Рабочая программа по психологии "Тропинка к своему Я"
рабочая программа по психологии (5, 6 класс)

Горячук Ирина Витальевна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 5-6 классов "Тропинка к своему Я"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka._psihologiya._5-6_kl.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

5-6 класс:

Программа занятий «Тропинка к своему Я» способствует достижению следующих личностных результатов:

  • формирование у учащегося готовности и способности  к саморазвитию,
  •  развитие мотивации к обучению и познанию,
  •  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося,
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  
  • развитие  эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметными результатами являются: 

  • приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых  формах поведения в обществе и т. п.), первичного  понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • получение  учащимися  опыта самостоятельного  общественного  действия, знание основных способов психологического взаимодействия между людьми;
  • осознание собственной полезности, своего места в мире и обществ, своих ценностей;
  • приемы повышения собственной самооценки;
  • осознавать и контролировать  свое психологическое и эмоциональное состояние;
  • взаимодействовать с учителем, сверcтниками;
  • полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

Учащиеся научатся:

  • работать в группе, в коллективе;
  • получать удовольствие от процесса познания;
  • преодолевать возникающие трудности, справляться с неудачами;
  • взаимодействовать с учителем, сверcтниками;
  • адекватно анализировать собственные проблемы;
  • правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;  
  • строить взаимоотношения с окружающими;
  • планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
  • осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
  • овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • выражать себя в различных доступных видах творческой деятельности;
  • анализировать и сопоставлять информацию, делать выводы;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • применять знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития
  • осознавать свои личные качества, способности и возможности;  
  • распознавать чувства других людей;  
  • толерантному отношению к другому человеку;
  • осознавать и анализировать изменения в самом себе;

Метапредметными результатами являются:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  •  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  •  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  •  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
  • готовность слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение, свою точку зрения и оценку событий;
  •  формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  •  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Формы и методы организации учебного процесса:

        Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 

Распределение учебных часов по разделам программы

Наименование разделов

Количество часов

5 класс

1

Введение в психологию

1

2

Я – это Я

8

3

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

4

4

Я и мой внутренний мир

3

5

Кто в ответе за мой внутренний мир

3

6

Я и ты

6

7

Мы начинаем меняться

10

Итого:

35

6 класс

1

Агрессия и ее роль  в развитии человека

9

2

Уверенность и ее роль в развитии человека

10

3

Конфликты и их роль в усилении Я

9

4

Ценности  и их роль в жизни человека

7

Итого:

35

5 КЛАСС

Раздел 1. Введение в психологию

Обсуждение правил работы на занятиях. Что такое психология.  Зачем человеку занятия психологией. Я-пятиклассник.

Раздел 2.  Я – это Я

Основная цель: помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость. Что я знаю о себе? Какой Я? Какими я обладаю качествами, способностями, возможностями.  Понятие «Самооценка», «Самокритика». Почему для человека так важно быть нужным окружающим людям? Что нужно школьнику. Детство, как значимый период в жизни. Семейные ценности. Я сейчас, я в будущем. Роль взрослых и роль  детей.

Раздел 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

Актуализация у детей знания об эмоциональной сфере человека. Понятия «Чувства», «Эмоции», «Мимика». Способы адекватного самовыражения чувств. Управление своими эмоциями. Изучение страхов пятиклассников. Стыдно ли бояться? Способы преодоления страхов.  

Раздел 4. Я и мой внутренний мир

Каждый имеет право на собственную точку зрения. Дать детям возможность задуматься о своем внутреннем мире, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты развития.

Раздел 5. Кто в ответе за мой внутренний мир

Ответственность человека за свои чувства, мысли и поступки. Любая трудная  ситуация имеет обучающий эффект.

Раздел 6. Я и ты

Основная цель: подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить, помочь детям осознать качества настоящего друга. Проблемы подростковой дружбы. Что такое одиночество и его причины. Одиночество взрослого и подростка (сходства и различия). Способы преодоления одиночества.

Раздел 7. Мы начинаем меняться

Осознание изменений, которые происходят с пятиклассниками. Мои важные изменения.

Мотивировка к позитивному самоизменению. Будущее каждого находится в руках человека.  Осознание своих собственных ресурсов.

        

6 КЛАСС

Раздел 1. Агрессия и ее роль в развитии человека

Агрессия и развитие. Различия между агрессией и агрессивностью. Как научиться контролировать собственной агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других. Как распознать агрессивного человека. Трудности агрессивного человека и причины агрессивного поведения. Как искать точки понимания в семье и учиться договариваться.

Раздел 2. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

Помочь детям научиться осознавать  происходящие в них изменения, научиться планировать цели и пути самоизменения. Как обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека, для достижения успеха в различных делах и долгой жизни. Источники уверенности в себе. Причины неуверенного поведения.

Раздел 3. Конфликты и их роль в усилении Я

Роль конфликта в жизни человека. Как научиться конструктивно разрешать конфликты. Первый шаг разрешения конфликта – умение его предвидеть. Сигналы конфликта. Конфликт – это хорошо или плохо? Стиль входа в конфликт. Как выглядит человек в конфликте? Дать детям представление о понятии «сотрудничество».

Раздел 4. Ценности и их роль в жизни человека

Ценности человека во многом определяют его жизненный путь. Связаны ли ценности с выбором профессии. Определи ценности.  Какие события могут привести к переоценке его ценностей. Каждый человек движется по жизни, опираясь на свои ценности. Основные ценности взрослых.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы раздела программы

Количество часов

5 класс

I раздел.  Введение в психологию

Я-пятиклассник!

1

II раздел. Я - это я!

Кто я, какой я?

1

 Я – могу.

1

Я нужен!

1

Я мечтаю.

1

Я – это мои цели.

1

Я – это мое детство.

1

Практическая работа «Моя семья»

1

Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.

1

III раздел. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

Чувства бывают разные.

1

 Стыдно ли бояться?

1

Имею ли я право сердиться и обижаться?

1

Практическая работа «Мои чувства»

1

IV раздел. Я и мой внутренний мир

Каждый видит мир и чувствует по-своему.

1

Любой внутренний мир ценен и уникален.

1

Практическая работа «Мой уникальный внутренний мир»

1

V раздел. Кто в ответе за мой внутренний мир

Трудные ситуации могут научить меня.

1

В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.

1

Практическая работа «Личный опыт преодоления  трудностей»

1

VI раздел. Я и ты.

 Я и мои друзья.

1

У меня есть друг.

1

Я и мои «колючки».

1

Что такое одиночество?

1

Я не одинок в этом мире.

1

Практическая работа «Счастье»

1

VII раздел. Мы начинаем меняться

Нужно ли человеку меняться?

1

Самое важное – захотеть меняться.

1

Цель самоизменения

1

Ресурсы самоизменения

1

Практическая работа «План самоизменения»

1

Тест «Изменения  в жизни человека»

1

Нужно ли человеку взрослеть?

1

Мое взросление

1

Письмо будущему пятикласснику.

1

Заключительное занятие

1

6 класс

I раздел. Агрессия и ее роль в развитии человека

 Я повзрослел.

1

У меня появилась агрессия.

1

Как выглядит агрессивный человек?

1

Как звучит агрессия?

1

Практическая работа «Управление гневом»

1

Конструктивное реагирование на агрессию.

1

Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми.

1

Учимся договариваться.

1

Практическая работа «Договор»

1

II раздел. Уверенность и ее роль в развитии человека

Зачем человеку нужна уверенность в себе?

1

Источники уверенности в себе.

1

Какого человека мы называем неуверенным в себе?

1

Практическая работа «Признаки уверенного, неуверенного и агрессивного человека»

1

Я становлюсь увереннее.

1

Уверенность и самоуважение.

1

Уверенность и уважение к другим.

1

Уверенность в себе и милосердие.

1

Уверенность в себе и непокорность.

1

Практическая работа «Умение сказать нет».

1

III раздел. Конфликты и их роль в усилении Я

Что такое конфликт?

1

Конфликты в школе, дома, на улице.

1

Способы поведения в конфликте.

2

Тест «Стиль поведения  в конфликте».

1

Конструктивное разрешение конфликтов.

1

Конфликт как возможность развития.

1

Готовность к разрешению конфликта.

1

Практическая работа. Деловая игра «Конфликт».

1

IV раздел. Ценности  и их роль в жизни человека

Что такое ценности?

1

Ценности и жизненный путь человека.

1

 Тест «Ценностные ориентации»

1

Ценности подростков.

1

Практическая работа «Мои ценности».

1

Заключительное занятие.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Совершенствуй свой английский"для 6 класса

Рабочая программа факультативного курса "Совершенствуй свой английский" для 6 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 1 год обучения

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 2 год обучения

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 3 год обучения

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...

Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 5 класса

Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 5 классе...

Рабочая программа по профориентации «Выбери свой путь» для учащихся 9 классов на 2017-18 учебный год (34 часа)

Рабочая программапо профориентации«Выбери свой путь»для учащихся 9 классов  на 2017-18 учебный год(34 часа)...

рабочая программа дополнительного образования "Люби свой край

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаестественнонаучной направленности «Люби свой край»(базовый уровень)для детей 12-15 лет....