Познавательно-дискуссионная программа для школьников "Откровенный разговор с подростком. Познай себя»
презентация к уроку по психологии (7, 8, 9 класс)

Полферова Ирина Юрьевна

Формирование понятия цель жизни, счастье, активной жизненной позиции у подростка; формирование нравственных понятий: счастье, целеустремленность, ответственность, духовные ценности, добросовестность, любовь, дружба, доброта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznay_sebya.docx28.88 КБ
Office presentation icon poznay_sebya.ppt601 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-дискуссионная программа для школьников

"Откровенный разговор с подростком"

Цель: формирование понятия цель жизни, счастье, активной жизненной позиции у подростка; формирование нравственных понятий: счастье, целеустремленность, ответственность, духовные ценности, добросовестность, любовь, дружба, доброта.

Реквизит: презентация “Откровенный разговор с подростком”

- Здравствуйте, ребята!  Как вы думаете, что такое счастье?

Ответы детей

- Счастье – понятие очень сложное и многогранное. Что такое “счастье”, каждый из нас представляет по – разному. Одни счастливы, совершив обман или преступление, а другие – оттого, что помогают людям, делают добро. И сейчас мы поговорим о составляющих счастья. Их много.

Давайте обратимся к слайду №2 “Составляющие истинного счастья”  Он будет помогать нам в разговоре.

Давайте предположим, что шахматная доска – наша жизнь. “Король” на шахматной доске – это цель нашей жизни, за которую мы боремся. В ходе борьбы мы можем добиться цели, стать счастливым, сохранить своего “короля”. А можем сохранить другие фигуры, но потерять “короля”, т. е. не достичь желаемой цели. Например, некий бизнесмен задумал провернуть махинацию с ценными бумагами. Это его цель, “король”. В случае успеха он получит желаемое, станет жить лучше, сохранит “короля”. В случае неудачи этот бизнесмен может лишиться своего положения в обществе, своего состояния, лишиться свободы, т. е. он не достигнет цели.

Мы обращаемся к 1 пункту на слайде №2 – осознание собственных жизненных целей и принципов. Каждый из нас имеет свою цель: кто – то мечтает создавать книги, кто – то быть богатым, хорошо выглядеть, хорошо зарабатывать, жить ради своего удовольствия, а другие желают достичь человеческого уважения, быть интересными людьми, делать добро людям. От того, какая цель для нас станет главной, будет зависеть наша судьба и счастье.

Во многом же счастье человека зависит от того, сумел ли он раскрыть свои способности, т. е. реализовать себя. Мы переходим к пункту №2 на слайде №2.

В каждом из нас от рождения заложены определенные возможности. Если мы сумели их раскрыть, проявить, то мы добьемся успеха в жизни, счастья и наоборот. Очень скоро, окончив школу, вы будете определяться с будущей профессией. Выбирать профессию надо исходя из своих способностей, а не из желания и возможностей родителей. Ведь многие люди раскрывают себя на работе. Другие же находят себя в увлечениях (хобби).

Например, А. Розембаум – военный врач, О. Газманов – морской инженер, но они нашли себя в творчестве (пении). Это занятие приносит им радость и удовлетворение.

Для того чтобы реализовать себя, мало просто поставить перед собой цель, надо еще действовать, трудиться.

Сейчас предлагаю вам определить действия человека, цель которого стать профессиональным спортсменом. Что он будет делать? Ответы учащихся.

  1. Хорошо заниматься на уроках физкультуры
  2. Ходить в спортивную школу или секцию
  3. Тренироваться самостоятельно
  4. Участвовать в соревнованиях
  5. Читать специальную литературу, смотреть спортивные передачи

Таким образом, идя к намеченному, человек раскрывает свои способности и испытывает радость от своих достижений.

Следующим составляющим счастья являются жизненные ценности (пункт №3 слайд №2).

Ваше внимание прошу обратить на слайд № 3 “Истинные ценности” На слайде изображены два набора предметных картинок. Предлагаю вам, глядя на эти изображения определить и назвать два типа ценностных предпочтений людей. Ответы детей.

Для первого типа людей главным являются материальные блага, а для второго – духовные ценности. Например, один очень богатый человек ради своей полной и счастливой жизни переправил через границу огромное количество исторических и культурных ценностей.

А Павел Михайлович Третьяков, живший в конце 18 века, был богатым человеком, но считал, что не должен тратить все деньги только на себя. Он был страстным коллекционером и покупал самые лучшие картины русских художников, помогая им. Позже создал картинную галерею, которая носит его имя Третьяковская.

Что важнее для человека: материальные блага или духовные ценности?

В последнее время все больше говорят о духовных ценностях. В религиозных писаниях говориться, что человек приходит в этот мир нагим и уходит нагим, забирая с собой только духовные ценности. Многие известные и состоятельные люди, пережившие клиническую смерть, пересматривают свои жизненные ценности, начинают жить другой жизнью – духовной, начинают помогать нуждающимся, занимаются благотворительностью.

Неумеренное потребление материальных (слайд №4 “Последствия неумеренного потребления материальных благ”) может повлечь за собой трагические последствия.

  1. Нехватка материальных ценностей и их деление между людьми. Например, в странах с низким уровнем развития люди умирают от голода, а в другие страны тоннами затопляют апельсины в океане.
  2. Конфликты, вражда, войны, судебные процессы. Например, в семье умирает человек, и родственники начинают делить между собой наследство, судятся, конфликтуют, порой даже убивают друг друга.
  3. Ухудшение экологического состояния, умерщвление биосферы. Например, ради того, чтобы построить еще один магазин или развлекательный центр, люди вырубают гектары леса.

Поэтому, если человек не повышает свой культурный и духовный уровень, то он реализует в себе возможности своих далеких животных предков.

Мы переходим к пункту №4 слайд №2 – коэффициент полезного действия человеческих возможностей (К П Д).

Многие из нас считают, что обладают средними или низкими способностями. Но это не так. Наукой доказано, что в каждом человеке множество способностей. Только 8% своих полезных способностей человек реализует за свою жизнь. Остальные остаются нераскрытыми.

Способности человека могут проявляться в самых разных условиях.

  1. В экстремальных условиях. Известен случай, когда хрупкая женщина – мать рывком перевернула автобус, чтобы высвободить из под колес своего ребенка.
  2. Возможности, которые человек развил благодаря труду и занятиям. Примером может служить А. В. Суворов, который в детстве был хилым, слабым мальчиком, но это не помешало ему стать известным полководцем.
  3. В последнее время проводиться очень много экспериментов. Люди совершают путешествия через океан на надувных лодках, пресекают на лыжах льды, на велосипедах пересекают пустыню Сахару. Эти примеры доказывают способности человека жить в любых экстремальных природных условиях.
  4. Способности предвидеть будущее. Писатели фантасты в своих книгах описывают межзвездные путешествия. Ж. Верн в своих романах описывает прообраз подводной лодки, подводные путешествия.

Эти примеры подтверждают КПД и огромные способности человека.

Работая, стремясь к поставленной цели, человек сталкивается с множеством трудностей (пункт №5 слайд №2).

Почему и откуда берутся трудности?

  1. Человечество преодолело сложный исторический путь. Современный человек имеет свои взгляды, которые отличаются от взглядов предыдущего поколения. Отсюда непонимание между молодежью и более старшими людьми.
  2. Воспитание в семье. От него зависит успешность и счастье человека. Например, у двух кошек родились котята. Одна кошка своих детишек жалела, лелеяла, оберегала, носила им мышей, защищала от опасности. Другая кошка учила своих котят ловить мышей, лазить по деревьям, быстро бегать, защищаться от опасности. Но однажды мамы – кошки исчезли, а их дети остались одни. Чьи котята (первой или второй кошки) смогут выжить и легче преодолевать трудности жизни? Конечно же, дети второй кошки, т. к. они многому научены. Так и у людей: житейские трудности легче переносят те люди, которые умеют их преодолевать, умеют бороться, и научены этому с детства. Такие люди в жизни более успешны.

Следующий пункт №6 слайд №2 – активность человека. Решение жизненных задач связано с затратой нашей энергии. Юность – пора колоссальной энергии. Поэтому в юные годы мало просто учиться. Как еще можно использовать с пользой свою энергию? Ответы учащихся.

- Помощь родителям;

- занятия в кружках;

- занятия спортом, музыкой и т. д.

Чем больше человек занят, тем больше затрачивается энергии. Любые затраты энергии надо восстанавливать и делать это умело. Например, если человек занимается умственной работой, то отдых у него должен быть активным. Физический труд (занятие спортом, походы, прогулки) может снять любые умственные нагрузки.

Мы говорили о трудностях и активности человека. Предлагаю вам разобраться в особенностях поведения человека активного и пассивного при решении проблемы.

Я буду зачитывать особенности поведения, а вы должны определить, какому человеку – активному или пассивному – принадлежит данное поведение.

Активный

Пассивный

1) Ищет причину в себе

1) Ищет причину в обстоятельствах, в людях

2) Ищет способы решения проблемы

2) Замкнется, уединиться

3) Не станет разочаровываться

3) Будет злиться, завидовать

4) Займется спортом, работой

4) Начнет глотать таблетки

Из этого следует, что активный человек легче переносит трудности, находит способы решения проблемы, он ответственнее, организованнее, культурнее, успешнее. Человеку, воспитанному в атмосфере вечного праздника, жизнь покажется плоха, он будет страдать и будет несчастен.

Сейчас мы поговорим о следующем составляющем истинного счастья – о работе. Умение хорошо делать свое дело, получать удовлетворение от мастерски выполненной работы – это большая радость (пункт №7 слайд №2).

Какой же должна быть работа?

  1. Она должна быть интересной для человека.
  2. Она должна быть трудной. Препятствия дают основу для борьбы. А любая, даже маленькая победа – это радость, самоуважение, человек становиться победителем.

Что важно в работе?

  1. Добросовестность – важное качество. Недобросовестность в работе может сделать несчастными многих людей, вызвать ненависть и презрение. Например, кто – то схалтурил на заводе, не завернул болт, а просто вставил его в заготовку. А во время уборочной страды трактор стоял сломанным, зерно осыпалось, а недобросовестный работник в это время спокойно ел хлеб.

После ремонтных работ на дороге не заровняли яму, не уложили асфальт. В итоге, люди месяцами ходят по грязи, ломают ноги.

  1. Даже любимое дело имеет черновую (подготовительную) сторону, а это опять чувство неудовлетворения. Например, писатель, прежде чем написать книгу, изучит множество литературы, научных трудов, статей.

Продавец, не имеющий опыта продажи товаров, будет иметь застой в бизнесе.

Поэтому, делая свое дело, надо помнить о чувстве долга, добросовестном исполнении работы, о том, что каждая работа требует тренировки, тогда она будет приносить радость.

С самых ранних лет надо приучать себя к организованной, постоянной работе.

Примером могут служить американские миллионеры, которые устраивают своих детей с ранних лет на работу, для того, чтобы научить их самостоятельно зарабатывать деньги, преодолевать трудности, решать проблемы.

Гибкость, умение ставить перед собой цель, развивать свои способности – очень важные качества, которые необходимо развивать. Иначе твои одноклассники, ниже тебя по уровню развития и способностям, начнут обходить тебя на жизненной дороге, будут иметь более высокий социальный статус.

Несостоявшегося человека начинает мучить самолюбие, он чувствует себя несчастным, страдает, заглушает свои переживания алкоголем, становится грубым, злым, совершает преступления, склонен к самоубийству, мучает своих близких, т. к. не сумел добиться желаемого в жизни.

Отношение между мужчиной и женщиной, личное счастье – это важный компонент общечеловеческого счастья (пункт №8 слайд №2).

Каким должен быть партнер?

Давайте обратимся к слайду №5 “Исторически сложившиеся особенности мужского и женского характера”

ЖЕНСКИЕ

МУЖСКИЕ

1) Стойкий характер

1) Сила

2) Выносливость

2) Выполняли функцию защитника, кормильца

3) Преодоление трудностей при помощи маневра

 

4) Долготерпение

 

За последние десятилетия произошли изменения в нравственной сфере: женщина обрела юридическую и экономическую независимость.

 Слайд №6 “Качества, которые ценят современные женщины в мужчинах и мужчины в женщинах”.

ЖЕНЩИНЫ В МУЖЧИНАХ

МУЖЧИНЫ В ЖЕНЩИНАХ

1) сила духа

1) доброта (активная, суровая, нежная, направленная на благо)

2) интеллект

2) способность поддерживать в трудную минуту

3) интеллигентность

 

4) нравственность

 

Мужчины и женщины, обладающие данными качествами, способны стать надежной опорой для своего партнера в современной многосложной действительности.

Важным моментом в браке является совместное переживание и преодоление трудностей. В партнерстве важно:

  • Превратить любовь в любовь – дружбу
  • Быть интересными друг другу
  • Ценить индивидуальность друг друга
  • Уважение (в спорах, без которых не обходиться семейная жизнь)
  • Нравиться друг другу, быть привлекательными (это заставляет партнеров непрерывно совершенствоваться, развиваться духовно и физически)
  • Распределение домашних обязанностей, помощь друг другу (поскольку эта работа нужна, доставляет радость семье, то в ней не надо видеть ни подвига, ни трагедии).

Таким образом, семейная жизнь требует непрерывного и постоянного к себе внимания. Это внимание может стать огромной радостью, счастливым браком, сделать уверенным в себе и счастливым человеком.

Итак, мы рассмотрели главные составляющие человеческого счастья. Давайте еще раз их назовем. В заключение нашего разговора предлагаю вам ответить на несколько вопросов и определить свои жизненные цели (слайд №7).

  1. Чего я хочу добиться в жизни? (3 цели)
  2. Чего я хочу сделать в ближайшие три дня? (3 цели)
  3. Что для меня важно сделать в ближайшие три дня? (3 цели)

В начале нашего разговора мы представляли нашу жизнь в виде шахматной доски, а “короля” на ней – нашей главной целью. Так вот, если “король” на вашей шахматной доске выбран со всей уверенностью и определенностью, то ты сможешь стать счастливым. От твоего выбора зависит твоя судьба.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Откровенный разговор с подростком «Познай себя»

Слайд 2

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИСТИННОГО СЧАСТЬЯ 1. Осознание собственных жизненных целей и принципов 2. Реализация своей внутренней программы 3. Ценности жизни 4. КПД человеческих возможностей 5. Преодоление трудностей 6. Активность в жизни 7. умение хорошо делать свое дело 8. отношение между мужчиной и женщиной

Слайд 3

Истинные ценности

Слайд 4

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕУМЕРЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ Недостаток материальных благ и их деление между людьми Конфликты, войны, судебные процессы, вражда, кровопролитие Ухудшение экологического состояния, умерщвление биосферы

Слайд 5

ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ ОСОБЕННОСТИ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ХАРАКТЕРА ЖЕНСКИЕ 1) Стойкий характер 2) Выносливость 3) Преодоление трудностей при помощи маневра 4) Долготерпение МУЖСКИЕ СИЛА ВЫПОЛНЯЛИ ФУНКЦИЮ ЗАЩИТНИКА, КОРМИЛЬЦА

Слайд 6

КАКИЕ КАЧЕСТВА ЦЕНЯТ СОВРЕМЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ В МУЖЧИНАХ И МУЖЧИНЫ В ЖЕНЩИНАХ ЖЕНЩИНЫ В МУЖЧИНАХ 1)СИЛА ДУХА 2) ИНТЕЛЛЕКТ 3)ИНТЕЛЛЕГЕНТНОСТЬ 4)НРАВСТВЕННОСТЬ МУЖЧИНЫ В ЖЕНЩИНАХ ДОБРОТА (АКТИВНАЯ, СУРОВАЯ, НЕЖНАЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА БЛАГО СПОСОБНОСТЬ ПОДДЕРЖАТЬ В ТРУДНУЮ МИНУТУ

Слайд 7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОИХ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ Чего я хочу добиться в жизни? (3 цели) Чего я хочу сделать в ближайшие три дня? (3 цели) Что для меня важно сделать в ближайшие три дня? (3 цели)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА факультативного курса для учащихся 5 класса «Познай себя»

Пояснительная запискаПреподавание курса по изучению личности школьников представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы психологии. Я познаю себя»

Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему психологических знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы мож...

Познавательно-дискуссионная программа для школьников "Откровенный разговор с подростком. Познай себя»

Формирование понятия цель жизни, счастье, активной жизненной позиции у подростка; формирование нравственных понятий: счастье, целеустремленность, ответственность, духовные ценности, добросовестность, ...

Практикум для подростков "Познай себя"

включает тесты для обучающихся 9-10 классов направленные на самопознание личности...

Коррекционно-развивающая программа для детей с проблемами в общении "Познай себя"

Коррекционно-развивающая программа для детей с проблемами в общении позволяет детям легче адаптироваться в группе сверстников, создаёт безопасное прост...

Тренинг для подростков: «Познай себя!»

Пояснительная запискаДля большинства подростков, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками, характерно отсутствие знаний о себе, о том, как он общается с другими, и навыков конструктивн...

Тренинг для подростков: «Познай себя!»

Пояснительная запискаДля большинства подростков, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками, характерно отсутствие знаний о себе, о том, как он общается с другими, и навыков конструктивн...