Уроки психологии.
рабочая программа по психологии (7 класс)
Рабочая программа педагога-психолога по внеклассной деятельности для учащихся 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_progr_uroki_psihologii_7_kl.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Юрьев – Польского «Школа №2»
«Согласовано» Заместитель директора ПО УВР МБОУ «Школа №2» ________ / Пугина К. Л./ «___»_______________2019 | «Утверждаю» Директор МБОУ «Школа №2» ________/ Кузина Е.А./ Приказ № ___________ от «___»_______________2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по социальному направлению
«Уроки психологии»
для учащихся 7 классов
Педагог – психолог:
Гришина Юлия Петровна
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторских программ: программы "Самопознание школьников» и «Психология» А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Цель: сформировать знания учащихся о сущности общения, рассмотреть все его стороны, особенности, проблемы, и его значение в жизни человека.
Задачи:
- Помочь ребятам выявить свои коммуникативные способности, преодолеть трудности в общении, развить свой коммуникативный потенциал;
- Научить составлять свой личностный портрет, чтобы выявить свои определенные качественные характеристики;
- Доказать, что искусство общения помогает человеку в его профессиональной деятельности, карьерном росте.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся ориентация образовательного процесса на самоценность и творческий потенциал личности ученика, его индивидуальные возможности, способности, интересы.
В связи с этим большое значение приобрела проблема развития внутренних ресурсов к самообразованию и саморазвитию каждого ребенка.
Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.
Необходимость введения программы внеурочной деятельности «Уроки психологии» связана с реализацией новых требований, предъявляемых сегодня федеральными образовательными стандартами к личности ученика.
Программа «Уроки психологии» ориентирована на обучающихся 7 класса
Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часов в учебный год).
Планируемые результаты реализации программы.
Приобретение школьниками знаний о своих психологических особенностях и особенностях других людей, основах конструктивного общения.
Обучающиеся научатся:
- Способам самопознания и саморазвития, рефлексии, построения ситуации межличностного взаимодействия.
- Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности.
- Обучающиеся получат возможность научиться в соответствии с ситуацией проявлять уважение, сочувствие, эмпатию по отношению к другим людям независимо от возраста, особенностей, статуса.
- Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
- Обучающиеся должны приобрести опыт межличностного взаимодействия (различные способы информирования, ведение переговоров, выявление потребностей нуждающихся в помощи) на основе нравственных норм.
Личностные результаты:
- - развитие самосознания учащихся;
- - формирование у них положительного самовосприятия и чувства своей изначальной ценности как индивидуальности, ценности своей жизни и других людей;
- - развитие свойств и качеств личности, необходимых для полноценного межличностного взаимодействия;
- - формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков разрешения межличностных конфликтов;
- - укрепление адаптивности и стрессоустойчивости, оптимизма в отношении к реальности.
Метапредметные результаты:
- - обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- - осознанно выбирать наиболее эффективные способы в межличностном взаимодействии, в решении учебно-познавательных и жизненно-важных задач;
- - приобретение практического опыта работы в группе, сотрудничества со сверстниками, позитивных моделей поведения в обществе.
Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта: творческие проекты по самопознанию и самовоспитанию.
Содержание курса внеурочной деятельности.
- Психология группы. Что такое социальная группа? Условные и реальные группы. Формальные и неформальные группы. Референтные группы. Соотношение социальных групп в социуме. Как люди влияют друг на друга в группах. Что такое малая группа. Диагностика. Проективные методики «Социометрия», «Психологический климат в группе».
- Самопознание и саморазвитие. Что такое самопознание? Способы самопознания. Качества, важные для межличностного общения. Механизмы общения: эмпатия, рефлексия, идентификация. Вербальные и невербальные средства общения.
3. Открытое общение. Дискуссия «Правила эффективного общения». Практическое занятие: ролевая игра «Давайте познакомимся». Барьеры общения. Обратная связь. Практические занятия: ролевые игра с элементами выполнения упражнений «Испорченный телефон», «Разговоры». Упражнение «Мысль одна, а слов много». Особенности вербальной коммуникации. Практическое занятие: словесные игры: «Зеркало», «Пантомима», «Испорченный видеомагнитофон».
4. Этические формы общения. Правила искусства убеждения. Схема убеждения. Практическое занятие: упражнения «Убеждение»; игры «Комплимент», «Прокуроры и адвокаты», «Поединок ораторов». Как стать специалистом в деловых переговорах. Умение вести конструктивный диалог. Практические занятия: составить текст объявления типа «ищу работу», «приём на работу». Игра «Экстренные звонки». Упражнение: «Отправь SMS другу». Закрепление материала. Притча: «Как важно правильно слушать». Упражнение «Самопохвала».
5. Конфликты и способы их разрешения. Что такое конфликт? Когда возникают конфликты? Упражнение «Вежливые слова». Теория (конфликтные типы личности). Формула конфликта. Управление конфликтом. Правила бесконфликтного общения. Проявление агрессивности, эгоизма. Стресс. Практическое занятие: ролевая коммуникативная игра «Как разрешить конфликт». Рефлексия, упражнение «Живая анкета». Проигрывание поведения в стрессовой ситуации. Практическое занятие тренинг «выхода из неудобных ситуаций, не теряя чувства собственного достоинства».
- Итоговые занятия. Практическое занятие. Групповая коммуникативная игра на сплочение. «Принятие решений». Повторная диагностика. Проективные методики «Социометрия», «Психологический климат в группе».
Каждое занятие имеет следующую структуру:
1. Информационная часть
2. Практическая часть
3. Рефлексия.
Формы и методы работы:
Проведение занятий по темам программы «Психология общения» предполагает использование разнообразных методов и форм работы:
Занятия содержат интерактивные методы:
- - творческие задания;
- игровые элементы;
- мозговой штурм;
- интерактивные лекции (использование видеоматериала);
- Информационно-практические: уроки-лекции, уроки-беседы, дискуссии.
- Практические и тренинговые занятия, ролевые игры.
- Обучение через опыт и сотрудничество.
- Психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания.
- Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.
- Анализ статей научно-популярной литературы.
- Систематическое повторение ранее изученного материала.
- Проверка и самопроверка знаний.
В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по темам курса, видеоматериалы, схемы и т.п.
При оценке результатов обучения целесообразно использовать опросный метод. По окончании курса предлагается выполнить творческую работу (эссе, рефлексивное сочинение, творческое исследование по одной из тем) по выбору учащихся.
Тематическое планирование курса.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Психология группы | 8 |
2 | Самопознание и саморазвитие | 5 |
3 | Открытое общение | 7 |
4 | Этические формы общения | 8 |
5 | Конфликты и способы их разрешения | 6 |
6 | Итоговые занятия | 2 |
Итого: | 34 ч. |
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата по плану |
1 | Психология группы | 8 | |
1\1 | Что такое социальная группа? | 1 | |
2\2 | Условные и реальные группы. | 1 | |
3\3 | Формальные и неформальные группы. | 1 | |
4\4 | Референтные группы. | 1 | |
5\5 | Соотношение социальных групп в социуме. | 1 | |
6\6 | Как люди влияют друг на друга в группах. | 1 | |
7\7 | Что такое малая группа. | 1 | |
8\8 | Диагностика. Проективные методики «Социометрия», «Психологический климат в группе» | 1 | |
2 | Самопознание и саморазвитие | 5 | |
9\1 | Что такое самопознание? беседа | 1 | |
10\2 | Способы самопознания беседа | 1 | |
11\3 | Качества, важные для межличностного общения. дискуссия | 1 | |
12\4 | Механизмы общения: эмпатия, рефлексия, идентификация. | 1 | |
13\5 | Вербальные и невербальные средства общения. | 1 | |
3 | Открытое общение | 7 | |
14\1 | Дискуссия «Правила эффективного общения». | 1 | |
15\2 | Практическое занятие. Словесная игра «Давайте познакомимся» | 1 | |
16\3 | Барьеры общения. Обратная связь. | 1 | |
17\5 | Практическое занятие. Ролевые игры | 1 | |
18\7 | Практическое занятие. Словесные игры | 1 | |
4 | Этические формы общения | 8 | |
19\1 | Правила искусства убеждения. | 1 | |
20\2 | Схема убеждения. | 1 | |
21\3 | Практическое занятие. Сюжетные игры. | 1 | |
22\4 | Как стать специалистом в деловых переговорах. | 1 | |
23\5 | Умение вести конструктивный диалог. Проигрывание ситуаций. | 1 | |
24\6 | Практическое занятие. Составить текст объявления типа «ищу работу», «приём на работу». | 1 | |
25\7 | Практическое занятие. «Экстренные звонки». Упражнение: «Отправь SMS другу». | 1 | |
26\8 | Практическое занятие. Притча: «Как важно правильно слушать». Упражнение «Самопохвала». | 1 | |
5 | Конфликты и способы их разрешения | 6 | |
27\1 | Что такое конфликт? Когда возникают конфликты? | 1 | |
28\2 | Управление конфликтом. | 1 | |
29\3 | Дискуссия. Правила бесконфликтного общения. | 1 | |
30\4 | Проявление агрессивности, эгоизма. Стресс. | 1 | |
31\5 | Практическое занятие. Ролевая коммуникативная игра «Как разрешить конфликт». | 1 | |
32\6 | Практическое занятие. Тренинг «выход из неудобных ситуаций, не теряя чувства собственного достоинства». | 1 | |
6 | Итоговые занятия | 2 | |
33 | Практическое занятие. Групповая коммуникативная игра на сплочение «Принятие решений». | 1 | |
34 | Повторная диагностика. Проективные методики «Социометрия», «Психологический климат в группе» | 1 | |
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок психологии в 5 классе "Язык жестов. Можно ли общаться без слов?"
Вашему вниманию предлагаю урок психологии по экспериментальной программе факультативного курса "Учимся общаться"для учащихся 5 классов по теме "Язык жестов. Можно ли общаться без слов"...
Презентация к уроку психологии "Язык жестов. Можно ли общаться без слов"
Презентация к уроку психологии "Язык жестов. Можно ли общаться без слов" для учащихся 5 классов по экспериментальной программе факулльтативного курса "Учимся общаться"....
Урок психологии "Что такое общениее" для учащихся 5 классов
Урок психологии для учащихся 5 классов по теме "Что такое общение"....
Учебно-тематическое планирование уроков психологии для учащихся 5-8 классов
Учебно-тематическое планирование уроков психологии для учащихся 5-8 классов...
Урок психологии в школе: практика личностного взаимодействия
В данных методических рекомендациях рассматривается проблема организации личностно ориентированного урока психологии с привлечением субъектного опыта учащихся. Для педагогов-психологов, учителей псих...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)
НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...
Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)
Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...