РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 1 год обучения
рабочая программа по теме

Рихтер Евгения Владимировна

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_1_god.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей  «Центр внешкольной работы»

Рассмотрено на

Педагогическом совете Протокол № ___

от «___»________20__г

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»
_____________/Е.М.Некрасова

Приказ № ___ от «___»________20__г

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по творческому объединению

«Своими руками»

(первый год обучения)

Руководитель объединения:

Ивченко Евгения Владимировна

с. Пировское, 2014г.

  1. Пояснительная записка

         Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.

Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей и технического творчества обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. С учетом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки школьников к творческому труду, развитию творческих способностей, что является катализатором усвоения новой информации, ускоряет творческую переработку и генерацию еще более новых и полезных идей. Тем самым творческий труд обеспечивает расширенное воспроизводство информации в целях обеспечения непрерывного развития производства и общества.

Программа рассчитана на три года обучения. Возраст учащихся 12-16 лет. Работа ведется во второй половине дня длительностью 2 часа, одна группа (первый, второй и третий годы обучения) не менее 10 человек. Это позволяет уделить необходимое время каждому обучающемуся, учитывая их возможности. На теоретические знания отводится 30% времени, а все остальное - на практические работы, познавательный материал дается через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для обучающихся форме.

Кружок «Своими руками» являясь прикладным, направлен на овладение обучающимися основными приемами и техникой реконструкции и создания новых образов. А также предлагается освоить технологию изготовления цветов из бумаги, изготовление поздравительных открыток; вышивания на бумаге (изонить). Реализация программы способствует адаптации обучающихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.

Дидактические цели проекта:

•        Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства;

•        Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные;

•        Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента;

•        Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.

В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Образовательные:

Познакомить с историей и развитием народно-декоративного творчества;

Обучить правильному положению рук при изготовлении того или иного образа;

Познакомить с основами цветоведения;

Научить четко, выполнять основные приемы реконструкции;

Научить выполнять сборку и оформление готового изделия;

•        Научить изготовлять искусственные цветы из разных материалов;

•        Научить составлять цветочные композиции

Воспитательные:

•        Привить интерес к данному виду творчества;

•        Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

•        Привить основы культуры труда.

Развивающие:

Развивать творческие способности;

Развивать внимание;

Развивать образное мышление;

Развивать фантазию;

Развивать моторные навыки.

При реализации программы используются межпредметные связи с другими образовательными областями: черчение, рисование, математика, технология, информатика.

Направления деятельности:

1.        Квиллинг;

2.        Изонить;

3.        Вытыканка;

4.        Скрапбукинг;

5.        Оригами.

  1. Этапы  и сроки реализации программы

Сроки:

Объем учебного времени: 3 года по 204 часа  ежегодно.

Режим занятий – 3 раза в неделю по 2 учебных часа.

Учебный час, согласно рекомендуемому Приложению № к СанПиН 2.4.4.1251-03, длится 40 минут, перерыв между занятиями 10 минут.

Оптимальная наполняемость группы – 10 человек, допустимая – 15 человек.

Возраст обучающихся: 7-13 лет.

Этапы реализации программы:

1 этап - Организационный (сентябрь - октябрь 2014 г.)

Мероприятия

Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.

Подбор методического материала по заявленной теме.

Разработка системы работы по развитию пространственного воображения, глазомера, внимания, памяти, фантазии и творческого мышления и приобщения обучающихся к декоративно - прикладному искусству.

Подготовка стартовой презентации по теме кружка.

Выбор направлений деятельности в рамках кружка.

2 этап – Образовательный (ноябрь 2014 – январь 2015 г.)

Мероприятия:

Научить соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе с крючком, ножницами, булавками;

Познакомить с историей и развитием народно-декоративного творчества;

Обучить правильному положению рук при изготовлении того или иного образа;

Познакомить с основами цветоведения;

Научить четко, выполнять основные приемы реконструкции;

Научить выполнять сборку и оформление готового изделия;

Научить изготовлять искусственные цветы из разных материалов;

Научить составлять цветочные композиции

Привить интерес к данному виду творчества;

Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

3 этап  – Практический (февраль - май 2015г.)

Мероприятия:

1.        Изготовление цветочных композиций на стендах Центра;

2.        Изготовление цветочных панно;

3.        Изготовление подарочных открыток;

4.        Участие в конкурсах по декоративно-прикладному творчеству;

5.        Организация выставок в Центре к праздничным датам.

3. Программно-техническое обеспечение программы

  1. Техническое оснащение:

Материалы на печатной основе:

Учебники,

Методические пособия,

Справочники и другая учебно-методическая литература

Другие принадлежности:

  • Ножницы обычные, фигурные ножницы в наборе;
  • Дырокол обычный, дыроколы фигурные;
  • Бумага для принтера (белая, красная, желтая, зеленая, синяя, черная, коричневая);
  • Креповая бумага, гофрированная бумага;
  • Клей ПВА, клей карандаш канцелярский, клей «Момент», клей для пистолета клеевого;
  • Проволока,
  • Нитки для вязания, швейные нитки набор;
  • Набор игл для шитья;
  • Нож канцелярский;
  • Набор линеек, линейки деревянные, линейки металлические;
  • Ватманы;
  • Клеевой пистолет;
  • Набор для квиллинга; Декоративные украшения для скрапбукинга;

  1. Ожидаемые результаты

Оценивание

Оценка проводится по результатам рефлексии и презентации работ сообществу (выставки творческих работ).

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны знать:

•        Правила поведения, правила техники безопасности;

•        Инструменты и материалы;

•        Специфику декоративно-прикладного искусства как одного из видов искусства;

•        Виды декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел;

•        Общие закономерности формообразования и композиции декоративно-прикладного искусства;

•        Основные этапы развития мирового декоративно-прикладного искусства, место и роль русского декоративно-прикладного искусства в общемировом контексте;

•        Основы цветоведения;

•        Последовательность изготовления изделий;

•        Технология выполнения ВТО и уход за готовыми изделиями.

Обучающиеся должны уметь:

•        Соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе с крючком, ножницами, булавками;

•        Правильно читать условные обозначения;

•        Подбирать материалы для реконструкции и воссоздания образов;

•        Правильно соединять элементы между собой;

•        Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно;

•        Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

•        Характеризовать специфику различных видов декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел;

•        Выполнять ВТО и заключительную отделку готовых изделий.

На занятиях обучающиеся приобретают знания и практические навыки. Одновременно у них развиваются наблюдательность, зрительная память, воспитывается творческое отношение к труду, эстетическое восприятие мира, художественный вкус, моторика рук.

На заключительном этапе реализации программы дополнительного образования обучающиеся проектируют и выполняют отчетную работу. Текущие работы и отчетная работа представляются на выставках. Это воспитывает у обучающихся ответственность за качество своей работы.

Занятия носят дифференцированный характер. Учитель предлагает тему и варианты работ, ведет образовательный процесс, основываясь на психологических особенностях. В то же время широко использует принцип коллективности, так как работа в творческой атмосфере носит как характер соревновательности, так и взаимопомощи, что способствует более эффективному приобретению мастерства.

  1. Содержание программы

1 год обучения

Введение (4 часа)

Теоретическая часть: Особенности занятий в кружке. Стартовая презентация. Инструктаж по технике безопасности (требования к поведению во время занятия,  соблюдение порядка на рабочем месте). Из истории происхождения  ножниц. Из истории бумаги.

Квиллинг (22 часа)

Теоретическая часть: Техника «квиллинг»: основные правила бумагокручения.

Практическая часть: Изготовление цветов. Изготовление цветочного панно.

Изонить (24 часа)

Теоретическая часть: Что такое изонить? Техника изонить.

Практическая часть: Выполнение предметной изонити (корабль, конь, чайная чашка, самовар). Выполнение декоративной изонити (узоры, орнаменты). Выполнение сюжетной работы в технике изонить (жар птица, божья коровка, церковь, букет подсолнухов).

Вытыканка (26 часов)

Теоретическая часть: Техника «вытыканка»: правила изготовления ажурных узоров.

Практическая часть: Вырезание симметричных форм, аппликация силуэтов. Изготовление новогодних снежинок. Изготовление декоративных открыток.

Скрапбукинг (38 часов)

Теоретическая часть: Скрапбукинг – с чего начать?

Практическая часть: Оформление открыток в технике скрапбукинга. Создание альбома для начинающих.

Оригами (28 часов)

Теоретическая часть: Искусство бумагопластики: техники выполнения.

Практическая часть: Изготовление объемных бумажных цветов: игольчатая астра, роза. Изготовление объемных бумажных цветов: лилия, пионы. Знакомство с техникой модульного оригами. Техника сборки поделок из модулей.         Изготовление и сборка модулей разных цветов для поделки «Тарелка с фруктами».        

Подготовка к праздникам (62 часа)

Практическая часть: Изготовление декоративных фоторамок ко Дню Учителя. Изготовление бумажных цветов для оформления Центра к календарным праздникам.         Изготовление декоративных открыток к Новому году. Изготовление сувенирных открыток ко дню Святого Валентина. Изготовление поздравительных открыток к 8 Марта. Изготовление поделок к районным мероприятиям по плану. Оформление школьных выставок по плану.

  1. Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1

Особенности занятий в кружке. Стартовая презентация.

Инструктаж по технике безопасности (требования к поведению во время занятия,  соблюдение порядка на рабочем месте). Инструктаж по ППБ.

2

01.10.14

2

Из истории происхождения  ножниц.

Из истории бумаги.

2

02.10.14

3

Техника «квиллинг»: основные правила бумагокручения.

2

07.10.14

4

Техника «квиллинг»: основные правила бумагокручения.

2

08.10.14

5

Повторение материала.

Создание папки образцов.

2

09.10.14

6

Повторение материала.

Создание папки образцов.

2

14.10.14

7

Изготовление цветов.

2

15.10.14

8

Изготовление цветов

2

16.10.14

9

Изготовление цветов

2

21.10.14

10

Изготовление цветов.

2

22.10.14

11

Изготовление цветочного панно.

2

23.10.14

12

Изготовление цветочного панно

2

28.10.14

13

Коллективная работа.

2

29.10.14

14

Что такое изонить? Техника изонить.

2

30.10.14

15

Выполнение предметной изонити «Корабль»

2

05.11.14

16

Выполнение предметной  изонити

«Конь»

2

06.11.14

17

Выполнение предметной  изонити «Чайная чашка»

2

11.11.14

18

Выполнение предметной  изонити

«Самовар»

2

12.11.14

19

Выполнение декоративной изонити (узоры, орнаменты).

2

13.11.14

20

Выполнение декоративной изонити (узоры, орнаменты).

2

18.11.14

21

Выполнение сюжетной работы в технике изонить «Жар- птица»

2

19.11.14

22

Выполнение сюжетной работы в технике изонить «Божья коровка»

2

20.11.14

23

Выполнение сюжетной работы в технике изонить  «Церковь»

2

25.11.14

24

Выполнение сюжетной работы в технике изонить  «Букет подсолнухов»

2

26.11.14

25

Выполнение сюжетной работы в технике изонить. Коллективная работа

2

27.11.14

26

Техника «вытыканка»: правила изготовления ажурных узоров.

2

02.12.14

27

Изготовления ажурных узоров

2

03.12.14

28

Изготовления ажурных узоров

2

04.12.14

29

Изготовления ажурных узоров

2

09.12.14

30

Вырезание симметричных форм, аппликация силуэтов

2

10.12.14

31

Вырезание симметричных форм, аппликация силуэтов

2

11.12.14

32

Вырезание симметричных форм, аппликация силуэтов

2

16.12.14

33

Изготовление новогодних снежинок.

2

17.12.14

34

Изготовление новогодних снежинок.

2

18.12.19

35

Изготовление новогодних снежинок.

2

23.12.14

36

Изготовление декоративных открыток.

2

24.12.14

37

Изготовление декоративных открыток.

2

25.12.14

38

Изготовление декоративных открыток.

2

30.12.14

39

Скрапбукинг – с чего начать?

2

31.12.14

40

Изготовление альбома с образцами.

2

08.01.15

41

Изготовление альбома с образцами.

2

13.01.15

42

Изготовление альбома с образцами.

2

14.01.15

43

Оформление открыток в технике скрапбукинга.

2

15.01.15

44

Оформление открыток в технике скрапбукинга.

2

20.01.15

45

Оформление открыток в технике скрапбукинга.

2

21.01.15

46

Оформление открыток в технике скрапбукинга.

2

22.01.15

47

Оформление открыток в технике скрапбукинга.

2

27.01.15

48

Оформление открыток в технике скрапбукинга.

2

28.01.15

49

Оформление фоторамки в технике скрапбукинга.

2

29.01.15

50

Оформление фоторамки в технике скрапбукинга.

2

03.02.15

51

Оформление фоторамки в технике скрапбукинга.

2

04.02.15

52

Оформление фоторамки в технике скрапбукинга.

2

05.02.15

53

Создание альбома для начинающих.

2

10.02.15

54

Создание альбома для начинающих.

2

11.02.15

55

Создание альбома для начинающих.

2

12.02.15

56

Создание альбома для начинающих.

2

17.02.15

57

Создание альбома для начинающих.

2

18.02.15

58

Искусство бумагопластики: техники выполнения.

2

19.02.15

59

Искусство бумагопластики: техники выполнения.

2

24.02.15

60

Искусство бумагопластики: техники выполнения.

2

25.02.15

61

Искусство бумагопластики: техники выполнения.

2

26.02.15

62

Искусство бумагопластики: техники выполнения.

2

03.03.15

63

Изготовление объемных бумажных цветов: игольчатая астра

2

04.03.15

64

Изготовление объемных бумажных цветов: игольчатая астра

2

05.03.15

65

Изготовление объемных бумажных цветов: роза.

2

10.03.15

66

Изготовление объемных бумажных цветов: роза.

2

11.03.15

67

Изготовление объемных бумажных цветов: лилия

2

12.03.15

68

Изготовление объемных бумажных цветов: лилия

2

17.03.15

69

Изготовление объемных бумажных цветов: пионы

2

18.03.15

70

Изготовление объемных бумажных цветов: пионы

2

19.03.15

71

Знакомство с техникой модульного оригами. Техника сборки поделок из модулей.

2

24.03.15

72

Изготовление и сборка модулей разных цветов для поделки «Тарелка с фруктами».

2

25.03.15

73

Изготовление и сборка модулей разных цветов для поделки «Тарелка с фруктами»

2

26.03.15

74

Изготовление и сборка модулей разных цветов для поделки «Тарелка с фруктами»

2

31.03.15

75

Изготовление и сборка модулей разных цветов для поделки «Тарелка с фруктами»

2

01.04.15

76

Изготовление и сборка модулей разных цветов для поделки «Тарелка с фруктами»

2

02.04.15

77

Изготовление и сборка модулей разных цветов для поделки «Зверята».

2

07.04.15

78

Изготовление и сборка модулей разных цветов для поделки «Зверята».

2

09.04.15

79

Изготовление и сборка модулей разных цветов для поделки «Зверята».

2

14.04.15

80

Изготовление и сборка модулей разных цветов для поделки «Зверята».

2

15.04.15

81

Изготовление и сборка модулей разных цветов для поделки «Зверята».

2

16.04.15

82

Изготовление декоративных фоторамок.

2

21.04.15

83

Изготовление декоративных фоторамок.

2

22.04.15

84

Изготовление декоративных фоторамок.

2

23.04.15

85

Изготовление бумажных цветов для оформления Центра к календарным праздникам.

2

28.04.15

86

Изготовление бумажных цветов для оформления Центра к календарным праздникам.

2

29.04.15

87

Изготовление бумажных цветов для оформления Центра к календарным праздникам.

2

30.04.15

88

Изготовление бумажных цветов для оформления Центра к календарным праздникам.

2

05.05.15

89

Изготовление бумажных цветов для оформления Центра к календарным праздникам.

2

06.05.15

90

Изготовление бумажных цветов для оформления Центра к календарным праздникам.

2

07.05.15

91

Изготовление декоративных открыток к Новому году.

2

12.05.15

92

Изготовление сувенирных открыток

2

13.05.15

93

Изготовление сувенирных открыток

2

14.05.15

94

Изготовление поделок к районным мероприятиям по плану.

3

19.05.15

95

Изготовление поделок к районным мероприятиям по плану.

3

20.05.15

96

Изготовление поздравительных открыток

3

21.05.15

97

Оформление выставок по плану.

3

26.05.15

98

Оформление выставок по плану.

3

27.05.15

99

Оформление выставок по плану.

3

28.05.15

                                   ИТОГО

204

  1. Распределение часов

дополнительной образовательной программы на 1 год обучения

Наименование разделов

Часы

теория

практика

общее

1.

Введение

2

2

4

2.

Квиллинг

2

20

22

3.

Изонить

4

20

24

4.

Вытыканка

4

22

26

5.

Скрапбукинг

4

34

38

6.

Оригами

2

26

28

7.

Подготовка к праздникам

6

56

62

ИТОГО

24

180

204

  1. Список литературы

Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. – М.: «Аким», 1995 г.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: «Литера», 1997 г.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. – СПб: «Химия», 1995 г.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. СПб: «Кристалл», 2002 г.

Букин М., Букина С. Квиллинг. Практикум для начинающих. – М.: Феникс, 2013 г.

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992 г.

Бурундукова  Л.И. Волшебная изонить. - М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2002 г.

Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- Просвещение, Москва, 1982 г.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М., 1985 г.

Гибсон Р. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- М.: «Росмэн» - 1996 г.

Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.

Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - СПб:  Детство-Пресс, 2007.

Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996 г.

Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс, 2004 г.

Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. – СПб: «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.

Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.

Зайцева А. Искусство квилинга. - М.: «Мир книги», 2009 г.

Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. — Минск, 1993 г.

Кузнецова О.С., Мудрак Т.С. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.

Лаврентьев А. Н. История дизайна. - М.: 2006 г.

Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - СПб: Литеро, 2005 г.

Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. — М., 1987 г.

Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: «Айрис Пресс», 2005 г.

Соколова С.В. Игрушки из бумаги. – М.: Эксмо, 2003 г.

Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. – М.: «Университет», 2000 г.

Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. – СПб: Полигон, 1998 г.

Интернет-ресурсы

http://www.liveinternet.ru/users/4696724/post242272040

http://www.liveinternet.ru/users/3235394/post170644207/

http://www.paper-art.ru/pages/kvilling/texnika.php

http://www.znaikak.ru/kaknaychitsyatehnikebymagokrycheniyakvilling.html

http://moikompas.ru/compas/quilling

http://www.kvilling.ru/index.php/kvilling/osnovy-tekhniki

http://ejka.ru/blog/kvilling/638.html

http://mastera-rukodeliya.ru/kvilling/1135-osnovy-kvillinga.html

http://stranamasterov.ru

www.stranamasterov.ru

www.babyblog.ru

www.orenwiki.ru

www.liveinternet.ru

http://origami-school.narod.ru

http://oriart.ru

http://yourorigami.info

http://www.origami.ru

http://drevo.sumy.ua

http://iz-bumagi.com

http://www.klio-elena.ru

http://images.yandex.ru

http://www.russika



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками"

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками" 7-11 лет, на 3 года...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 2 год обучения

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 3 год обучения

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...

Рабочая программа творческого объединения воспитанников по обучению вокальному исполнительству "Этюд"

В материале представлена рабочая программа творческого объединения воспитанников по обучению вокальному исполнительству "Этюд"....

Инструкция по охране труда при ручной обработке металла в творческом объединении «Умелые руки»

Инструкция по охране труда при ручной обработке металла в творческом объединении «Умелые руки»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мир поделок" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 7-14 лет сроком реализации 2 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир поделок» создана для  обучения детей 7-14 лет сроком реализации 2 года, разработан...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный мир аппликации" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 4-7 лет сроком реализации 3 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир аппликации»  создана для  эстетического и художестве...