Аналитический отчет педагога-психолога
календарно-тематическое планирование по психологии
Аналитический отчет педагога-психолога средней школы за год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ педагога-психолога | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет педагога-психолога
МОУ «Буранная СОШ имени В. М. Волынцева»
за 2018 - 2019 учебный год
Цель:
- оказание психологической помощи всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования.
Задачи:
- обеспечение деятельности педагогов школы необходимым информационно-методическим минимумом психологической направленности;
- создание комфортного климата в коллективе;
- психологическое просвещение родителей;
- воспитание качеств личности учащихся, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества;
- обеспечение содержательной доступности образовательных, воспитательных и развивающих программ и технологий и их психолого-педагогического соответствия возрастным, личностным и интеллектуальным особенностям и возможностям обучающихся;
- содействие педагогическому коллективу в адаптации содержания образовательных, воспитательных и развивающих программ и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
- оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, их родителям, педагогическому коллективу, администрации образовательного учреждения в профилактике и преодолении отклонений в развитии и воспитании учащихся.
В сентябре проводится работа по психолого-педагогическому сопровождению адаптации пятиклассников к среднему звену.
В сентябре-октябре проводится наблюдение за адаптацией школьников. Для этого использовался метод наблюдения за детьми на уроках, переменах, проводились тестирования, социальные опросы, беседы с учителями и родителями. Все это помогло выявить трудности, с которыми столкнулись дети, и определить дальнейшую работу с ними. Параллельно проводилась методика изучения коллектива, оказывалась помощь детям, которые были «изолированными» или «отверженными» в детском коллективе.
Был проведен консилиум «Адаптация учащихся 5 классов к среднему звену», консультация для классных руководителей 5 классов «Психолого-педагогическое сопровождение учеников на этапе перехода в среднее звено».
Проведены диагностика познавательных процессов и экспресс-диагностика выявления тревожности у пятиклассников.
Исследование словесно-логического мышления проводилось по методике Э. Ф. Замбацявичене, в неё включены задания на аналогии, классификацию, обобщение, исключение понятий. В этом году уровень мышления у 10% детей ниже нормы. Средний уровень показали 47% учащихся, высокий уровень - 43%.
51 % учеников имеют низкий уровень внимания, в прошлом году 63%. У этих детей внимание неустойчивое, рассеянное, это 35 учащихся из 69, принимавших участие в диагностике. Эти ребята легко отвлекаются, с трудом могут сосредоточено сконцентрироваться на учебной задаче 10-15 минут, имеют высокую умственную утомляемость.
По сравнению с прошлым годом хуже результаты по определению уровня слуховой памяти, 16% детей имеют проблемы (8 % в прошлом году), средний уровень показали 77%, выше среднего -7%, (в прошлом году 31%), высокий уровень слуховой памяти не выявлен ни у кого.
Проблемы со зрительной памятью у 32 % пятиклассников, это немного лучше, чем в прошлом году (38%).
Подводя итоги по результатам экспресс-методики выявления тревожности у пятиклассников в период адаптации, можно сказать, что 29 (44%) опрошенных учеников имеют низкий уровень тревожности, 26 (39%) – средний уровень, повышенный уровень - 9 (14%), высокий – 2 (3 %).
В прошлом году 24 (39%) опрошенных учеников имели низкий уровень тревожности, 22 (35%) – средний уровень, повышенный уровень - 9 (14%), высокий – 7 (11 %).
Таким образом, в этом году норма – 55 (83 %) учащихся, отклонения от нормы –11 (17 %).
По сравнению с прошлым годом норма была – 46 (74 %) учащихся, отклонения от нормы –16 (25 %).
Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий её уровень является показателем дезадаптации ребенка. Тревожность - форма психоэмоционального неблагополучия, который свидетельствует о наличии стрессового состояния у человека. Об этом должны знать учителя и все делать для снятия тревожности, так как от этого зависит адаптация человека к социальной среде.
Необходимо отметить, что в этом году самая большая утомляемость у учащихся 5 «а» класса –9 (34%), в целом утомляемость составляет 29%, это отметили 19 пятиклассников, конфликтность составляла в прошлом году 23% , в этом – у 19 детей, что составляет 29%, длительное переживание неприятностей – в прошлом году –26 (43%).детей, в этом – 22 (33%).
Наибольшее внимание заслуживает (в сравнении с прошлым годом)
- проблема неуверенности в себе – 48% / 63%
- невысыпание (нарушение режима дня) – 59% / 52%
- мнение детей, что в 4-м классе было лучше – 36% / 33%
Проведен опрос среди родителей, беседа с учителями, классными руководителями. Составлена схема изучения социальной адаптации учащихся к школе.
На конец октября результаты адаптации следующие:
5 «А» - 26
Полная адаптация --- 22 (85%)
Неполная -------------- 4 (15%)
Дезадаптация --------- 0 (0%)
5 «Б» - 26
Полная адаптация --- 20 (77%)
Неполная -------------- 4(15%)
Дезадаптация --- 2 (8%)
5 «В» - 19
Полная адаптация --- 14 (74%)
Неполная -------------- 3 (16%)
Дезадаптация --- 2 (10%)
Из 71 учащихся 5-х классов
Полная адаптация --- 56(79%)
Неполная -------------- 11 (15%)
Дезадаптация --------- 4 (6%)
Неполную адаптацию показали учащиеся, которые имеют повышенный уровень тревожности.
Некоторые дети (5 «А» - 16 человек, 5 «Б» - 4, 5 «В» - 4) отдают приоритет начальной школе, значит, нужны дополнительные беседы по выявлению индивидуальных проблем.
По данным диагностики планируется индивидуальная работа с детьми, не полностью адаптированными к школе.
Исходя из приведенных результатов диагностики комфортности обучения, можно сделать вывод, что в целом учащиеся 5-х классов комфортно чувствуют себя на уроках. Причинами дезадаптация отдельных учеников являются внутренние проблемы, проблемы в межличностном общении этих детей.
Общие выводы:
В ходе комплексной психодиагностики было изучено актуальное развитие пятиклассников, выявлены имеющиеся трудности, которые могут помешать успешной адаптации детей.
Были определены следующие «группы риска» пятиклассников: группа детей с очень низким уровнем школьной мотивации; группа детей с низким уровнем развития познавательных функций (внимание, память, мышление); группа детей с высоким уровнем тревожности и некомфортным состоянием в школе.
Для каждой «группы риска» разработаны и описаны рекомендации для оказания педагогической помощи.
По данным диагностики спланирована индивидуальная работа с детьми, не полностью адаптированными к школе.
Учителя и родители проинформированы о результатах диагностического исследования на заседании школьного ПМПк, родительских собраниях и в ходе индивидуальных консультаций. Созданы условия для учета педагогами индивидуальных особенностей детей при построении учебной и воспитательной работы.
Данные психодиагностического исследования являются базой для разработки программы коррекционно-развивающей работы с детьми «групп риска» и её реализации.
Классным руководителям и учителям-предметникам, работающим с пятиклассниками, даны конкретные рекомендации по созданию условий лучшей адаптации учащихся 5-х классов.
В конце учебного года проводилась диагностика личностных УУД, которая показала, что результатом проведенной работы стало снижение уровня школьной тревожности, повышение групповой сплоченности. Стала наблюдаться позитивная динамика эмоционального развития учащихся, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизации образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях. На конец года дезадаптация снизилась до 3%.
Для дальнейшей работы с детьми, учителям были даны следующие рекомендации:
формировать необходимые учебные умения и навыки у детей;
воспитывать правильное отношение к результатам своей деятельности, умения правильно оценить их, опосредованно относится к собственным успехам, неудачам;
формировать правильное отношение к результатам деятельности других детей;
расширять и обогащать навыки общения с взрослыми и сверстниками, развивать адекватное отношение к оценкам и мнениям других людей.
В начале года проводилась работа по изучению адаптации десятиклассников.
Переход в 10-ый класс сопровождается формированием нового школьного коллектива, адаптацией к новым учителям, предметам, к увеличению учебной нагрузки. В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, потребность в общении и, одновременно, в обособлении, самоопределении, построении жизненных перспектив.
В связи с адаптацией десятиклассников в работе психолога с учащимися важными становятся следующие задачи:
- принятие позиции ученик-старшеклассник;
- принятие новичков в коллектив;
- поиск личностного смысла и мотивации учения;
- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
С целью изучения степени и особенностей приспособления учащихся к третьей ступени обучения проводилась психологическая диагностика десятиклассников. На этом этапе обследовались сплоченность коллектива (социометрия), уровень мышления учащихся, самооценки, уровень школьной тревожности, мотивации учения и эмоционального отношения к учению.
Исследование проводилось в группе из 29 (34) учащихся 10а и 10б классов.
Для измерения самооценки использовалась методика семантического дифференциала
(Ч. Осгуда) – модификация Л. П. Пономаренко.
Методика позволяет увидеть, насколько ученик оценивает свои способности, возможности, характер, то есть качества, стороны своей личности.
14 учащихся (48%) имеют завышенную самооценку.
14 (48%) учащихся оценивают себя адекватно.
1 учащаяся имеет заниженную самооценку, что свидетельствует о неблагополучии в развитии личности.
Причины неадекватности самооценки:
- отсутствие личностной перспективы;
- социальная ситуация, ближайшее окружение учащегося;
- неумение прогнозировать результат, просчитывать последствия;
- низкая социальная адаптация, незнание способов эффективной коммуникации и др.;
- индивидуальные черты характера (зазнайство, агрессивность, тревожность и пр.).
Результаты диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся 10 класса:
Методика предполагает четыре основных составляющих мотивацию учения: тревожность, познавательная активность, мотивацию достижений и гнев.
Высокий уровень продуктивной мотивации с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительное эмоциональное отношение к учебе у учащихся 10 класса не выявлен.
Продуктивная мотивация и позитивное отношение к учению, соответствующая социальному нормативу выявлена у 10 учащихся, 13 учащихся имеют средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией. У 6 десятиклассников сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.
Данная диагностика выявила имеющиеся проблемы в 10 классе:
- отсутствие высокой познавательной активности на некоторых уроках и при подготовке домашнего задания,
- дифференцированное отношение к педагогам и к учебным предметам,
- отсутствие самоконтроля,
- несистематическая готовность к учебным занятиям, что может повлечь за собой повышение уровня тревожности и раздражительности.
Результаты диагностического исследования показали, что учащиеся 10-х классов находятся на разных уровнях мотивации учения и эмоционального отношению к учению. Большинство учащихся (72%) испытывают позитивное эмоциональное отношение к учению.
Продуктивная мотивация наблюдается у 34 % учащихся; снижение познавательной активности отмечено у 45 % учащихся.
Высокий уровень тревожности выявлен у 6 учащихся – 21%, средний уровень тревожности – 58%, низкий уровень тревожности показали 21 % учащихся.
38 % учащихся показали в диагностике высокую познавательную активность, но, в процессе учебы эта активность проявляется не у всех, вероятно, из-за того, что желание познать не подкрепляется действиями или возможностями школьников, 58 % учащихся показали средний уровень познавательной активности, низкий уровень познавательной активности 4%.
Познавательная мотивация должна быть достаточно высокой для учащихся старшего звена. Ведь именно познавательные мотивы могут обеспечивать наличие у школьника, так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.
Помимо выделенных причин следует учитывать, что успех или неуспех в учебе может быть объяснен не только личностными особенностями учащихся, но и тем, насколько сформировались индивидуальные приемы и способы действий, соответствующие требованиям учебного процесса, с одной стороны, и индивидуальным проявлениям типологических свойств – с другой. Кроме того, немалое значение приобретают особенности организации учебного процесса, зависящие от учителя.
Таким образом, можно сказать, что адаптационный период учащимися 10 класса проходил, в целом, удовлетворительно.
По результатам диагностики разработаны рекомендации учителям по работе с учащимися с высоким, несколько повышенным и низким уровнем тревожности, а так же родителям, для учащихся была организована индивидуальная и групповая помощь.
В 2019 - 2020 учебном году будет продолжена работа по снижению тревожности с помощью индивидуальных и групповых бесед, с использованием упражнений релаксации и игровых упражнений.
Особое внимание уделялось детям, имеющим ограниченные возможности здоровья: проведен психолого-педагогический консилиум, на котором определены особенности работы, общие требования к этим детям. Дети с задержкой психического развития различного генеза составляют в нашей школе основную группу в среде детей с ограниченными возможностями обучения: на начало года 19 человек из 22; на конец года 23 из 26 (в этом году ПМПК прошли ещё 4 человека).
На каждого ребенка с отклонениями в развитии составлены листы динамического развития, в которых отслеживается уровень его развития. В начале учебного года, исходя из диагностических данных, индивидуальных возрастных особенностей детей каждый учитель определяет приоритетные направления коррекционной деятельности. Разумеется, все занятия становятся практико-ориентированными, избавлены от лишнего теоретического материала. Задания, планируемые в рабочих программах, направлены не на выявление конкретных знаний (определений, правил), а на выявление того, как учитель научил логически мыслить, обобщать, делать выводы, классифицировать, анализировать, применять знания на практике. Прежде всего, по этим параметрам и делается вывод о динамике развития познавательных процессов и сформированности умений учащегося.
С детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, которые учатся в 8-х и 9-х классах ведется работа по профориентации. С ребятами отрабатываются варианты применения их возможностей в разных видах профессий. Особое внимание обращается на сельскохозяйственный труд.
Охрана здоровья детей – важная задача, стоящая перед школой. Одно из направлений - борьба с наркоманией, и другими злоупотреблениями психотропных веществ.
В ноябре проводилась акция «Составь компанию живым», в которую вошли
беседы в классах на тему «Наркотики - угроза жизни»,
- анкетирование «Мое отношение к наркотикам»,
- психологические часы общения «Как избавиться от вредной привычки»,
- организована выставка рисунков и плакатов «Борьба с зависимостью».
В сравнении с прошлым годом процентное соотношение «группы риска» по желанию принимать или пробовать наркотики снизилось на 3 %, по алкоголизации (в основном употребление пива) снизилось на 5 % по сравнению с прошлым годом, а по курению уменьшилось на 10 %.
Ежегодно проводится социально-психологическое тестирование школьников на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ. В этом году приняли участие 210 учеников 7-11 классов.
Распределение обучающихся в «группе риска»:
Показатели | Кол-во человек, попавших в «группу риска» | % от количества обучающихся «группы риска» |
Возбудимость | 27 | 16 |
Социальный пессимизм | 34 | 20 |
Отношение к своему здоровью | 21 | 13 |
Виктимность | 9 | 5 |
Суицидальный риск | 4 | 2 |
Противоправное (агрессивное) поведение | 3 | 2 |
демонстративность | 17 | 10 |
Исходя из результатов тестирования, в итоговую «группу риска» по 6-7 показателям не попал никто из участников, что является хорошим показателем.
Большое внимание в этом году уделяли проблеме суицидального поведения подростков, интернетзависимости школьников, профилактике буллинга в школе.
Проведены занятия с элементами тренинга в разных классах:
Занятие «Ты и я, мы очень разные» - для подростков 5-6 класс |
Занятие «Барьеры непонимания» 8 класс |
Занятие на повышение самооценки «Нарисуй подарок самому себе» 7 класс |
Тренинг уверенности (для старшеклассников) |
Тренинг «Манипуляция: игры, в которые играют все» (для старшеклассников) |
Цикл занятий для подростков «Я сам строю свою жизнь» |
Постоянно ведется психологическое сопровождение педагогов. В ноябре для педагогов был проведен семинар-практикум «Особенный ребенок в школе».
Проводились консультации для классных руководителей 5-х и 10-х классов «Проблемы адаптации школьников», консультации для молодых педагогов.
В течение года проводилась Школа классных руководителей по темам:
- Проблемы мотивации учения
- Профилактика суицида среди подростков
- Эмоциональный мир подростка
- Участие педагога в профилактике и разрешении конфликтов.
Проводились индивидуальные беседы с учащимися, нуждающимися в особом внимании, а также с подростками «группы риска». За учебный год за психологической помощью обратились 158 школьников, родителей и педагогов с самыми разными проблемами.
С начала года ведется работа по выявлению детей группы риска: изучаются личные дела учащихся, составляются социальные карты классов, ведется наблюдение за урочной и внеурочной деятельностью учащихся через посещение уроков и кружковых мероприятий. Проводятся заседания Совета Профилактики.
Ежегодным стало проведение социально-психологическое тестирование в целях организации психолого-педагогической работы, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, а также профилактики немедицинского потребления наркотических средств.
В классах проводится анонимное анкетирование по проблемам профилактики отклоняющегося поведения и по проблемам наркомании.
По итогам анкетирования в наиболее проблемных классах проводились часы общения на темы: «О желаниях и их исполнении», «Хорошо – плохо», «Хочу понять себя», на которых уже наиболее полно проводится диагностика выявления детей «группы риска».
Для определения уровня агрессии используется опросник Басса – Дарки, изучаются отношения ребят в коллективе - методика социометрии, определяется уровень тревожности - методика Кондаша, уровень самооценки.
Все это позволяет более точно понять разные стороны проблемы и наметить пути ее решения. В дальнейшем работа ведется индивидуально с каждым ребенком или в группах, объединенных одной общей проблемой.
С педагогами поводятся консилиумы, на которых конкретизируются основные вопросы по работе с детьми с девиантным поведением, обговаривается конкретная помощь конкретному ребенку, разрабатываются индивидуальные планы работы с целью решения проблем, связанных с социализацией личности, составляется психолого-педагогическая характеристика – программа помощи «трудному» подростку.
Для реализации этой программы отслеживается динамика развития ребенка по состоянию личностной и эмоционально-волевой сферы (агрессивность, тревожность, самооценка, мотивация учения).
По результатам диагностик видно, что у каждого ребенка есть проблемы в той или иной сфере, а у 3 детей – нет нормы ни в одном из исследованных направлений.
На основе проведенных методик была спланирована индивидуальная и групповая работа с подростками.
Для старшеклассников были подготовлены и проведены классные часы «Мои жизненные ценности», «Профессиональный выбор».
Оказывается консультационная помощь ребенку и родителям совместно с социальным педагогом и классными руководителями.
Со всеми учащимися, имеющими проблемы и отклонения от нормы в той или иной сфере проведены беседы, запланирована индивидуальная и групповая работа по снятию напряжения и осмысления учебной мотивации.
Помимо выделенных причин следует учитывать, что успех или неуспех в учебе может быть объяснен не только личностными особенностями учащихся, но и тем, насколько сформировались индивидуальные приемы и способы действий, соответствующие требованиям учебного процесса, с одной стороны, и индивидуальным проявлениям типологических свойств – с другой. Кроме того, немалое значение приобретают особенности организации учебного процесса, зависящие от учителя.
В нашей школе профориентации учащихся уделяется большое внимание. Для выявления индивидуальных интересов и склонностей проводятся разнообразные методики, такие как «Карта интересов» А. Е. Голомштока, «Дифференциально-диагностический опросник» Климова, «Профессиональная мотивация учащегося», «Определение типа личности». Диагностические срезы проводятся индивидуально и с группой учащихся.
На основе результатов диагностики планируется и организуется психокоррекционная и развивающая работа со школьниками, а так же проводятся консультирования, с привлечением родителей и педагогов.
Каждый учащийся получил рекомендации по выбору будущей профессии.
В помощь учащимся 9, 11 классов, для лучшей готовности к экзаменам, были организованы
- часы общения: «Психологическая готовность к ЕГЭ»,
- беседы «Перед экзаменом»,
- занятия по релаксации, дыхательной гимнастике,
- консультации «Как подготовиться к экзаменам»,
- информация на сайте школы «В помощь выпускникам и их родителям»,
- оформление стенда «Внимание, экзамены», где есть памятки для выпускников, учителей, организаторов.
Проведена диагностика типа школьной мотивации учащихся 11 класса
Принимали участие в исследовании 8 человек из 11
Проведенное исследование показало, что ведущим мотивом для большинства одиннадцатиклассников является осознание социальной необходимости (88%) т. е. у учащихся на первом месте - стремление быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся, прежде всего, потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего. Они начинают лучше учиться, когда четко осознают, как это конкретное знание может им пригодиться – для поступления в учебные заведения, получения хорошей профессии.
По шкале престижности учебы наиболее значимой для учащихся является поддержка семьи (37%). Среди одноклассников престижность хорошей учебы оказалась невысокой, т. е. это не тот критерий, по которому они оценивают друг друга. Таким образом, для повышения успеваемости таких детей необходим выход на родителей.
Невысокий балл по шкале мотивация общения (12%) показывает небольшую выраженность у учащихся желания общаться со сверстниками. Это говорит о необходимости включения как можно большего количества интерактивных, коммуникативных методов обучения (групповой работы, дискуссий) в учебной деятельности, так как эти формы и методы редко используются на уроках.
Боязнь наказания со стороны школы(12%) ненамного преобладает над боязнью со стороны семьи (0%).
При мотивации социального одобрения степень ранжирования, по степени предпочтения, следующая: на 1 месте – педагоги, на 2 – родители, на 3 – одноклассники. Таким образом, для учащихся более значимо одобрение со стороны педагогов.
Ни один из восьми учащихся не показал высокий уровень мотивации самореализации, что, к сожалению, показывает не достаточную значимость для них учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, где они могут заявить о себе, развивать и реализовывать себя.
Низкий уровень внеучебной школьной мотивации показывает, что для большинства учащихся не является превалирующим участие во внеурочной деятельности (концерты, праздники, соревнования).
Недостаточно развитый познавательный интерес у двух учащихся 11 класса, они показали минимальный интерес к собственно новым знаниям, новой информации. 4 учащихся с выраженным познавательным интересом.
Результаты исследования показывают, что не у всех учащихся достаточно выражена мотивация достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое. Такой результат показали 2 человека.
Результаты исследования использовали в работе педагоги, ориентируясь на ведущий мотив индивидуально для каждого учащегося.
С учащимися 10 класса проведена диагностика жизненных ценностей. Для проведения использовалась методика "Иерархия жизненных ценностей" (Г.В. Резапкина).
Цель методики - определить иерархию жизненных ценностей в жизни учащихся.
Предложены восемь жизненных ценностей: Здоровье, Материальная обеспеченность, Творчество, Семья, Карьера, Служение, Слава, Отдых. Все эти жизненные ценности в разной степени значимы для каждого человека.
Таким образом, основной жизненной ценностью для учащихся 11 класса является семья (6 из 8 чел.), на втором месте - помощь (служение) людям, на третьем - здоровье.
Есть учащиеся, для которых нет жизненно важных ценностей (из предложенных), а есть учащиеся, у которых несколько значимых ценностей.
Для диагностики межличностных отношений учащихся школы использовался социометрический тест – модификация метода Дж. Морено.
Социометрический тест проводился с целью диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами классного коллектива для выявления соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, предпочитаемые, принятые, изолированные, отверженные), а также измерения степени сплоченности-разобщенности в группе.
В исследовании принимали участие 347 детей из 17 классных коллективов.
Результаты социометрического исследования ученических коллективов школы показывают, что в школе 23 лидера, это составляет 7 % (в двух классах по два лидера, в одном – три, а в 5в даже четыре, независимо от количества детей в классе). А в 11 классе, к сожалению, вообще нет лидера;
151 (43%) – предпочитаемых, т. е. учащихся, занимающих лидирующее положение в структуре межличностного общения, они могут сменить лидеров или могут являться неформальными лидерами;
73 (21%) детей занимают устойчивое положение в структуре общения, приняты в коллективе. Таким образом, 247 учащимся (71%) эмоционально комфортно в своих коллективах, они набрали наибольшее количество выборов-симпатий.
В тоже время социометрический тест определил 23 (7%) изолированных учащихся, 77 (22%) – отверженных, которые испытывают негативное отношение к ним со стороны одноклассников, и это составляет 29% от всего количества школьников. Конечно, эти данные могут меняться с течением времени в зависимости от изменения взаимоотношений среди учеников. Сравнительный анализ за прошлый год (среди 6-11 классов) показал, что в четырех классах произошли значительные улучшения во взаимоотношениях детей, за счет снижения количества изолированных и отверженных ребят – 6а, 7а, 8а, 8б. В трех старших классах вообще нет ни отверженных, ни изолированных – 10а, 10б, 11.
Из 347 учащихся трое не получили ни одного выбора (ни положительного, ни отрицательного) от своих одноклассников – 5в, 6а, 9б классы. Необходимо обратить внимание на этих детей, на их взаимоотношения в классе.
В 8а и 9в классах увеличилось количество предпочитаемых членов коллектива, в 8а с 42% до 70%, в 9в с 15% до 33%. В 7 «В» классе снизилось количество предпочитаемых с 71% до 27%, появились изолированные и отверженные. В 7б классе антипатии (52%) преобладают над симпатиями (48%). Снижение эмоционального комфорта в 6-7х классах можно объяснить особенностями переходного периода в развитии подростков, когда меняются интересы и жизненные приоритеты.
Вывод: можно отметить, что в 8 классных коллективах (5а, 5б, 6а, 7в, 8а, 10а, 10б, 11) высокий уровень эмоционального комфорта, так как процент принятия составляет от 70 до 100%, в семи классах (5в, 6в, 7а, 8б, 9а, 9б, 9в) – средний, процент принятия до 50%, а в двух классах (6б, 7б) – низкий уровень взаимоотношений, процент принятия ниже 50%.
Конечно, эти данные могут меняться с течением времени в зависимости от изменения взаимоотношений среди учеников
В течение года проводились часы общения в 5-9 для создания комфортного климата в классных коллективах - «Узнай меня поближе», «Доверие», «Мы вместе», «Я глазами других», «Я учусь владеть собой», тренинговые занятия «Давайте жить дружно», игра «Ты можешь, ты добьешься!».
Были даны рекомендации классным руководителям:
- Вовлечь изолированного ученика в интересную деятельность.
- Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.)
- Постараться преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции.
- У некоторых детей рекомендуется выработать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми.
- Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники.
- Избегать неумеренного захваливания или противопоставления учащихся друг другу.
- Наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится.
- Важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.
В течение всего года велась работа с семьей:
- консультации для родителей,
- выступления на классных родительских собраниях,
- заседания Родительского клуба,
- работа в паре «родитель-ребенок».
Наиболее востребованные темы консультаций:
- по вопросам межличностных отношений в семье и школе;
- по вопросам личностно профессионального самоопределения;
- по вопросам взаимоотношений с противоположным полом;
- по вопросам самоутверждения подростков в малых группах.
В течение учебного года я, как педагог-психолог, оказывала помощь учителям из школ района, принимала участие в районных мероприятиях:
На новый 2019-2020 учебный год намечена дальнейшая реализация программ психологического сопровождения по основным направлениям работы:
- содействие индивидуальному личностному и интеллектуальному развитию школьников на каждом возрастном этапе развития личности;
- формирование у детей способности к самоопределению и саморазвитию;
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье школьников;
- распространение психологических знаний среди педагогов и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет педагога-психолога МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» о проделанной работе за 2011-2012 учебный год
Представлены материалы работы по основным направлениям психологической деятельности...
Аналитический отчет педагога-психолога
Аналитический отчет психолога школы за год....
Аналитический отчет педагога-психолога.
Аналитический отчет педагога-психолога по окончании учебного года....
Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ ЦДТ «Свиблово» Кузнецовой М.В. 2013-2014 уч. г.
Аналитический отчет психологической службы2013-2014 учебного года.В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и долж...
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ педагога-психолога за 2018-2019 учебный год
Психолого-педагогическая работа проводилась в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога.Цель: сформировать психологически комфортную развивающую среду в образовательной организации для у...
Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянкая школа-интернат» Денисовой В.А. за 2018 – 2019 учебный год.
Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года согласно годовому плану работы школы и плану педагога-психолога...
Аналитический отчет педагога-психолога за 2021-2022 учебный год
Аналитический отчет педагога-психолога за 2021-2022 учебный год...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Отчет годовой
Большое спасибо, грамотно составлен аналитический отчет.