ПРОГРАММА факультативного курса для учащихся 5 класса «Познай себя»
элективный курс (психология, 5 класс) на тему
Пояснительная записка
Преподавание курса по изучению личности школьников представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Социально-психологическая и личностная зрелость человека характеризуется способом решения жизненных противоречий и проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Помощь в формировании индивидуальной "стратегии жизни" учеников является главной ценностью курса по познанию себя и окружающих. Чтобы научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру, необходимо знание, понимание самого себя. Свободная атмосфера творческого поиска ответов на вечные вопросы о смысле человеческого бытия, понимания себя и своего места в мире отвечает возрастным особенностям и актуальным потребностям школьного возраста. Их реализации способствуют занятия по программе занятий факультативного курса «Познай себя!». Программа рассчитана на учащихся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лиманская средняя общеобразовательная школа №1»
| Утверждаю:
Директор МБОУ « Лиманская СОШ №1» _________________ И.В.Рябина Приказ по школе №_____ от «____»_______2013 г. |
ПРОГРАММА
факультативного курса для учащихся 5 класса
«Познай себя»
Учитель: Омарова О.А.
МБОУ « Лиманская СОШ №1»
Пояснительная записка
Преподавание курса по изучению личности школьников представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Социально-психологическая и личностная зрелость человека характеризуется способом решения жизненных противоречий и проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Помощь в формировании индивидуальной "стратегии жизни" учеников является главной ценностью курса по познанию себя и окружающих. Чтобы научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру, необходимо знание, понимание самого себя. Свободная атмосфера творческого поиска ответов на вечные вопросы о смысле человеческого бытия, понимания себя и своего места в мире отвечает возрастным особенностям и актуальным потребностям школьного возраста. Их реализации способствуют занятия по программе занятий факультативного курса «Познай себя!». Программа рассчитана на учащихся 5 класса.
Цель программы:
- Создание условий для развития у школьников способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей.
Задачи:
1. Формировать стремление к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.
2. Расширять знания школьников о чувствах и эмоциях, развитие способности без оценочного их принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
3. Формировать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Формы проведения занятий:
Форма работы групповая.
Принципы программы:
- принцип коллективности обучения и воспитания детей;
- принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса;
- принцип наглядности;
- принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе;
- принцип опоры на положительное в человеке, поддержки сильных сторон его личности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.
Механизм реализации программы
Занятия являются тематическими и определены структурой проведения, частота проведения 1 час в неделю в объеме 34 часа в год.
План занятий:
ориентировка и подготовка учащихся;
разминка;
структурированные упражнения;
резюме занятия.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрации, психологические игры, тренинги, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребенку, тесты, опросники.
В результате изучения данного факультативного курса дети:
Овладеют определенными психологическими знаниями;
Овладеют приемами конструктивного взаимодействия;
Умеют правильно управлять своими эмоциональными реакциями;
Совершенствуют навыки общения;
План работы
в 2013-2014 учебном году
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1 | Виды общения. | Рассмотреть различные виды общения и варианты их использования. | 1 |
2 | Гибкость. Комбинантность (конгруэнтность). (Учимся понимать себя и других) | Дать понятие о гибкости в общении и потренировать ее на практике; обозначить взаимосвязь внешних проявлений с внутренним состоянием человека как предпосылки конгруэнтности или неконгруэнтности. | 1 |
3 | Знаки внимания при общении. | Ознакомить с понятием о знаках внимания в процессе коммуникации, освоить навыки пассивного и активного слушания. | 2 |
4 | Как научиться общаться лучше. | Повысить коммуникативный уровень учащихся. | 1 |
5 | Качества, важные для межличностного общения. | Определить качества, важные для процесса общения. | 2 |
6 | Конфликт. | Получить понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения. | 2 |
7 | Мои права и права других людей. | Получить понятие о правах личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими. | 1 |
8 | Навыки копирования вербального и невербального поведения людей. | Овладеть начальными навыками копирования вербального и невербального поведения людей. | 1 |
9 | Синтоническая модель общения. | Дать понятие о синтонической модели общения. | 1 |
10 | Обратная связь в общении. Открытость, искренность, «общение без масок». | Научить давать и получать обратную связь как необходимое условие открытого доверительного общения. | 2 |
11 | Определение системы модальности собеседника (Как мы воспринимаем окружающий мир). | Сформировать понятие о модальностях внутреннего опыта человека, определить свою ведущую модальность, уметь определять канал восприятия собеседника. | 1 |
12 | Определение типа «Я-слушания». | Научиться определять фильтры Я-слушания в общении, рассмотреть причины их возникновения. | 2 |
13 | Поддержка. | Показать важность проявления искреннего благожелательного отношения к собеседнику для успешности коммуникативного процесса. | 1 |
14 | Позиции в общении. | Ознакомить учащихся с позициями общения, научить распознавать их в повседневных ситуациях, моделировать ситуации общения с различных позиций и выбирать оптимальную для данной ситуации. | 1 |
15 | Правила ведения дискуссии. | Научиться грамотно дискутировать. | 1 |
16 | Психологические особенности публичного выступления. | Выделить важные для публичного выступления факторы | 1 |
17 | Сенсорная острота. | Развить сенсорную остроту, овладеть начальными навыками визуальной, аудиальной и кинестетической калибровки. | 1 |
18 | Стратегии общения. | Рассмотреть различные стратегии общения и опробовать их на практике. | 1 |
19 | Конгруэнтность. | Овладеть понятиями конгруэнтность — неконгруэнтность в процессе общения, ознакомиться с техникой вызова ресурсных состояний. | 1 |
20 | Фильтры «Я-слушания» как способ существования различных частей личности. | Дать представление о фильтрах Я-слушания и научиться распознавать их в общении. | 1 |
21 | Эмпатия. | Освоить навыки эмпатического слушания с использованием обратной связи. | 1 |
22 | Эмпатия и рефлексия. | Овладеть навыками эмпатии и рефлексии для эффективного восприятия и понимания собеседника. | 2 |
23 | Я и мое имя. | Формирование знаний о себе | 2 |
24 | Внимание и его виды. Свойства внимания. | Изучить функцию внимания, его виды и свойства. | 3 |
25 | Из истории психологии. | Дать представление о становлении психологии как науки с древнейших времен до наших дней. | 1 |
И Т О Г О | 34 |
Литература
1. «Неповторимые МЫ» Т.Л. Богатырева, Москва «просвещение» 2007г.
2.Уроки самопознания», Е.А. Сорокоумова Москва 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа, факультативный курс для учащихся 5-9 классов " Культура здоровья"
факультативный курс для учащихся 5-9 классовТезисы...
Программа факультативного курса для учащихся 11 классов «Дополнительные главы математики»
Данный факультативный курс рассчитан на углубление и расширение знаний старшеклассников по предмету для успешной сдачи выпускных экзаменов по математике....
Программа факультативного курса "Подготовка учащихся 9 класса к ГИА по математике"
Факультативный курс «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА» входит в образовательную область «Математика» и представляет углубленное изучение теоретического материала укр...
Авторская (радикальная) педагогическая разработка «Природные богатства Братска» программа факультативного курса для учащихся 8-9 классов
Авторская педагогическая разработка факультативного курса «Природные богатства Братска» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полног...
Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"
В программе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. Русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всем...
Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности «Познай себя»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Познай себя»является составной частью образовательной программы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя о...
Рабочая программа по психологии для 8 класса "Познай себя"
Данная прграмма рассчитана на обучающихся 8 класса и призвана не только познакомить восьмиклассников с достижениями психологической науки, но и помочь им в познании самих себя, своих индивидуальных ос...