Программа коррекционных занятий по адаптации к среднему звену "Лестница роста"
рабочая программа по психологии (5 класс)

Макарова Екатерина Анатольевна

Пояснительная записка

Нормативные документы для разработки программы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273  «Об образовании в Российской Федерации»
  2. ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
  3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
  4. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
  5. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект).

Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям в школьном коллективе.  Любой педагог подтвердит, что начало пятого класса – сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Сложностей много, и связаны они не только с учебным процессом, но и с организацией жизни в школе. И хотя каждая школа – сложный и своеобразный «организм», но многие проблемы, испытываемые пятиклассниками, похожи. Для пятиклассника первого сентября зачастую новое всё: и здание школы, и дети в классе, и учителя, и даже обучение другое – предметное. Возникает ситуация новой системы образования. Интересно, но тревожно, хочется быть активным, умным и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел все самое лучшее, что есть во мне, ведь я не хуже других.

Направленность программы:

Программа имеет психологическую  направленность:

Предлагаемая программа психологических занятий направлена на создание условий для успешной адаптации детей к среднему и повышения уровня психологической готовности детей к обучению в среднем звене, познавательному развитию, а так же на совместную работу психолога, классного руководителя и учителей-предметников во время обучения в пятом классе.

                         Целью психологического кружка является: формирование у учащихся 5-х классов положительного отношения к обучению в средней школе посредством снятия эмоционального напряжения, чувства тревожности, развития коммуникативных навыков и повышения самооценки, формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.

Задачи:

образовательные

  1. Снизить накопившееся эмоциональное напряжение, уровень агрессии у пятиклассников.
  2. Снизить уровень тревожности пятиклассников.
  3. Способствовать развитию навыков социальной компетентности (саморегуляция и коммуникативные навыки).
  4. Способствовать самопознанию учащихся 5-х классов и повышению их самооценки.

развивающие

  1. Развивать творческие и организаторские способности учащихся 5-х классов.
  2. Развить социальные и коммуникативные умений, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

воспитательные

  1. Сформировать  адекватные  формы  поведения в новых школьных ситуациях

 

Формы и режим занятий:

Формы: групповая, индивидуальная и фронтальная.Занятия проводятся в течение учебного периода 2 часа в   неделю.

1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).

2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).

4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

5. Метафорические истории и притчи.

 

Ожидаемые результаты:

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение школьниками знаний о нормах коллективной жизни;  об основных формах  и правилах общения; о способах и приёмах управления своими эмоциями

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к родной школе, своему классу, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.   

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия):опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт волонтерской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.  

 

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции учащегося — принятие и освоение новой социальной роли учащегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслоообразование— поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения учащимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lestnitsa_rosta.docx48.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27 городского округа «Город Якутск»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК».

Республика Саха (Якутия), г. Якутск ул. Семена -Данилова, 34 тел-факс: 33-21-71

Согласовано:

Зам. директора по ВР

Охлопкова И.Н._______________

       

        Рабочая программа

Психологический кружок

«Лестница роста»

на 2019-2020

Руководитель:

Макарова Екатерина Анатольевна

г. Якутск

2019

Пояснительная записка

Нормативные документы для разработки программы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273  «Об образовании в Российской Федерации»
  2. ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
  3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
  4. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
  5. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект).

Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям в школьном коллективе.  Любой педагог подтвердит, что начало пятого класса – сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Сложностей много, и связаны они не только с учебным процессом, но и с организацией жизни в школе. И хотя каждая школа – сложный и своеобразный «организм», но многие проблемы, испытываемые пятиклассниками, похожи. Для пятиклассника первого сентября зачастую новое всё: и здание школы, и дети в классе, и учителя, и даже обучение другое – предметное. Возникает ситуация новой системы образования. Интересно, но тревожно, хочется быть активным, умным и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел все самое лучшее, что есть во мне, ведь я не хуже других.

Направленность программы:

Программа имеет психологическую  направленность:

Предлагаемая программа психологических занятий направлена на создание условий для успешной адаптации детей к среднему и повышения уровня психологической готовности детей к обучению в среднем звене, познавательному развитию, а так же на совместную работу психолога, классного руководителя и учителей-предметников во время обучения в пятом классе.

                Целью психологического кружка является: формирование у учащихся 5-х классов положительного отношения к обучению в средней школе посредством снятия эмоционального напряжения, чувства тревожности, развития коммуникативных навыков и повышения самооценки, формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.

Задачи:

образовательные

  1. Снизить накопившееся эмоциональное напряжение, уровень агрессии у пятиклассников.
  2. Снизить уровень тревожности пятиклассников.
  3. Способствовать развитию навыков социальной компетентности (саморегуляция и коммуникативные навыки).
  4. Способствовать самопознанию учащихся 5-х классов и повышению их самооценки.

развивающие

  1. Развивать творческие и организаторские способности учащихся 5-х классов.
  2. Развить социальные и коммуникативные умений, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

воспитательные

  1. Сформировать  адекватные  формы  поведения в новых школьных ситуациях

Формы и режим занятий:

Формы: групповая, индивидуальная и фронтальная.Занятия проводятся в течение учебного периода 2 часа в   неделю.

1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).

2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).

4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

5. Метафорические истории и притчи.

Ожидаемые результаты:

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение школьниками знаний о нормах коллективной жизни;  об основных формах  и правилах общения; о способах и приёмах управления своими эмоциями

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к родной школе, своему классу, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.    

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия):опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт волонтерской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.  

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции учащегося — принятие и освоение новой социальной роли учащегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслоообразование— поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения учащимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

 Учебный план

Календарно-тематическое планирование 5 класс

  1. Можно ли учиться с удовольствием -9 ч

Дата

Тема

Кол-во

часов

Содержание

1

 Здесь и сейчас мы собрались.

1

Формирование эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новому стилю общения  «взрослого».

Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.

Изготовление портрета-коллажа; раскрытие различных сторон человека: предпочтение, способности, мечты и т.д.

Знакомство с требованиями основной школы.

Принятие правил поведения в группе; принятие правила группового взаимодействия;

Формирование учебных умений. Обучение приемам организации учебной деятельности

2

«Здравствуй, 5 класс!»

1

3

Я и мой класс

1

4

Я и моя школа

1

5

Принятие правил

1

6

Что поможет мне учиться.

1

7

Легко ли быть учеником.

1

Знакомство с правилами обучения и поведения в основной школе.

8

Оценка и отметка

1

Определение понятий оценка и отметка, что важнее.

9

Портрет идеального учителя.

1

Обучение правилам поведения и общения со взрослыми.Диагностика представлений детей об учителях.

  1. Искусство общение – 7

1

Средства общения.

1

Развитие представлений учащихся о понятии «общение».  Знакомство с функциями и формами общения, оценка возросшей значимости роли общения.

Изучение индивидуальных, особенностей личности ребёнка.

Понятие активного слушания. Развитие  у  учащихся умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека.

 Развитие  у  учащихся умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека.

Изучение приемов невербальной коммуникации, развитие представлений  учащихся об интерпретации невербальных сигналов в общении

Передача информации с помощью рисунка..

2

Какой я собеседник?

1

3

Умение слушать и слышать

1

4

Правила честного спора

1

5

Общение без слов.

1

6

Поговорим рисунками.

1

7

Портрет нашего класса

1

Создание коллективного коллажа на тему «я-ты, он-она, вместе дружная семья»

  1. Мы – команда -5

1

Наши сходства и различия.

1

Определение понятия «роль»; многообразие жизненных ролей; принятие роли в зависимости от ситуации; определение собственного Я.

Актуализация опыта детей, связанного с ситуацией «когда меня дразнят», «когда я дразню кого-то», «когда при мне кого-то дразнят»; психологические средства избегания конфликта.

Выяснение представлений детей о понятиях «командный дух», «единство», «ответственность за общее дело»; практические задания по осознанию данных понятий;

Развитие умения вставать на позицию другого человека, проявлять эмпатию; обсуждение пережитых чувств.

 Выяснение представлений детей о понятиях «командный дух», «единство», «ответственность за общее дело»; практические задания по осознанию данных понятий;

2

Как избежать конфликтов.

1

3

Сплочённость и доверие.

1

4

Взаимопонимание и взаимопомощь.

1

5

Командный дух

1

  1. Учимся управлять эмоциями- 5

1

Наши эмоции и чувства.

1

Знакомство учащихся с понятиями эмоции. Научить определять эмоциональное состояние других людей.

Изготовление портрета-коллажа; раскрытие различных эмоций .

 Определение способов, помогающих справляться с негативные эмоции; практическое применение данных способов в конкретных ситуациях.

Коллективное переживание и взаимная поддержка; виды страхов; наличие страхов у каждого человека.

Разработка способов преодоления страха; отработка навыков преодоления страха.

2

Проявление эмоций и чувств

1

3

Как преодолеть негативные эмоции.

1

4

Наши страхи

1

5

Приёмы создания позитивного настроя

1

  1. Цель и пути её достижения -9

1

Значение планов и целей.

1

Знакомство с критериями цели. Дискуссия совместное обсуждение. Навык формулирование цели поступка.

Анализ  собственных ценностей  и целей.

Развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств  для их достижения.

Осознание жизненных целей и способов их осуществления. Сказка ложь, да в ней намек.

Повышение уверенности в достижении жизненных целей.

Осмысление личных целей на период обучения в основной школе;

2

Какие цели бывают.

1

3

Как правильно поставить цель..

1

4

Ложные и истинные цели.

1

5

Почему мы не всегда достигаем цели.

1

6

Учимся ставить цели.

2

7

Правила здорового питания

1

Воспитание желание здорового образа жизни путем формирования понимания основного рационального сбалансированного питания учащимися.

8

Правила здорового сна.

1

Знакомство с приемами релаксации.

Итого: 35 часов

Список используемой литературы

  1. Абульханова – Славская К.А. Проблема активности личности;  методология и стратегия исследования // Активность и жизненная позиция личности. – М., 1998.
  2. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии. – М., 2002.
  3. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой терапии.СПб., 2000.
  4. Лендрет Г. и др. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. – М., Воронеж, 2001.
  5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.; Воронеж 2000.
  6. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова- СПб., 2000.
  7. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. – М., 1989.
  8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М., 2001.
  9. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.
  10. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ Под ред. В.В. Лебединского – М., 1990.

Методические рекомендации:

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.  Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.

В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу.

2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.

3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

4. Коррекционно-развивающая работа проводится с обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил.

5.Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционных занятий «Стилистика и культура речи 9 класс»

Настоящая программа имеет целью подготовить выпускников 9 класса к письменному экзамену по русскому языку (изложение с элементами сочинения), обогатить речь учащихся, научить различать виды стил...

Программа коррекционных занятий по русскому языку для учащихся 7 класса

Программа коррекционных занятий по русскому языку предназначена для учащихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья...

Программа коррекционных занятий «Экологический час» 5-6 класс для детей с ОВЗ

Один из важнейших принципов программы - краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание б...

Программа коррекционных занятий по направлению «Творческое воображение» (5-6) классы

Данная программа разработана для учащихся 5-6 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Она позволяет организовать конструктивно-художественную деятельность ребёнка, стим...

Программа коррекционных занятий "Рукоделие": "Сувениры своими руками"

Программа внеурочной деятельности  для детей с ОВЗ (умственной отсталостью)...

ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-го КЛАССА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ

ПРОГРАММАТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-го КЛАССА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ...