Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения «Учимся общаться»
рабочая программа по психологии
Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка с нарушением слуха с УО, направленная на гармонизацию межличностных отношений, коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой сферы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10.docx | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»
Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518
Телефон: (499)179-66-81 Факс: (499)177-67-66 E-mail: sk65@edu.mos.ru http://schuvc65.mskobr.ru/
ИНН/КПП 7722306978/772201001 ОКАТО 45290590000 ОГРН 1037700227157 ОКТМО 45395000
Утверждаю
Директор ГКОУ СКШИ № 65
Перепелкина С.И.
________________________
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на гармонизацию межличностных отношений, коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой сферы
«Учимся общаться»
Педагог-психолог:
Бурякова Н. В.
2019-2020г.
Пояснительная записка
Общение - одна из важнейших сторон жизни человека. Без общения человек не может существовать в обществе. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных). Создание наиболее эффективных условий формирования личности глухого ученика, включение его в общественно полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.
Известно, что по уровню речевого развития глухие учащиеся отстают от слышащих сверстников. Решая аналогичные с массовой школой задачи развития речи учащихся, педагоги школы для детей с нарушениями слуха должны расставить свои акценты, определить коррекционный характер обучения на этом этапе работы.
Процесс социализации детей с недостатками слуха, наряду с другими путями, должен осуществляться в их овладении диалогической речью. Диалогическая речь, будучи первичной, по своему происхождению, имеет ярко выраженную социальную направленность и служит, в первую очередь, потребностям непосредственного живого общения. Поэтому одним из ведущих принципов в обучении детей с проблемами слуха является принцип интенсификации речевого общения.
Внимание к диалогу проявляется везде, где есть интерес к человеческим отношениям, потому что с диалогом мы связываем представление о коммуникации, взаимодействии, контакте. Именно в диалогической речи сообщение оформляется в непрерывное взаимное общение членов человеческого коллектива.
Говоря об определении диалога, все исследователи (Л.П.Якубинский, Н.Ю.Шведова, В.В.Виноградов, Л.В.Щерба) затрагивают следующие характеристики:
- наличие минимум двух собеседников, между которыми происходит непосредственный обмен высказываниями;
- непринужденный характер речевой обстановки;
- попеременная адресация речи, обязательная смена говорящих;
- одновременность восприятия речи на слух, подготовки и реализации собственных высказываний;
- постоянное изменение языковой ситуации;
- большое значение играют неязыковые коммуникативные средства (мимика, жестикуляция).
Обучение диалогу детей с проблемами слуха - сложный, многоступенчатый процесс и составляет одну из центральных задач развития устной речи (и речи в целом). Поэтому работа над диалогической речью выступает и как цель, и как средство практического овладения языком.
Обучение общению - процесс длительный и более глубокий, чем у слышащих школьников, и его методика несколько отличается от методики обучения языку слышащих учащихся.
Для формирования навыков коммуникации необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нём. Учиться общению общаясь - вот основная характеристика коммуникативности. Здесь необходима особая организация учебного материала.
Коммуникативная направленность обучения предполагает использование учебных ситуаций общения. Их использование не только повышает эффективность обучения речи, но и способствует формированию и развитию интереса учащихся к русскому языку. Коммуникативные навыки формируются у учащихся в процессе всей образовательно-коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения. Умение общаться с окружающими - достаточно большая проблема для детей с нарушениями слуха. Их словарный состав ограничен, а речь маловыразительна. Потеря возможности устной коммуникации у детей чаще всего делает их замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми. Но ежедневно и многократно учащимся приходится обращаться к кому-то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого-то благодарить, перед кем-то извиняться.
С учетом значимости устной речи в развитии неслышащего школьника, важности активизации устной коммуникации слабослышащих со слышащими в современном обществе возникла необходимость совершенствования методов обучения восприятию и воспроизведению устной речи с учетом состояния слуховой функции, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей ученика.
Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личностных особенностей слабослышащего ребенка, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают педагогически организованные условия, а именно:
- создание ситуаций, способствующих широкой речевой практике (игровой, театрализованной, коммуникативной и др.), наполнение их необходимыми материалами, атрибутами;
- включение слабослышащего ребёнка в беседу, диалог, игровую деятельность;
- активное участие во внеклассной деятельности: участие в различных мероприятиях, праздниках.
Во-первых, вышеуказанные мероприятия формируют представления об окружающем мире, корректируют у детей с нарушениями слуха представления о качествах личности, эмоциональных свойствах, о нормах поведения. Во-вторых, учат детей видеть проявления этих качеств в поведении других людей - детей и взрослых, формируют умение понимать поступки окружающих людей. В-третьих, формируют у детей с нарушениями слуха адекватную самооценку, являющуюся, с одной стороны, основой регуляции собственного поведения, с другой стороны, залогом успешного установления межличностных отношений, что, в конечном счёте, является положительным стимулом к социализации.
Данная программа была разработана с учетом программы Т.С. Зыковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-II вида. Содержание данной программы соответствует требованиям существующих базовых стандартов, и дополнена материалами коррекционно-развивающих занятий.
Актуальность
Поиск новых путей совершенствования связной речи, обучение диалогу неслышащих учащихся является весьма актуальным, т.к. включение глухого ребенка в общественно полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.
Неслышащие выпускники нередко затрудняются в самостоятельном изложении своих мыслей, в понимании читаемого материала. Овладение связной речью необходимо каждому человеку. Ребенок с недостатками слуха в силу ограниченного словесного общения особенно нуждается в понимании письменных текстов и в письменном продуцировании собственных высказываний.
Цель программы «Учимся общаться»
- оказание помощи детям с нарушениями слуха в овладении необходимыми знаниями и навыками развития связной речи (коммуникативности).
Задачи
- Обучение глухих и слабослышащих учеников нормам речевого общения, принятым среди слышащих. Обучение полноценному использованию речевого общения как средства познания, речевого развития.
- Обучение общению словесной речью, формирование навыков ведения диалогов.
- Развитие общительности, преодоление страха общения со слышащими людьми.
- Формирование наиболее адекватной самооценки, уверенности в своих возможностях.
Вид программы
Программа является коррекционно-развивающей.
Адресат
Программа предназначена для глухих и слабослышащих школьников специальных (коррекционных) классов старшего возраста.
2. Организация реализации программы
Формирование у неслышащих учащихся диалогической речи предполагает управление процессом обучения и целенаправленное создание и использование ситуаций, в которых возникает потребность в реализации того или иного коммуникативного намерения. Для целенаправленного обучения общению программой предусмотрен определенный речевой материал, отражающий разные ситуации взаимодействия, возникающие в процессе коммуникации.
Программа рассчитана на преодоление у детей трудностей коммуникации на индивидуальных (коррекционных) занятиях в старших классах.
- Занятия по обучению ведению диалога включаются в каждую изучаемую тему по развитию слухового восприятия.
- Занятия по работе с диалогом проводятся 1 раз в неделю, по 1-3 занятия на каждый диалог (в зависимости от сложности речевого материала).
- Всего 34 занятия в год, 17 изучаемых тем диалога.
- Продолжительность занятия 40 минут каждое.
- Диагностика проводится 2 раза в год: вводная - (сентябрь), итоговая - (май).
- Проводится обследование состояния слуховой функции, слухозрительного восприятия и воспроизведения устной речи. Кроме этого обследуется уровень самостоятельной речи, осуществляется проверка возможностей устной коммуникации учеников.
- Программа включает в себя разработки диалогов на разные темы. При работе с диалогом отбираются те, которые специально насыщены закрепляемыми у ученика в данный период обучения элементами звуковой и ритмико-интонационной структуры речи. Количество текстов может быть увеличено в связи с фонетическими задачами занятий. Использование в работе всех представленных диалогов необязательно.
Общие требования к организации и методике проведения занятий
1. Занятия должны проводиться на интересном для детей, связанном с жизнью речевом материале.
2. Упражнения в занятии должны проводиться в строгой последовательности с тем, чтобы каждый вновь приобретаемый навык включался в систему умений и навыков, приобретённых ранее.
3. Задания в занятии должны быть разнообразны, с тем, чтобы у детей не снижался интерес ни к тому речевому материалу, над которым в это время ведётся работа, ни к самому виду упражнения. Разнообразить задания следует ещё и по тому, что таким образом вырабатывается у детей умение пользоваться приобретёнными навыками в различных условиях.
Этапы работы над диалогом
Работа с одним диалогом проводится на нескольких занятиях и занимает только часть занятия.
- Знакомство ученика с диалогом: воспроизведение диалога эмоционально и выразительно, подробно обыгрывая с фигурками текст, используя макеты, иллюстрации и другой наглядный материал. Ученик дважды воспринимает текст слухозрительно и повторяет то, что понял, обыгрывая ситуацию с помощью фигурок.
- Предъявление диалога по репликам: ученик воспринимает реплику слухозрительно, читает ее по табличке и подкладывает в соответствующей последовательности к определенной фигурке.
- Самостоятельное составление диалога из "рассыпного" текста.
- Восприятие словосочетаний из диалога слухозрительно в случайной последовательности, контроль произносительных возможностей ученика, внятности и эмоционального воспроизведения речевого материала при использовании естественных невербальных средств коммуникации.
- Разыгрывание диалога при помощи фигурок или ученик воспроизводит диалог за двух его участников; инсценировка; в паре с учителем; товарищем.
Данная программа способствует
- Развитию у неслышащих учащихся навыков вариативного использования речевого материала из диалога в условиях разного словесного и смыслового комбинирования, в различных коммуникативных ситуациях, при изменении действующих лиц.
- Своевременной профилактике и коррекции речевых нарушений.
- Эффективному взаимодействию всех участников коррекционно-развивающего процесса. Развитие общительности, преодоление страха общения со слышащими людьми.
- Минимизации времени, затрачиваемого на ведение документации и методической работы учителем-дефектологом, с целью обогащения и перераспределения его на собственно коррекционную работу с учащимися.
Контроль усвоения программы
Требования к уровню подготовки учащихся
При оценке устной связной речи учащихся учитываются содержание, стиль, грамотность; соответствие высказывания теме, его последовательность; точность речи учащихся, разнообразие типов предложений, точность употребления слов, правильность построения предложений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся старших классов.
- Уметь пользоваться разговорной речью в общении со взрослыми и товарищами (умение вести диалог по заданной теме, по ситуации, расспрашивать об интересующем), употребляя типы фраз, в соответствии с программой.
- Быть способными инсценировать диалог без помощи табличек самостоятельно или в паре с учителем, товарищем, активно используя неречевые средства коммуникации.
- Уметь произносить отработанный речевой материал достаточно внятно, естественно, голосом нормальной высоты, силы, тембра (под контролем и самостоятельно), в нормальном темпе. Передавать в речи различные эмоциональные оттенки высказывания, реализовывать умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи (на основе самоконтроля и под контролем учителя).
- Знать и соблюдать орфоэпические правила.
- Реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения, говорить достаточно внятно и естественно (прежде всего, на основе самоконтроля, а также под контролем учителя); правильно произносить новые слова, руководствуясь надстрочными знаками; самостоятельно использовать адекватные речевые средства коммуникации (в рамках речевого этикета).
- Осуществлять самоконтроль за различными сторонами произношения.
- Различать, опознавать, распознавать речевой материал, знакомый и незнакомый по звучанию с учетом индивидуальных слуховых возможностей учащихся.
Контроль выполнения программы
Диагностика (вводная и итоговая) проводится по следующим критериям:
- умение вести диалог на заданную тему или с целью получения информации;
- составление диалога из рассыпного и деформированного текста;
- моделирование ситуации;
- самостоятельное формулирование вопросов;
- ответы на вопросы по содержанию текста;
- понимание речи собеседника;
- восприятие отдельных слов, фраз;
Список литературы
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-2 вида. Авт. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Л.П. Носкова. - М.: Просвещение, 2003.
- Развитие устной речи у глухих школьников: Метод. пособие: В 2 ч. / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В. Шевченко. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
- Андреева Л.В. Сурдопедагогика. - М.: Академия, 2005. - 576 с.
- Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Советский спорт, 2004. - 304 с.: ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики).
- Актуальные вопросы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями слуха / под ред. Солодовниковой А.Н. - Новокузнецк: ИПК, 2002. - 150 с.
- Инновационная деятельность в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха и речи (из опыта работы): сборник материалов / под ред. А.Н. Солодовниковой. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. - 120с.
- Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом: Межвузовский сборник научных трудов. - СПб.: Образование, 1997. - 145с.
Приложение 1
3. Учебный план
3.1. Содержание программы
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Социальные институты «В кафе» «В магазине» «На вокзале» «В зале ожидания» «В гостинице» «В ресторане» | 12 2 2 2 2 2 2 |
2 | Семья «Моя семья» «Моя родословная» | 4 1 3 |
3 | Мир увлечений «Мое хобби» | 2 2 |
4 | Здоровый образ жизни «Спорт» «Увлечения» «Спортивные игры» | 6 2 2 2 |
5 | Профориентация «Я выбираю профессию» «В мире профессий» «Все работы хороши» | 6 2 3 1 |
6 | Знакомство «Давайте познакомимся» «Будем знакомы» | 4 2 2 |
Итого: | 34 |
Приложение 2
3.2. Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
№ | Тема | Цель | Примерный перечень вопросов | Примерный словарь |
1 | Социальные институты: «В кафе» «В магазине» «На вокзале» «В зале ожидания» «В гостинице» «В ресторане» | Накапливать знания об окружающем мире; формирование словесной речи, словесно-логического мышления; прививать учащимся нормы речевого этикета; помочь учащимся успешнее ориентироваться в социокультурных условиях; овладение различными видами реплик, типичных для диалогической речи (просьба, ответ) | Где находится? На какой улице …? Как пройти…? Сколько стоит…? Что вам предложить? В какой кассе покупаешь билет?
| Меню, официант, посетитель, блюда, заказ, счет, будьте добры. Продавец, товар, примерочная, стоимость, чек. Перрон, железнодорожный, касса, электричка, платформа. |
2 | Семья «Моя семья» «Моя родословная» | Расширять жизненный опыт учащихся; воспитывать доброту и отзывчивость к своей семье; обогащение словаря по теме; развитие выразительной и эмоциональной речи, закрепление в речи элементов интонации; отработка труднопроизносимых слов, коррекция звукопроизношения; | Сколько человек в твоей семье? У каждого члена семьи есть свои обязанности? В чем помогают твои родители? Какие традиции есть в вашей семье? | Родители, члены семьи, обязанности, поручения, конфликты, проблемы, традиции. Родословная, предки, древо. Помогают, заставляют, уважение, брать пример. |
3 | Мир увлечений «Мое хобби» | Расширять знания о событиях и явлениях окружающей жизни; мотивировать учащихся на увлечение разными видами деятельности; развивать умение наблюдать; формирование умений составлять тексты по вопросам и из собственного опыта; закрепление произносительных навыков; | Чем ты занимаешься в свободное время? У каждого человека есть любимое занятие, увлечение. | Любимое занятие, увлечение, хобби, кружки, секции, коллекция, коллекционер, увлеченный человек. |
4 | Здоровый образ жизни «Спорт» «Увлечения» «Спортивные игры» | Углублять и систематизировать знания учащихся о видах спорта, о ведении здорового образа жизни; развивать умение пространственной ориентировки; закреплять навыки правильного воспроизведения звуков; развитие описательно-повествовательной речи; | Что значит вести здоровый образ жизни? Как нужно закаливать организм? У тебя есть вредные привычки? | Закаливать организм, укреплять здоровье, правильное питание, употребление алкоголя, наркотиков. Вредные привычки, тренировка, заниматься спортом. |
5 | Профориентация «Я выбираю профессию» «В мире профессий» «Все работы хороши» | Систематизировать знания о мире профессий; расширение словаря по теме; формирование умений высказывать суждения; развитие словесного, логического мышления; развитие речевой памяти; ориентировать учащихся на правильный выбор профессии; воспитывать культуру общения; | При выборе профессии нужно учитывать свои интересы и способности? Для освоения профессии важно получение знаний и опыта; | Профессия, способности, увлечение, опыт, выпускники, специальность |
6 | Знакомство «Давайте познакомимся» «Будем знакомы» | Закрепление умений речевого общения со сверстниками и взрослыми; воспитывать желание общаться; формирование навыков адаптивного поведения в обществе; закрепление полученных речевых навыков на практике; развитие восприятия речи на слух, зрительной памяти; развитие общительности, преодоление страха общения; обогащение словарного запаса; | Разрешите с вами познакомиться? Чем вы занимаетесь? Чем вы интересуетесь? Давайте будем дружить. Можно пригласить вас…? Мы еще увидимся? | Давайте познакомимся, будем знакомы, очень приятно, расскажи о себе, общаться. |
Приложение 3
Методика проведения обследования уровня развития диалогического общения старших школьников
с нарушенным слухом
Текстовый материал для поверки учащихся составляет учитель-дефектолог с использованием речевого материала, отвечающего потребностям устной коммуникации учащихся, их социальной адаптации. Используются разноуровневые по сложности короткие тексты, близкие жизненному и эмоциональному опыту учащихся, включающие речевой материал, соответствующий программе обучения. Тексты диалогов сочетают диалогическую и монологическую речь, раскрывают контрастные эмоциональные состояния, включают фразы с разными интонационными конструкциями. В процессе обследования используют один текст диалога, соответствующий уровню речевого развития ученика. Фразы предъявляются последовательно, каждая из фраз по 2 раза. Ученик повторяет то, что воспринял, или отвечает на вопрос, выполняет поручения, или самостоятельно записывает то, что воспринял. Ответы ученика не оцениваются.
Анализ полученных результатов:
По результатам обследования отмечают количество воспринятых фраз, правильно выполненных заданий и грамотных ответов.
Оценивается воспроизведение диалогов достаточно естественно, эмоционально, и внятно, с использованием в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации (естественных жестов, мимики лица, соответствующей позы, пластики).
С учащимися проводится дискуссия по содержанию текста, оценивается восприятие текста (понят ли смысл текста, текст воспринят точно, приближенно или не воспринят), пересказ ученика и его возможности свободно вести дискуссию по теме.
При восприятии фраз положительным считается выполнение не менее 60% заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения (ОВЗ)
структура программы...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы
Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения «Моя работа над собой»
Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций познавательной, эмоционально-волевой сферы ребенка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию поведения подростков, находящихся в группе риска
Индивидуальная психологическая программа подростков с нарушением слуха группы риска...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»
Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...