство», «ответственность за общее дело»; практические задания по осознанию данных понятий; Развитие умения вставать на позицию другого человека, проявлять эмпатию; обсуждение пережитых чувств. Выяснение представлений детей о понятиях «командный дух», «единство», «ответственность за общее дело»; практические задания по осознанию данных понятий; | |
2 | Как избежать конфликтов. | 1 | ||
3 | Сплочённость и доверие. | 1 | ||
4 | Взаимопонимание и взаимопомощь. | 1 | ||
5 | Командный дух | 1 |
| ||||
1 | Наши эмоции и чувства. | 1 | Знакомство учащихся с понятиями эмоции. Научить определять эмоциональное состояние других людей. Изготовление портрета-коллажа; раскрытие различных эмоций . Определение способов, помогающих справляться с негативные эмоции; практическое применение данных способов в конкретных ситуациях. Коллективное переживание и взаимная поддержка; виды страхов; наличие страхов у каждого человека. Разработка способов преодоления страха; отработка навыков преодоления страха. | |
2 | Проявление эмоций и чувств | 1 | ||
3 | Как преодолеть негативные эмоции. | 1 | ||
4 | Наши страхи | 1 | ||
5 | Приёмы создания позитивного настроя | 1 | ||
| ||||
1 | Значение планов и целей. | 1 | Знакомство с критериями цели. Дискуссия совместное обсуждение. Навык формулирование цели поступка. Анализ собственных ценностей и целей. Развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения. Осознание жизненных целей и способов их осуществления. Сказка ложь, да в ней намек. Повышение уверенности в достижении жизненных целей. Осмысление личных целей на период обучения в основной школе; | |
2 | Какие цели бывают. | 1 | ||
3 | Как правильно поставить цель.. | 1 | ||
4 | Ложные и истинные цели. | 1 | ||
5 | Почему мы не всегда достигаем цели. | 1 | ||
6 | Учимся ставить цели. | 2 |
7 | Правила здорового питания | 1 | Воспитание желание здорового образа жизни путем формирования понимания основного рационального сбалансированного питания учащимися. | |
8 | Правила здорового сна. | 1 | Знакомство с приемами релаксации. | |
Итого: 35 часов |
Список используемой литературы
- Абульханова – Славская К.А. Проблема активности личности; методология и стратегия исследования // Активность и жизненная позиция личности. – М., 1998.
- Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии. – М., 2002.
- Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой терапии.СПб., 2000.
- Лендрет Г. и др. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. – М., Воронеж, 2001.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.; Воронеж 2000.
- Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова- СПб., 2000.
- Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. – М., 1989.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М., 2001.
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ Под ред. В.В. Лебединского – М., 1990.
Методические рекомендации:
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу.
2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.
3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
4. Коррекционно-развивающая работа проводится с обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил.
5.Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене "Я - пятиклассник"+презентация. Занятия расчитаны на 1 четверть, продолжительность 35-40 минут.
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе....
Программа коррекционных занятий «Стилистика и культура речи 9 класс»
Настоящая программа имеет целью подготовить выпускников 9 класса к письменному экзамену по русскому языку (изложение с элементами сочинения), обогатить речь учащихся, научить различать виды стил...
Программа коррекционных занятий по русскому языку для учащихся 7 класса
Программа коррекционных занятий по русскому языку предназначена для учащихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья...
Программа коррекционных занятий «Экологический час» 5-6 класс для детей с ОВЗ
Один из важнейших принципов программы - краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание б...
Программа коррекционных занятий по направлению «Творческое воображение» (5-6) классы
Данная программа разработана для учащихся 5-6 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Она позволяет организовать конструктивно-художественную деятельность ребёнка, стим...
Программа коррекционных занятий "Рукоделие": "Сувениры своими руками"
Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ (умственной отсталостью)...
ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-го КЛАССА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ
ПРОГРАММАТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-го КЛАССА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ...