Технологическая карта "Психология ведения урока".
учебно-методический материал по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Взаимодействие учителя и обучающихся в процессе достижения цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_.psihologiya.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Средняя общеобразовательная школа №2

21510 Смоленская обл., г. Вязьма, Загородный пер., 23

Тел.: директор 4-28-82; учительская: 4-25-42; бухг.: 4-11-92

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ  КАРТЫ УРОКА

ПСИХОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ УРОКА

Перепелова Л.А.

ПСИХОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ УРОКА

(советы педагога)

ЦЕЛЬ УРОКА

- Сделайте цель урока целью учеников.

-Попросите учеников объяснить значение целей или сформулировать цели.

- Если ученики не понимают целей, то они не могут привести примеры.

- Объясните важность темы для них (а не только для контрольной или экзамена).

- Напоминайте о цели в ходе урока.

- Формулируйте цели, ориентируясь на нужды и интересы учеников.

- Концентрируйтесь на знаниях и умениях, соответствующих интересам и потребностям учеников.

- Используйте игры, фильмы и демонстрации.

- Используйте опросы, результаты анкетирования учеников для исправления своих ошибок в преподавании.

- Относитесь внимательно к организации урока.

- Дайте ученикам такую цель, которая помогла бы им сконцентрироваться на уроке.

- Начните урок с записи плана на доске или работайте над планом с классом.

- Разбейте урок на стадии.

- Периодически напоминайте об этапе работы.

- Подводите итог каждого этапа урока.

- Формулируйте конкретные учебные цели.

- Сосредоточьтесь на конкретных умениях, которые должны приобрести ученики класса.

- Избегайте "магии слова" - фраз, которые звучат благородно, но значат мало.

- Согласуйте цели и способы деятельности.

- Если надо запомнить - запланируйте обучение способом запоминания.

- Если развить фантазию - проведение дебатов, рассмотрение групповых проектов, шутливые судебные заседания.

- Если научить писать - предоставьте условия для этого.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ

Как руководить дискуссией в классе?

- Приглашайте к участию стеснительных учеников, не спрашивайте их в "мертвой" тишине: даже самые уверенные дети теряются в такой ситуации;

- Направляйте комментарии и вопросы одного ученика к другому, подбодрите их, ориентируйте на общение друг с другом, а не на ожидание вашего мнения;

- Убедитесь, что все поняли, что сказал ученик:

1. Попросите ученика прокомментировать ответ другого, а потом первый пояснит, если его высказывание прокомментировано неверно.

2. Перескажите сами высказывание ученика и просите, правильно ли вы передали смысл.

- Вытягивайте больше информации;

- Не отвлекайтесь от предмета дискуссии;

- Дайте время подумать над ответом. Некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли;

- Учите детей работать с литературой;

- Убедитесь, что вы точно знаете, какие темы рассматриваются в тексте;

- Основное время используйте, работая над важным, трудным и незнакомым материалом;

- Составьте список частей текста, которые вам кажутся трудными, и больше работайте с ними;

- Учитесь тщательно обрабатывать важную информацию, используя методику создания образов, примеров, ответов на вопросы, выписки своими словами и разработку текстов в деталях. Не учите запомнить все слова автора - пусть используют свои;

- Учите проверять понимание текста. Использовать вопросы для проверки понимания. Проверьте внимание, опрашивая друг друга при работе в парах;

- Учите оценивать сложность текста. Когда уменьшается скорость чтения, решить, является ли информация данного отрывка важной. Если да, то отметить трудный параграф, чтобы можно было позже его перечитать или проконсультироваться по нему.

ПРАВИЛА И ТРЕБОВАНИЯ

- Сделайте основные правила и требования понятными:

- Определите и повесьте в классе на видном месте правила оформления работ, использования учебных принадлежностей и т. п.;

- Установите правила исправления, завершения или отсутствия учебных заданий. Обращайте внимание детей и родителей на эти правила, особенно в случае проблем;

- Делайте сроки выполнения разумными и задания посильными;

- Верно устанавливайте правила и процедуры:

- Обсудите с учениками правила, договоритесь их выполнять, так как они полезны для дела;

- Кроме правил и процедур установите санкции за их нарушение;

- Тщательно контролируйте соблюдение правил, особенно вначале, пока они не закрепились. Поощряйте их соблюдение и наказывайте за несоблюдение после первого предупреждения.

Если дети будут заранее знать, что будет последствием того или иного действия, они будут иметь осознанный выбор.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ

За нарушением поведения стоит одна из четырех целей:

- Привлечение внимания учителя или сверстников. Внимание - базовая психологическая потребность. Иногда дети чувствуют, что лучше получить негативное внимание, чем никакого. (Примеры: шумное, невыдержанное поведение, вопросы не по теме, частые вопросы, игра на уроке, реплики вслух, комментарии по ходу урока, работа в замедленном темпе, просьба объяснить "все еще раз для меня");

- Борьба за власть. Некоторые ведут себя негативно, потому что для них важно установить свою власть над учителем, над классом. Как правило, они не действуют без зрителей, провоцируют учителя перед всем классом;

- Месть. Иногда главная цель присутствия в классе - месть за реальную или вымышленную обиду. Такие ученики выглядят злыми и угрюмыми, даже когда бездействуют. Речь полна негативных эпитетов. Они постоянно что-нибудь ломают, портят, пользуются слабостями учителя. Возможно также отчужденное избегание. Эти дети замкнуты, угрюмы и некоммуникабельны, им нравится задевать и озадачивать учителя своей неподатливостью;

- Избегание неудачи. Некоторые обучающиеся настолько боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не соответствуют запросам учителей, родителей или собственно чрезмерно завышенным требованиям. Причины: слишком высокие требования, перфекционизм. Ученики не справляются с заданиями и предпочитают остаться в изоляции. (Примеры: уход с урока, прогулы, откладывание "на потом", незавершенность начатого дела, ссылки на болезни).

Самоанализ и коррекция собственного поведения учителя при работе с "трудными" обучающимися

- Измените свое восприятие

Найдите что-то хорошее в "трудных" учениках. Один из способов - начать воспринимать слабости как сильные стороны. (Примеры: ученики, требующие к себе внимания, жаждут общения, в том числе и с учителем. Они очень хотят понравиться, но не умеют это делать нормальным способом. Многие властолюбивые ученики - интересные, незаурядные личности, обладают лидерскими способностями, честолюбием, склонностью к самоутверждению, независимым мышлением. Мстительные ученики выбрали активный способ защиты себя от обид. В их действиях присутствует способность к выживанию. Это лучше, чем безнадежность и апатия. Ученики, направленные на избегание неудач, очень хотят уважать себя, быть значительными, достичь высоких результатов).

- По возможности действуйте уверенно

С "трудными" учениками особенно важен уверенный стиль общения. Неуверенность может выдавать агрессивность, направленность на самоутверждение, что проявляется в попытках использовать личную власть, а не правила. Это сразу распознается учениками и провоцирует ответную агрессию.

- Показывайте, что вы заботитесь о "трудном" ученике не меньше, чем об остальных

Ученики нуждаются не столько в любви, сколько в заботе и в помощи. Невозможно любить всех, но учитель может показывать, что ему небезразлично то, что происходит с учеником, проявлять заботу.

Чтобы предотвратить нарушения дисциплины и правильно реагировать на них, создайте условия для повышения качества знаний учеников и их самоуважения:

- Измените методы объяснения так, чтобы каждый ученик мог достичь успеха;

- Создавайте возможность повторного изучения материала;

- Для слабых учеников используйте конкретный материал, изучайте каждый аспект отдельно, готовьте специальные программы для обучения отстающих;

- Разрешите и поддерживайте работу в парах: успевающий и отстающий ученик;

- Посоветуйте родителям обратиться за помощью к репетитору, устраивайте консультации;

- Учите позитивному отношению к себе через обучение позитивной речи. Вместо: "Я не смогу этого сделать", "о слишком трудно", "Я никогда не сделаю правильно" рекомендуется "Я могу это сделать", " Я могу измениться так, как считаю нужным".

Акцентируйте внимание на поступках и поведении, а не на личности ученика:

- Объясняя ребенку, почему его поступки неправильны, избегайте таких слов, как "плохо", "неправильно", "глупо";

- Обсуждая поступок ученика, говорите только о том, что случилось, не обобщайте и не наклеивайте ярлыки: "Ты как всегда...";

- Контролируйте свои негативные эмоции, лишите желаемой реакции "проблемного" ученика (например, гнев - это то, чего добивается ученик, жаждущий власти. Мстительному ученику нужны ваш страх или беспомощность);

- Готовьте почву для дальнейшего успешного взаимодействия. Думайте о деле, а не о самозащите;

- Позже, дома, высвобождайте отрицательные эмоции (физические упражнения, общение...).

Не усиливайте напряжение ситуации:

- Не используйте позы превосходства, уничижительные жесты, оскорбительные выражения, сарказм;

- Не сравнивайте учеников друг с другом, не втягивайте в конфликт других обучающихся;

- Не давите, не командуйте, не настаивайте жестко на своей правоте;

- Не прибегайте к необоснованным изобличениям, оправданиям и т. п.;

- Не обсуждайте ситуацию в состоянии возбуждения, дайте "остыть" и себе, и ученику;

- Проводите время от времени общие дискуссии о нарушении поведения, чтобы объяснить, что является приемлемым в определенных ситуациях, а что - нет.

Позволяйте ученику "сохранять лицо":

- Если ученик выполняет ваше распоряжение, но при этом "тянет" несколько секунд, прежде чем согласиться, делает какой-то жест, свидетельствующий о неуважении, говорит "не буду, не хочу", чтобы оставить за собой последнее слово - делайте вид, что не заметили этого;

- Не делайте "из мухи слона", не самоутверждайтесь за счет ученика.

Демонстрируйте неагрессивное поведение:

- Не позволяйте себе вспышек агрессии, таких как крик, обвинения, унижения, ругань;

- Показывайте выход из сложной ситуации без эскалации агрессии;

- Наблюдайте за взаимоотношениями учеников.

Если вы стали участником конфликта:

- Подумайте, чему вас может научить конфликт, какую пользу для себя вы можете извлечь из него;

- Отводите конфликту соответствующее место: помните, что конфликт - только малая часть вашей жизни;

- Не позволяйте отрицательному опыту сбить вас с пути, не давайте конфликту подорвать ваше доверие к себе и понизить самооценку;

- Не давайте другим людям манипулировать собой: определите собственную позицию и исходите из нее; не позволяйте оппонентам "подливать масла в огонь";

- Избавьтесь от отрицательных эмоций: простите себя и оппонента, но будьте готовы к тому, что он этого не сделает. Помните, что у вашего противника после конфликта мог остаться неприятный осадок.

Процесс обучения при использовании МОДУЛЬНОЙ технологии

1. Постановка проблемы

Обучающимся предлагается сводная таблица тех знаний (схематично), которые обучающиеся приобретут на последующих уроках;

2. Изучение нового материала

Перед изучением нового материала проводится входной контроль знаний и умений, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе. При необходимости проводится соответствующая коррекция знаний. В той части модуля, где изучается новый материал, хорошо вписывается вся система методов, приемом и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа индивидуальная, в паре, в группе, лекционная система, беседы и т. д..

3. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа ученика по использованию вновь полученных знаний, сочетающихся с индивидуальной помощью со стороны учителя. При самостоятельной работе над задачей ученики используют учебник, дополнительную литературу, консультации учителя.

4. Контроль

Завершающий этап каждого модуля - контроль, который предполагает замер результатов на нескольких уровнях сложности. Все предполагаемые задания оценены  определенным количеством баллов. Обучающиеся сами выбирают для себя уровень сложности и не испытывают беспокойства по поводу получения неудовлетворительной оценки, т. к. каждый из них получит не отметки, а количество баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку "Ведение мяча на месте и в движении".

План - конспект  урока по физической культуре (баскетбол) для учащихся 2  класса.Тема урока: ведение мяча на месте и в движении.Цель темы: формирование двигательных  функций...

Технологическая карта как метод исследования, планирования и методики ведения урока

Технологическая представляет собой проект, который позволяет учителю анализировать, проводить корректировки, использовать инновационные технологии, проектировать последовательность учебного процесса, ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА. Технология ведения дома. 5 класс. Тема урока: "Бутерброды и горячие напитки"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА. Технология ведения дома. 5 класс. Тема урока: "Бутерброды и горячие напитки"...

технологическая карта открытого урока по теме "Техника ведения мяча"

Цель урока: Совершенствование ведения баскетбольного мяча.Задачи урока: 1.Актуализировать знания о баскетболе, баскетбольном мяче;                    ...

Технологическая карта к уроку на тему "Ведение мяча с изменением направления"

Овладеть основными приемами техники ведения мяча в баскетболе.                                    ...

Технологическая карта к уроку «Техника ведения баскетбольного мяча. Подвижные игры с мячом».

данная разработка использовалась для совершенствование техники ведения баскетбольного мяча, изучение правил игры с мячом. Направленна на обучение учащихся 5 класса....

Технологическая карта к уроку по теме "Ведение мяча", 8 класс

Учебный предмет: «Физическая культура».Класс.  8Раздел программы.  Баскетбол. Педагогические технологии.  Технология деятельностного метода, здоровьесберегающ...