Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы «Уроки психологического развития»
рабочая программа по психологии
Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы подростка с нарушением слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
14.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»
Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518
Телефон: (499)179-66-81 Факс: (499)177-67-66 E-mail: sk65@edu.mos.ru http://schuvc65.mskobr.ru/
ИНН/КПП 7722306978/772201001 ОКАТО 45290590000 ОГРН 1037700227157 ОКТМО 45395000
Утверждаю
Директор ГКОУ СКШИ № 65
Перепелкина С.И.
________________________
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы
«Уроки психологического развития»
Педагог-психолог:
Бурякова Н. В.
2019-2020г.
Пояснительная записка
В настоящее время в психологии сложились два представления о путях развития мышления обучающихся - «сверху» и «снизу». Первое из них связывает развитие мышления с процессом усвоения хорошо организованной системы научных знаний, в результате чего складываются упорядоченные когнитивные структуры, в которых не только хранятся приобретенные школьником знания от конкретных до абстрактно-обобщенных, но и они сами затем начинают выступать как инструмент познания себя, объектов и явлений окружающего мира. Формирование таких иерархизированных когнитивных структур рассматривается как содержание процесса умственного развития в целом (Н.И. Чуприкова, 1995).
Признавая правомерность и психологическую обоснованность этой точки зрения, нельзя не отметить, что как бы хорошо ни были структурированы и взаимосвязаны предлагаемые для усвоения знания, все-таки систему знаний формирует в своей голове сам ученик. А для этого его надо обеспечить интеллектуальными «инструментами» упорядочивания, систематизации, структурирования знаний.
В связи с этим другое представление о развитии мышления «снизу» основывается на необходимости осуществления специальной работы, опережающей обучение научным знаниям, работы по целенаправленному формированию различных форм, качеств и свойств мышления как одного из основных психических процессов, участвующих в усвоении знаний. Специфика подхода к развитию мышления в среднем школьном возрасте состоит в осуществлении не только непосредственного формирования его различных качеств (гибкости, осознанности, помехоустойчивости и др.), но и опосредованного формирования метакогнитивным путем, путем формирования понятий о правильных формах мышления, понятия о многоуровневости процесса обобщения, лежащего в основе формирования «схем» мышления.
В связи с этим другое представление о развитии мышления «снизу» основывается на необходимости осуществления специальной работы, опережающей обучение научным знаниям, работы по целенаправленному формированию различных форм, качеств и свойств мышления как одного из основных психических процессов, участвующих в усвоении знаний. Специфика подхода к развитию мышления в среднем школьном возрасте состоит в осуществлении не только непосредственного формирования его различных качеств (гибкости, осознанности, помехоустойчивости и др.), но и опосредованного формирования метакогнитивным путем, путем формирования понятий о правильных формах мышления, понятия о многоуровневости процесса обобщения, лежащего в основе формирования «схем» мышления.
Важное значение в процессе когнитивно-личностного развития школьников мы придаем усвоению учащимися логических знаний, которые в силу изоморфизма между логикой и некоторыми формами мышления практически соответствуют правильно применяемым психологическим операциям.
Основы логического мышления у детей должны в тех или иных формах закладываться уже в дошкольном возрасте. Но в младшем школьном возрасте в связи с необходимостью усвоения систематизированных научных знаний знакомство и первые уровни формирования основных логических понятий и операций должны стать предметом специально проводимой работы, не полагаясь только на процесс их стихийного формирования.
В начальной школе одним из направлений работы является целенаправленное формирование основных логических понятий и oneраций, таких, как более общее и более конкретное понятия, понятие о причине и следствии, противоположности, последовательности и др.
В старших классах эта работа, осуществляясь на все более высоком уровне, с необходимостью обеспечивает сознательное отношение к логическим операциям, их сознательное применение в процессе анализа, осмысления, обобщения подлежащего усвоению учебного материала, а также явлений окружающей, в том числе общественной, жизни.
Это тот путь, который позволит сформировать у подростков и старших школьников гипотетико-рассуждающее мышление, являющееся «ключом» к их умственному развитию (П.П. Блонский,1979; В.А. Сухомлинский, 1971, 1975; Д.Б. Эльконин,1989).
Цель программы: целенаправленное формирование абстрактно-логических форм мышления.
Задачи:
- развитие отдельных процессов и качеств мышления (анализа, синтеза, обобщения, установления закономерностей, гибкости);
- развитие познавательных процессов: воображение, внимание, внутренний план действия, пространственные представления;
- развитие личностных характеристик подростков: осознание ими разных видов поведения, положительных и отрицательных личностных качеств, формирование понимания о допустимых формах вербальных реакций в конфликтных ситуациях.
Структура и общее содержание уроков психологического развития для подростков:
Программа психологического развития младших подростков основывается на необходимости учета естественного хода развития познавательной деятельности от глобально-дифференцированного отражения объектов и явлений действительности ко все более расчлененным и дифференцированным ее формам (Я.А. Коменский, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, Н.И. Чуприкова, Н.Н. Поддьяков). Внутренняя логика данной программы также построена на реализации принципа системной дифференциации, являющейся ведущим механизмом психического развития (Н.И. Чуприкова, 1995,1997). Способом такой дифференциации, расчленения разного рода внешних и внутренних воздействий является всестороннее развитие процессов анализа и соответствующих им процессов синтеза.
Центральной идеей психологического развития в подростковом возрасте должны выступить анализ как средство расчленения понятийно-семантической и логико-понятийной информации, выраженной в вербальной форме, и ее постепенное обобщенно-абстрактное репрезентирование в складывающихся вербально-смысловых когнитивных структурах.
Уроки психологического развития для подростков составляют: вводная часть, основная и заключительная.
Задачей вводной части является создание положительного эмоционального фона, хорошего настроения. Для этого школьников просят улыбнуться друг другу и сказать добрые слова (Л.И. Латохина,1993).
Содержанием основной части урока является целенаправленное развитие прежде всего мышления - его отдельных процессов и качеств (анализа, синтеза, обобщения, установления закономерностей, гибкости), представленных как в конкретных своих проявлениях, так и в абстрактно-логической форме. Другими развиваемыми психологическими процессами являются воображение, внимание, внутренний план действия, пространственные представления. В качестве важной составляющей основной части урока выступает развитие личностных характеристик подростков: осознание ими разных видов поведения, положительных и отрицательных личностных качеств, формирование понимания о допустимых формах вербальных реакций в конфликтных ситуациях.
Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, урок длительностью 40 минут. Не следует спешить с переходом к материалам следующего урока, если выполнение каких-либо заданий представляет для школьников трудность. Важно добиться правильного выполнения заданий всеми учащимися, даже если на это потребуется больше времени, чем предусмотрено данной программой.
Учебно-тематический план занятий
«Уроки психологического развития»
Список используемой литературы:
- Айзенк X., Эванс Д. Проверьте способности вашего ребенка./Пер. с англ. М., Изд-во ACT, 1998.
- Асмус В.Ф. Логика. М., Гос. изд. полит, литературы, 1947.
- Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития./Пер. с англ. М., Когито-Центр, 2000.
- Бескина P.M., Чудновский В.Э. Воспоминания о будущей школе. Книга для учителя. М., Просвещение, 1993.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. М., 1988.
- Граник ГГ., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Когда книга учит. М., Педагогика, 1991.
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., Педагогика, 1985.
- Левитес Д.Г. Как остановить маятник // «Мир образования - образование в мире», 2001, № 1.
- Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М., Луч, 1995.
- Локалова Н.П. Уроки психологического развития в начальной школе //«Начальная школа», 1998, № 36, 45; 1999, № 2, 5, 21, 28, 34; 2000, № 3, 5, 33, 36.
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М., Педагогическое общество России, 2000.
- Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет./ Под ред. И.В. Дубровиной. М., Педагогика, 1988.
- Практическая психология образования./Под ред. И.В. Дубровиной. М., Сфера, 1997.
- Регуш Л.А. Тренинг педагогической наблюдательности // «Вопросы психологии», 1988, № 3.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.
- Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства М., Педагогическое общество России, 1999.
- Самоукина Н.В. Игры, в которые играют... (Психологический практикум). Дубна, Феникс, 1997.
- Ушинский К.Д. Детский мир и Хрестоматия. Отдел IV. Первые уроки логики // Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 4. М.-Л., АПН РСФСР, 1948.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»
Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и личностной сферы
Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка с нарушением слуха с УО...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-волевой сферы
Программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с ТМНР...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и познавательной сферы
Индивидуальная программа психологического сопровождения младшего школьника с нарушением слуха с УО...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, формирование коммуникативных компетенций
Индивидуальная программа психологичекого сопровождения подростка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на гармонизацию межличностных отношений, развитие компетенций эмоционально-волевой сферы
Индивидуальная психологическая программа для подростка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие компетенций познавательной сферы
Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка с нарушением слуха с УО...