Доклад на МО воспитателей "Создание коррекционной-развивающей, воспитательной и социальной среды в коррекционном учреждении"
материал по теме

Колчина Наталья Константиновна
В настоящее время в нашем обществе сложилась сложная ситуация с социальной адаптацией детей - сирот вообще и детей - детей с недостатками развития в частности. Раньше в условиях планового развития хозяйства большинство учеников по окончании школы - интерната устраивались в жизни по четко действующей системе: школа - интернат, трудоустройство, получение жилья. Данная ситуация в условиях рыночной экономики переросла в социальную драму. Важное значение имеет формирование у детей с нарушением в развитии адекватной самооценки и осознания перспектив будущей жизни. Данный тип учащихся до поступления в школу часто рос в условиях, где воспитывающая среда практически отсутствовала. Единственное воспитательное и коррекционное воздействие может оказать только школа. Значит выбранная нами общешкольная тема, над которой мы работаем на уроках и во внеурочное время, является очень актуальной: «Системная работа по социализации детей - инвалидов коррекционно- образовательном учреждении. как залог их успешной адаптации в обществе» . Современная жизнь с её социально-экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_sozdanie_kor-_raz-vospit_sredy.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат VI вида»

Создание коррекционной-развивающей, воспитательной и социальной среды в коррекционном учреждении.

Выполнила зам директора: Колчина Н.К.

Владивосток

2012 г.

В настоящее время в нашем обществе сложилась сложная ситуация с социальной адаптацией детей - сирот вообще и детей - детей с недостатками развития в частности. Раньше в условиях планового развития хозяйства большинство учеников по окончании школы - интерната устраивались в жизни по четко действующей системе: школа - интернат, трудоустройство, получение жилья. Данная ситуация в условиях рыночной экономики переросла в социальную драму. Важное значение имеет формирование у детей с нарушением в развитии  адекватной самооценки и осознания перспектив будущей жизни. Данный тип учащихся до поступления в школу часто рос в условиях, где воспитывающая среда практически отсутствовала. Единственное воспитательное и коррекционное воздействие может оказать только школа. Значит выбранная нами общешкольная тема, над которой мы работаем на уроках и во внеурочное время, является очень актуальной: «Системная работа по социализации детей - инвалидов коррекционно- образовательном учреждении. как залог их успешной адаптации в обществе» . Современная жизнь с её социально-экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи. Что такое воспитание? Педагогическая наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. Одним из распространенных определений этой категории является понятие о воспитании как о передаче социального опыта от одного поколения к другому, о формировании у молодежи определенных знаний и умений, о способности применять эти знания на практике.

С. Выготский говорил: « Среда воспитывает человека. Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды...»

 Воспитание это целенаправленное управление процессами развития личности, с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для её развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

 Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация, массовое обнищание семей, снижение уровня жизни. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Ощутимое падение нравственных ценностей и норм, рост семей злоупотребляющих алкоголем, отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы, являются причинами различных отклонений в развитии наших детей, а последствия для детей очень тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни. Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы у детей, делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.

 Судьбы воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов, наверное, редко бывают счастливыми. Но и этим детям нужно дать образование, нужно научить их жить, нужно помочь им стать нужными обществу, найти в нем свое место после выхода из школы-интерната.

На долю учителя в процессе воспитания выпадает активная роль - лепить, кроить и резать элементы среды, сочетать их самым разным образом, чтобы они осуществляли ту задачу,  которая ему нужна. Наши дети, в основном ведомые, им свойственно подражание, нотации и беседы бесполезны. Значит вся школьная жизнь, каждый педагогический акт должны служить делу воспитания и коррекции психофизических недостатков учащихся. Воспитательная среда начинается с порога школы, с приветствия педагога, с вопроса о настроении ребенка о его самочувствии. Дети, привыкая к такому общению, сами пытаются выразить свои чувства: пожелать здоровья, поинтересуются делами. Общение педагогов между собой - яркий пример для подражания. Общаясь, мы даем пример для подражания детям, при этом мы все надеемся, что они вырастут чуткими  и доброжелательными к людям. Но не всегда наши надежды сбываются, все зависит от своеобразного социокультурного развития аномального ребенка. Оно состоит в том, что имея недоразвитие высших психических функций в качестве вторичной надстройки над основным дефектом, он выпадает из механизма межличностных групповых взаимодействий, что в свою очередь замедляет, искажает дальнейшее его личностное и интеллектуальное развитие .

 Л.С.Выготский пишет : « Из- за дефекта у ребенка возникает ряд особенностей, которые препятствуют нормальному развитию коллективного общения, сотрудничества и взаимодействия этого ребенка с окружающими людьми. Выпадение из коллектива или затруднение социального развития, в свою очередь, обуславливает недоразвитие высших психических функций, которые при нормальном течении  возникают непосредственно в связи с развитием коллективной деятельности ребенка. Насколько практически безнадежно бороться с дефектом и его непосредственными последствиями, настолько законна, плодотворна и многообещающа борьба с затруднениями в коллективной деятельности».

Одним из способов влияния и изменения социальной среды, посредством изменения членов этой среды, является воспитание. У каждого воспитания есть свои собственные цели, даже у каждого периода могут быть свои и в чем бы они ни выражались, они всегда будут формулировать известные стороны и характер того поведения,  которое воспитание хочет вызвать по жизни. Только такие цели воспитания могут иметь реальное значение в выборе и направлении воспитательного процесса, ибо только они могут давать правило для отбора нужных воспитательных воздействий и правильного их комбинирования в стройную педагогическую систему.

Но воспитание не может осуществиться без социальной основы. Рассматривая человека как социальное существо, хочется обратить внимание, что личность не может развиваться вне общества и с другой стороны, не может существовать реального общества  не состоящего из индивидуумов.

Рассмотрение личности и ее жизненных потребностей  составляет основу социального воспитания. Все психическое развитие зависит от наличия или отсутствия практической адаптации, т.е. социального опыта. Для развития социальных отношений положительно необходимы контакты с определенным окружением. Отдельная личность при этом должна научиться приспосабливаться и развивать качества, которые не смогли бы получить должного развития в условиях жизни вне общества. Организованное и относительно закрытое окружение в условиях интерната не способствует приобретению социального опыта. Воспитанникам необходимо обеспечивать занятия вне школы, "выводящие" их в открытый мир. Еще Л.С. Выготский говорил, что школа-интернат это и хорошо и плохо.(Пример)

Есть две основных формы, позволяющие этим детям вступить в более широкое окружение: спорт, молодежное и детское движение. Эти две формы стимулируют не только улучшенное физическое развитие, но и развитие личности и повышение нравственного уровня. Необходимо дать возможность каждому возрасту прилагать наибольшие усилия и приобретать более широкий социальный опыт, которого ребенок может  достичь, благодаря своей деятельности.

Социальная жизнь – есть организация людей, каждый из которых в отдельности осознает свою ответственность в отношении общественного порядка и выполняет в рамках этой организации свои функциональные обязанности. Необходимо готовить окружение, где может быть развит все более широкий социальный опыт, приобретаемый под чутким руководством и обеспечивающий рост силы характера и нравственности, расцвет индивидуальных качеств людей.

Известно, что социализация        осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов семейного и не семейного общения, искусства, средств массовой информации, коммуникации  и др.)

Если речь идет о ребенке с нарушением интеллекта , воспитывающимся в специальном ( коррекционном) общеобразовательном учреждении, то именно здесь должны быть созданы условия максимально содействующие расширению и углублению его социализации в трех основных сферах: деятельности, общении, самопознании. Из этого и вытекает

Задачи: - укреплять здоровье, формировать здоровый образ жизни и экологическую культуру воспитанников, воспитывать волевые качества; - формировать нравственно- эстетические понятия как основу успешной социализации в обществе; - формировать элементы национально- патриотического сознания, основные понятия правовых отношений; - осуществлять профориентацию воспитанников, трудовое воспитание, формировать основные экономические представления; -формировать основные способы мыслительной деятельности  -содействовать творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации; -совершенствовать методическое мастерство педагогов, способных компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания детей.

Целевая комплексная программа развития:

Цель программы:

создание условий для полноценного развития детей: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного; жизненного и профессионального самоопределения,

формирования гражданской позиции, позволяющей каждому воспитаннику построить собственную жизнь, семью, быть востребованным обществом

 Задачи и направления: укреплять здоровье, формировать здоровый образ жизни и экологическую культуру воспитанников, воспитывать волевые качества; - формировать нравственно- эстетические понятия как основу успешной социализации в обществе; - формировать элементы национально- патриотического сознания, основные понятия правовых отношений; - осуществлять профориентацию воспитанников, трудовое воспитание, формировать основные экономические представления; -формировать основные способы мыслительной деятельности  -содействовать творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации; -совершенствовать методическое мастерство педагогов, способных компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания детей.

Содержательное обоснование программы.

Меняющаяся социальная среда оказывает влияние на формирование личности ребенка. Программа должна создать условия для педагогической коррекции исправления искаженной мотивации, активизации психических процессов. Разбив детей на группы по их способностям, желаниям и возможностям, можно добиться проявления каждого ребенка в деятельности школы.  Это работа кружков по интересам в начальном звене. Под руководством опытных педагогов дети должны быть сориентированы на высшие ценности: человек, труд, культура.

Создание в коррекционном учреждении образовательной среды, обеспечивающей активное усвоение ребенком с нарушенными функциями  социального опыта, норм и поведения в обществе.

При этом главной фигурой образовательного процесса должен стать сам ребенок. Педагог, создавая среду в которой живет и действует ребенок, направляет и руководит его личной деятельностью с целью ее дальнейшего развития.

Эта основная идея противостоит требованиям традиционной, авторитарной педагогики, согласно которой, учитель якобы может  непосредственно эффективно воздействовать на ребенка, исходя из своих учебно-воспитательных целей, не сообразуясь с мотивами, интересами и готовностью ребенка осуществлять собственную личную деятельность. Особую актуальность эта идея приобретает по отношению к учащимся с нарушением интеллекта. Способности  наших учащихся частично ограничены, что провоцирует педагогов иногда сводить обучение к тренировке в выполнении отдельных элементов деятельности без понимания учащимися замысла и смысла этой деятельности, ее системной организации.

Основные формы взаимодействия воспитанников с педагогами чаще всего ограничиваются подражанием, имитацией, " делай как я". За обучаемым закрепляется позиция ведомых. Эта позиция исключает инициативу, активность, ведет к однообразию социальных и межличностных отношений, порождает отчужденность между воспитуемым и их наставниками.

Учитывая все это, можно предположить, что если образовательный процесс будет организован с учетом ряда приоритетов:

  • включение воспитанников в совместную продуктивную деятельность;
  • расширение круга общения за счет вхождения во внешнюю социо-культурную среду;
  • формирование образа собственного "Я", как активного субъекта деятельности; то все это обеспечит формирование социально адаптированной личности.

Для достижения поставленной цели предстоит решить ряд задач:

  • обеспечить адекватные формы социальной жизни соответственно возрастным периодам развития ребенка;
  • преодолеть социальную изоляцию детей с нарушением в развитии, интеллекта, осуществить адресное профориентирование, допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку  воспитанников;
  • организовать совместную продуктивную деятельность педагога с воспитанниками во всех сферах социальной жизни;
  • наладить сотрудничество и взаимодействие с государственными и общественными институтами для обеспечения социальной адаптации и интеграции воспитанников.

Это потребует адаптации имеющихся и разработки новых методов психолого-педагогического воздействия направленных на формирование познания, опыта поведения, организацию и мотивацию деятельности воспитанников с нарушением интеллекта.

Заместитель директора по воспитательной работе                 Колчина Н.К.

07.11.2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение воспитателей по теме "Модели коррекционно – развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социализации воспитанников и нравственной жизненной позиции".

Методическое объединение включает в себя вопросы по формированию нравственной и эстетической среды воспитательного пространства. Раскрывает формы, методы и приёмы процесса воспитания....

Доклад по теме: «Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».

Доклад по теме:«Особенности коррекционной работы воспитателя  в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа»....

Применение современного коррекционно-развивающего оборудования в работе психолога в специальном коррекционном образовательном учреждении.

Краткое описание использования сенсорных комнат, песочной терапии, метода биологически обратной связи....

Доклад "Тема: «Использование коррекционно-развивающих упражнений как условие социальной адаптации воспитанников»"

Адаптировать детей к группе сверстников помогают задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение детей распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жес...

Сотрудничество педагогов коррекционного учреждения с родителями в целях повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса.

Основной составляющей педагогической деятельности в коррекционно-развивающем процессе является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и форм...

Доклад "Инклюзивное образование-образование без барьеров создание социально-образовательной среды в образовательном учреждении"

Инклюзивное образование-образование без барьеров: создание социально-образовательной среды в образовательном учреждении...