Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы «Психология общения для подростков»
рабочая программа по психологии
Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с УО, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»
Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518
Телефон: (499)179-66-81 Факс: (499)177-67-66 E-mail: sk65@edu.mos.ru http://schuvc65.mskobr.ru/
ИНН/КПП 7722306978/772201001 ОКАТО 45290590000 ОГРН 1037700227157 ОКТМО 45395000
Утверждаю
Директор ГКОУ СКШИ № 65
Перепелкина С.И.
________________________
Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы «Психология общения для подростков»
Педагог-психолог:
Бурякова Н.В.
2019-2020г.
Пояснительная записка
Программа «Психология общения» предназначена для работы с детьми подросткового возраста. Возраст подростков, участвующих в реализации программы: 11–16 лет, количество человек в группе не должно превышать 10 человек.
Продолжительность образовательного цикла - 34 часа (по 40 минут в неделю).
Цель программы «Психология общения для подростков» - помочь подросткам в плодотворной социальной адаптации через овладение психологическими знаниями и навыками самопознания, культуры общения, формирование компетентностей, предусмотренных требованиями ФГОС к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения, развитие универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных, когнитивных.
Задачи программы:
Обучающие
- сформировать соответствующие психологические компетентности, необходимые для успешной адаптации и межличностного общения в детском коллективе,
- сформировать понимание психологических различий между людьми, причин возникновения межличностных конфликтов и путей их разрешения,
- сформировать представления о культуре общения через знакомство обучающихся с методиками гармоничного межличностного общения и правилами современного этикета,
- вызвать интерес к проблемам самопознания,
- познакомить обучающихся с приемами самопознания и самовоспитания.
Развивающие
- формировать у обучающих способности к осуществлению когнитивных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий.
- помочь развитию у обучающихся умений и навыков самопознания, самоанализа, общения,
- способствовать овладению навыками построения гармоничных межличностных отношений, разрешения и профилактики конфликтов
- помочь учащимся познать свои индивидуальные психологические особенности, их проявление в процессе обучения и межличностного общения
Воспитательные
- формировать у школьников потребность в самопознании, самовоспитании, стремления к сотрудничеству и плодотворному взаимодействию с другими людьми.
- формировать у учащихся толерантное отношение к окружающим людям
- способствовать формированию у учащихся личностных компетентностей, обеспечивающих плодотворную социальную адаптацию
Направленность программы – обучающая, развивающая. По содержанию является социально-психологической, по функциональному предназначению – прикладной, по форме организации – групповой, по времени реализации рассчитана на учебный год.
Программа направлена на развитие способностей к самопознанию и саморазвитию, повышение самооценки, формирование навыков конструктивного поведения в сложных жизненных ситуациях.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы, отличие от других программ по этой теме
Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является интимно-личностное общение, поэтому самопознание и овладение навыками гармоничного межличностного общения являются важнейшими условиями нормального психологического развития детей. Эти обстоятельства обусловливают актуальность и педагогическую целесообразность данной программы.
Восприятие подростка, в первую очередь, нацелено на те явления и процессы, которые непосредственно связаны с его жизнью, и поэтому вызывают интерес. Новизна данной программы заключается в ориентации на реальные потребности подростка, на формирование практически полезных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе развития.
Отличие данной программы от большинства программ по этой теме заключается в следующем:
- Программа ориентирована не на получение школьниками систематизированных углубленных знаний в области психологии, для которых у них отсутствует необходимая мотивация. Данная программа направлена на формирование компетентностей в сфере ведущего вида деятельности, свойственного именно данному возрасту – интимно-личностного общения. Смысловым ядром программы является проблематика самопознания, которая обеспечивает познание подростком своих индивидуальных психологических особенностей, формирование плодотворных отношений с окружающими людьми.
- Программа имеет практико-ориентированный характер, что позволяет подростку учиться разрешать свои реальные психологические проблемыи развивать у него эмоциональный интеллект.
- Программа имеет системный характер, что обеспечивает изучение психики человека как целостного явления. С этой целью программа содержит в себе материал из разных разделов психологии: психологии индивидуальных различий, психологии личности, возрастной, социальной, а также конфликтологии и этикета.
Содержание и структура программы
Структура программы обеспечивает поэтапное получение планируемых результатов.
Знакомство с программой начинается с изучения конкретной, живой, интересной для подростка проблематики самопознания. Ее непосредственная связь с его жизнью, возможность получения практических результатов позволяет на первых же занятиях вызвать устойчивый интерес к программе и создать положительную эмоциональную основу для изучения последующих более сложных тем. Знакомство с индивидуальными психологическими особенностями личности помогает подростку понять свою психологическую уникальность, а также психологические различия между людьми. Это способствует осознанию причин возникновения проблем в общении между людьми. Логическим продолжением знакомства со сложной сферой человеческих отношений является раздел программы «Культура общения». На этих занятиях учащиеся получат представления о том, как лучше строить свои отношения с ровесниками и взрослыми, оценить свои взаимоотношения с окружающими людьми, развивать свой эмоциональный интеллект – понимать и управлять своими эмоциями, понимать эмоциональное состояние партнеров по общению, регулировать взаимоотношения с окружающими.
Основные методы и формы обучения
Нет сомнений, что научиться общаться невозможно, лишь прослушав цикл лекций. Поэтому сами занятия должны быть построены в форме диалога, совместного поиска ответов на вопросы, которые ставит жизнь. Тогда сам процесс обучения становится живой школой общения, постоянным тренингом, поиском и овладением образцами цивилизованных человеческих отношений. Методика преподавания должна соответствовать возрастным психологическим особенностям подростков, важнейшими потребностями которых являются самопознание, самоутверждение, общение со сверстниками.
Методика обучения, используемая в реализации данной программы, представляет собой единство различных форм и методов: бесед-диалогов, практических и творческих заданий, конкурсов, элементов лекций, метода групповых заданий, использование активных и игровых форм обучения, обсуждение психологических сказок и рассказов. Она должна способствовать формированию у подростков собственного мнения, умению его высказывать и обосновывать, приобретению опыта работы в группе. Выполнение коллективных заданий позволит подросткам приобрести дополнительные навыки общения.
Формы текущего и итогового контроля
Результативность учебного курса «Психология общения» может быть выявлена через комплекс контрольных форм, включающих в себя творческие и практические задания, анкетирование учащихся, беседы с родителями и учителями, их привлечение в качестве экспертов для оценки знаний и уровня развития навыков общения учащихся.
Прогнозируемый результат
По окончанию обучения по данному курсу учащиеся должны:
- обладать готовностью к осуществлению когнитивных, регулятивных и коммуникативных учебных действий,
- иметь представление об индивидуальных психологических особенностях личности,
- иметь представления о своих индивидуальных психологических особенностях,
- владеть основами навыков самопознания, самоанализа, общения,
- уметь оценивать взаимоотношения между людьми в конкретных ситуациях,
- владеть основами навыков построения гармоничных межличностных отношений, разрешения и профилактики конфликтов,
- владеть навыками сотрудничества и плодотворного взаимодействия с другими людьми,
- владеть навыками совершенствования своего эмоционального интеллекта,
- толерантно относиться к окружающим людям,
- иметь общие представления о культуре общения,
- владеть некоторыми навыками учебно-исследовательской деятельности.
Описание условий для реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо разумно сочетать теоретические и практические занятия, делая упор на практические и творческие работы учащихся, направленные на выработку навыков самопознания и культуры общения.
В процессе преподавания учебного курса целесообразно использовать материал для проведения психокоррекционных упражнений и игр, психологические сказки, притчи и рассказы, подборки практических заданий и диагностического материала. Необходимым оборудованием являются: магнитофон, компьютер, аудио и видеоматериалы, компьютерные программы по психологии, учебно-дидактические, психолого-диагностические материалы.
Календарно-тематический план
Раздел | Содержание | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 час |
2 | «Познай себя» | 14 часов |
3 | Культура общения | 16 часов |
4 | Итоговые занятия | 3 часа |
| Итого: | 34 часа |
Основное содержание программы
1. Вводное занятие (1 час)
- Что изучает психология общения. Содержание и особенности учебного курса. Давайте познакомимся.
2. «Познай себя» (14 часов)
- О необходимости самопознания. Самооценка человека. «Сказка о трех волшебных зеркалах» И. Вачкова. Обсуждение сказки.
- Индивидуальные психологические особенности личности. Тип темперамента. «Сказка о типах темперамента» И. Вачкова. Обсуждение сказки. «Какой Я?». Определение учащимися своего типа темперамента.
- Характер человека. «Сказка о деревьях-характерах» И. Вачкова. Обсуждение сказки. «Какой Я?». Определение учащимися своих черт характера (3 часа).
- «Я не такой, как все, и все мы разные». «Моя Вселенная». Мой любимый герой (примеры для подражания).
3. Культура общения (16 часов)
- Я и мой класс.
- Умение понимать своих сверстников.
- Дружба.
- Умение понимать старших. Трудности в общении с взрослыми людьми.
- Мои отношения с родителями. Как обратиться с просьбой.
- Конфликт. Мое поведение в психологически трудной ситуации.
- Как построить хорошие отношения с другими людьми. Правила общения о окружающими людьми.
- Мой день рождения: как подготовить праздник, принимать гостей и подарки.
4. Итоговые занятия (3 часа)
- Творческая работа «Мои правила общения между людьми».
- Итоговое повторение. Обсуждение «Что мне дает изучение психологии».
Список использованной литературы
- Васильченко К.В. «Путешествие в страну «Я», - Д.: Сталкер, 1998.
- Вачков И. В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек Издательство: Ось-89, 2001.
- Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой "душевной" науке. Издательство: Ось-89, 1996.
- Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект, М.: Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
- Григорьева М.Ю. «Я и другие Я. Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков», М.: Школьная пресса, 2011.
- Дерябо С., Ясвин В. "Гроссмейстер общения", М.: Смысл, 1996.
- Зарипова Ю. «Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам», М., 2007.
- Карнеги Д. «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»: Пер. с англ. /Общ. Ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М.-М.: Прогресс, 1990.
- Козлов Н.И. «Лучшие психологические игры и упражнения». Переиздание. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997.
- Прутченков А.С. «Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников». М.: Российское педагогическое агенство, 1996.
- «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов». Под общей редакцией И.В.Дубровиной, М. Издательский центр "Академия", 1995.
- Райгородский Д.Я, «Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие», Самара: Изд. дом «БАРАХ-М», 2011.
- Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы». - М.: Новая школа, 1994.
- Федеральные государственные образовательные стандарты.
Используемый учебно-методический комплекс
- Авторский учебно-дидактический материал Камионской Т.Б.
- Цифровые образовательные ресурсы, которые будут использоваться на уроках:
- Авторские компьютерные презентации Камионской Т.Б. по отдельным темам курса.
- Сайт «Психология общения и развития» педагога-психолога Камионской Т.Б.
- Цифровые образовательные ресурсы, которые рекомендуются учащимся:
- Авторские компьютерные презентации учителя Камионской Т.Б. по отдельным темам курса.
- Сайт «Психология общения и развития» педагога-психолога Камионской Т.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»
Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...
Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций познавательной и эмоционально-волевой сферы
Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с легкой степенью умственной отсталости...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие процесса социализации подростка во внешнюю среду слышащих людей
Индивидуальная программа психологического сопровождения процесса социализации подростка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и личностной сферы
Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка с нарушением слуха с УО...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и познавательной сферы
Индивидуальная программа психологического сопровождения младшего школьника с нарушением слуха с УО...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы «Уроки психологического развития»
Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы подростка с нарушением слуха...