Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие компетенций познавательной сферы
рабочая программа по психологии
Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка с нарушением слуха с УО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»
Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518
Телефон: (499)179-66-81 Факс: (499)177-67-66 E-mail: sk65@edu.mos.ru http://schuvc65.mskobr.ru/
ИНН/КПП 7722306978/772201001 ОКАТО 45290590000 ОГРН 1037700227157 ОКТМО 45395000
Утверждаю
Директор ГКОУ СКШИ № 65
Перепелкина С.И.
________________________
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие компетенций познавательной сферы
Педагог-психолог:
Бурякова Н. В.
2019-2020г.
Пояснительная записка
Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение и профилактика, психологическое консультирование, организационно-методическая работа.
Программа рассчитана на детей с нарушениями слуха.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и спецификой образовательного учреждения.
Целью программы считается создание благоприятных условий для укрепление психического здоровья детей, помощь в достижении ими личностных результатов в процессе освоения образовательных областей, социальной адаптации в обществе.
Достижение цели предполагается через реализацию задач:
- определение индивидуальных особенностей психического развития ребёнка;
- предупреждение возникновения проблем развития у детей с нарушением слуха;
- создание психологически комфортных условий для развития личности ребенка;
- профилактика социальной дезадаптации.
В программе анализируются возрастные и индивидуальные особенности обучающегося, содержится комплексно-тематическое планирование, описываются планируемые результаты, определяется информационное, материально-техническое и методическое сопровождение.
Программа будет реализована в течение 1 года, является открытой и предусматривает изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:
- Психологическая диагностика,
- Коррекционно – развивающая работа,
- Психологическое просвещение и профилактика,
- Психологическое консультирование,
- Организационно-методическая работа.
Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей ребенка 6 В класса, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.
Психологическая диагностика.
Включает в себя использование диагностических методик, предназначенных для выявления особенностей психического и эмоционального развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях развития детей.
Выделяются два основных направления диагностической работы:
- Первичная диагностика – углубленная психологическая диагностика по изучению познавательных, личностных, эмоциональных особенностей, предваряет коррекционную работу (сентябрь - октябрь).
- Итоговая диагностика – проводится по окончании коррекционной работы, оценивается состояние ребенка на «выходе» (апрель – май).
Участие ребенка в психодиагностике допускается только с согласия его родителей.
Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка. В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть, как выше, так и ниже среднестатистического.
В процессе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:
- В эмоционально-личностной сфере:
- преодолевать психоэмоциональное напряжение, научить приемам расслабления;
- формировать способность к осознанию ребенком своих переживаний, их причин, особенностей проявления.
- В личностно-поведенческой сфере:
- способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознать свои характерные особенности и предпочтения, потребности, интересы, мотивы;
- формировать адекватную самооценку;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в общении, корректировать нежелательные черты характера и поведения;
- учить разрешать конфликтные ситуации адекватными способами;
- создавать условия для проявления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- В коммуникативно-личностной сфере:
- содействовать осознанию норм, ценностей и правил поведения, нежелательных последствий при их нарушении;
- развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- учить приемам передачи информации в общении;
- развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
- В интеллектуально-личностной сфере:
- развивать познавательные интересы, способность к интеллектуальному экспериментированию и творчеству;
- совершенствовать внимание, память, мышление, восприятие, воображение.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты освоения программы:
- снижение эмоциональной напряженности, снижении индекса тревожности, агрессивности и др. эмоционально-личностных проблем;
- стабилизация психоэмоционального состояния;
- снижение риска дезадаптации;
- коррекция нарушений эмоционально-волевой, коммуникативной сферы;
- повышение уровня познавательных процессов, познавательной активности, положительной мотивации;
- развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала детей.
Программа реализуется посредством индивидуальной работы с подростком.
Индивидуальная работа: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.
Каждое занятие имеет следующие этапы:
1. Организационный этап - создание эмоционального настроя; упражнения и игры с целью привлечения внимания;
2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;
3. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), на развитие эмоциональной, личностной, волевой сферы и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике;
4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.
Тематическое планирование
Работа по развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков:
Направления работы | Темы | Количество занятий | Формы работы |
Диагностика уровня актуального развития эмоционально-личностной сферы | Диагностическое занятие на определение уровня эмоционально-личностного развития обучающихся | 1 | Проективные методы диагностики эмоциональной сферы |
Коррекция самооценки | Моё имя | 1 | Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы |
Я и моё тело | 1 | ||
Коррекция поведения | Вербальное и невербальное общение | 2 | Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы |
Регулирование поведения и характера | 2 | ||
Разрешение конфликтных ситуаций | 1 | ||
Коррекция настроения и эмоционального состояния | Мир эмоций | 1 | Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы |
Радость, грусть, гнев, интерес | 1 | ||
Испуг. Работа со страхами | 1 | ||
Позитивное эмоциональное отношение к себе | 2 | ||
Позитивное эмоциональное отношение к близким и друзьям | 2 | ||
Эмоциональное состояние героев сказки | 1 | ||
Выявление динамики в развитии эмоционально-личностной сферы | Диагностическое занятие | 1 | Проективные методы диагностики эмоциональной сферы, психологические игры |
Итого: | 17 |
Индивидуальная работа по развитию познавательных процессов:
Направления работы | Темы | Количество занятий | Формы работы |
Диагностика уровня актуального развития познавательных процессов | Диагностическое занятие на выявление уровня развития познавательных процессов | 1 | - Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»; - М.М. Семаго, Н.Я. Семаго «Исследование особенностей познавательной сферы детей» |
Коррекция и развитие мышления и воображения | Упражнения на развитие наглядно-образного мышления | 2 | Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений |
Упражнения на развитие логического мышления | 2 | ||
Творческое воображение | 2 | ||
Коррекция и развитие внимания и памяти | Упражнения на развитие объема внимания, концентрации, устойчивости, распределения | 2 | Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений |
Упражнения на развитие переключаемости и произвольности внимания | 2 | ||
Упражнения на развитие различных видов памяти | 4 | ||
Коррекция и развитие восприятия и ощущения | Зрительное восприятие | 2 | Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений |
Восприятие запаха. Восприятие вкуса | 2 | ||
Восприятие звука. Тактильное восприятие | 2 | ||
Свойства предметов | 2 | ||
Коррекция и развитие пространственно-временных представлений | Восприятие пространства | 2 | Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений |
Восприятие времени | 2 | ||
Выявление динамики в развитии познавательных процессов | Диагностическое занятие | 1 | - Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика»; - М.М. Семаго, Н.Я. Семаго «Исследование особенностей познавательной сферы детей школьного возраста» |
Итого: | 28 |
Использованная литература:
- Андреева Е.И. Психологические основы обучения детей с нарушенным слухом. – СПб, 2007
- Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб, 2006
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М,2002
- Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М, 2005
- Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб, 2002
- Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие / Под ред. Г. А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – М, 2004
- Гаркуша Ю.В. Система коррекционных занятий детей с нарушениями слуха. – М, 2008
- Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб,2006
- Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. – М, 2003
- Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста с нарушением слуха: Методическое пособие / Т.В.Николаева. – М,2006
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. – М, 2007
- Михаленкова И.А., Анисимова Н.В., Мирошниченко Н.В. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха. – СПб, 2006
- Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М, 2001
- И.А. Программа «Давай познакомимся». Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – СПб, 2008
- Психология глухих детей. Под ред. И.С. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розоновой. – М, 2006
- Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. – М, 2003
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М, 1995
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. - М, 2004
- Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы
Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»
Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и личностной сферы
Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка с нарушением слуха с УО...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-волевой сферы
Программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с ТМНР...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и познавательной сферы
Индивидуальная программа психологического сопровождения младшего школьника с нарушением слуха с УО...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы «Уроки психологического развития»
Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы подростка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, формирование коммуникативных компетенций
Индивидуальная программа психологичекого сопровождения подростка с нарушением слуха...
Комментарии
Приглашаю посмотреть)
Приглашаю посмотреть)
Для развития творческих способностей: Авторское интерактивное развивающее пособие для дошкольников и школьников началки
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/17/interak...