Рабочая программа по психологии "Тропинка к своему Я"
рабочая программа по психологии (5, 6 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 5-6 классов "Тропинка к своему Я"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka._psihologiya._5-6_kl.docx | 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5-6 класс:
Программа занятий «Тропинка к своему Я» способствует достижению следующих личностных результатов:
- формирование у учащегося готовности и способности к саморазвитию,
- развитие мотивации к обучению и познанию,
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося,
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
- развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметными результатами являются:
- приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия, знание основных способов психологического взаимодействия между людьми;
- осознание собственной полезности, своего места в мире и обществ, своих ценностей;
- приемы повышения собственной самооценки;
- осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние;
- взаимодействовать с учителем, сверcтниками;
- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;
Учащиеся научатся:
- работать в группе, в коллективе;
- получать удовольствие от процесса познания;
- преодолевать возникающие трудности, справляться с неудачами;
- взаимодействовать с учителем, сверcтниками;
- адекватно анализировать собственные проблемы;
- правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
- строить взаимоотношения с окружающими;
- планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
- осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
- овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
Учащиеся получат возможность научиться:
- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- выражать себя в различных доступных видах творческой деятельности;
- анализировать и сопоставлять информацию, делать выводы;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- применять знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития
- осознавать свои личные качества, способности и возможности;
- распознавать чувства других людей;
- толерантному отношению к другому человеку;
- осознавать и анализировать изменения в самом себе;
Метапредметными результатами являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
- готовность слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение, свою точку зрения и оценку событий;
- формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Формы и методы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Распределение учебных часов по разделам программы
№ | Наименование разделов | Количество часов |
5 класс | ||
1 | Введение в психологию | 1 |
2 | Я – это Я | 8 |
3 | Я имею право чувствовать и выражать свои чувства | 4 |
4 | Я и мой внутренний мир | 3 |
5 | Кто в ответе за мой внутренний мир | 3 |
6 | Я и ты | 6 |
7 | Мы начинаем меняться | 10 |
Итого: | 35 | |
6 класс | ||
1 | Агрессия и ее роль в развитии человека | 9 |
2 | Уверенность и ее роль в развитии человека | 10 |
3 | Конфликты и их роль в усилении Я | 9 |
4 | Ценности и их роль в жизни человека | 7 |
Итого: | 35 |
5 КЛАСС
Раздел 1. Введение в психологию
Обсуждение правил работы на занятиях. Что такое психология. Зачем человеку занятия психологией. Я-пятиклассник.
Раздел 2. Я – это Я
Основная цель: помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость. Что я знаю о себе? Какой Я? Какими я обладаю качествами, способностями, возможностями. Понятие «Самооценка», «Самокритика». Почему для человека так важно быть нужным окружающим людям? Что нужно школьнику. Детство, как значимый период в жизни. Семейные ценности. Я сейчас, я в будущем. Роль взрослых и роль детей.
Раздел 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства
Актуализация у детей знания об эмоциональной сфере человека. Понятия «Чувства», «Эмоции», «Мимика». Способы адекватного самовыражения чувств. Управление своими эмоциями. Изучение страхов пятиклассников. Стыдно ли бояться? Способы преодоления страхов.
Раздел 4. Я и мой внутренний мир
Каждый имеет право на собственную точку зрения. Дать детям возможность задуматься о своем внутреннем мире, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты развития.
Раздел 5. Кто в ответе за мой внутренний мир
Ответственность человека за свои чувства, мысли и поступки. Любая трудная ситуация имеет обучающий эффект.
Раздел 6. Я и ты
Основная цель: подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить, помочь детям осознать качества настоящего друга. Проблемы подростковой дружбы. Что такое одиночество и его причины. Одиночество взрослого и подростка (сходства и различия). Способы преодоления одиночества.
Раздел 7. Мы начинаем меняться
Осознание изменений, которые происходят с пятиклассниками. Мои важные изменения.
Мотивировка к позитивному самоизменению. Будущее каждого находится в руках человека. Осознание своих собственных ресурсов.
6 КЛАСС
Раздел 1. Агрессия и ее роль в развитии человека
Агрессия и развитие. Различия между агрессией и агрессивностью. Как научиться контролировать собственной агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других. Как распознать агрессивного человека. Трудности агрессивного человека и причины агрессивного поведения. Как искать точки понимания в семье и учиться договариваться.
Раздел 2. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека
Помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения, научиться планировать цели и пути самоизменения. Как обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека, для достижения успеха в различных делах и долгой жизни. Источники уверенности в себе. Причины неуверенного поведения.
Раздел 3. Конфликты и их роль в усилении Я
Роль конфликта в жизни человека. Как научиться конструктивно разрешать конфликты. Первый шаг разрешения конфликта – умение его предвидеть. Сигналы конфликта. Конфликт – это хорошо или плохо? Стиль входа в конфликт. Как выглядит человек в конфликте? Дать детям представление о понятии «сотрудничество».
Раздел 4. Ценности и их роль в жизни человека
Ценности человека во многом определяют его жизненный путь. Связаны ли ценности с выбором профессии. Определи ценности. Какие события могут привести к переоценке его ценностей. Каждый человек движется по жизни, опираясь на свои ценности. Основные ценности взрослых.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Темы раздела программы | Количество часов | |
5 класс | |||
I раздел. Введение в психологию | |||
Я-пятиклассник! | 1 | ||
II раздел. Я - это я! | |||
Кто я, какой я? | 1 | ||
Я – могу. | 1 | ||
Я нужен! | 1 | ||
Я мечтаю. | 1 | ||
Я – это мои цели. | 1 | ||
Я – это мое детство. | 1 | ||
Практическая работа «Моя семья» | 1 | ||
Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее. | 1 | ||
III раздел. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства | |||
Чувства бывают разные. | 1 | ||
Стыдно ли бояться? | 1 | ||
Имею ли я право сердиться и обижаться? | 1 | ||
Практическая работа «Мои чувства» | 1 | ||
IV раздел. Я и мой внутренний мир | |||
Каждый видит мир и чувствует по-своему. | 1 | ||
Любой внутренний мир ценен и уникален. | 1 | ||
Практическая работа «Мой уникальный внутренний мир» | 1 | ||
V раздел. Кто в ответе за мой внутренний мир | |||
Трудные ситуации могут научить меня. | 1 | ||
В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. | 1 | ||
Практическая работа «Личный опыт преодоления трудностей» | 1 | ||
VI раздел. Я и ты. | |||
Я и мои друзья. | 1 | ||
У меня есть друг. | 1 | ||
Я и мои «колючки». | 1 | ||
Что такое одиночество? | 1 | ||
Я не одинок в этом мире. | 1 | ||
Практическая работа «Счастье» | 1 | ||
VII раздел. Мы начинаем меняться | |||
Нужно ли человеку меняться? | 1 | ||
Самое важное – захотеть меняться. | 1 | ||
Цель самоизменения | 1 | ||
Ресурсы самоизменения | 1 | ||
Практическая работа «План самоизменения» | 1 | ||
Тест «Изменения в жизни человека» | 1 | ||
Нужно ли человеку взрослеть? | 1 | ||
Мое взросление | 1 | ||
Письмо будущему пятикласснику. | 1 | ||
Заключительное занятие | 1 | ||
6 класс | |||
I раздел. Агрессия и ее роль в развитии человека | |||
Я повзрослел. | 1 | ||
У меня появилась агрессия. | 1 | ||
Как выглядит агрессивный человек? | 1 | ||
Как звучит агрессия? | 1 | ||
Практическая работа «Управление гневом» | 1 | ||
Конструктивное реагирование на агрессию. | 1 | ||
Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми. | 1 | ||
Учимся договариваться. | 1 | ||
Практическая работа «Договор» | 1 | ||
II раздел. Уверенность и ее роль в развитии человека | |||
Зачем человеку нужна уверенность в себе? | 1 | ||
Источники уверенности в себе. | 1 | ||
Какого человека мы называем неуверенным в себе? | 1 | ||
Практическая работа «Признаки уверенного, неуверенного и агрессивного человека» | 1 | ||
Я становлюсь увереннее. | 1 | ||
Уверенность и самоуважение. | 1 | ||
Уверенность и уважение к другим. | 1 | ||
Уверенность в себе и милосердие. | 1 | ||
Уверенность в себе и непокорность. | 1 | ||
Практическая работа «Умение сказать нет». | 1 | ||
III раздел. Конфликты и их роль в усилении Я | |||
Что такое конфликт? | 1 | ||
Конфликты в школе, дома, на улице. | 1 | ||
Способы поведения в конфликте. | 2 | ||
Тест «Стиль поведения в конфликте». | 1 | ||
Конструктивное разрешение конфликтов. | 1 | ||
Конфликт как возможность развития. | 1 | ||
Готовность к разрешению конфликта. | 1 | ||
Практическая работа. Деловая игра «Конфликт». | 1 | ||
IV раздел. Ценности и их роль в жизни человека | |||
Что такое ценности? | 1 | ||
Ценности и жизненный путь человека. | 1 | ||
Тест «Ценностные ориентации» | 1 | ||
Ценности подростков. | 1 | ||
Практическая работа «Мои ценности». | 1 | ||
Заключительное занятие. | 2 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Совершенствуй свой английский"для 6 класса
Рабочая программа факультативного курса "Совершенствуй свой английский" для 6 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 1 год обучения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 2 год обучения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 3 год обучения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...
Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 5 класса
Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 5 классе...
Рабочая программа по профориентации «Выбери свой путь» для учащихся 9 классов на 2017-18 учебный год (34 часа)
Рабочая программапо профориентации«Выбери свой путь»для учащихся 9 классов на 2017-18 учебный год(34 часа)...
рабочая программа дополнительного образования "Люби свой край
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаестественнонаучной направленности «Люби свой край»(базовый уровень)для детей 12-15 лет....