Программа работы педагога-психолога по профориентации учеников 9 класса в школе-интернате 8вида
календарно-тематическое планирование по психологии (9 класс) на тему

Костюнина Ольга Александровна

 

Профессиональная ориентация подросткоа  с ОВЗ– это целенаправленная деятельность по подготовке подростков  к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа    работы  педагога-психолога  по профориентации  учеников 9класса школы-интерната 8 вида  ( на 3 четверть)

Профессиональная ориентация подросткоа  с ОВЗ– это целенаправленная деятельность по подготовке подростков  к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися.

 Цель : оказания профориентационной поддержки учащимся  с ОВЗ в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;

дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства    

Группа  учащихся   класса в составе 13 человек.

 Взрослые, задействованные в реализации основных задач  развивающей работы :    классный руководитель, воспитатели, соцпедагог,  педагог-психолог, зам.директора по УВР, родители выпускников., учителя столярного и швейного дела.

 

                Общий  план  работы в  рамках системы  развивающей работы

Этапы

Мероприятия

Сроки выполнения

Участники

1этап

Диагностический

 Изучение профессиональной направленности личности учащегося (ответственный за выполнение - школьный психолог

  • ДДО,Е.Климов (Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес).
  • Карта интересов. (Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности).
  • Тест-опросник Шмишека(выявление акцентуаций характера)
  • Анкетирование. Выявление профессиональных намерений учащихся: анкета «Кем быть?» (9 класс)

 14.01-17.01.2014

Ученики 9 класса

Педагог-психолог

2этап

Консультативно-просветительский

 

1.Консультации  с  учениками 9класса

  • Как выбрать профессию
  • Профессиональные склонности
  • Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции

2. Семинар с учителями, воспитателями выпускников  на тему :

«Профориентационная работа  с учащимися-выпускниками  в школе»

Цель семинара:

1.Мастер-класс, как одна из форм профессионального обучения  педагогов.  Познакомить с опытом работы  педагога-психолога по профориентации школьников.

 2. Знакомство с электронными ресурсами.

            Задачи мастер-класса:

  • передача педагогом-психологом  своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм  работы. Знакомство с опытом работы по профориентации школьников.
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.  
  • знакомство с электронными ресурсами.

3.Консультации  с родителями выпускников

  • Ваш ребенок-выпускник
  • Чем я как родитель могу помочь своему ребенку?
  • Индивидуальные консультации  с родителями по каждому ребенку.

 

4.Классные часы в 9 классе:

  • Мир профессий
  • Что мы знаем о профессиях
  • Ошибки в выборе профессии.
  • Последствия ошибок в выборе профессии.

 5.Родительское собрание в 9 классе

  • Ваш ребенок- выпускник!
  • Ошибки в выборе профессии(рекомендации и советы педагога-психолога родителям выпускников)
  • Составление памятки для учащихся и их родителей по выбору профессии.

6.Разработка и выпуск методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов, администрации:

• Психология выбора профессии

 • Использование игровых упражнений в профориентационной работе

 • Трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников

 • Конфликты профессионального самоопределения

 

 7.Общешкольная акция-  Рейтинг профессий «Самая востребованная профессия в нашей школе»

 

 20.01.14

22.01.14

24.01.14

29.01.2014 г

 

31.01.2014г

04.02.2014г

06.02.2014г

15.01.2014

22.01.2014

29.01.2014

05.02.2014

6.09.2013г

31.01.2014г

21.03.2014г

Январь

Февраль

Март

Апрель

25.02.2014г

Педагог-психолог

 

Педагог-психолог

 Зам.директора по УВР

Педагог-психолог

 Классный руководитель

Классный

Руководитель

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

3этап

Коррекционно-развивающий

 

  Цель программы:      формирование профориентационной компетентности старшеклассников путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего  .

Задачи:

  • Активизация внутренних психологических ресурсов старшеклассников для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу

  • Осознание целей выбора будущей профессии;

  • Развитие навыков конструктивного взаимодействия;

  • Формирование класса как команды, выработка общедоступных и принимаемых всем коллективом ценностей и ориентиров для возможности дальнейшего функционирования класса как единого целого с учетом личностных особенностей всех учеников, создание благоприятных условий для групповой работы;

  • Развитие навыков рефлексии.

 

Тренинг «Человек и профессия»(7часов)

1.Ознакомительное занятие (1час):

  • Знакомство с группой, введение, мотивирование, настрой группы на работу;

  • Беседа о выборе будущей профессии. Понятие и значение профессионального самоопределения.

  • Проведение активизирующей профориентационной методики «Я ХОЧУ – Я МОГУ»  обработка результатов с последующим обсуждением

2.Профориентационное тренинговое занятие(2ч)

  • Правила групповой работы, работа с умением жить "здесь и сейчас".
  • Понятие о профессиях и профессиональной деятельности, профессиональные стереотипы.
  • «Мое профессиональное будущее»

(Какое у меня призвание, чем лучше заниматься в жизни? Каким видят мое профессиональное будущее члены группы?)

3.Профориентационное тренинговое занятие (2ч)

  • Понятие об особенностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.

  • Требования профессии к человеку. Понятие профессионально важных качеств (ПВК)

4.Профориентационное  тренинговое  занятие

(2час) на коммуникативность

  • Значение эффективной коммуникации в различных ситуациях личностного и будущего профессионального взаимодействия.

  • Особенности восприятие себя и партнера по общению как участников коммуникации

  • Коммуникация как способ передачи и распространения информации. Определение коммуникативных барьеров, способы их преодоления.

  • Эффективное общение. Коммуникативные навыки при работе в группе.

  • Завершение работы тренинга, интеграция полученного опыта, соотнесение приобретенного опыта с поставленными целями  

Вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для старшеклассников. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное для старшеклассников – не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям.

Проведение тренинга является одним из способов предоставления возможности выпускников осмысления целей и планирования своей деятельности в рамках будущей профессии, а также построения системы отношений с другими людьми.

Во время занятия у старшеклассников вырабатываются навыки сотрудничества, умения, связанные с преодолением трудностей, развиваются такие качества, как доброжелательность, толерантность и эмпатия.

 

 

14.02.2014г

21.02.2014

28.02.2014

6.03.2014

Ученики 9 класса

Педагог-психолог

Социальный педагог

4 этап

Деловая игра

 Большая психологическая игра  « Путешествие в мир  профессий»

Цель:   помочь учащимся закрепить полученные  знания по основам выбора профессии; развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии.

Задачи: осознание целей выбора будущей профессии;

проживание ситуации сотрудничества;

развитие навыков конструктивного взаимодействия;

создание благоприятных условий для работы в группе;

развитие рефлексии.

1этап. Приветствие, знакомство с правилами игры.

2этап.Введение в тему игры, постановка ведущим проблемного вопроса-вы уже определились со своим выбором профессии?

3этап. Создание атмосферы творчества и положительного настроя. Игра «Атомы»

4этап. Погружение участников в ситуацию игры (в игровую реальность). Установка и правила игры.

5этап. Создание атмосферы доверия и сплочение учащихся в совместной деятельности .задание-рисование карты острова.

6этап. Построение своей деятельности, отношений с другими членами группы. Выбор профессии на необитаемом острове. Обсуждение.

7этап. Возвращение с острова и перемещение в недалекое будущее.

Предоставление возможности участникам сопоставить цели выбора профессии.

8этап. Выход из ситуации игры. Возвращение в свои настоящие роли (деролинг)

9этап. Подведение итогов игры. Предоставление возможности участникам проанализировать свои чувства, дать обратную связь другим игрокам.

12.03.2014г

(2часа)

Классный руководитель

Педагог-психолог

5 этап

Диагностический(итоговая диагностика)

Изучение профессиональной направленности личности учащегося (ответственный за заполнение - школьный психолог

  • ДДО,Е.Климов (Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес).
  • Карта интересов. (Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности).

Анкетирование. Выявление профессиональных намерений учащихся: анкета «Кем быть?» (9 класс)

18-20.03.2014г

Педагог-психолог

Продолжение  развивающей работы: работа   по профориентации  учеников 9 класса будет продолжена. Педагог-психолог  принимает участие в организации встреч с  яркими представителями  рекомендуемых профессии: повар, швея, столяр, парикмахер, слесарь .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодополняющая работа педагога-психолога и учителя начальных классов на этапах формирования УУД у учащихся начальной школы

Психологическая поддержка педагога.Метапредметные  результатыЗадача современного образования развивающая и коррекционная деятельностьОпределение понятия «универсальные учебные  действия...

Программа работы педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные моде...

Программы работы педагога-психолога

Программы работы педагога-психолога в образовательном учреждение, ориентирована на детей всех параллелей. В том числе, работа с детьми с ОВЗ ....

Программа работы педагога-психолога с группой

Программа коррекционно-развивающей работы. По данному направлению работы у психолога должны быть программы коррекционно-развивающих групповых занятий....

Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...

Программа работы педагога психолога по сохранению психологического здоровья педагогов

Организация  работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной...

Индивидуальная программа работы педагога-психолога с подростком с девиантным поведением.

В данном материале представленна программа индивидуального сопровождения подростка с девиантым поведением....