Профессиональное выгорание учителей
статья по психологии
Профессиональное выгорание учителей
В самой природе профессиональной деятельности учителя заложена эмоциональная вовлеченность. От эффективности труда педагога во многом зависит будущее нашего общества. Неоспорим тот факт, что на школу чаще всего наложен отпечаток не только обучающей функции, а так же воспитательной, и в чем-то родительской. Исходя из последнего, можно сказать, что педагог вовлекается в более тесный личностный контакт не только с ребенком, а также с родителями, бабушками и дедушками, ребенка. Такие отношения, безусловно, можно назвать помогающими и не только в плане разрешения личностных проблем, а так же в личностном росте, развитии способностей, обучении ладить с людьми.
Л.М Митина предлагает следующую иерархическую структуру педагогической направленности учителя:
1) направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;
2) направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;
3) направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета)
Но как уже говорилось, труд учителя связан с множеством стрессовых ситуаций таких как, сорванный урок, недовольство родителей тем как учитель оценивает ребенка, постоянный контроль администрации и многое другое. А так как эмоциональное выгорание в первую очередь рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий в результате продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности, то можно смело утверждать, что профессия учителя в первую очередь подвержена "выгоранию".
Также нельзя забывать о том, что профессия учителя является одной из самых загруженных. По данным социально-демографических исследований труда педагога относиться к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми.
Так, сам по себе факт, что средняя величина рабочей недели учителя, равная, по подсчетам Л. Ф. Колесникова, 52 часам, намного выше той (40 часов), которая установлена по стране, может восприниматься как обычная для учителя ситуация, однако при сравнении с другими профессиями может показаться обидным, т. е. эмоциогенным фактором. К тому же феминизированность профессии учителя имеет целый ряд отрицательных моментов. Среди них повышенная в сравнении с мужчинами - в три раза, по данным Т. Н. Егоровой, - заболеваемость психическими болезнями, высокая "стрессируемость" вызываемая бытовыми неурядицами из-за не меньшей загруженности работой по дому, отсутствия нормальных жилищных условий, недостаточности внимания, уделяемого домочадцам, низкой оплатой труда и т. п., а это нередко приводит к фрустрации как предпосылке различных психических заболеваний. [по38,стр. 55]. Этому же способствует и "старение" учительства за счет наблюдаемого в наши дни оттока молодых кадров из школы в другие сферы. Негативно сказывается на профессионализации будущих учителей складывающиеся у них уже во время обучения психологические защиты. Сюда же следует отнести психологические трудности "принимающего", "безусловного" общения, описанные К. Роджерсом.
По мнению В.В. Бойко, довольно часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты, проработав с людьми какое-то время, меняют профиль работы, и даже профессию. Часть молодых учителей покидает школу в первые 5 лет трудового стажа[10,стр.57].
Именно на нарастающее чувство неудовлетворенности избранной профессией или отсутствие перспективы профессионального роста списывают обычно, руководствуясь "здравым смыслом", резкое снижение уровня квалификации работающих учителей и повышение фактора риска психосоматических расстройств. Хотя не исключено, что испытание на эмоциональную прочность происходит при переживании не только отрицательных, но и положительных моментов.
Анализ литературных данных стресса и его признаков и причин; влияние стресса на стили реагирования педагога и его профессиональную деятельность. Особое внимание было уделено личностным особенностям работников в сфере (человек-человек(. Рассмотрены основные механизмы и последствия стресса - эмоциональное выгорание и факторы его формированияСреди стилей реагирования на стресс выделяют - механизмы психологической защиты, копинг и синдром " эмоционального выгорания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров А.А. Современная психотерапия: курс лекций. Гуманитарное агентство "Академический проект" - Санкт - Петербург.1997. - 335 c
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968 - 234c
3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях. / сост и общая редакция Гришиной Н.В. - СПб изд. Питер, 2001 - 309-334c
4. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и техники ее бытия. / сост и общая редакция Гришиной Н.В. - СПб: Питер, 2001 - 285-309с
5. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного: о неосознанных формах высшей нервной деятельности.. М : Изд-во Медицина. 1968 - 468с
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека . - Л. Наука , 1988- 127с
7. Бодров В.А. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса . психологические состояния / сост и общая редакция Куликова Л.В. - СПб: Питер, 2000 - 446-450
8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информац. Изд. дом Филин ,1996 - 251с
9. Борневассер. Стресс в условиях труда. психологические состояния / сост и общая редакция Куликова Л.В. - СПб : Питер, 2000 - 450-460тр
10. Вайнер И. Основы психотерапии. - СПб .:Питер,2002.- 151с
11. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критической ситуации/ психологический жрнал,1995 №3, 90-101с
12. Василюк Ф.Е. Психология переживания : анализ преодоления критической ситуации. Изд. Московского университета. М. ,1984 -200 с
13. Вид В.Д. Психоаналитическая психотерапия при шизофрении. СПб, 1993 -273с
14. Вид В.Д. Попов Ю.В. Современная клиническая психиатрия - СПб: Речь ,2000- 402с
15. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х томах. Т.1.- М.: Мир, 1992 - 238с
16. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб Изд-воСвет 1997 - 521с
17. Грановская Р.М. Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. - СПб .: Знание, 1999 - 352с
18. Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997- 143-156 с
19. Доценко Е.Л. Психологические манипуляции: феномены, механизмы защиты. М.2000 - 256с
20. Зарубежный психоанализ / сост. и общая редакция Лейбина В.М. - СПб: Питер , 2001 - 512с
21. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения личночти: Учебное пособие . СПб: СПбГИПиСР, 2001- 285с.
22. Китаев -Смык Л.А. Психология стресса. Изд-во Наука. М 1983. с368
23. Краткий психологический словарь
24. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологическое исследование./ Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции , медицинские, индустриальные и военные последствия стресса. - под. ред. Леви Л., перевод Асеев Ю.А., Изд. Медицина. Ленинградское отделение . 1970 -327с
25. Лазебная Е.О Травматический психологический стресс и его последствия Прикладная психология №2,2000-.стр. 23-26с
26. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структурв личности в клиническом процессе/пер. с англ. Под ред. Глущенко М.В. и Ромашкевича М.В. М. Независимая фирма Класс, 1998 -480с
27. Маничев С.А. Критические жизненные события и профессиональное выгорание. Психологические проблемы самореализации личности . выпуск 5/ под ред. Никифорова Л.А., Коростылевой Л.А., Спб. : Изд. С-Питер. Университета 2001. - 201с
28. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя .- М. Изд. Флинта. Московский психолого -социальный институт,1998, 200с
29. Немов Р. С.Психология. М., 1995г. Т.2,3.
30. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб. Пособие,2-е изд./под ред. Никифорова Г.С. , Дмитриевой М.А., В.М. Снеткова - Изд. С- Петербургского университета 2001г. с175
31. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие/ ред. Райгородский Д. Я..- Издательский дом БАХРАХ. Самара 1998 -672
32. Психология человека от рождения до смерти./ под. Ред. Реана А.А. - СПб, 2002.- 656с.
33. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании М., 1995.,
34. Ронгинская Т.И. Синдром эмоционального выгорания в социальных профессий. Психологический журнал 2002, том 23,№3 с 85-93
35. Селье Г. Стресс без дистресса. - М. - 1975г. С. 157
36. Смолова Л.В. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ. - Автореф. дисс. канд.псих. наук. СПб , 2000. -163с.
37. Соколова Е.Т. основы общей психотерапии. М. Тривола,2001 - 304с
38. Стиль человека: психологический анализ /под ред. А.Либинина.М.: СМЫСЛ,1998. - 211с
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prof._vygoranie.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное выгорание учителей
В самой природе профессиональной деятельности учителя заложена эмоциональная вовлеченность. От эффективности труда педагога во многом зависит будущее нашего общества. Неоспорим тот факт, что на школу чаще всего наложен отпечаток не только обучающей функции, а так же воспитательной, и в чем-то родительской. Исходя из последнего, можно сказать, что педагог вовлекается в более тесный личностный контакт не только с ребенком, а также с родителями, бабушками и дедушками, ребенка. Такие отношения, безусловно, можно назвать помогающими и не только в плане разрешения личностных проблем, а так же в личностном росте, развитии способностей, обучении ладить с людьми.
Л.М Митина предлагает следующую иерархическую структуру педагогической направленности учителя:
1) направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;
2) направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;
3) направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета)
Но как уже говорилось, труд учителя связан с множеством стрессовых ситуаций таких как, сорванный урок, недовольство родителей тем как учитель оценивает ребенка, постоянный контроль администрации и многое другое. А так как эмоциональное выгорание в первую очередь рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий в результате продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности, то можно смело утверждать, что профессия учителя в первую очередь подвержена "выгоранию".
Также нельзя забывать о том, что профессия учителя является одной из самых загруженных. По данным социально-демографических исследований труда педагога относиться к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми.
Так, сам по себе факт, что средняя величина рабочей недели учителя, равная, по подсчетам Л. Ф. Колесникова, 52 часам, намного выше той (40 часов), которая установлена по стране, может восприниматься как обычная для учителя ситуация, однако при сравнении с другими профессиями может показаться обидным, т. е. эмоциогенным фактором. К тому же феминизированность профессии учителя имеет целый ряд отрицательных моментов. Среди них повышенная в сравнении с мужчинами - в три раза, по данным Т. Н. Егоровой, - заболеваемость психическими болезнями, высокая "стрессируемость" вызываемая бытовыми неурядицами из-за не меньшей загруженности работой по дому, отсутствия нормальных жилищных условий, недостаточности внимания, уделяемого домочадцам, низкой оплатой труда и т. п., а это нередко приводит к фрустрации как предпосылке различных психических заболеваний. [по38,стр. 55]. Этому же способствует и "старение" учительства за счет наблюдаемого в наши дни оттока молодых кадров из школы в другие сферы. Негативно сказывается на профессионализации будущих учителей складывающиеся у них уже во время обучения психологические защиты. Сюда же следует отнести психологические трудности "принимающего", "безусловного" общения, описанные К. Роджерсом.
По мнению В.В. Бойко, довольно часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты, проработав с людьми какое-то время, меняют профиль работы, и даже профессию. Часть молодых учителей покидает школу в первые 5 лет трудового стажа[10,стр.57].
Именно на нарастающее чувство неудовлетворенности избранной профессией или отсутствие перспективы профессионального роста списывают обычно, руководствуясь "здравым смыслом", резкое снижение уровня квалификации работающих учителей и повышение фактора риска психосоматических расстройств. Хотя не исключено, что испытание на эмоциональную прочность происходит при переживании не только отрицательных, но и положительных моментов.
Анализ литературных данных стресса и его признаков и причин; влияние стресса на стили реагирования педагога и его профессиональную деятельность. Особое внимание было уделено личностным особенностям работников в сфере (человек-человек(. Рассмотрены основные механизмы и последствия стресса - эмоциональное выгорание и факторы его формированияСреди стилей реагирования на стресс выделяют - механизмы психологической защиты, копинг и синдром " эмоционального выгорания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров А.А. Современная психотерапия: курс лекций. Гуманитарное агентство "Академический проект" - Санкт - Петербург.1997. - 335 c
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968 - 234c
3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях. / сост и общая редакция Гришиной Н.В. - СПб изд. Питер, 2001 - 309-334c
4. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и техники ее бытия. / сост и общая редакция Гришиной Н.В. - СПб: Питер, 2001 - 285-309с
5. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного: о неосознанных формах высшей нервной деятельности.. М : Изд-во Медицина. 1968 - 468с
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека . - Л. Наука , 1988- 127с
7. Бодров В.А. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса . психологические состояния / сост и общая редакция Куликова Л.В. - СПб: Питер, 2000 - 446-450
8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информац. Изд. дом Филин ,1996 - 251с
9. Борневассер. Стресс в условиях труда. психологические состояния / сост и общая редакция Куликова Л.В. - СПб : Питер, 2000 - 450-460тр
10. Вайнер И. Основы психотерапии. - СПб .:Питер,2002.- 151с
11. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критической ситуации/ психологический жрнал,1995 №3, 90-101с
12. Василюк Ф.Е. Психология переживания : анализ преодоления критической ситуации. Изд. Московского университета. М. ,1984 -200 с
13. Вид В.Д. Психоаналитическая психотерапия при шизофрении. СПб, 1993 -273с
14. Вид В.Д. Попов Ю.В. Современная клиническая психиатрия - СПб: Речь ,2000- 402с
15. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х томах. Т.1.- М.: Мир, 1992 - 238с
16. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб Изд-воСвет 1997 - 521с
17. Грановская Р.М. Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. - СПб .: Знание, 1999 - 352с
18. Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997- 143-156 с
19. Доценко Е.Л. Психологические манипуляции: феномены, механизмы защиты. М.2000 - 256с
20. Зарубежный психоанализ / сост. и общая редакция Лейбина В.М. - СПб: Питер , 2001 - 512с
21. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения личночти: Учебное пособие . СПб: СПбГИПиСР, 2001- 285с.
22. Китаев -Смык Л.А. Психология стресса. Изд-во Наука. М 1983. с368
23. Краткий психологический словарь
24. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологическое исследование./ Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции , медицинские, индустриальные и военные последствия стресса. - под. ред. Леви Л., перевод Асеев Ю.А., Изд. Медицина. Ленинградское отделение . 1970 -327с
25. Лазебная Е.О Травматический психологический стресс и его последствия Прикладная психология №2,2000-.стр. 23-26с
26. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структурв личности в клиническом процессе/пер. с англ. Под ред. Глущенко М.В. и Ромашкевича М.В. М. Независимая фирма Класс, 1998 -480с
27. Маничев С.А. Критические жизненные события и профессиональное выгорание. Психологические проблемы самореализации личности . выпуск 5/ под ред. Никифорова Л.А., Коростылевой Л.А., Спб. : Изд. С-Питер. Университета 2001. - 201с
28. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя .- М. Изд. Флинта. Московский психолого -социальный институт,1998, 200с
29. Немов Р. С.Психология. М., 1995г. Т.2,3.
30. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб. Пособие,2-е изд./под ред. Никифорова Г.С. , Дмитриевой М.А., В.М. Снеткова - Изд. С- Петербургского университета 2001г. с175
31. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие/ ред. Райгородский Д. Я..- Издательский дом БАХРАХ. Самара 1998 -672
32. Психология человека от рождения до смерти./ под. Ред. Реана А.А. - СПб, 2002.- 656с.
33. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании М., 1995.,
34. Ронгинская Т.И. Синдром эмоционального выгорания в социальных профессий. Психологический журнал 2002, том 23,№3 с 85-93
35. Селье Г. Стресс без дистресса. - М. - 1975г. С. 157
36. Смолова Л.В. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ. - Автореф. дисс. канд.псих. наук. СПб , 2000. -163с.
37. Соколова Е.Т. основы общей психотерапии. М. Тривола,2001 - 304с
38. Стиль человека: психологический анализ /под ред. А.Либинина.М.: СМЫСЛ,1998. - 211с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональное выгорание учителей
Рекомендации по профилактике профессионального выгорания учителя (в виде презентации)....
Психолог для педагога. Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя
Конспект выступления педагога-психолога на педсовете на тему "Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя".Структура выступления:1. Теоретическая ча...
Презентация к семинару - практикуму с педагогами "Профилактика профессионального выгорания учителя"
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Цель занятия: помочь учителям справиться с си...
Механизмы профилактики профессионального выгорания учителей
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации учителя является возникновение синдрома профессионального выгорания. В данном докладе приводятся причины, сим...
Механизмы профилактики профессионального выгорания учителей
Презентация к выступлению на педогагическом совете школы...
Признаки профессионального выгорания учителя
Профессиональное выгорание педагога – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов педагога....
Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.
Выступление педагога- психолога на методическом объединении педагогов....