Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 5 класса
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trop_5_klass.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 5 класса составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. №1897 от 17.12.2010г
- Курса занятий Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с.
- Основной общеобразовательной программы ГБОУ школы 609 на 2016-2017 учебный год
- Положения ГБОУ школы 609 «О рабочей программе педагога»
Место предмета в учебном плане школы.
Согласно учебному плану ГБОУ школы №609 на 2016-2017 учебный год в 5 классах на изучение курса «Тропинка к своему я» отводится 1 час в неделю. За год - 34 часа.
Цели курса:
Формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи курса:
- Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
- Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам,
- голосу, понимать чувства другого человека.
- Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -
- установку преодоления.
- Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для
- установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
- Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего
- эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
- Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
- Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Результаты освоения курса.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- осознавать свои личные качества, способности и возможности;
- осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
- овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
- научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
- осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
- учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
- учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
- планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
- адекватно воспринимать оценки учителей;
- уметь распознавать чувства других людей;
- обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
- уметь формулировать собственные проблемы.
Коммуникативные УУД:
- учиться строить взаимоотношения с окружающими;
- учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
- учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
- формулировать свое собственное мнение и позицию;
- учиться толерантному отношению к другому человеку.
Учебно-методический комплект:
- мет. пособие Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). – 4-е изд. М.: Генезис, 2012
Содержание психокоррекционной программы:
Тема 1. Введение в мир психологии. (1 ч)
Занятие 1. Зачем человеку занятия психологией?
Тема 2. Я – это я.(11 ч)
Занятие 2, 3. Кто я, какой я? Занятие 4,5. Я – могу. Занятие 6,7. Я нужен! Занятие 8. Я мечтаю. Занятие 9. Я – это мои цели. Занятие 10,11. Я – это мое детство. Занятие 12. Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.
Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.(5 ч)
Занятие 13. Чувства бывают разные. Занятие 14,15. Стыдно ли бояться? Занятие 16,17. Имею ли я право сердиться и обижаться?
Тема 4. Я и мой внутренний мир.(3 ч)
Занятие 18, 19. Каждый видит мир и чувствует по-своему. Занятие 20. Любой внутренний мир ценен и уникален.
Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир?(2 ч)
Занятие 21.Трудные ситуации могут научить меня. Занятие 22. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.
Тема 6. Я и Ты.(8 ч)
Занятие 23. Я и мои друзья. Занятие 24,25. У меня есть друг. Занятие 26,27. Я и мои «колючки». Занятие 28. Что такое одиночество? Занятие 29,30. Я не одинок в этом мире.
Тема 7. Мы начинаем меняться.(3 ч)
Занятие 31,32. Нужно ли человеку меняться? Занятие 33. Самое важное – захотеть меняться.
Обощение(1 ч)
Занятие34.Заключительное занятие
Коррекционная направленность предмета
Данная программа программы способствует достижению учеником личностных и метапредметных результатов. Представляется важным оценивать воздействие данных занятий на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого обучающегося под влиянием занятий.
Формы контроля
Входная, промежуточная и итоговая диагностика.
Тематическое планирование на 2016-2017 учебный год.
№ п/п | Наименование тем, занятий | Кол-во часов | В том числе | |
Контроль | Количество практических работ | |||
Тема 1. Введение в мир психологии. | 1 | |||
Занятие 1. Зачем человеку занятия психологией? | 1 | |||
Тема 2. Я – это я. | 11 | |||
Занятие 2, 3. Кто я, какой я? | 2 | |||
Занятие 4,5. Я – могу. | 2 | |||
Занятие 6,7. Я нужен! | 2 | |||
Занятие 8. Я мечтаю. | 1 | |||
Занятие 9. Я – это мои цели. | 1 | |||
Занятие 10,11. Я – это мое детство. | 2 | |||
Занятие 12. Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее. | 1 | |||
Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. | 5 | |||
Занятие 13. Чувства бывают разные. | 1 | |||
Занятие 14,15. Стыдно ли бояться? | 2 | |||
Занятие 16,17. Имею ли я право сердиться и обижаться? | 2 | |||
Тема 4. Я и мой внутренний мир. | 3 | |||
Занятие 18, 19. Каждый видит мир и чувствует по-своему. | 2 | |||
Занятие 20. Любой внутренний мир ценен и уникален. | 1 | |||
Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир?. | 2 | |||
Занятие 21.Трудные ситуации могут научить меня. | 1 | |||
Занятие 22. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. | 1 | |||
Тема 6. Я и Ты. | 8 | |||
Занятие 23. Я и мои друзья. | 1 | |||
Занятие 24,25. У меня есть друг. | 2 | |||
Занятие 26,27. Я и мои «колючки». | 2 | |||
Занятие 28. Что такое одиночество? | 1 | |||
Занятие 29,30. Я не одинок в этом мире. | 2 | |||
Тема 7. Мы начинаем меняться. | 3 | |||
Занятие 31,32. Нужно ли человеку меняться? | 2 | |||
Занятие 33. Самое важное – захотеть меняться. | 1 | |||
Обобщение. | 1 | |||
Занятие 34.Заключительное занятие. | 1 |
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | дата | Тема | Тип/форма занятия | Планируемые результаты УУД | Виды и формы контроля | ОЭР | Примечание |
I | Введение в мир психологии – 1 ч | ||||||
1 | Зачем человеку занятия психологией? | Игра | Обобщить знания о гос.символах страны. Развить внимание, мышление, зрительную память, актерские способности | Фронтальный опрос | Аудио проигрыватель | ||
II | Я – это я – 11 ч | ||||||
2 | Кто я, какой я? | Коррекционно-развивающие занятие | Уточнить представления о семье, воспитать любовь к своей семье. Развитие памяти. Мышления. | Фронтальный опрос | |||
3 | Кто я, какой я? | Коррекционно-развивающие занятие | Развить пространственную ориентацию, мышление, акцентировать внимание на положительные качества, присущих каждому | Фронтальный опрос | Компьютер | ||
4 | Я – могу. | Диагностика | Развить внимание, мышление. Результат диагностики | Диагностические задания | Компьютер | ||
5 | Я – могу. | Индивидуально-групповое занятие | Расширить представления о воде. Развить пространственную ориентацию, мышление, быстроту реакций. | Фронтальный опрос | |||
6 | Я нужен! | Коррекционно-развивающие занятие | Уточнить представление о ценности земли, воспитать любовь к земле. | Карточки с заданиями | Компьютер | ||
7 | Я нужен! | Коррекционно-развивающие занятие | Развить внимание, мышление, воображение, речь. Расширить представления о кулинарии | Карточки с заданиями | |||
8 | Я мечтаю. | Коррекционно-развивающие занятие | Познакомить учащихся с понятием крылатые выражения , развить внимание. | Фронтальный опрос | Компьютер | ||
9 | Я – это мои цели. | Индивидуально-групповое занятие | Дать первоначальное представление о кинематографе. Развить зрительную память, мышление, воображение. | Карточки с заданиями | |||
10 | Я – это мое детство. | Игра | Углубить знание о Пушкинских сказках. Развить внимание, мышление, воображение, | Индивидуальные задания | Аудио проигрыватель | ||
11 | Я – это мое детство. | Индивидуально-групповое занятие | Продолжить работу по систематизации знаний. Развить внимание, мышление, воображение. | Фронтальный опрос | |||
III | Я имею право чувствовать и выражать свои чувства – 5 ч | ||||||
12 | Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее. | Коррекционно-развивающие занятие | Создать хорошее настроение, развить воображение, память творческую ориентацию | Фронтальный опрос | Компьютер | ||
13 | Чувства бывают разные. | Индивидуально-групповое занятие | Расширить представление о пернатых. Развить внимание, мышление, воображение | Карточки с заданиями | Компьютер | ||
14 | Стыдно ли бояться? | Коррекционно-развивающие занятие | Дать представление об Олимпийских играх, развить память внимание, мышление | Фронтальный опрос | |||
15 | Стыдно ли бояться? | Викторина | Развить внимание, мышление, в том числе- нестандартное, воображение, пространственную ориентацию. | Фронтальный опрос | |||
16 | Имею ли я право сердиться и обижаться? | Коррекционно-развивающие занятие | Дать представление об особенностях циркового искусства. Развить внимание, логическое мышление. | Карточки с заданиями | Компьютер | ||
17 | Имею ли я право сердиться и обижаться? | Викторина | Развить внимание, творческое мышление, память, воображение, чувство рифмы. | Фронтальный опрос | |||
IV | Я и мой внутренний мир – 3 ч | ||||||
18 | Каждый видит мир и чувствует по-своему. | Коррекционно-развивающие занятие | Познакомить с понятием классическая музыка Развить внимание, слуховую память, мышление, в том числе нестандартное. | Фронтальный опрос | |||
19 | Каждый видит мир и чувствует по-своему. | Коррекционно-развивающие занятие | Познакомить с видами памяти. Развить память. | Фронтальный опрос | Компьютер | ||
20 | Любой внутренний мир ценен и уникален. | Игра | Расширить знания о народном празднике, развить речь, артистические способности. | Индивидуальный опрос | Аудио проигрыватель | ||
V | Кто в ответе за мой внутренний мир? – 2 ч | ||||||
21 | Трудные ситуации могут научить меня. | Коррекционно-развивающие занятие | Развить внимание, память, логическое мышление. Результаты диагностики. | Тесты | |||
22 | В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. | Диагностик | Развить внимание, речь. Результаты диагностики. | Тесты | Компьютер | ||
VI | Я и ты – 8 ч | ||||||
23 | Я и мои друзья. | Коррекционно-развивающие занятие | Уточнить представление о понятии «абракадабра». Развить внимание, нестандартное мышление. | Фронтальный опрос | |||
24. | У меня есть друг. | Коррекционно-развивающие занятие | Развить внимание, память ориентацию в пространстве, речь | Фронтальный опрос | Компьютер | ||
25 | У меня есть друг. | Викторина | Углубить представление о ценности книги, развить внимание, фантазию, воображение. | Карточки с заданиями | |||
26 | Я и мои «колючки». | игра | Расширить знания о яблоках. Развить внимание, память, мышление, артистические способности | Индивидуальный опрос | Аудио проигрыватель | ||
27 | Я и мои «колючки». | Коррекционно-развивающие занятие | Научить отличать хорошую шутку от плохой. Развить внимание, логическое мышление, в том числе нестандартное. | Индивидуальный опрос | |||
28 | Что такое одиночество? | Игра | Дать представление о ценности времени, развить память, внимание, мышление. | Карточки с заданиями | Компьютер | ||
29 | Я не одинок в этом мире. | Коррекционно-развивающие занятие | Познакомить с историей возникновения часов. Развить память, мышление пространственную ориентацию. | Фронтальный опрос | |||
30 | Я не одинок в этом мире. | Диагностика | Познакомить с содержанием праздника Ивана Купалы. Результаты диагностики. | Диагностические задания | |||
VII | Мы начинаем меняться – 3 ч | ||||||
31 | Нужно ли человеку меняться? | Индивидуально-групповое занятие | Расширить представление о головоломках. Результаты диагностики | Фронтальный опрос | |||
32 | Нужно ли человеку меняться? | Игра | Дать представление о современном производстве бумаги. Развить память, внимание, логическое мышление | Фронтальный опрос | Аудио проигрыватель | ||
Обобщение – 1 ч | |||||||
33 | Самое важное – захотеть меняться. | Коррекционно-развивающие занятие | Познакомить с одной из версий истории возникновения плюшевого мишки. Развить память, внимание, логическое мышление. | Задания с карточек | Компьютер | ||
34 | Заключительное занятие | Коррекционно-развивающие занятие | Погрузить детей в атмосферу времен ВОВ, познакомить с именами героев. Развить память, внимание, мышление. | Фронтальный опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса английский язык в 10-11 классах.
Программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерных программ по ИЯ .Преподование ведётся по учебно-методичес...
Рабочая программа курса «Иностранный (английский) язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
1. Пояснительная записка к рабочей учебной программеЦелями реализации образовательной программы основного общего образования по английскому языку являются:— обеспечение планируемых ре...
Рабочая программа курса по выбору "Проба пера", 9 класс.
Рабочая программа ориентационного курса по выбору "Проба пера", преподаваемого в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....
Рабочая программа курса "Трудные вопросы русского языка", 11 класс.
Рабочая программа....
Рабочая программа курса "Я и мои права", 9 класс.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу обществознания "Я и мои права" для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки....
Рабочая программа курса английского языка для 8-9 класса общеобразовательных учреждений к УМК "Happy English.ru" К.И. Кауфман, М.Ю Кауфман
В данной рабочей программе объясняется какие потенциальные возможности английского языка как предмета учитываются при обучении...
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....