Работа педагога-психолога по профориентации в школе .
презентация к уроку по психологии (8, 9, 10, 11 класс)
«Готовность учащихся 8-11 классов к дальнейшему обучению в средних специальных и высших учебных заведениях» презентация .
Текст выступления к презентации.
Анкета профессионального самоопределения для 8-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_uchashchihsya_k_dalneyshemu_obucheniyu.ppt | 746 КБ |
tekst_vystupleniya.docx | 15.86 КБ |
anketa_professionalnoy_orientatsii_dlya_uchashchihsya_8-10.docx | 12.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профессиональное самоопределение – это одновременно: активный, долговременный процесс выбора профессии внутренние психологические основания этого выбора результат процесса выбора профессии.
Цель профориентации – оказание комплексной помощи учащимся в формировании готовности к профессиональному самоопределению. Задачи профориентационной работы Изучение индивидуальных особенностей каждого школьника Расширение представлений о мире профессий и подробное изучение о предпочитаемых профессиях Формирование способности делать осознанный выбор и нести за него ответственность
Тренинг по профориентации для учащихся 8-10 классов Тема : «Основные правила выбора профессии». Цели: активизация знаний учащихся о профессиональных сферах деятельности; приобретение обучающимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии; развитие способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и состояние здоровья с требованиями выбираемой профессии; содействие личностному развитию; воспитание у подростков положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
Определение готовности учащихся к школы к дальнейшему обучению. Организация исследования В исследовании приняли участие 110 учащихся 8-11х классов. Главной целью данного исследования являлось определение готовности к профессиональному выбору учащихся старших классов. С этой целью нами была разработана анкета, состоящая из 8 вопросов.
Определенность выбора
Причины и проблемы профопределения
Определение уровня информированности о профессиях и учебных заведениях.
Выяснение наиболее значимых причин выбора профессии и образования.
Определение школьниками наиболее важных составляющих для достижения цели.
Желаемый способ получения профессии Выбор учебного заведения
Для повышения готовности к выбору профессии для учащихся старших классов важным является организация помощи по следующим направлениям: Предоставление информации об условиях обучения в профессиональных образовательных учреждениях; Организация деловых игр, профориентационных групповых занятий с использованием активных методов обучения; Информирование учащихся о востребованности специалистов; Организация помощи родителям в вопросах сопровождения профессионального выбора ребенка; Организация пробы сил в выбираемой профессии (мастерские, участие в программах стажировки); Сопровождение формирования у учащихся объективного представления о своих возможностях; Обучение навыкам восполнения ресурсов.
Предварительный просмотр:
«Готовность учащихся 8-11 классов к дальнейшему обучению в средних специальных и высших учебных заведениях»
В настоящее время профессиональная ориентация является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она направлена на формирование готовности к профессиональному выбору. От уровня готовности к принятию решения о выборе профессионального учебного заведения и будущей профессии зависит дальнейшее профессиональное развитие.
При высоком образовательном цензе молодежи, возможность реализации полученных знаний на практике невелика, так как существует определенное расхождение предлагаемых образовательных услуг рыночному спросу и низкая самостоятельная активность на рынке молодежи.
Таким образом, четко обозначилась необходимость определения уровня готовности учащихся старших классов к профессиональному выбору.
В современной ситуации готовность к профессиональному выбору можно рассматривать как непрерывный процесс поиска смысла выбираемой профессии, ориентацию на развитие и осознание своих интересов и способностей, а также определение способов, с помощью которых можно реализовать поставленные профессиональные цели.
Ключевой характеристикой готовности к профессиональному выбору является преодоление неопределенности на личностно-мотивационном уровне за счет определения собственной профессиональной позиции.
Главные задачи формирования готовности к выбору профессии решаются выпускниками школ на основе анализа и осмысления реальных выборов, осуществления социальных и профессиональных проб, практических действий. Важную роль в процессе формирования готовности к выбору профессии наряду с рациональными (осознание, анализ, сопоставление и др.) играют нерациональные компоненты: чувства, переживания, привычки, интуиция.
Большое значение в последние годы приобретает возможность получения учащимися психологической консультации по сопровождению профессионального выбора непосредственно в рамках образовательного учреждения. Это позволяет максимально учесть индивидуальные особенности учащегося, его интересы, способности.
Организация исследования
В исследовании приняли участие 110 учащихся 8-11х классов. Главной целью данного исследования являлось определение готовности к профессиональному выбору учащихся старших классов.
С этой целью нами была разработана анкета, состоящая из 8 вопросов.
Первый вопрос был направлен на определение процента учащихся определившихся или неопределившихся в своем профессиональном выборе.
Четвертый вопрос был направлен на определение причин и затруднений в плане профессионального выбора.
Вопросы номер пять и шесть были направлены на определение уровня информированности старшеклассников о профессиях и учебных заведениях.
Третий пункт направлен на выяснение перечня наиболее значимых причин выбора профессии и образования. Определение движущих мотивов.
Вопрос семь отвечал за определение школьниками наиболее важных составляющих для достижения цели.
Восьмой вопрос отвечал за желаемый способ получения профессии.
Для формирования общей картины по результатам исследования готовности к профессиональному выбору старшеклассников нами был проведен анализ данных ( смотреть на слайдах)
Система общего образования (школа, гимназия и т. д.) имеет широкие возможности для помощи учащимся в личностном и профессиональном самоопределении. В процессе изучения школьных предметов педагоги могут достаточно подробно знакомить учащихся не только с конкретными знаниями, отраслями различных наук, но и с соответствующими сферами их профессионального применения (на уроке биологии – профессии естественно - научного цикла, на уроке математики – с профессии, требующие вычислений и точных математических расчетов и т. д.). Знакомство учащихся с профессиональной деятельностью в рамках образовательного процесса способствует не только профессиональному самоопределению и повышению готовности к выбору профессии, но и способствует осознанию прикладного характера изучаемых дисциплин, что демонстрирует учащимся практическую значимость изучаемых школьных предметов.
Таким образом, для повышения готовности к выбору профессии для учащихся старших классов важным является организация помощи по следующим направлениям:
¾ Предоставление информации об условиях обучения в профессиональных образовательных учреждениях;
¾ Организация деловых игр, профориентационных групповых занятий с использованием активных методов обучения;
¾ Информирование учащихся о востребованности специалистов;
¾ Организация помощи родителям в вопросах сопровождения профессионального выбора ребенка;
¾ Организация пробы сил в выбираемой профессии (мастерские, участие в программах стажировки);
¾ Сопровождение формирования у учащихся объективного представления о своих возможностях;
¾ Обучение навыкам восполнения ресурсов.
Предварительный просмотр:
Анкета профессиональной ориентации для учащихся 8-10 классов
Ф.И____________________________________________класс_________возраст_______
1 Если вы уже выбрали профессию, напишите, какую.
________________________________________________________________
2 Знаете ли вы, в каком учебном учреждении можно ее получить? Да/Нет
__________________________________________________________________________
3 Что повлияло на ваш выбор (для тех, кто уже выбрал, – не более трех вариантов):
1) высокая зарплата;
2) престижно;
3) мне это интересно;
4) посоветовали родители;
5) возможность трудоустройства.
4 Если не выбрали, то почему (для тех, кто еще не выбрал):
1) плохо знаю мир профессий;
2) плохо знаю свои возможности;
3) не могу выбрать из разных вариантов;
4) не знаю, как выбирать профессию;
5) еще не задумывался об этом.
5 Что вы знаете о своей будущей профессии (для тех, кто уже выбрал профессию, –
не более трех вариантов):
1) предмет, содержание, условия труда;
2) профессионально важные качества;
3) где можно получить эту профессию;
4) спрос на профессию на рынке труда;
5) все вышеперечисленное;
6) ничего.
6 Знаешь ли ты средний размер заработной платы по выбранной профессии? Да/Нет
В будущем я, скорее всего, предпочту (один вариант):
1) небольшой, но стабильный доход;
2) много работать и много получать;
3) мало работать и мало получать;
4) возможность высокой прибыли с риском все потерять;
5) не думаю об этом.
7 При достижении моих профессиональных целей важнее всего (не более трех
вариантов):
1) деньги;
2) связи;
3) трудолюбие;
4) способности;
5) образование;
6) случай.
8 Желательный для тебя способ получения профессии:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее профессиональное образование;
3) обучение на рабочем месте, курсы;
4) обучение не требуется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сводная циклограмма работы педагога - психолога и социального педагога в школе 8 вида.
Материал представляет интерес как для начинающих педагогов - психологов, так и "стажистов". Модель деятельности социально - психологического сопро...
Программа работы педагога-психолога по профориентации учеников 9 класса в школе-интернате 8вида
Профессиональная ориентация подросткоа с ОВЗ– это целенаправленная деятельность по подготовке подростков к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интер...
Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"
Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"...
Экспертная деятельность педагога-психолога. О работе педагога-психолога в рамках сотрудничества. Анкетирование учителей на предмет состояния эмоционального комфорта в школе. Удовлетворённость учащихся образовательным процессом.
Представлены виды работ педагога-психолога во взаимодействии с другими специалистами. Эта работа даёт положительные результаты....
Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".
Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...
"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.
Конкурс«Творческий учитель – 2021» https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...
Профилактическая работа педагога-психолога с агрессивными детьми. Реализация коррекционной работы непосредственно с обучающимися начальной школы имеющими агрессивные тенденции.
Проведение индивидуальной психокоррекционной работы является важным этапом помощи ребенку, имеющему агрессивное поведение....