Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие компетенций познавательной сферы
рабочая программа по психологии

Малкова Наталья Валерьевна

Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка с нарушением слуха с УО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81      Факс: (499)177-67-66      E-mail: sk65@edu.mos.ru            http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001        ОКАТО 45290590000        ОГРН 1037700227157         ОКТМО 45395000

Утверждаю

Директор ГКОУ СКШИ № 65

Перепелкина С.И.

________________________

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие компетенций познавательной сферы

Педагог-психолог:

Бурякова Н. В.

2019-2020г.

Пояснительная записка

Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение и профилактика, психологическое консультирование, организационно-методическая работа.

Программа рассчитана на детей с нарушениями слуха.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и спецификой образовательного учреждения.

Целью программы считается создание благоприятных условий для укрепление психического здоровья детей, помощь в достижении ими личностных результатов в процессе освоения образовательных областей, социальной адаптации в обществе.

Достижение цели предполагается через реализацию задач:

  • определение индивидуальных особенностей психического развития ребёнка;
  • предупреждение возникновения проблем развития у детей с нарушением слуха;
  • создание психологически комфортных условий для развития личности ребенка;
  • профилактика социальной дезадаптации.

В программе анализируются возрастные и индивидуальные особенности обучающегося, содержится комплексно-тематическое планирование, описываются планируемые результаты, определяется информационное, материально-техническое и методическое сопровождение.

Программа будет реализована в течение 1 года, является открытой и предусматривает изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:

  • Психологическая диагностика,
  • Коррекционно – развивающая работа,
  • Психологическое просвещение и профилактика,
  • Психологическое консультирование,
  • Организационно-методическая работа.

Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей ребенка 6 В класса, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.

Психологическая диагностика.

Включает в себя использование диагностических методик, предназначенных для выявления особенностей психического и эмоционального развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях развития детей.

Выделяются два основных направления диагностической работы:

  • Первичная диагностика – углубленная психологическая диагностика по изучению познавательных, личностных, эмоциональных особенностей, предваряет коррекционную работу (сентябрь - октябрь).
  • Итоговая диагностика – проводится по окончании коррекционной работы, оценивается состояние ребенка на «выходе» (апрель – май).

Участие ребенка в психодиагностике допускается только с согласия его родителей.

Коррекционно-развивающая работа.

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка. В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть, как выше, так и ниже среднестатистического.

В процессе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:

  1. В эмоционально-личностной сфере:
  • преодолевать психоэмоциональное напряжение, научить приемам расслабления;
  • формировать способность к осознанию ребенком своих переживаний, их причин, особенностей проявления.
  1. В личностно-поведенческой сфере:
  • способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознать свои характерные особенности и предпочтения, потребности, интересы, мотивы;
  • формировать адекватную самооценку;
  • вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в общении, корректировать нежелательные черты характера и поведения;
  • учить разрешать конфликтные ситуации адекватными способами;
  • создавать условия для проявления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  1. В коммуникативно-личностной сфере:
  • содействовать осознанию норм, ценностей и правил поведения, нежелательных последствий при их нарушении;
  • развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • учить приемам передачи информации в общении;
  • развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
  1. В интеллектуально-личностной сфере:
  • развивать познавательные интересы, способность к интеллектуальному экспериментированию и творчеству;
  • совершенствовать внимание, память, мышление, восприятие, воображение.

 Планируемые результаты

Ожидаемые результаты освоения программы:

- снижение эмоциональной напряженности, снижении индекса тревожности, агрессивности и др. эмоционально-личностных проблем;

- стабилизация психоэмоционального состояния;

- снижение риска дезадаптации;

- коррекция нарушений эмоционально-волевой, коммуникативной сферы;

- повышение уровня познавательных процессов, познавательной активности, положительной мотивации;

- развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала детей.

Программа реализуется посредством индивидуальной работы с подростком.

Индивидуальная работа: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.

Каждое занятие имеет следующие этапы:

1. Организационный этап - создание эмоционального настроя; упражнения и игры с целью привлечения внимания;

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), на развитие эмоциональной, личностной, волевой сферы и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Тематическое планирование

Работа по развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков:

Направления работы

Темы

Количество занятий

Формы работы

Диагностика уровня актуального развития эмоционально-личностной сферы

Диагностическое занятие на определение уровня эмоционально-личностного развития обучающихся

1

Проективные методы диагностики эмоциональной сферы

Коррекция самооценки

Моё имя

1

Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы

Я и моё тело

1

Коррекция поведения

Вербальное и невербальное общение

2

Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы

Регулирование поведения и характера

2

Разрешение конфликтных ситуаций

1

Коррекция настроения и эмоционального состояния

Мир эмоций

1

Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы

Радость, грусть, гнев, интерес

1

Испуг. Работа со страхами

1

Позитивное эмоциональное отношение к себе

2

Позитивное эмоциональное отношение к близким и друзьям

2

Эмоциональное состояние героев сказки

1

Выявление динамики в развитии эмоционально-личностной сферы

Диагностическое занятие

1

Проективные методы диагностики эмоциональной сферы, психологические игры

Итого:

                 17

Индивидуальная работа по развитию познавательных процессов:

Направления работы

Темы

Количество занятий

Формы работы

Диагностика уровня актуального развития познавательных процессов

Диагностическое занятие на выявление уровня развития познавательных процессов

1

- Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»;

- М.М. Семаго, Н.Я. Семаго «Исследование особенностей познавательной сферы детей»

Коррекция и развитие мышления и воображения

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления

2

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Упражнения на развитие логического мышления

2

Творческое воображение

2

Коррекция и развитие внимания и памяти

Упражнения на развитие объема внимания, концентрации, устойчивости, распределения

2

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Упражнения на развитие переключаемости и произвольности внимания

2

Упражнения на развитие различных видов памяти

4

Коррекция и развитие восприятия и ощущения

Зрительное восприятие

2

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Восприятие запаха. Восприятие вкуса

2

Восприятие звука. Тактильное восприятие

2

Свойства предметов

2

Коррекция и развитие  пространственно-временных представлений

Восприятие пространства

2

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Восприятие времени

2

Выявление динамики в развитии познавательных процессов

Диагностическое занятие

1

- Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика»;

- М.М. Семаго, Н.Я. Семаго «Исследование особенностей познавательной сферы детей школьного возраста»

Итого:

                  28

Использованная литература:

  1. Андреева Е.И. Психологические основы обучения детей с нарушенным слухом. – СПб, 2007
  2. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб, 2006
  3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М,2002
  4. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М, 2005
  5. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб, 2002
  6. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие / Под ред. Г. А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – М, 2004
  7. Гаркуша Ю.В. Система коррекционных занятий детей с нарушениями слуха. – М, 2008
  8.  Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб,2006
  9. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. – М, 2003
  10. Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста с нарушением слуха: Методическое пособие / Т.В.Николаева. – М,2006
  11. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. – М, 2007
  12. Михаленкова И.А., Анисимова Н.В., Мирошниченко Н.В. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха. – СПб, 2006
  13. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М, 2001
  14. И.А. Программа «Давай познакомимся». Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. –  СПб, 2008
  15. Психология глухих детей. Под ред. И.С. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розоновой. – М, 2006
  16. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. – М, 2003
  17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М, 1995
  18. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. - М, 2004
  19. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы

Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»

Индивидуальная программа  психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы «Уроки психологического развития»

Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы подростка с нарушением слуха...


 

Комментарии

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Приглашаю посмотреть)
Для развития творческих способностей: Авторское интерактивное развивающее пособие для дошкольников и школьников началки
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/17/interak...