Выступление на МО воспитателей Тема: «Создание коррекционно-развивающей среды, стимулирующей деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества»
учебно-методический материал по психологии
Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и направлено на развитие личности ребенка.
Коррекционно-развивающая среда учитывает интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.
Основные задачи коррекционно-развивающей среды:
- Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом;
- Ориентация на зону актуального и ближайшего развития;
- Социальная компенсация дефекта;
- Коррекция и преодоление отклонений в поведении.
Вопрос создания коррекционно-развивающей среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы образования. Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того, насколько целесообразно создана коррекционно-развивающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
коррекционно - развивающая среда | 35.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»
Выступление на МО воспитателей
Тема:
«Создание коррекционно-развивающей среды, стимулирующей деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества»
Автор : Гараськова Л.В
2020г.
«Все начинается с детства» (С. Михалков)
- эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с темой моего выступления.
Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность (ст.2), любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества (ст.23). Это означает, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе и инвалида или имеющего отклонения в развитии – важнейшая задача гуманного общества. Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, включающие не только обеспечение доступности качественного образования, но и создание условий для формирования успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.
В связи с этим встает особая задача по обеспечению социально-психологических и педагогических условий интеграции детей и подростков с различными отклонениями в развитии в социокультурную среду.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Ведь каждый воспитанник школы-интерната имеет индивидуальные особенности. Поэтому эффективная педагогическая помощь предполагает целостное, комплексное воздействие на интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Каждому ученику с УО нужны более комфортные условия, необходимо создание коррекционно-развивающей среды. В специальном образовании ведущими педагогическими категориями являются обучение, воспитание, коррекция и развитие. На нас, как на воспитателей возложена ответственность за организацию воспитательного процесса в школе. И основной задачей воспитания в школе – является создание коррекционно-развивающей среды, которая стимулирует деятельность детей к освоению социокультурных ценностей общества.
И наш педагогический оптимизм опирается на идею Л.С. Выготского о “зоне ближайшего развития” ребенка и основывается на имеющемся актуальном уровне развития ребенка, его потенциальных возможностях.
Т.е берется в основу система задач трех уровней:
Профилактического – предупреждение отклонений, трудностей в развитии;
Коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
Развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
Под развивающими условиями мы понимаем создание своеобразного развивающего "поля" вокруг ребенка, которое бы способствовало раскрытию личностного потенциала учащегося, его индивидуальности, познавательной сферы, и проявлению творческих способностей каждого ребенка.
Как мы понимаем понятие “среда”?
Понятие среда определяется как совокупность условий и средств целесообразной жизнедеятельности системы, в данном случае – учащегося с ограниченными возможностями здоровья (Философский словарь).
Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и направлено на развитие личности ребенка.
Коррекционно-развивающая среда учитывает интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.
Основные задачи коррекционно-развивающей среды:
- Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом;
- Ориентация на зону актуального и ближайшего развития;
- Социальная компенсация дефекта;
- Коррекция и преодоление отклонений в поведении.
Вопрос создания коррекционно-развивающей среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы образования. Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того, насколько целесообразно создана коррекционно-развивающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.
Доказано, что на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья большое влияние оказывает окружающая среда. А если это ребенок с нарушениями интеллекта, то коррекционно-развивающая среда – это та среда, в которой создаются условия для коррекции познавательной сферы, речи, стимуляции речевой и учебной деятельности, речевого общения.
Правильно организованная коррекционно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Учитывая, что у воспитанников с УО отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем, бедность, однообразие микросреды могут привести к ограничению возможностей развития детей. Работая над созданием коррекционно-развивающей среды, для детей с отклонением в развитии, является специально организованная коррекционно-пространственная среда: сенсорные уголки, дидактические игры, пособия, предназначенные для полноценного развития психологических процессов.
Коррекционно-развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции.
Необходимым условиям организации коррекционно-развивающей среды является: учёт индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, эмоциональная насыщенность среды, учёт потребностей ребенка в индивидуальной и совместной деятельности.
Исходя из этого, коррекционно-развивающее пространство должно стимулировать деятельность детей к освоению социокультурных ценностей общества.
Важной особенностью процесса социокультурного образования личности является ее личностно-деятельностный и ценностный подходы. Источником социокультурного образования и нравственного становления личности является опыт ее деятельности. Поэтому задача педагога – включить воспитанников в разнообразную деятельность, создать коррекционно- развивающую среду, которая:
- предусматривает в центре образования личность, ее индивидуальное развитие;
- способствует развитию самостоятельности, активности, творческих способностей в соответствии с индивидуальными потребностями, возможностями и интересами детей.
- способствует формированию в процессе образования демократических принципов в отношениях между детьми: взаимного уважения прав и свобод друг друга, умения вести диалог, конструктивно разрешать конфликты,
- учит осуществлять выбор в ситуации неопределенности и нести ответственность за принятое решение.
Социокультурное развитие детей трактуется как процесс приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, воспитанию толерантного отношения, формирования собственной модели поведения у детей в конкретном обществе, ценностных основ отношения к действительности. Под социокультурным развитием рассматривается процесс вхождения человека в культуру, принятие и присвоение общечеловеческих и национальных ценностей, социальных норм и ценностей, присущих данному обществу.
Базовые социокультурные нормы являются главным содержанием духовно-нравственного воспитания. В основе социокультурного воспитания находится становление отношения личности к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, что предполагает развитие качеств патриотизма, толерантности, уважения и товарищества.
Соответственно, в ходе приобщения детей к социокультурным нормам необходимо соблюдение соответствующих психолого-педагогических условий:
- наличие необходимой социокультурной среды;
- материально-техническое оснащение творческого взаимодействия;
- учет индивидуально-возрастных особенностей детей,
- учет интереса и активности детей;
Работа по приобщению детей к социокультурным нормам начинаться с младшего школьного возраста:
- с ознакомления с историей и традициями родного села, с трудовой деятельностью взрослых, с бережным отношением к природе, со знакомством с культурой других народов, культурными традициями и фольклором; с привитием детям навыков культурного поведения и культурно-гигиенических навыков, а также культуры общения, культуры деятельности и культуры речи.
Сейчас мои воспитанники в старшем звене, работа по приобщению детей к социокультурным нормам продолжается, все ребята охвачены внеурочными занятиями: посещают кружки, спортивные секции, участвуют в общешкольных мероприятиях.
В своей педагогической деятельности я использую различные формы работы (фронтальная, групповая, индивидуальная ).
Применяю традиционные методы:
1) словесными (беседы, классные часы, коррекционные занятия, и т.д.);
2) практическими (экскурсии, конкурсы и т.п.);
3) наглядными (выставки разных жанров, презентации)
Эта традиционная классификация методов основана на том, что воспитанники приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности, из моих сообщений, изложенных в форме объяснений, рассказов, чтение худож.литературы, бесед, классных часов, коррекционных занятий, и т.д.);
Среди практических методов применяю упражнения, игры, моделирование ситуаций, экскурсии, это зависит от темы занятия
Среди наглядных методов применяю в основном на занятии творчеством, наблюдение – рассматривание картин, рисунков, просмотр презентаций , и т.д.
Например, в качестве основных источников, раскрывающих социокультурный потенциал ребенка, можно использовать сказки, продуцирующие основные нравственные ценности, присущие нашему народу и воспевающие добро, справедливость, трудолюбие.
Считаю, что «сказкотерапия» одна из основных средств формирования представлений детей о социокультурных ценностях русского народа.
При использовании «сказкотерапии» можно обсудить анализ социокультурных норм (анализ поведения сказочных героев, анализ причин поступков героев)
Неслучайно Г.М. Дульнев указывал, что вовлечение ребят данной школы в различные ситуации является важным условием его социальной зрелости, дети убеждаются на практике, что их достижения оцениваются, их авторитет повышается.
У школьника - олигофрена, чтобы он стал личностью, и мог проявить эту грань, необходимо воспитывать множество качеств.
Главным и первостепенным, я считаю, это отношение к различного рода труду. Это должно быть сознательное отношение к физическому (утренняя зарядка, спортивные часы, секции, участие в уборке закрепленной за классом территории, участие в субботниках) интеллектуальному (уроки, воспитательские часы, самоподготовки, участие в общешкольных мероприятиях) и профессиональному труду. (экскурсии в пожарную часть, в аптеку, на почту, в продуктовый магазин)
Считаю, что воспитанник должен овладеть элементарными умениями и навыками в трудовой работе, уважительно относиться к труду, и, конечно, необходимо подготовить его к выбору профессии.
Особое значение в своей работе я уделяю накоплению детьми нравственных знаний, считаю, что это база развития взглядов и формирования устойчивых мотивов нравственного поведения. Стремлюсь сформировать у них уважительное отношение к окружающим, быть более доброжелательными, быть более сознательными в дисциплине, стараться преодолевать иждивенчество и эгоизм.
Правильно сформированные у детей гражданские качества личности являются базой воспитательной работы всего педагогического коллектива. Это понимание и соблюдение основных прав и обязанностей граждан нашей страны, уголовного права, усвоение правовых знаний, они осознают свою личную ответственность за свое поведение, знают минимум основ гражданского, семейного, трудового права, понимают всю важность законов государства, своих прав и обязанностей.
Конечно, я осознаю особенности детей:
- что нарушения познавательного процесса развития усложняют правильное независимое общение ребенка,
- сокращение возможности к конкретизации обобщений приводят к несогласованности слова и установленной деятельности;
- нарушения в эмоционально-волевой области снижают самостоятельность, уменьшают стремление быть лучше, способствуют созданию и закреплению отрицательных привычек;
- они затрудняются в оценке своего поведения или деятельности.
Поэтому, считаю главным для себя – уметь правильно руководить воспитательным процессом, строить его согласно логике и закономерностям развития, обеспечивая формирование личности ребенка в заданном направлении.
Конечно наиболее совершенным результатом воспитания учащегося в коррекционной деятельности, можно считать то, при котором совпадают уровни развития нравственного сознания и нравственного поведения, так же когда поступки и их поведение находятся в полной гармонии с их убеждениями, взглядами, сознанием, и при всем этом натуральное поведение переходит в культурное.
Мониторинг уровня воспитанности. Слайд
5 класс – 3,5 б
7 класс – 3,89 б
Коэффициэнт сплоченности: 1 класс – 0,3 4 класса – 0,4
Лидеры - Бернгард Д., Сарчев Р. 1 класс
2- Предпочитаемые - Пономаренко С., Лещенко Ж., Лещенко С, Соколов М.
3- Пренебрегаемые - Булгаков Ж.
4- Изолированные - Вайгель А.
2 класс
Лидеры –Нейфельд С. Тайлаков И.
Предпочитаемые –Лещенко С., Соколов М., Лещенко Ж., Сарчев Р.
Принятые –Кученчереков А, Бернгард Д.
Отверженные – Пономаренко С., Вайгель А.
4 класс
1.Лидеры – Кученчереков А, Соколов М.,Тайлаков И.
2.Предпочитаемые – Ильиных Д., Лещенко Ж., Нейфельд С. Сарчев Р.
3. Пренебрегаемые – Лещенко С., Шейд А.,
4. Изолированные - Пономаренко С., Вайгель А. Бернгард Д.
7 класс
Предпочитаемые– Женя Л., Айдар К., Данил И., Илья Т., Саша Н.,
Пренебрегаемые – Артем Ш, Рома С., Дима Б., Алеша В.
Конечно, меня беспокоят такие ученики: Сарчев Р, Бернгард Д, Пономаренко А, Лещенко А., которые в силу своего развития и индивидуальности, для них процесс интеграции в общество будет для них очень сложным.
Подводя итог, можно сказать, что коррекционно-развивающая среда — это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми.
Считаю, что воспитание является базой и основой всего того, что вложил педагог в душу ребенка, как умело он смог объяснить значимость этого человечка и дать все необходимое в этом возрасте, от этого будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, и как будет строить свои взаимоотношения с окружающими.
Под коррекционно-воспитательной работой в условиях группы продлённого дня во внеурочной деятельности подразумевается:
- организация обучения, воспитания, социализации и быта воспитанников в охранительно-оздоровительном режиме;
- коррекция негативных поведенческих и нравственных качеств,
- формирование активной жизненной позиции через личностное «Я»
- коррекция познавательных процессов;
- коррекция эмоционально-волевой сферы, как основы поведения воспитанника;
- самореализация и самоутверждение ребёнка в различных сферах творческой, спортивной, интеллектуальной деятельности.
Исходя из этого, коррекционно-развивающее пространство должно быть организованно так, чтобы каждый воспитанник имел возможность заниматься любимым делом. Необходимо сделать его информативно богатым, системным, что обеспечивает разнообразие тематики, многообразие дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающего пространства должны сочетаться между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивая развитие у воспитанников становления их социальной компетентности в играх, занятиях, общения со сверстниками, взрослыми.
Ребенку с нарушениями необходимы разнообразные по содержанию занятия, где ставится задача развития комплекса представлений, предметных, ролевых и игровых действий на основе тактильно-кинестетических, слуховых и других ощущений.
При построении коррекционно-развивающего педагогического процесса наше образовательное учреждение основывается на комплексных подходах, включающих профилактические мероприятия, укрепление физического здоровья ребенка, общую коррекционную направленность фронтального учебно-воспитательного процесса (на уроках, внеклассных занятиях, во время самоподготовки), индивидуально-групповую коррекционную работу в зависимости от специфических недостатков в развитии (логопедию, психокоррекцию, ЛФК).
Когда я работала в младших классах, то в нашем классе были специально оборудованы зоны, направленные на компенсацию состояния обучающихся,
Это были следующие развивающие среды:
Сенсорная среда – обеспечивала развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем. Данная среда максимально насыщалась материалами, стимулирующими сенсорное развитие.
В классе были различные коробки из различных предметов с набором игр (пазл, детское домино, мозаика), требующих составить из частей целое, сложить объекты по заданной схеме действия.
В интернате, в игровой комнате, был широкий выбор общения с игрушками — манипуляторами, таких, как сборно-разборные пирамидки, башенки, простейшие устройства, вкладыши, приспособления для нанизывания, навинчивания, раздвижения, крупный набор строительного материала.
Моторно-двигательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими моторное развитие.
Висел стенд многофункциональный и развивающий для мальчишек (защелки, замочки, цепочки, различные задвижки).
Благодаря оснащённости предметно развивающей средой тренировался мышечный аппарат ребенка, развивалась мелкая моторика, стимулировалась двигательная активность и предметная деятельность воспитанников. Обучение тактильно-кинестетическим действиям осуществлялось в играх с набором карточек с различной шнуровкой, мешочками с разными крупами. Дети погружали руки и отгадывали виды круп, вариации игр «Чудесный мешочек»
Ведь тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому наши игровые занятия мы начинали с развития именно этого вида чувствительности.
Учебно-познавательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие.
Это воспитательские часы, беседы, коррекционно-развивающие занятия, спортивные, творческие, занятия, занятия в кружках и занятия у специалистов школы: педагога-психолога и логопеда.
Мною была собрана картотека игр и упражнений на развитие о коррекцию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитие связной речи, развитие мелкой моторики пальцев рук, физкультурные минутки и паузы и другие, которые постоянно .
Весь игровой и дидактический материал соответствовал возрасту детей и требованиям СанПиНа.
Литература:
- Ананьина С. А. Актуальные проблемы и эффективные модели коррекционно-развивающего пространства для детей с ОВЗ // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 331-332. — URL https://moluch.ru/archive/183/47020/ (дата обращения: 05.01.2020).
- Мазорук Е. Д. Система социализации личности воспитанников условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида / Е. Д. Мазорук.
- Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // 2010. — № 1
- Е. В. Самсонова, Т. П. Дмитриева, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. М. 2014 г.
- Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. — М., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Создание коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения II вида»
В статье кратко представлены основные аспекты по созданию коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения для слабослышащих учащихся. Статья со...
Создание коррекционно-развивающей среды на уроках русского языка в школе I-II вида
Усвоением языка во многом определяется уровень личностного развития глухого и адекватная деятельность его в цивилизованной социальной среде. В процессе речевого развития, в процессе обучения осуществл...
Современные технологии в УВП с целью создания коррекционно-развивающей среды как способ коррекции недостатков в личности обучающихся с ОВЗ.
Современная педагогическая технология в УВП --- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безу...
Сообщение "Создание коррекционно-развивающей среды – основа социализации школьников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната"
Опыт работы по преподаванию социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе-интерате I вида....
Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...
Доклад на МО воспитателей "Создание коррекционной-развивающей, воспитательной и социальной среды в коррекционном учреждении"
В настоящее время в нашем обществе сложилась сложная ситуация с социальной адаптацией детей - сирот вообще и детей - детей с недостатками развития в частности. Раньше в условиях планового развития хоз...
ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе
1. Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...