План работы педагога-психолога школы на 2018-2019 уч.г.
календарно-тематическое планирование по психологии
В плане учтены актуальные запросы Администрации школы, направления работы психолога, работа разбита по блокам основных задач. В палне перечислены основные профилактические, коррекицоно-развивающие программы, используемые психологом. Присутсвует работа с детьми с ОВЗ, девиантным поведением и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaharova_plan_2018-19.docx | 83.62 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы педагога-психолога МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области
Захаровой Г.Ю. на 2018-2019 год
Цель: создание комплекса оптимальных психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в ситуациях школьного взаимодействия.
Задачи:
- Организовать психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к условиям обучения в школе, пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы; 10-классников, вновь прибывших в школу учащихся, педагогов.
- Организовать психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся среднего и старшего звена.
- Способствовать формированию у участников образовательного процесса ценности здоровья и безопасного образа жизни.
- Оказывать содействие организации деятельности МКОУ СОШ по профилактике, минимизации и коррекции девиантного поведения школьников (меры специальной профилактики в рамках деятельности педагога-психолога) – в соответствии с «Планом работы школы по профилактике девиантного поведения школьников» и «Планом совместных мероприятий (с субъектами профилактики) по профилактике правонарушений среди учащихся МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области» на 2018-2019 учебный год
- Организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Оказывать содействие развитию у участников образовательного процесса навыков бесконфликтного взаимодействия в поликультурном мире, в овладении технологиями медиации, развитии толерантности.
- Оказывать содействие организации деятельности МКОУ СОШ в повышении психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
- Оказывать содействие организации деятельности МКОУ СОШ в психолого-педагогическом сопровождении одаренных школьников (по плану школы).
- Организовать психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к условиям обучения в школе, пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы; 10-классников; вновь прибывших в школу учащихся, педагогов.
№ п/п | Цель | Инструментарий/ Формы организации | адресность | ответственный | Сроки выполнения |
Диагностика | |||||
1 | Выявление (номинация) детей с неблагоприятным прогнозом к обучению | Беседы-справки с педагогами школы (1 кл.) Наблюдение за учащимися в урочной и внеурочной деятельности | Выпускники ДОУ (1-классники) Педагоги школы | Психолог, кл.руководители 1-х классов | Сентябрь-октябрь |
2 | Углубленные диагностические обследования учащихся с неблагоприятным прогнозом к обучению (познавательная сфера, личностная и по запросу на консультациях) | Диагностические методики (компьютерный вариант обработки): «Диагностика школьной адаптации»/ ООО «НПФ «Амалтея»; на бланках - варьируются в зависимости от проблемы | Учащиеся с трудностями в усвоении школьной программы | Психолог | В течение года |
3 | Изучение уровня школьной мотивации, адаптации к условиям обучения в школе, уровня тревожности, социального статуса в классном коллективе Обслуживание профилактических программ Оценка эффективности работы по программам | Методики по программам (см. в программах)
| Учащиеся 1-х классов Учащиеся 1-х, 5-х классов Учащиеся 10 классов Будущие 1-классники | психолог | 1-2 четверть Март-май |
4 | Изучение особенностей школьной дезадаптации у учащихся (по результатам первичной диагностики) | Диагностические методики: опросник Р.Рахманкуловой «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (по программе Рахманкуловой Р. «Введение в школьную жизнь») | Педагоги, в чьих классах есть учащиеся со школьной дезадаптацией | психолог | Октябрь-ноябрь |
5 | Изучение состояния эмоционального фона педагогов, вновь прибывших в школу (по запросу) | Тест Люшера (формула Шмишека) он-лайн тестирование САН - диагностические методики (компьютерный вариант обработки): «Диагностика школьной адаптации»/ ООО «НПФ «Амалтея» Опросы, наблюдения | Педагоги, вновь прибывшие в школу | Психолог | В течение года |
Психологическая профилактика | |||||
1 | Создание доброжелательной атмосферы в классе, сплочение коллектива, снятие напряжения | Беседы Организация подвижных игр на переменах (физические упражнения, гимнастика, самомассаж, упражнения для снятия нервно-мышечного напряжения, коммуникативные упражнения, на развитие свойств внимания) | Учащиеся 1-х классов | Психолог педагоги | Сентябрь-октябрь |
Игротеки, классные часы на сплочение классного коллектива | Учащиеся 1, 5, 10 классов | Психолог | 1 четверть | ||
2 | Оказание помощи будущим первоклассникам в принятии позиции ученика | Проведение цикла психологических занятий в рамках «Школы будущего 1-классника» по программе ПилипкоН.В., Громовой Т.В., Чибисовой М.Ю. «Здравствуй, школа!» | Выпускники ДОУ, посещающие «Школу первоклассника» на базе МКОУ СОШ | Психолог Организация встреч (Руководитель ШМО учителей начальных классов) Завуч по УВР | Март-май |
3 | Реализация профилактических программ | Рахманкулова Р. «Введение в школьную жизнь» (экскурсии по школе - совместно с педагогами). Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников (10 занятий) | 1-классники | Психолог педагоги 1-х классов | 1 четверть |
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» (Уроки психологии в средней школе. 5 класс) | 5А (кадеты), 5Б | психолог | Сентябрь-май | ||
Ермолаева О.Ю. «Программа психологического сопровождения учащихся 10-х классов в адаптационный период» | Учащиеся 10 класса Их родители педагоги | Психолог Классный руководитель (организация) | Октябрь-ноябрь | ||
Психологическое просвещение | |||||
1 | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей учащихся | Выступления на родительских собраниях в ДОУ, в рамках «Школы будущего первоклассника» по темам: «Школа или детский сад?», «Ребенок идет в первый класс», «Развитие познавательных процессов 1-классников как профилактика школьной дезадаптации», Родительская конференция по проблемам адаптации: «Первый раз – в первый класс! Особенности адаптации 1-классников к условиям обучения в школе» (по программе Рахманкуловой Р. «Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников»), «Первый раз – в пятый класс! Особенности адаптации 5-классников к условиям обучения в среднем звене школы», «Психологические особенности и задачи развития в ранней юности» (по программе Ермолаевой О.Ю. «Программа психологического сопровождения учащихся 10-х классов в адаптационный период») | Родители выпускников ДОУ (будущих первоклассников) Родители учащихся 1-х классов 5-х 10 класса | Психолог кл.руководители (Организационные вопросы) | Май 1 четверть (в соответствии с планами кл.руководителей) |
2 | Повышение психолого-педагогической компетентности классных руководителей | Выступления на тематических педагогических советах, совещаниях классных руководителей, ШМО учителей начальных классов: «Рекомендации педагогам по созданию психологически комфортной атмосферы в период адаптации учащихся 1-х классов к условиям обучения в начальной школе», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся 1-х классов» (по программе Рахманкуловой Р. «Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников») «Рекомендации педагогам по созданию психологически комфортной атмосферы в период адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в средней школе» (по программе Коблик Е.Г. «Первый раз – в пятый класс!») «Рекомендации педагогам по созданию психологически комфортной атмосферы в период адаптации учащихся 10-х классов к условиям профильного обучения» Семинар-практикум для педагогов, работающих в 10 классе «Адаптационный период в школе» (по программе Ермолаевой О.Ю. «Программа психологического сопровождения учащихся 10-х классов в адаптационный период») | классные руководители 1-х, 5-х, 10 класса | психолог | |
Коррекционно-развивающая работа | |||||
1 | Реализация программ адаптации к условиям обучения в школе (1–е классы) с учащимися с неустойчивой адаптацией, дезадаптацией | Овчарова Р.В. «Программа игровой психокоррекции трудностей общения у дошкольников и младших школьников» (12 занятий) | Группа 1-классников с неустойчивой адаптацией, дезадаптацией (по результатам диагностики) | психолог | Со 2 четверти по мере комплектования группы |
2 | Реализация программы коррекции эмоциональных нарушений детей | Захарова Г.Ю. «Кукляндия – веселая страна» | Группа учащихся начальной школы с эмоциональными нарушениями | психолог | В течение года по мере комплектования групп |
3 | Реализация программ оптимизации детско-родительских отношений | Программа «Мы вместе» (12 встреч) (Староверова М.С.. Кузнецова О.И.) Консультации родителей по программе «Кукляндия – веселая страна» (Захарова Г.Ю.) | Группа родителей и учащихся 1-4 классов | психолог | Со 2 четверти |
Психологическое консультирование | |||||
1 | Оказание помощи педагогам в изучении особенностей развития учащихся, содействие индивидуализации и дифференциации обучения | Анализ и знакомство педагогов с результатами диагностики школьной зрелости выпускников ДОУ, выпускников начальной школы, среднего звена | Классные руководители, педагоги-предметники | Психолог | В течение года (преимущественно в 1 четверти) |
2 | Оказание психологической поддержки педагогам, вновь прибывшим в коллектив | Индивидуальные консультации, организация наставнической помощи | Педагоги, вновь пришедшие в школу | Психолог Члены МСППС | В течение года (по необходимости) |
3 | Оказание психологической поддержкиучащимся и их родителям в период адаптации | Индивидуальные, семейные консультации | Родители учащихся 1,5,10 классов, вновь прибывших в школу учащихся Семьи учащихся | Психолог | В течение года (по необходимости) |
Экспертная деятельность | |||||
1 | Участие в организации взаимодействия ДОУ и МКОУ СОШ по преемственности в работе с детьми | Круглый стол с педагогами ДОУ и МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский по преемственности | Педагоги ДОУ Педагоги начальной школы Представители МУО, администрации ДОУ | Психолог Администрация школы, ДОУ, МУО | по согласованию с администрацией (1, 4 четверть) |
2 | Участие в выработке стратегии сопровождения учащихся со школьной дезадаптацией, находящихся в трудной жизненной ситуации в адаптационном периоде | Коллегиальное обсуждение на заседаниях ШПМПконсилиума (школьного психолого-медико-педагогического консилиума) | Члены ШПМПконсилиума | Члены ШПМПконсилиума | В течение года (при наличии проблем адаптации) |
- Организовать психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся среднего и старшего звена; учащихся, поступающих в учебные заведения МинОбороны РФ.
№ п/п | Цель | Инструментарий/ Формы организации | адресность | ответственный | Сроки выполнения |
Диагностика | |||||
1 | Изучение профессиональной направленности личности, мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы подростков (на консультировании, кл.часах - по запросу) | Диагностические методики (компьютерный вариант обработки): «Профориентационная система ПРОФИ - II»/ ООО «НПФ «Амалтея» «Матрица профессионального выбора» (для поступающих в ВУЗ) (Резапкина Г.В.), «Цифровой профессиональный тест» Аугустинавичуте Система анализа и оценки личностных результатов обучающихся на диагностической основе (тестирование он-лайн, Всероссийское тестирование в проекте «Zасобой», «День выпускника» от ЦЗН) | Учащиеся 5-11 класс (по запросу) 9-11 классы | Психолог Кл.руководители, родители (организационные вопросы) | В течение года Неделя профориентации, спец. отведённые дни по проекту «Zасобой» |
Психологическая профилактика | |||||
1 | Реализация программ профессионального самоопределения подростков (в том числе по запросам классных руководителей) | Резапкина Г.В. «Уроки самоопределения» (система классных часов для 5-9 классов по 8 занятий в каждом, 10-11 – 4 занятия) «Мой выбор профессии» (Захарова Г.Ю.) Выступление на общешкольной линейке на неделе Профориентации | Учащиеся 5-11 (по запросу кл.руководителей)
Учащиеся 8-х классов | психолог | Сентябрь-май (по согласованию с кл.руководителем) В течение года Неделя профориентации (2 неделя октября) |
Психологическое просвещение | |||||
1 | Расширение кругозора учащихся о мире профессий, профессиональных сферах, рынке труда (по запросу кл.руководителей) | Обучающие видеоролики о различных профессиях, учебных заведениях Кировской области и др.регионов в рамках классных часов «Азбука профессий» Встречи со специалистами ЦЗН (г.Киров, пгт.Юрья) (по договоренности с администрацией школы) – «День выпускника» Резапкина Г.В. Видеокурс «Время выбирать профессию» (4 ролика) | Учащиеся 8-11 классов родители | Психолог, библиотекарь Классные руководители (Администрация школы) | 1-3 четверть |
2 | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей учащихся в вопросе профессионального самоопределения | Тематические встречи с родителями: «Время выбирать профессию», «Ошибки в выборе профессии» «Профессиональный выбор наших детей», «Формула выбора профессии», «Куда пойти учиться? Рекомендации по выбору профиля для учащихся 9-х классов» (по результатам диагностики) (тематика по согласованию с кл.руководителями) | Родители учащихся 9, 11 классов | психолог | В течение года по мере поступления запроса |
3 | Повышение психологической грамотности учащихся старших классов (по предмету «Основы проектирования») | Консультирование учащихся по темам выбранных проектов (по запросу): устно, через электронные носители, книги | Учащиеся старших классов | психолог | В течение года по мере поступления запроса |
Психологическое консультирование и коррекционно - развивающая работа | |||||
1 | Оказание помощи учащимся, родителям в коррекции профессионального плана школьников | Индивидуальные и групповые консультации | Учащиеся 8-11 классов (по запросу) и их родители Учащиеся, поступающие в спец.учебные заведения от МинОбороны РФ и их родители | психолог | В течение года по запросу |
2 | Оказание консультативной помощи медиаторам, вожатым в проведении проф.проб | Индивидуальные и групповые консультации Люфт О.В. «Школа ЛИДЕР» - 12 занятий (развитие социальной, лидерской одарённости) | Медиаторы ШСП (при условии возобновления работы службы) Вожатые пришкольного лагеря «Чайка» | психолог Совместно с зам.дир.по ВР | В течение года (по мере организации работы ШСП, «Школы вожатого») |
3 | Развитие психодиагностических навыков учащихся старших классов (по предмету «Основы проектирования») | Сопровождение школьников в исследовательских проектах психологической направленности | Учащиеся 10-11 классов (по желанию) | психолог | В течение года по запросу |
Экспертная деятельность | |||||
1 | Экспертиза документации на учащихся, поступающих в учебные заведения МинОбороны РФ | Анализ, обсуждение результатов диагностики, составление характеристик | Учащиеся, поступающие в учебные заведения МинОбороны РФ | Администрация Психолог Классные руководители | 3-4 четверть |
- Способствовать формированию у участников образовательного процесса ценности здоровья и безопасного образа жизни.
№ п/п | Цель | Инструментарий/ Формы организации | адресность | ответственный | Сроки выполнения |
Диагностика | |||||
1 | Обслуживание профилактических, развивающих программ Оценка эффективности работы по программам | Диагностические методики по программам (см. ниже) | Учащиеся – участники программ | психолог | В течение года по мере реализации программ |
Психологическая профилактика | |||||
1 | Демонстрация учащимся способов здоровой организации образовательного пространства в школе | Использование технологий диалогического общения с учащимися Учет возрастных особенностей развития школьников Соблюдение СанПиН на занятиях Использование на занятиях здоровьесберегающих технологий: ионизирование воздуха кабинета психолога (Люстрой Чижевского), организация физминуток, глазодвигательных упражнений и многих других | учащиеся | психолог | В течение года |
2 | Профилактика экзаменационного стресса | Проведение классных часов, консультаций для учащихся выпускных 9, 11 классов, направленных на обучение и тренинг эффективным приемам психосаморегуляции в ситуации сдачи экзаменов. «Я справлюсь!» (Захарова Г.Ю.) | Учащиеся выпускных 9, 11 классов | психолог | 3-4 четверть (по согласованию с кл.руководителями) |
3 | Профилактика суицидального поведения – формирование позитивного мышления, отношения к жизни | Классные часы с показом видеороликов, отрывков худ.фильмов консультации по формированию антисуицидальных факторов (сказкотерапия «Диалоги на Аидовом пороге», Сакович Н.А.) | Учащиеся старших классов Учащиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации | психолог | В течение года (по запросу) |
4 | Реализация программ, направленных на сохранение психологического здоровья детей | Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» (Уроки психологии в средней школе. 1 класс) Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» (Уроки психологии в средней школе. 5 класс) Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» (Уроки психологии в средней школе. 6 класс) Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» (Уроки психологии в средней школе. 7 класс) | 1А Учащиеся 5-7 классов | психолог | Сентябрь-май |
5 | Профилактика табакокурения, наркозависимости, алкогольной зависимости, употребления др.психотропных веществ | Классные часы, родительские собрания (по запросу администрации) | Учащиеся родители | Члены ПСППС | В течение года (по плану работы школы) |
Психологическое просвещение | |||||
1 | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей учащихся, педагогов в вопросах воспитания и обучения школьников | Проведение тематических родительских собраний, семинаров для педагогов (тематика по плану школы) в том числе и по профилактике зависимости, саморазрушающего поведения «Аутоагрессия» | Родители учащихся | Зам.директора по ВР психолог | В течение года по плану школы |
Родительские собрания, выступления на конференциях, пед.советах («Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам» и др.) | Родители учащихся 9, 11 классов | психолог | По плану школы, запросу администрации | ||
Коррекционно-развивающая работа | |||||
1 | Обучение участников образовательного процесса навыкам саморегуляции и управления стрессом | на групповых и индивидуальных психологических занятиях обучаются приемам снятия нервно-мышечного напряжения, дыхательной гимнастики, аутогенной тренировки, релаксации под музыку | школьники с проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы, родители, педагоги с признаками профессионального выгорания | Психолог Зам.директора по ВР | В течение года |
Психологическое консультирование | |||||
1 | Оказание психологической поддержки учащимся, педагогам, родителям в стрессовой ситуации (в том числе при подготовке к экзаменам) | Индивидуальные и групповые консультации | Выпускники, их родители Педагоги (и др. по запросу) | психолог | В течение года Выпускники 3-4 четверть (по запросу) |
Экспертная деятельность | |||||
1 | Экспертиза педагогической деятельности на предмет создания психологически комфортной образовательной среды | Посещение уроков и внеурочных мероприятий педагогов. Участие в совещаниях при директоре по решению спорных вопросов, планированию образовательной деятельности, участие в творческих группах пед.коллектива по разработке образовательных программ (в том числе программы коррекционной работы, адаптированных программ и т.д.) Работа в составе ПМПконсилиума школы, Совета профилактики школы, Школьной службы примирения. Оказание помощи администрации в составлении отчётной документации по Мониторингам образовательной деятельности | педагоги | Психолог администрация | В течение года |
- Оказывать содействие организации деятельности МКОУ СОШ по профилактике, минимизации и коррекции девиантного поведения школьников (меры специальной профилактики в рамках деятельности педагога-психолога) – в соответствии с «Планом совместных мероприятий (с субъектами профилактики) по профилактике правонарушений среди учащихся МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области» на 2018-2019 учебный год.
№ п/п | Цель | Инструментарий/ Формы организации | адресность | ответственный | Сроки выполнения |
Диагностика | |||||
1 | Выяснение жилищно-бытовых условий семьи и оказания психолого-педагогической поддержки | Проверки по месту проживания (посещение на дому), беседы с родителями, классными руководителями | Учащиеся, состоящие на профучете в КДН и ЗП, ВШК, склонные к совершению правонарушений Их родители Классные руководители | Только по согласованию с органами опеки, администрацией школы Совместно с соц.педагогом, заместителем директора по воспитательной работе и Инспектором ПДН, классными руководителями | В течение года |
2 | Содействие работе МСППС в выявлении и учете школьников, требующих особого педагогического внимания, в том числе определение детей «группы риска» по фактору семейного неблагополучия | Диагностические беседы-справки Наблюдение за эмоциональным состоянием несовершеннолетнего в школе, внимание к его внутреннему миру Изучение анкет, «Социального паспорта семьи», документации (личных дел, дневников) и пр. продуктов деятельности несовершеннолетнего (рисунков, поделок и др.) | Учащиеся, состоящие на профучете в КДН и ЗП, ВШК, склонные к совершению правонарушений Их родители Классные руководители | Совместно с членами МСППС, пед.коллективом | В течение года |
3 | Выявление причин отклонений в поведении. Изучение особенностей развития эмоционально-личностной, познавательной сферы учащихся, требующих особого педагогического внимания Изучение особенностей воспитания в семье (по согласию семей) | Диагностические методики по локализации проблемы Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста» / ООО «НПФ «Амалтея» Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика школьной адаптации» / ООО «НПФ «Амалтея» Беседы с родителями, педагогами, работающими с несовершеннолетними | Учащиеся, состоящие на профучете в КДН и ЗП, ВШК, склонные к совершению правонарушений Педагоги, родители | Психолог Классные руководители Педагоги-предметники Соц.педагог | В течение года (по решению ПМПконсилиума) |
4 | Расширение сферы самосознания несовершеннолетних через психологическое диагностирование способностей, интересов, мотивации подростка | Диагностические методики по локализации проблемы (перечень прилагается) Беседы с родителями, педагогами, работающими с несовершеннолетними | Учащиеся, состоящие на профучете в КДН и ЗП, ВШК, склонные к совершению правонарушений | Психолог Педагоги-предметники | В течение года (по решению ПМПконсилиума) |
5 | Углубленные диагностические обследования учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе детей после выявления ситуаций домашнего насилия и др.) | Диагностические методики по локализации проблемы (перечень прилагается) | Учащиеся в трудной жизненной ситуации | Психолог | В течение года по мере реализации программ сопровождения |
6 | Обслуживание профилактических, коррекционно-развивающих программ. Оценка динамики работы по программам | Диагностические методики по программам в зависимости от выявленных нарушений в развитии ребёнка и семьи (изучение самооценки, уровня тревожности, страхов, эмоционального фона и др.) | Учащиеся (ВШК) Педагоги Соц.педагог | Психолог | Начало и конец года/по мере реализации программ |
Психологическая профилактика | |||||
1 | Предупреждение совершения противоправных действий и преступлений. Разъяснение возложенных на несовершеннолетнего и их родителей обязанностей, последствий их невыполнения, нарушений общественного порядка | Проведение профилактических бесед с несовершеннолетними и их родителями о надлежащем поведении и недопустимости совершения противоправных действий | Учащиеся, состоящие на профучете в КДН и ЗП, ВШК, склонные к совершению правонарушений | Совместно с соц.педагогом, заместителем директора по воспитательной работе и Инспектором ПДН, классными руководителями | В течение года |
2 | Реализация профилактических программ по формированию активной жизненной позиции подростков, формирование культуры выбора у обучающихся в различных социальных ситуациях | Цигулёва Т.Г. «Я самый-самый!!!» (Программа профилактических занятий с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации) – 10 занятий Ахметова И., Иванова Т. и др. «Мой выбор» - 17 занятий | учащиеся, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации Учащиеся, состоящие на профучете в КДН и ЗП, ВШК, склонные к совершению правонарушений | психолог | В течение года (по мере набора групп) |
Психологическое просвещение | |||||
1 | Оказание помощи специалистам школы в проведении просветительской работы с семьями, состоящими на учете, и родителями несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, по вопросам воспитания школьников | Размещение информации на школьном сайте Распространение памяток Участие в организации и проведении родительских лекториев (по плану школы) | родители | Совместно с членами МСППС | В течение года |
3 | Психологическое просвещение учащихся, родителей и педагогов «О влиянии на личность ребёнка вредной информации» (в рамках реализации ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию") | Выступления на тематических конференциях, родительских собраниях, общешкольных линейках Размещение информации на школьном сайте (по согласованию с администрацией) | Учащиеся, педагоги, родители | Психолог по согласованию с зам.дир.по ВР | Октябрь (линейка, информация на сайт) Родительские собрания – в течение года |
Коррекционно - развивающая работа | |||||
1 | Повышение коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками, снижение конфликтности детского коллектива | Организация групповых встреч по проведению турниров настольных игр Овчарова Р.В. «Программа игровой психокоррекции трудностей общения у дошкольников и младших школьников» - 12 занятий | Учащиеся, состоящие на ВШК Учащиеся мл.классов с проблемами общения | психолог | В течение года (по мере набора групп) |
2 | Реализация программа занятий, направленных на коррекцию детско-родительских взаимоотношений | Программа «Мы вместе» (12 встреч) (Староверова М.С.. Кузнецова О.И.) | Группы родитель-ребёнок (младший школьник) с проблемами поведения | психолог | В течение года (по мере набора группы) |
Медиация | |||||
1 | Восстановление взаимоотношений после конфликта. Организация и проведение примирительных встреч | Предварительные и примирительные встречи с участниками конфликта | Учащиеся, педагоги, родители заинтересованных сторон конфликта | Медиаторы ШСП | В течение года по запросу участников образовательного процесса |
Психологическое консультирование | |||||
1 | Оказание помощи участникам образовательного процесса в организации и осуществлении индивидуального сопровождения несовершеннолетнего с признаками девиацийв сферах взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, отношения к труду и профессиональной деятельности | Тематические консультации групповые и индивидуальные по проблемам: 1) положения в классе (изоляция, противопоставление себя коллективу, положение дезорганизатора, положение вожака микрогруппы, состоящих из «трудных» учащихся); 2) характера взаимоотношений со сверстниками (жестокость, пренебрежительное отношение к сверстникам, аморальные поступки); 3) принадлежности к различным асоциальным молодежным группам и религиозным сектам; 4) взаимоотношений с учителями (конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями, грубость, бестактность, ложь); 5) взаимоотношений с родителями (конфликтный характер взаимоотношений, ложь, грубость, хамство); 6) выбора профессии (профессиональная неопределенность, незнание своих возможностей и способностей, неразвитость тех черт личности, которые необходимы для выбранной профессии); 7) отношения к труду (отрицательное отношение к труду, недобросовестное отношение к труду, невыполнение трудовых обязанностей в школе и дома, раннее вступление в трудовые отношения, связанные с работой на улице). с использованием различных психологических технологий: арт-терапии, сказкотерапии, куклотерапии, драма-тарапии и пр. Ведение учащимися «Дневников самонаблюдения» | Учащиеся с признаками девиаций, их родители, педагоги | Психолог Члены МСППС, педагоги | В течение года по запросу участников образовательного процесса |
Экспертная деятельность | |||||
1 | Реализация комплексного подхода в анализе причин отклонения в поведении несовершеннолетних, выработке стратегии и тактики воспитания и сопровождению несовершеннолетнего, оценке результатов сопровождения | Коллегиальное обсуждение проблемных ситуаций на ПМПконсилиумах, заседаниях МСППС, «Школьном совете профилактики», «Педагогических советах школы» Планирование совместных действий по решению возникающих проблем Комплектация пакета документов на консультацию к медицинским специалистам | Учащиеся Педагоги родители | Члены МСППС | В течение года планово (по графику заседаний) и по запросу |
2 | Содействие сотрудникам полиции в индивидуальной работе с детьми, совершившими противоправные поступки (в помощь социальному педагогу) | Помощь во взаимодействии с субъектами профилактики, правоохранительными органами (сопровождение несовершеннолетних при опросах полиции) | Члены субъектов профилактики | психолог по запросу администрации | В течение года по запросу администрации |
- Организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
№ п/п | Цель | Инструментарий/ Формы организации | адресность | ответственный | Сроки выполнения |
Диагностика | |||||
1 | Выявление учащихся с особыми образовательными потребностями (номинация) | Анализ продуктов учебной деятельности обучающихся Изучение педагогических характеристик, личных дел обучающихся Беседы-справки с родителями и педагогами Наблюдение за учащимися в урочной и внеурочной деятельности | Учащиеся Педагоги родители | Члены МСППС педагоги | В течение года |
2 | Определение характера и интенсивности нарушений в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ | Изучение особенностей развития познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер Тестирование Анкетирование Опрос Наблюдение (методики подбираются в зависимости от локализации проблем) | Учащиеся Педагоги родители | Члены МСППС педагоги | В течение года |
3 | Обеспечить контроль за уровнем и динамикой развития детей с ОВЗ, оценка эффективности проводимых мер по сопровождению детей с ОВЗ | Беседы-справки с педагогами Анализ результатов диагностики Анализ результатов сопровождения на заседаниях ПМПконсилуима | Психолог Члены МСППС педагоги | Комплексно с педагогами и администрацией | В течение года |
4 | Обслуживание профилактических, коррекционно-развивающих программ. Оценка динамики работы по программам | Диагностические методики по программам в зависимости от выявленных нарушений в развитии ребёнка и семьи (изучение самооценки, уровня тревожности, страхов, эмоционального фона и др.) | Учащиеся с ОВЗ Педагоги Соц.педагог | Психолог Члены ШПМПк | Начало и конец года/по мере реализации программ |
Психологическая профилактика | |||||
1 | Содействие обеспечению социальной защиты детей с ОВЗ. Помощь в преодолении негативных стереотипов и установок педагогов и учащихся по отношению к детям с особенностями в развитии, формирование толерантности | Проведение профилактических бесед с участниками образовательного процесса (по мере надобности) | Учащиеся с ОВЗ | Совместно с соц.педагогом | В течение года |
2 | Содействие укреплению физического здоровья учащихся с ОВЗ | Применение на занятиях здоровьесберегающих технологий Соблюдение СанПиН | Учащиеся с ОВЗ | психолог | В течение года |
Психологическое просвещение | |||||
1 | Информирование учащихся с ОВЗ об их правах в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и др. | Проведение индивидуальных и групповых бесед | Учащиеся с ОВЗ | Члены МСППС | В течение года |
2 | Информирование родителей (законных представителей) учащихся по медицинским, психолого-педагогическим, социальным, правовым вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ | Проведение индивидуальных и групповых бесед, проведение тематических встреч (по согласованию с зам.директора по ВР) | Родители учащихся с ОВЗ | Члены МСППС | В течение года |
3 | Информирование педагогов по медицинским, психолого-педагогическим, социальным, правовым вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ | Проведение бесед с педагогами о необходимости использования индивидуального подхода к детям с особыми образовательными потребностями, применении в образовательном процессе методов гуманной педагогики (тематика в соответствии с планом школы) | педколлектив | Члены МСППС | В течение года |
4 | Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов | Выступления на пед.советах, совещаниях по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ | Педагоги школы | Психолог Зам.директора по УВР (орг.вопросы) | В течение года |
Коррекционно-развивающая работа | |||||
1 | Реализация коррекционно-развивающих программ развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья социальной компетентности, навыков общения с окружающими, преодоление социальной изоляции Психокоррекция отклонений в поведении и общении, профессиональное ориентирование/ психолого-педагогическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, поддержка, изучение новых технологий | Локалова Н.П. «Уроки психологического развития» (120 уроков на 4 года) – психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов | Учащиеся с ОВЗ 1-4 классы | психолог | В течение года (по согласованию с кл.руководителями) |
«Педагог инклюзивной практики» - программа поддержки педагогов, работающих с детьми с ОВЗ | педагоги | ||||
Овчарова Р.В «Программа игровой психокоррекции трудностей общения у дошкольников и младших школьников» (12 занятий) – по мере комплектования групп Игротека | Младшие школьники с ОВЗ | ||||
Захарова Г.Ю. «Кукляндия – весёлая страна» | Учащиеся с ОВЗ (начальная школа) и их родители | В течение года (по запросу и мере комплектации группы) | |||
2 | повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального, речевого развития | Индивидуальные и групповые занятия с использованием программы занятий Сиротюк «Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности», «гимнастики для мозга» Развивающие программы подбираются, модифицируются в соответствии с заключениями, рекомендациями ПМПК (г.Киров), прописываются в ИОМ (индивидуальном образовательном маршруте), задания, игры, упражнения прописаны в «Дневнике сопровождения» (1-4 классы) | Учащиеся с ОВЗ (начальная школа) Учащиеся с ОВЗ | Психолог | В течение года |
Психологическое консультирование | |||||
1 | Оказание консультативной помощи участникам образовательного процесса | Индивидуальные и групповые консультации примерной тематики: Ознакомление участников образовательного процесса с результатами диагностики (с учетом принципа конфиденциальности) Выработка совместных рекомендаций педагогам по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ с ОВЗ | Учащиеся с ОВЗ Родители педагоги | Совместно с членами МСППС | В течение года |
2 | Оказание психологической помощи и поддержки педагогам, семье, детям с ОВЗ, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального напряжения | индивидуальные и групповые консультации с применением элементов арт-терапии, сказкотерапии, приемов релаксации и др. | Учащиеся с ОВЗ Родители педагоги | психолог | В течение года |
Экспертная деятельность | |||||
1 | Защита прав детей с ОВЗ на получение доступного образования, участие в выработке индивидуального плана сопровождения детей с ОВЗ | Участие в «Советах профилактики школы», заседаниях ШПМПконсилиума, «Педагогических советах школы» | Педагогический коллектив | Совместно с администрацией, членами МСППС | В течение года |
2 | Участие в оценке качества создания в МКОУ СОШ специальных условий обучения и воспитания для детей с ОВЗ | Посещение уроков и внеурочных мероприятий (по согласованию с педагогами, администрацией) Оказание помощи администрации в составлении отчётов по работе с детьми с ОВЗ | Педагогический коллектив | Совместно с администрацией, членами МСППС | В течение года |
3 | Обеспечение документального сопровождения школьников с ОВЗ на прием к медицинским специалистам, на ПМПК | Составление сопроводительной документации (характеристик, заключений по результатам психологического обследования, психолого-педагогического сопровождения школьника) | Специалисты смежных областей | Психолог Члены ШПМПк Классные руководители | В течение года |
- Оказывать содействие развитию у участников образовательного процесса навыков бесконфликтного взаимодействия в поликультурном мире, оказывать помощь в овладении технологиями медиации, развитии толерантности.
Цель | Инструментарий/ Формы организации | адресность | ответственный | Сроки выполнения | |
Диагностика | |||||
1 | обслуживание профилактических, коррекционно-развивающих программ | Захарова Г.Ю. групповые занятия «Толерантность в мультфильмах» Овчарова Р.В. «Программа игровой психокоррекции трудностей общения у дошкольников и младших школьников» Староверова М.С. «Мы вместе» (коррекция ДРО) «Слагаемые семейного счастья, или учимся быть счастливыми» | Младшие школьники Мл.шк-ки, их родители Учащиеся 9 А кадетского класса, их родители | Психолог Орг.вопросы – кл.рук-ли | В начале и в конце реализации программ |
Психологическая профилактика и развивающая работа | |||||
1 | Реализация профилактических, развивающих программ | Захарова Г.Ю. групповые занятия «Толерантность в мультфильмах» Староверова М.С. «Мы вместе» (коррекция ДРО) «Слагаемые семейного счастья, или учимся быть счастливыми» | Младшие школьники Мл.шк-ки, их родители Учащиеся 9 А кадетского класса, их родители | Психолог Орг.вопросы – кл.рук-ли | В течение года |
Психологическое просвещение | |||||
1 | Информирование учащихся об эффективных способах разрешения конфликтных ситуаций | Выступления на общешкольных линейках для учащихся по внедрению в работу школы новой технологии - Школьной службы примирения: «Возможности школьной службы примирения», Выступление на общешкольных линейках «О толерантности» Распространение информационных буклетов о «Школьной службе примирения», оформление стенда (при условии возобновления работы службы) | Учащиеся | Психолог Медиаторы ШСП | ноябрь март |
2 | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей учащихся | Выступления на общешкольных родительских конференциях, родительских собранияхпо внедрению в работу школы новой технологии - Школьной службы примирения размещение информации на школьном сайте (при условии возобновления работы службы) | Родители | Психолог | В течение года |
3 | Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов | Выступления на педсоветах, совещаниях классных руководителейпо внедрению в работу школы новой технологии - Школьной службы примирения (при условии возобновления работы службы) | педагоги | Психолог | В течение года |
4 | Содействие организации правового просвещения и распространения информации о правах ребенка | Выступления на классных часах, родительских собраниях, общешкольных линейках, классных часах, пед.советах о правах и обязанностях родителей и несовершеннолетних (в том числе и среди родителей несовершеннолетних, состоящих на ВШК и др. видах проф.учета) | Учащиеся Педагоги родители | Психолог Педагоги Соц.педагог администрация | В течение года |
Информирование участников образовательного процесса о работе «Всероссийского Телефона доверия» Размещение информационных листов на стенде «ШСП» (при условии возобновления работы службы) | Учащиеся 1-11 классов (по согласованию с кл.руководителями) | Психолог | В течение года (по согласованию с кл.руководителями) | ||
Психологическое консультирование и коррекционная работа | |||||
1 | Оказание помощи семьям, педагогам и школьникам в урегулировании межличностных конфликтов | Индивидуальные и групповые консультации по проблемам межличностного общения Ведение учащимися «Дневников самонаблюдения» | Учащиеся Родители Педагоги администрация | психолог | В течение года по запросу |
2 | Обучение родителей конструктивным способам реагирования в конфликтных ситуациях в семьях, воспитывающих школьников | Индивидуальные и групповые консультации | Учащиеся Родители Педагоги администрация | психолог | В течение года по запросу |
3 | Реализация программы игровой психокоррекции трудностей общения у младших школьников | Овчарова Р.В «Программа игровой психокоррекции трудностей общения у дошкольников и младших школьников» (12 занятий) – по мере комплектования групп | Младшие школьники с нарушениями общения | психолог | В течение года по запросу |
Экспертная деятельность | |||||
1 | Медиация, участие в деятельности «Школьной службы примирения» Оказание помощи семьям, педагогам и школьникам в урегулировании межличностных конфликтов | Проведение (совместно с завучем по ВР) заседаний ШСП организация и проведение предварительных и примирительных встреч с участниками образовательного процесса | медиаторы Участники образовательного процесса | Завуч по ВР, психолог Члены «Школьной службы примирения» | В течение года (по графику работы ШСП) по запросу участников образовательного процесса |
2 | Распространение опыта работы ШСП среди субъектов профилактики | Выступления (по запросу администрации) на круглых столах, подготовка отчётов | Специалисты субъектов профилактики (по запросу) | психолог | В течение года (по запросу) |
- Оказывать содействие организации деятельности МКОУ СОШ в психолого-педагогическом сопровождении одаренных школьников (по плану школы)
№ п/п | Цель | Инструментарий/ Формы организации | адресность | ответственный | Сроки выполнения |
Диагностика | |||||
1 | выявление у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой деятельности номинация одаренных школьников, требующих особого маршрута сопровождения | Наблюдение за учащимися в урочной и внеурочной деятельности беседы-справки с родителями и педагогами; посещение общешкольных конференций по защите проектов учащихся (ФГОС 2) углубленные психологические обследования (тестирование, анкетирование), анализ продуктов деятельности: олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции (совместно с метод.советом школы при администрации) | Учащиеся Педагоги, родители | психолог совместно с методическим советом школы | В течение года май |
2 | Изучение психоэмоционального состояния, социального статуса одаренных учащихся (при обращении на консультацию) | Диагностические методики по степени локализации проблемы и с учетом возраста | Одаренные школьники с эмоционально-личностными расстройствами | психолог | В течение года |
3 4 | Обслуживание профилактических, коррекционно-развивающих программ | Методики по программе Липуновой О. «Тренинг по развитию исследовательской и творческой мотивации у детей младшего школьного возраста» | Одаренные школьники 1-4 классов | психолог |
|
Методики по программе Люфт О.В. «Школа ЛИДЕР» (развитие социальной, лидерской одарённости) | Подростки ШСП, «Школы вожатых», ученического самоуправления | психолог | В течение года (по мере комплектации групп) | ||
Диагностические методики по программе Захаровой Г.Ю. «Кукляндия – веселая страна» | Одаренные школьники 1-4 классов с эмоц. нарушениями | психолог | В течение года (до и после реализации пограммы) | ||
Психологическая профилактика и развивающая работа | |||||
1 | Профилактика переутомления у учащихся группы «одаренные» (по запросу). Развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах) | «Часы релаксации» для одаренных школьников, участников олимпиад Индивидуальные и групповые консультации с видеопоказами | учащиеся группы «одаренные» | психолог | В течение года |
2 | Реализация программ по сопровождению одарённых, способных школьников | Программа Липуновой О. «Тренинг по развитию исследовательской и творческой мотивации у детей младшего школьного возраста» (10 занятий) | Сборная группа учащихся 1-4-х классов (из группы «одаренных») | психолог | 2 -3 четверти |
Методики по программе Люфт О.В. «Школа ЛИДЕР» (развитие социальной, лидерской одарённости) | Подростки ШСП, «Школы вожатых», ученического самоуправления | психолог | В течение года (по мере комплектации групп) | ||
Психологическое просвещение | |||||
1 | Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения одаренных детей | Выступление психолога на родительских собраниях, конференции «Одаренные дети. Особенности одаренных детей, формы и методы работы с ними». | родители | психолог | В течение года (по запросу администрации) |
2 | содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми | Выступления (по плану работы школы – тематика по согласованию с зам.директора по УВР) | педагоги | психолог | В течение года (по запросу) |
Психологическое консультирование и коррекционная работа | |||||
1 | Психологическая поддержка детей в организации социальных проектов и социального партнерства, школьного самоуправления (волонтерских движений, членов школьного клуба «Лидер» и др.) Оказание психологической помощи учащимся с трудностями в развитии эмоциональной, коммуникативной сфер | Групповые и индивидуальные беседы, занятия (модифицированные упражнения Селивановой Е.А. «Коррекция страхов и неврозов у одаренных детей средствами арт-терапии») | Активисты волонтеры, лидеры школьного самоуправления Учащиеся из группы «одарённые» с трудностями в развитии | психолог | В течение года (по запросу) |
1 | Реализация программ по коррекции нарушений в развитии эмоциональной, коммуникативной сфер | Программа Захаровой Г.Ю. «Кукляндия – веселая страна» | Учащиеся группы «одаренные» с эмоциональными расстройствами | психолог | В течение года (по запросу и мере комплектации групп) |
Экспертная деятельность | |||||
1 | Внесение корректив в формирование банка диагностических методик, профилактических, развивающих программ для одаренных детей | Участие в заседаниях методического совета школы, построение индивидуальной траектории развития обучающихся, имеющих способности к интеллектуальной и творческой деятельности | Педагоги администрация | совместно с другими специалистами учреждения образования | В течение года |
В связи с тем, что организационно-методическая работа является не менее важным направлением деятельности педагога-психолога необходимо уточнить, что именно может быть отнесено к организационно-методической работе:
- анализ и планирование деятельности в целом;
- оформление рабочей документации;
- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ;
- подготовка к проведению занятий (в том числе изготовление наглядности, раздаточных материалов), публикациям материалов на школьный сайт и пр.
- участие в научно-практических семинарах, конференциях, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации, профессиональных конкурсах и фестивалях, работа с личной страничкой на сайте «Социальная сеть работников образования» (nsportal.ru) и пополнение библиотеки он-лайн авторскими разработками Профессионального сообщества педагогов-психологов «Авторская мастерская»;
- оформление кабинета.
В соответствии с запросами образовательного учреждения, сочетание вида работы и количества рабочего времени на его выполнение может меняться. Если на какой-то вид деятельности запрос не предъявляется, то освободившееся время распределяется по усмотрению психолога и согласованию с администрацией на другие, более необходимые виды работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы педагога-психолога МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды по психологическому сопровождению ФГОС НОО на 2018-2019 учебный год
laquo;УТВЕРЖДАЮ»И.о. директора МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды___________ И.В.Устинова ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАпо психологическому сопровождению ФГОС НОО на 2018-2019 уче...
Годовой план работы педагога-психолога коррекционной школы VIII вида Тищенко Т.М. 2017-2018 учебный год в соответствии с ФГОС
Обучение в МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот» направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через кор...
Годовой план работы педагога-психолога МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот» на 2016- 2017 учебный год
Цели психологического сопровождения: создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса; научно-методическое обеспечение учебно-в...
Индивидуальный план работы педагога-психолога с детьми «группы риска» на 2018-2019 учебный год.
Индивидуальный план работы педагога-психолога с детьми «группы риска» на 2018-2019 учебный год....
Аналитический отчёт о работе педагога-психолога за I полугодие 2018 – 2019 учебный год.
Аналитический отчёт о работепедагога-психолога за I полугодие 2018 – 2019 учебный год....
Годовой план работы педагога- психолога в школе
Представлен действующий план работы педагога- психолога в школе по основным направлениям....