Методическая разработка классного часа "Будем добрыми и милосердными".
план-конспект урока (6 класс) по теме
Данная разработка классного часа предназначена для учащихся 6 класса по духовно-нравственному воспитанию. Цель классного часа: воспитание таких нравственных качеств у учащихся, как доброта, отзывчивость, уважение к людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa_po_duhovno.docx | 167.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Труновского муниципального района СК
Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию.
Автор: учитель английского языка Чалченко Елена Михайловна
Класс – 6
с. Безопасное 2012 г.
Тема: «Будем добрыми и милосердными».
Цели и задачи:
сформировать в сознании детей понятия «доброта»;
расширить знания школьников о доброте и о роли доброты и милосердия в жизни каждого человека;
воспитывать у детей доброжелательность и желание оказать помощь всем, кто в ней нуждается;
формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность детей;
воспитывать такие нравственные качества как доброта, отзывчивость, уважение к людям.
Оборудование: плакаты с высказываниями о доброте “Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки” (Л.Н. Толстой); “Если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе – легка и приятна была бы твоя жизнь”
(М. Горький); "Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям" (Жан Жак Руссо); "Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе"(Вильям Шекспир);
карточки с заданиями для работы в группах, мультимедиапроектор, макет сердца.
План мероприятия
Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах как доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы.
А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Ведущий: Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывают воззрение многих выдающихся мыслителей. Римский философ Сенека в своё время сказал: «Человек, который думает только о себе, ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».
Ведущий: Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое доброта?
Ученик: Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Учитель: Человеколюбие общества определяется отношением к детям, старикам и добрым отношением к самым беззащитным братьям нашим меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Сегодня мы совершим путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений.
Чтец 1:
Твори добро-
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь - действительно
Всё встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных - доброта.
Учитель: От нашего поведения, наших поступков зависит отношение к нам людей, наше собственное настроение и настроение окружающих. Если мы будем добры, заботливы по отношению к другим людям, то и в ответ будем получать хорошее отношение.
Я предлагаю вам распределиться на группы (с помощью разноцветных фигур дети делятся на группы).
(2-3 минуты идет, работа в группах. Затем представитель от каждой группы объясняет, почему именно эти качества выбраны. На общем плакате отмечаются те качества, которые написали дети, и выбирается 5 наиболее популярных качеств)
Посмотрите ребята, такой у нас получился портрет человека, состоящий из качеств. Я думаю, что вы определили для себя, к чему вы хотите стремиться, какие качества в себе развивать, чтобы лучше общаться с окружающими людьми, помогать друг другу.
Набор качеств
Забота | жадность | равнодушие |
Чтец 2 :
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы
Учитель: Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.
И я предлагаю вам основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям. (Дети читают хором с доски):
* Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям попавшим в беду, слабым, больным.
* Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
* Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.
* Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.
- О доброте говорили всегда и, прежде всего великие писатели.
Выберете то высказывание, которое считаете самым важным для себя и объясните свой выбор.
"В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других".
Л.Толстой
"Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям".
Жан Жак Руссо
"Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе".
Вильям Шекспир
"Доброта. Вот качество, которое желаю приобрести больше всех других"
Л.Толстой
Ведущий: Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.
Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
* Без добрых дел нет доброго имени.
* Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
* Доброе слово и железные ворота открывает.
* Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
* Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
* Жизнь дана на добрые дела.
* Добрые дела красят человека.
* Доброе слово лучше богатства.
Чтец 3:
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою ДОБРОТЫ
И радость помоги найти кому-то.
Учитель: Доброта, благотворительность и милосердие очень важные слова для каждого человека. С Крещением Руси св. равноапостольным князем Владимиром, а потому и с коренным изменением народного менталитета, заповедь Христа о любви к ближнему нашла свою реализацию в призрении бедных, в раздаче милостыни "сирым и убогим". Не раз русские князья в честь памятных событий в истории своего княжения кормили нищих, вдов и сирот, раздавали милостыню. Готовность к благотворительности становилась неотъемлемой частью русского национального самосознания. Что же такое благотворительность?
БЛАГОТВОРИ́ТЕЛЬНОСТЬ — помощь, оказываемая имущими неимущим.
Благотворительность приходит с раскрытыми ладонями, ее назначение — отдавать.
П. Бэк
Чтец 4:
В жизни по - разному можно жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости…
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям!!!
Ведущий: В течение нескольких веков благотворительность воспринималась как выражение христианской любви к ближнему и, в основном, была частной, личной инициативой каждого благотворителя, определяемой его христианским мировоззрением.
Примерно с начала-середины XVI века благотворительность перестала быть частным делом князей, а превратилась в заботу государства. Тем более, что непрекращающиеся войны и бедствия привели к большому числу нуждающихся.
Начиная с царя Ивана IV (Грозного) начался процесс принятия законов о благотворительности в масштабах государственной политики. Были изданы законы, направленные на оказание помощи различным группам нуждающихся, созданы благотворительные учреждения - богадельни, финансируемые за счёт государственной казны, так и за счёт пожертвований частных лиц. Милосердие, доброта и благотворительность стали основными духовными ценностями Российской Империи.
Ведущий: В настоящее время в нашей стране и во всем мире множество различных благотворительных организаций, которые оказывают безвозмездную помощь людям.
В августе 1995 года в РФ благотворительность обрела законную форму: «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». На экране – фрагмент закона:
«Под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»
- Какие примеры современной благотворительности вам известны?
Учащиеся называют Благотворительный фонд Алины Кабаевой «Алина» - помощь детям-сиротам, Программа I телеканала «Пока все дома» - забота об усыновлении детей-сирот, Благотворительный фонд В. В. Путина- помощь больницам, строительство памятников видным государственным деятелям прошлых лет, акцию «Детям Беслана», О. Газманова и многих других: артистов, государственных деятелей, бизнесменов и просто граждан России.
Цитата известной сибирской целительнице Н. И. Степановой: «Тот, чья рука дала взаймы, славен среди людей. Тот, чья рука подала милостыню, славен перед Богом. Тот, чья рука отдала на храм - тот подал и мёртвым, и живым».
Учитель:
Бессердечные люди не подают милостыню, не дают на храм. У меня в руках макет сердца. Передавая друг другу по кругу сердце, назовите благотворительные мероприятия, в которых участвовал каждый из вас, причём не по приказу, а по зову сердца.
(Дети называют уборку и создание цветочных клумб на территории села и школы, помощь ветеранам и престарелым людям, концертную деятельность, уборку и покраску забора в храме и т. д.)
Учитель: Сегодня мне хотелось бы поговорить еще об одном благотворительном фонде: Благотворительный фонд Святителя Василия Великого.
Ведущий: Святитель Василий Великий - один из самых замечательных богословов Церкви. Его влияние на судьбы Церкви распространилось далеко за пределы его родины и ощутимо до наших дней. Самой высокой оценки заслуживает социальное служение святителя Василия - он уделял большое внимание заботе о больных, путешествующих, а также нищих. Церковь почитает его как борца за чистоту веры, великого святителя и богослова, именуя его "вселенским учителем". Только двум другим святым дана столь великая честь - Иоанну Златоусту и Григорию Богослову.
Учитель: В декабре прошлого года в северной столице состоялся благотворительный концерт в рамках программы «В поддержку деятельности России по борьбе с детскими онкологическими и офтальмологическими заболеваниями». Среди организаций, при поддержке которых проходил концерт, почетное место занял Благотворительный фонд Святителя Василия Великого.
Ведущий: Мероприятие состоялось в Ледовом дворце Санкт-Петербурга при участии большого количества выдающихся гостей. Поддержать детей, которым необходима забота и помощь, приехали звезды мирового кино и музыки. Среди них – Шэрон Стоун, Жерар Депардье, Пол Анка, Кевин Костнер… Именитые гости посетили медицинские центры, чтобы пообщаться с детьми и вручить им подарки.
Ведущий: В ходе концерта, который проходил в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге, одна из ведущих подошла к премьеру и попросила его исполнить что-нибудь для детей, в поддержку которых проводилось это мероприятие. Тогда В.В. Путин сел за рояль, сыграл мелодию «С чего начинается Родина» и спел с джазовыми музыкантами песню на английском языке. Зрители стоя аплодировали главе российского Правительства.
Учитель: Благотворительность и милосердие – эти слова неразделимы. А кого из известных нам людей мы можем назвать, как пример милосердия и сострадания? Правильно, это Мать Тереза и принцесса Диана.
Чтец 5:
О Матери Терезе знают все.
Перечислять её заслуг не буду. -
Её дела подобны в мире чуду,
Подобны солнцу в утренней росе.
Её богоугодные дела
В веках других оставят свет не малый.
И кто бы ни был: нищий и усталый,
С любовью вспомнят: - Доброю была.
Сегодня скульптор изваял её
В пластичной бронзе, трепетной и зыбкой
И было б непростительной ошибкой
О доброте мне не сказать его.
Ведущий: Мать Тере́за - католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира. Она причислена Католической Церковью к лику блаженных - великий пример милосердия.
Ученик: С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.
Ученик: Мать Тереза поднималась в 3.30 утра. После короткой службы и легкого завтрака начиналось служение. В течение дня она выполняла ту же работу, что и другие сестры, даже чистила уборные, когда подходила ее очередь. Часто она работала весь день, не останавливаясь, чтобы передохнуть или утолить жажду. Тех, к кому торопилась Мать Тереза, она называла «мои люди». Воодушевляя всех своим энтузиазмом, она постоянно находила новые и новые способы помочь страдающим.
Ученик: Мать Тереза безгранично любила людей. Своей жизнью она показала, что любовь делает чудеса. Она показала, что человеческая душа прекрасна, душа каждого из нас. Она восхищалась людьми, училась у них, использовала любую возможность, чтобы послужить им. «Для меня каждый человек в мире уникален. Каждый необычайно важен» — эти слова показывают глубину любви Матери Терезы к людям, «ибо от избытка сердца говорят уста».
Ученик: «…Не бойтесь любить. Открывайте сердце и постарайтесь пробудить в нем любовь. Для этого нужно перестать видеть в других и себе только недостатки и ошибки. Ищите и находите в людях прекрасное и доброе. Это вдохновляет и нас самих, и других людей на проявление их лучших качеств. Люди, действительно умеющие любить, не ставят никаких условий. Они свободны выражать любовь ко всем людям и даже любить своих врагов…», говорила она.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик о Матери Терезе.
(видеоролик о Матери Терезе)
Ведущий: Принцесса Диана тоже активно занималась благотворительной и миротворческой деятельностью. Ею были основаны в стране и по всему Миру сотни фондов для детей и больных, бездомных и прокаженных... Она избрала для себя духовного наставника - Мать Терезу и шла рядом с нею, следуя ее философии помощи.
Чтец 6:
Леди Ди, тебя нам стало не хватать
Леди Ди, ты стала нам всем ближе
Своею смертью ты заставила понять
Как суетно все в нашей бренной жизни
Принцесса, что мы знали о тебе
Какие ты испытывала чувства
Когда рука твоя касалась рук других
Кому это как воздух было нужно
Кто так нуждался в твоем слове и добре
Кому ты отдавала свое сердце
Мы все осиротели на земле
Без всенародно признанной принцессы
Так что ж в итоге, разум иль любовь
Спасут наш мир от самоучтоженья
Ты выбрала любовь и пронесла
Свою любовь до смертного мгновенья
О, Леди Ди, как ты сильна
Своею несгибаемой любовью
Но, как все мы, ты оказалась так хрупка
Когда любовь идет бок о бок с болью
И в эту тяжкую минуту расставанья
Когда весь мир прощается с тобой
Мы говорим тебе, - Ты с нами, наша Леди
Пойми нас и прости, наш ангел внеземной
Ученик: Она поддерживала и основывала проекты открытия онкологических центров для неизлечимо больных во всех странах мира, в том числе и у нас в России... Мало кто помнит ее визит в Москву в 95 году. Она взяла под свое покровительство одну из Московских детских больниц... После гибели принцессы главврач этой больницы, не мог без слез вспомнить о Леди Ди...
Ученик: Диана была в Анголе и Югославии, дотрагивалась до ужасных ран и язв, проверяла сама размеры протезов для детей.... Она была Той в которой так нуждался Мир.
Заставила изменить политику целых государств по отношению к самому ужасному оружию, так легко обогатившему сотни грязных душ - противопехотным минам. В конце 97 года международное движение по запрещению противопехотных мин получило Нобелевскую премию Мира. В этом немалая заслуга Леди Дианы.
Ученик: С какой болью она говорила в последнем почти своем интервью: "Я всегда была, есть и буду, фигурой только гуманитарной, я хочу только помочь людям, чем могу, вот и всё... Мир болен отсутствием человеколюбия и сострадания всё сильнее и сильнее... Кто-то должен выйти отсюда, любить людей и сказать им это".
Учитель: Улыбаясь, мы улучшаем своё здоровье и окружающую нас жизнь. Возьмите в руки ваше зеркальце. Улыбнитесь зеркалу, затем нахмурьтесь. От какой картинки улучшается настроение? Улыбнитесь зеркалу ещё раз и покажите ваше счастливое выражение соседу справа, слева. Теперь положим правую руку на область сердца, закроем глаза и мысленно отправим свою любовь всем, кому сейчас очень одиноко и холодно.
(Игра проходит под музыку Шаинского «Улыбка»)
Рефлексия
Учитель: Какой вывод мы можем сделать в заключение нашего урока?
(Дети говорят о необходимости помогать нуждающимся людям бескорыстно, что нужно жить, соблюдая «золотое правило» Иисуса Христа.)
И в заключение нашего классного часа давайте споем песню Н. Кадышевой, которая вместе с мужем А. Костюком являются известными благотворителями современности. Мне кажется, эту песню можно использовать как Гимн благотворительности:
«Если можешь помочь – помоги!»
Навсегда уходят каждый день и век,
Небо одиноко, словно человек,
Каждый ищет счастья под своей звездой,
Каждый остаётся со своей бедой.
Кружится планета в ледяной ночи.
Но другой не будет, сколько ни ищи.
Ни судьбу, ни ветер горько не кляни.
И тому, кто рядом, руку протяни.
Пр-в: Если хочешь помочь – помоги,
Если хочешь согреть – отогрей,
Если хочешь сберечь – сбереги,
Среди тысячи дней и ночей
Полыхает осень заревом рябин,
И никто не должен в мире быть один.
Если даже в сердце снег и холода,
Ты же понимаешь: снег не навсегда.
Словно зажигая от свечи свечу,
Кто-то вдруг прижмётся к твоему плечу.
И, быть может, счастье ты своё найдёшь,
И случится сразу всё, чего ты ждёшь.
Пр-в: Если хочешь помочь – помоги,
Если хочешь согреть – отогрей,
Если хочешь сберечь – сбереги,
Среди тысячи дней и ночей
Учитель: Ребята, спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа "Добро и зло" для 10 класса
Добро и зло - это два нравственных понятия сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это основные понятия морали. Данный классный час познакомит учащихся с закономерностями проявления...
Методическая разработка проектной деятельности "Добро пожаловать в Ржев"
Работа со студентами первого курса над пректом " Welkom to Rzhev". Создание презентаций по темею...
Методическая разработка "Лев - символ Доброй силы"
В методической разработке занятия рассмотрены следующие вопросы: по архитектуре Санкт-Петербурга, скульптуре старинных памятников и привитие детям интереса к культуре нашего города....
Методическая разработка по ОРКСЭ "Добро и зло"
Знакомство учащихся с определением добра и зла. Все начинается с человека, нельзя автоматически стать добрым или злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру , к окружающим нас людям....
Методическая разработка классного часа "Творите добрые дела", 6 класс
Методическая разработка классного часа "Творите добрые дела" посвящена движению волонтеров в России....
методическая разработка классного часа "В добрую дорогу"
Методическая разработка для обучающихся в 9* классе , ее применение целесообразно в рамках классного часа 1 сентября...
Методическая разработка классного часа "Союз добра и красоты"
Как вести себя, чтобы стать настоящим человеком? Что значит счастливая семья? На эти вопросы звучат ответы в содержании классного часа. Можно сказать, семья - это почва, на которой растут молодые дере...