Уроки психологии.
рабочая программа по психологии (7 класс)

Юлия Петровна Гришина

Рабочая программа педагога-психолога по внеклассной деятельности для учащихся 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_progr_uroki_psihologii_7_kl.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Юрьев – Польского «Школа №2»

«Согласовано»

Заместитель директора

ПО УВР МБОУ «Школа №2»

________ / Пугина К. Л./

«___»_______________2019

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Школа №2»

________/ Кузина Е.А./

Приказ № ___________

от «___»_______________2019


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по социальному направлению

«Уроки психологии»

для учащихся 7 классов


                                                                             Педагог – психолог:

Гришина Юлия Петровна


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторских программ: программы  "Самопознание школьников» и  «Психология» А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых  в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Цель: сформировать знания учащихся о сущности общения, рассмотреть все его стороны, особенности, проблемы, и его значение в жизни человека.

Задачи:

  1. Помочь ребятам выявить свои коммуникативные способности, преодолеть трудности в общении, развить свой коммуникативный потенциал;
  2. Научить составлять свой личностный портрет, чтобы выявить свои определенные качественные характеристики;
  3. Доказать, что искусство общения помогает человеку в его профессиональной деятельности, карьерном росте.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся ориентация образовательного процесса на самоценность и творческий потенциал личности ученика, его индивидуальные возможности, способности, интересы.

В связи с этим большое значение приобрела проблема развития внутренних ресурсов к самообразованию и саморазвитию каждого ребенка.

Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.

Необходимость введения программы внеурочной деятельности «Уроки психологии» связана с реализацией новых требований, предъявляемых сегодня федеральными образовательными стандартами к личности ученика.

Программа «Уроки психологии» ориентирована на обучающихся 7 класса

Занятия проводятся  1 раз в неделю (34 часов в учебный год).

Планируемые результаты реализации программы.

Приобретение школьниками знаний о своих психологических особенностях и особенностях других людей, основах конструктивного общения.

Обучающиеся научатся:

  • Способам самопознания и саморазвития, рефлексии, построения ситуации межличностного взаимодействия.
  • Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности.
  • Обучающиеся получат возможность научиться в соответствии с ситуацией проявлять уважение, сочувствие, эмпатию по отношению к другим людям независимо от возраста, особенностей, статуса.
  • Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
  • Обучающиеся должны приобрести опыт межличностного взаимодействия (различные способы информирования, ведение переговоров, выявление потребностей нуждающихся в помощи) на основе нравственных норм.

Личностные результаты:

  • - развитие самосознания учащихся;
  • - формирование у них положительного самовосприятия и чувства своей изначальной ценности как индивидуальности, ценности своей жизни и других людей;
  • - развитие свойств и качеств личности, необходимых для полноценного межличностного взаимодействия;
  • - формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков разрешения межличностных конфликтов;
  • - укрепление адаптивности и стрессоустойчивости, оптимизма в отношении к реальности.

Метапредметные результаты:

  • - обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • - осознанно выбирать наиболее эффективные способы в межличностном взаимодействии, в решении учебно-познавательных и жизненно-важных задач;
  • - приобретение практического опыта работы в группе, сотрудничества со сверстниками, позитивных моделей поведения в обществе.

Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта: творческие проекты по самопознанию и самовоспитанию.

Содержание курса внеурочной деятельности.

  1. Психология группы.  Что такое социальная группа? Условные и реальные группы. Формальные и неформальные группы. Референтные группы. Соотношение социальных групп в социуме. Как люди влияют друг на друга в группах. Что такое малая группа. Диагностика. Проективные методики «Социометрия», «Психологический климат в группе».
  2.    Самопознание и саморазвитие. Что такое самопознание? Способы самопознания. Качества, важные для межличностного общения. Механизмы общения: эмпатия, рефлексия, идентификация. Вербальные и невербальные средства общения.

3.     Открытое общение.  Дискуссия «Правила эффективного общения». Практическое занятие: ролевая игра «Давайте познакомимся». Барьеры общения. Обратная связь. Практические занятия: ролевые игра с элементами выполнения упражнений «Испорченный телефон», «Разговоры». Упражнение «Мысль одна, а слов много». Особенности вербальной коммуникации. Практическое занятие: словесные игры: «Зеркало», «Пантомима», «Испорченный видеомагнитофон».

4.    Этические формы общения. Правила искусства убеждения. Схема убеждения. Практическое занятие: упражнения «Убеждение»; игры «Комплимент», «Прокуроры и адвокаты», «Поединок ораторов». Как стать специалистом в деловых переговорах. Умение вести конструктивный диалог. Практические занятия: составить текст объявления типа «ищу работу», «приём на работу». Игра «Экстренные звонки». Упражнение: «Отправь SMS другу». Закрепление материала. Притча: «Как важно правильно слушать». Упражнение «Самопохвала».

       5. Конфликты и способы их разрешения. Что такое конфликт? Когда возникают конфликты? Упражнение «Вежливые слова». Теория (конфликтные типы личности). Формула конфликта. Управление конфликтом. Правила бесконфликтного общения. Проявление агрессивности, эгоизма. Стресс. Практическое занятие: ролевая коммуникативная игра «Как разрешить конфликт». Рефлексия, упражнение «Живая анкета». Проигрывание поведения в стрессовой ситуации. Практическое занятие тренинг «выхода из неудобных ситуаций, не теряя чувства собственного достоинства».

  1. Итоговые занятия. Практическое занятие. Групповая коммуникативная игра на сплочение. «Принятие решений». Повторная диагностика. Проективные методики «Социометрия», «Психологический климат в группе».

Каждое занятие имеет следующую структуру:

1.  Информационная часть

2.  Практическая часть

3.  Рефлексия.

Формы и методы работы:

Проведение занятий по темам программы «Психология общения» предполагает использование разнообразных методов и форм работы:

Занятия содержат интерактивные методы:

  • - творческие задания;
  • игровые элементы;
  • мозговой штурм;
  • интерактивные лекции (использование видеоматериала);
  • Информационно-практические: уроки-лекции, уроки-беседы, дискуссии.
  • Практические и тренинговые занятия, ролевые игры.
  • Обучение через опыт и сотрудничество.
  • Психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания.
  • Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.
  • Анализ статей научно-популярной литературы.
  • Систематическое повторение ранее изученного материала.
  • Проверка и самопроверка знаний.

В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по темам курса, видеоматериалы, схемы и т.п.

При оценке результатов обучения целесообразно использовать опросный метод. По окончании курса предлагается выполнить творческую работу (эссе, рефлексивное сочинение, творческое исследование по одной из тем) по выбору учащихся.

Тематическое планирование курса.

Тема

Кол-во часов

1

Психология группы

8

2

Самопознание и саморазвитие

5

3

Открытое общение

7

4

Этические формы общения

8

5

Конфликты и способы их разрешения

6

6

Итоговые занятия

2

Итого:

34 ч.

Календарно-тематическое планирование.

п\п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата по плану

1

Психология группы

8

1\1

Что такое социальная группа?

1

2\2

Условные и реальные группы.

1

3\3

Формальные и неформальные группы.

1

4\4

Референтные группы.

1

5\5

Соотношение социальных групп в социуме.

1

6\6

Как люди влияют друг на друга в группах.

1

7\7

Что такое малая группа.

1

8\8

Диагностика. Проективные методики «Социометрия», «Психологический климат в группе»

1

2

Самопознание и саморазвитие   

5

9\1

Что такое самопознание? беседа

1

10\2

Способы самопознания беседа

1

11\3

Качества, важные для межличностного общения. дискуссия

1

12\4

Механизмы общения: эмпатия, рефлексия, идентификация.

1

13\5

Вербальные и невербальные средства общения.

1

3

Открытое общение       

7

14\1

Дискуссия «Правила эффективного общения».

1

15\2

Практическое занятие. Словесная игра «Давайте познакомимся»

1

16\3

Барьеры общения. Обратная связь.

1

17\5

Практическое занятие. Ролевые игры

1

18\7

Практическое занятие. Словесные игры

1

4

Этические формы общения     

8

19\1

Правила искусства убеждения.

1

20\2

Схема убеждения.

1

21\3

Практическое занятие. Сюжетные игры.

1

22\4

Как стать специалистом в деловых переговорах.

1

23\5

Умение вести конструктивный диалог. Проигрывание ситуаций.

1

24\6

Практическое занятие. Составить текст объявления типа «ищу работу», «приём на работу».

1

25\7

Практическое занятие. «Экстренные звонки». Упражнение: «Отправь SMS другу».

1

26\8

Практическое занятие. Притча: «Как важно правильно слушать». Упражнение «Самопохвала».

1

5

Конфликты и способы их разрешения

6

27\1

Что такое конфликт? Когда возникают конфликты?

1

28\2

Управление конфликтом.

1

29\3

Дискуссия. Правила бесконфликтного общения.

1

30\4

Проявление агрессивности, эгоизма. Стресс.

1

31\5

Практическое занятие. Ролевая коммуникативная игра «Как разрешить конфликт».

1

32\6

Практическое занятие. Тренинг «выход из неудобных ситуаций, не теряя чувства собственного достоинства».

1

6

Итоговые занятия

2

33

Практическое занятие. Групповая коммуникативная игра на сплочение «Принятие решений».

1

34

Повторная диагностика. Проективные методики «Социометрия», «Психологический климат в группе»

1

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок психологии в 5 классе "Язык жестов. Можно ли общаться без слов?"

Вашему вниманию предлагаю урок психологии  по экспериментальной программе факультативного курса "Учимся общаться"для учащихся 5 классов по теме "Язык жестов. Можно ли общаться без слов"...

Презентация к уроку психологии "Язык жестов. Можно ли общаться без слов"

Презентация к уроку психологии  "Язык жестов. Можно ли общаться без слов" для учащихся 5 классов по экспериментальной программе факулльтативного курса "Учимся общаться"....

Урок психологии "Что такое общениее" для учащихся 5 классов

Урок психологии для учащихся 5 классов по теме "Что такое общение"....

Учебно-тематическое планирование уроков психологии для учащихся 5-8 классов

Учебно-тематическое планирование уроков психологии для учащихся 5-8 классов...

Урок психологии в школе: практика личностного взаимодействия

В данных методических рекомендациях рассматривается проблема организации личностно ориентированного урока психологии с привлечением субъектного опыта учащихся. Для педагогов-психологов, учителей псих...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)

НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...

Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)

Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...