Методическая разработка занятия "О добре и зле"
методическая разработка по психологии

Боброва Мария Олеговна

Цель:   сформировать у детей понятие о добре и зле.

Задачи:

  • Развитие представлений учащихся о добре и зле;
  • Воспитание стремления совершать добрые дела;
  • Развитие самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_dobre.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия во 2 классе

ГБОУ СОШ №277

Тема «О добре и зле»

Цель:   сформировать у детей понятие о добре и зле.

Задачи:

  • Развитие представлений учащихся о добре и зле;
  • Воспитание стремления совершать добрые дела;
  • Развитие самооценки.

Оборудование: карточки с пословицами.

Ход занятия.

1. Вводная беседа:

   Ребята, что такое доброта? (Объяснение детей, как они понимают это слово.)

Какого человека можно назвать добрым? (Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

 А теперь обратимся к определению слова доброта в толковом словаре  Ожегова.

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

А что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье…

 

2. Рассмотрите ситуацию.

Я предлагаю рассмотреть и обсудить две ситуации.

 Есть два человека. У каждого из них есть друзья.

1. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и, в конце концов, просто обязаны ему помочь. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.

2. Другой каждый день встает пораньше, чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.

 С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить? (ответы детей)

Какой можно сделать вывод?

 Все люди очень разные. Одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому, а у других и снега зимой не допросишься.

3. Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”

Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши , если злой – закрываете лицо ладошками.

Иван – Царевич, Дюймовочка, Карабас –Барабас, Красная шапочка, Баба – Яга, Золушка, Мальвина, Емеля, Золотая рыбка, Конек - Горбунок.

 Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

4. Работа со словами.

 Слова первого столбика замените словами противоположными по значению:

Плохо - хорошо

Зло – добро

Война - мир

Жадность- щедрость

Грубость – вежливость

Жестокость – ласка

Ложь - правда

Предательство - преданность

 Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил, что человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.

 Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.

 Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)

5. Игра «Доскажи словечко»

Добрые слова - это цветы человеческой души.

Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: ... (“Добрый день!”)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)

Растает ледяная глыба

От слова доброго ... (“Спасибо!”)

Когда бранят за шалости, мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)

И во Франции, и в Дании говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)

Всем вам с большой любовью

Желаю… (Крепкого здоровья.)

Как много тёплых добрых слов в нашей речи! Доброе слово может нас приободрить,вселить в нас уверенность, согреть душу.

6. Работа в парах

Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость!

Вы должны к  началу пословицы подобрать из второго столбика продолжение.

1. Доброе слово

2. Не одежда красит человека,

3. Торопись на доброе дело,

4. Не хвались серебром,

5. Кто добро творит.,

6. В ком добра нет.,

7. Не ищи красоты –

ищи доброты.

в том и правды мало.

того Бог отблагодарит.

а хвались добром.

а худое само приспеет.

а его добрые дела.

и кошке приятно.

7. Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”.

Ребята, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза.

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего.

Итог. Наше занятие я хотела бы закончить следующими строчками стихотворения.

 Достаётся не дёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

 Может, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Полезным мирным трудом?

 Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее –

Хорошеть самому!

Рефлексия: дети рисуют маркером на доске грустные или веселые смайлики в зависимости от того, понравилось им занятие или нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...

Методическая разработка "Добро пожаловать на наш английский вечер"

Разработка для внеклассного мероприятия по английскому языку...

Методическая разработка классного часа "Будем добрыми и милосердными".

Данная разработка классного часа предназначена для учащихся 6 класса по духовно-нравственному воспитанию. Цель классного часа: воспитание таких нравственных качеств у учащихся, как доброта, отзывчивос...

Методическая разработка "Твори добро"

В данной разработке представлеа стратегия и тактика работы над нравственными качествами личности, в частности, добротой....

Методическая разработка "Твори добро"

      Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования,  учителей, воспитателей. Занятие рассчитано для детей младшего и среднего школь...

Методическая разработка "Если добрый ты..."

         Тема добра и зла остается актуальной всегда.  Воспитывать доброту  у детей необходимо  с самого раннего детства. Ребенок должен знать , что тако...

Методическая разработка занятия на тему "Добрые слова, добрые дела".

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....