Статья «Создание коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения II вида»
статья по теме
В статье кратко представлены основные аспекты по созданию коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения для слабослышащих учащихся.
Статья сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Корекционно-развивающая среда | 86.42 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ Омской области «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 15 II вида»
Статья
«Создание коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения II вида»
Ивлева Ю.А., учитель, воспитатель
Обновление содержания образования предусматривает его вариативность, которая обеспечивала бы индивидуализацию педагогического процесса.
В повседневной практике учитель сам выбирает формы, методы, приёмы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком, учитывая его индивидуальные интересы, потребности и возможности.
Развитие детей с дефектом слухового анализатора протекает в условиях нарушенного общения, что ведёт к своеобразию в развитии их речи, а также к отклонениям в развитии их познавательной деятельности и отвлеченного мышления. Всё это требует создания специальных условий работы с детьми данной категории. Одним из таких условий является создание КРС, которая обеспечит не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, но и развитие личности ребенка с нарушенным слухом.
Актуальность проблемы построения коррекционно-развивающей среды обусловлена тем, что в педагогике нет чёткого определения и понимания коррекционно-развивающей среды.
Ведущие педагоги России видят эту проблему по-разному.
Маркова Л.С. пишет: «Под коррекционной средой мы подразумеваем совокупность условий, влияющих на коррекционный процесс. Среда оказывает влияние на уровень, на эффективность коррекционного процесса. Она обуславливает цели специального образования: развитие личности ребенка, имеющего проблемы в развитии, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта».
Нищева Н.В. пишет: «Коррекционно-развивающая среда позволяет обеспечить развивающее обучение, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, даёт возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность»
Проанализировав научную и психолого-педагогическую литературу, учитывая многолетний опыт экспериментальной работы выше названных авторов и учитывая их положительные результаты, мы определяем, что коррекционно-развивающая среда помогает решить многие задачи, стоящие перед педагогом на современном этапе развития специальной школы.
В связи с укреплением позиций гуманистического образования встают задачи проектирования коррекционно-образовательной среды, как многомерного пространства, адекватного современным потребностям детей и тенденциям развития современной культуры, экономики, производства. Это ещё раз подчёркивает актуальность проблемы.
Отсюда можно определить основное понятие. КРС
Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и направлено на развитие личности ребенка. Схема коррекционно-развивающей среды в специальном
учреждении II вида.
Основные задачи коррекционно-развивающей среды:
- Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом;
- Ориентация на зону актуального и ближайшего развития;
- Социальная компенсация дефекта;
- Коррекция «социального вывиха», преодоление отклонений в поведении и «вправление в жизнь».
Принципы построения коррекционно-развивающей среды:
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
- Принцип стабильности, динамичности развивающей среды;
- Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- Принцип открытости, закрытости;
- Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Для эффективной организации коррекционно-развивающей среды необходимы следующие условия:
Условия организации коррекционно-развивающей среды:
- Учёт индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Эмоциональная насыщенность среды;
- Сменность учебных пособий;
- Учёт потребностей ребенка в индивидуальной и совместной деятельности;
- Интеграция разных по содержанию видов деятельности;
- Включение всех видов анализаторов;
- Обеспечение межфункционального взаимодействия двух полушарий головного мозга;
- Соответствие гигиеническим требованиям, правилам охраны жизни и здоровья.
Кроме вышеперечисленных моментов в построении коррекционно-развивающей среды следует учитывать психолого-педагогические аспекты:
Психолого-педагогические аспекты построения
коррекционно-развивающей среды:
- Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками;
- Развитие ребенка в коррекционно-развивающей среде должно способствовать формированию и развитию физических функций, сенсорных навыков, накоплению жизненного опыта и т.д.;
- Коррекционно-развивающая среда должна научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья учиться, самостоятельно организовывать свою деятельность;
- Коррекционно-развивающая среда должна выполнить образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную и коррекционную функции.
Создаёт и проектирует коррекционно-развивающую среду учитель, от личности которого зависит многое.
Наиболее существенные характеристики личности учителя выделяет Бондаревская Е.В.:
- гуманистическая педагогическая позиция учителя по отношению к детям и его способность быть воспитателем;
- владение педагогическими технологиями;
- опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную деятельность как систему;
- культура профессионального поведения, способы саморазвития (умение саморегуляции собственной личности и деятельности).
Эти характеристики личности учителя наиболее соответствуют современным требованиям к профессиональной деятельности педагога.
В специальной школе II вида, при построении образовательного процесса, учитель ежедневно ставит и решает коррекционно-развивающие задачи.
- По коррекции восприятия и представления.
- По коррекции памяти и внимания.
- По коррекции образного мышления и самооценки.
- По коррекции эмоционально-волевой сферы.
Более подробно можно остановиться на задачах по коррекции речи.
- Развивать фонематический слух;
- Совершенствовать слуховое восприятие;
- Развивать импрессивную сторону речи (понимание речи);
- Развивать экспрессивную сторону речи (воспроизведение речи);
- Формировать коммуникативную сторону речи (как средство общения);
- Формировать диалогическую речь;
- Совершенствовать проссадическую сторону речи (темп, ритмика, мелодия);
- Расширять активный словарь;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Развивать навыки словоизменения и словообразования;
- Учить строить предложения по принципу сочинения, подчинения;
- Вырабатывать привычку слухового контроля;
- Учить различным видам пересказа: краткий, полный, выборочный.
Одной из основных задач школы II вида является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, что формирует готовность выйти из стен школы полноценной личностью, готовой действовать в любой сфере общественно-социальной среды нашего общества.
Для успешного решения этой задачи в условиях школы II вида необходимо создать коррекционно-развивающее пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, но и развитие личности ребенка с нарушенным слухом.
Список литературы:
- Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2008.
- Баряева Л.Б. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде. Изд-во КАРО, СПб., 2006.
- Берулава М.Н. Современные проблемы гуманизации образования. М., 2003.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М., 2005.
- Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития. М., 2005.
- Материалы с курсов повышения квалификации «Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха» (Лекции Кузьминой О.С. – зав. Центром специальной (коррекционной) педагогики 2008 год)
- Михаленкова И.А. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушениями слуха. СПб., 2003.
- Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Изд-во «Детство-пресс», СПб., 2007.
- Нищева Н.В. Программа КРР в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2007.
- Психология глухих детей // Под ред. Соловьёва И.М., Шиф Ж.И. М., 1971.
- Речицкая Е.Г. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности. М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА
Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможн...
Рабочая программа по чтению 6 класс по программе специальных образовательных учреждений 8 вида
Рабочая программа по чтению...
Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования детей с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и предствлены мной на КМО в ЦПМСС К...
Коррекционно-компенсаторная направленность физического воспитания учащихся в специальном образовательном учреждении VIII вида
Статья на тему: Коррекционно-компенсаторная направленность физического воспитания учащихся в специальном образовательном учреждении VIII вида...
Статья: Переутомление у учащихся в специальном образовательном учреждении VIII вида на уроке адаптивная физкультура
Статья на тему: Переутомление у учащихся в специальном образовательном учреждении VIII вида на уроке адаптивная физкультура...
Социально-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов условиях специального образовательного учреждения
Статья на педагогический совет.В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абилитационно-воспитательное пространство. Необходимо в самом образовательном учреждени...
Педагогическое сопровождение социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях специального образовательного учреждения
Презентация к дипломной работе по специальности "Организация сурдокоммуникации"...